Сенсорная нагрузка производственная характеристика что писать

Сенсорная нагрузка производственная характеристика что писать

Сенсорные нагрузки – напряжение сенсорных систем, к которым относят зрение, слух, речь, характерных для любого вида труда, и особенно умственного.

Блок сенсорных характеристик, включающий длительность сосредоточенного наблюдения, плотность сигналов за 1 час, число объектов одновременного наблюдения, условно характеризует произвольное, волевое внимание, направленное на предмет деятельности

Характеристика работы по показателю "сенсорные нагрузки" в зависимости от класса условий труда подразделяется на:

  • – длительность сосредоточенного наблюдения (в % от времени смены) – сосредоточение, или концентрация внимания на каком-либо объекте – чем больше процент времени отводится в течение смены на сосредоточенное наблюдение, тем выше напряженность. Общее время рабочей смены принимается за 100 %;
  • – плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы – количество воспринимаемых и передаваемых сигналов (сообщений, распоряжений), позволяющее оценивать занятость или специфику деятельности работника. Чем больше число поступающих и передаваемых сигналов или сообщений, тем выше информационная нагрузка, приводящая к возрастанию напряженности. По форме (или способу) предъявления информации сигналы могут подаваться со специальных устройств (световые, звуковые сигнальные устройства, шкалы приборов, таблицы, графики, диаграммы, символы, текст, формулы и т. д.) и при речевом сообщении (по телефону, при непосредственном прямом контакте работников);
  • – число производственных объектов одновременного наблюдения" – указывает, на возрастает напряженность труда с увеличением числа объектов одновременного наблюдения;
  • – размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания (% от времени смены) – нагрузка на зрительный анализатор определяется размером объекта различения и продолжительностью наблюдения за предметом. Напряженность по данному показателю возрастает с уменьшением размера рассматриваемого предмета (изделия, детали, цифровой или буквенной информации и т. п.) и продолжительности времени наблюдения за предметом;
  • – "работа с оптическими приборами (микроскоп, лупа и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% от времени смены)"- определяется на основе хронометражных наблюдений время (часы, минуты) работы за оптическим прибором. Продолжительность рабочего дня принимается за 100%, а время фиксированного взгляда с использованием микроскопа, лупы переводится в проценты – чем больше процент времени, тем больше нагрузка, приводящая к развитию напряжения зрительного анализатора;
  • – "наблюдение за экраном видеотерминала (ч в смену)"- конкретное время (ч, мин) непосредственной работы пользователя ВДТ с экраном дисплея в течение всего рабочего дня при вводе данных, редактировании текста или программ, чтении информации буквенной, цифровой, графической с экрана. Чем больше время фиксации взора на экран пользователя ВДТ, тем больше нагрузка на зрительный анализатор и тем выше напряженность труда;
  • – "нагрузка на слуховой анализатор" – степень напряжения слухового анализатора в зависимости от разборчивости слов в процентах от соотношения между уровнем интенсивности речи и "белого" шума;
  • – "нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов наговариваемых в неделю)" – степень напряжения голосового аппарата в зависимости от продолжительности речевых нагрузок.

Классы условий труда по показателю "сенсорные нагрузки" представлены в табл. 2.2.

Рассмотрим несколько примеров.

Пример 1. Определить класс условий по показателю "сенсорные нагрузки" для слесаря механосборочных работ, осуществляющего сборку-разборку простых механизмов.

  • – длительность сосредоточенного наблюдения (% от времени смены) – до 45;
  • – плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы – отсутствует;

Таблица 2.2 Классы условий труда по показателю "сенсорные нагрузки"

Показатели тяжести трудового процесса

Классы условий труда

Оптимальный (легкая физическая нагрузка)

Допустимый (средняя физическая нагрузка)

Вредный (тяжелый труд)

2. Сенсорные нагрузки:

2.1. Длительность сосредоточенного наблюдения (% времени смены)

2.2. Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы

2.3. Число производственных объектов одновременного наблюдения

2.4. Размер объекта различения (при расстоянии от глаз работающего до объекта различения не более 0,5 м) в мм при длительности сосредоточенного наблюдения (% времени смены)

более 5 мм – 100%

  • 5 – 1,1 мм -более 50 %;
  • 1 – 0,3 мм – до 50 %;

менее 0,3 мм – до 25 %

1 – 0,3 мм -более 50 %;

менее 0,3 мм -26 – 50 %

менее 0,3 мм -более 50 %

2.5. Работа с оптическими приборами (микроскопы, лупы и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% времени смены)

2.6. Наблюдение за экранами видеотерминалов(часов в смену):

при буквенно-цифровом типе отображения информации:

при графическом типе отображения информации:

2.7. Нагрузка на слуховой анализатор (при производственной необходимости восприятия речи или дифференцированных сигналов)

Разборчивость слов и сигналов от 100 до 90 %. Помехи отсутствуют

Разборчивость слов и сигналов от 90 до 70 %. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 3,5 м

Разборчивость слов и сигналов от 70 до 50 %. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 2 м

Разборчивость слов и сигналов менее 50 % Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 1,5 м

2.8. Нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов, наговариваемое в неделю)

  • – число производственных объектов одновременного наблюдения – до 2;
  • – размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания (% от времени смены) – более 5 мм 100% времени смены;
  • – работа с оптическими приборами (микроскоп, лупа и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% от времени смены) – отсутствует;
  • – наблюдение за экраном видеотерминала (ч в смену)- отсутствует;
  • – нагрузка на слуховой анализатор – речь слышна на расстоянии до 3,5 м;
  • – нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов наговариваемых в неделю)- до 10.

Вывод: согласно данным табл. 2.2 имеем:

  • – по показателю "длительность сосредоточенного наблюдения (в % от времени смены)" согласно п. 2.1. – работа относится к классу 2;
  • – по показателю "плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы" согласно п. 2.2. – работа относится к классу 1;
  • – по показателю "число производственных объектов одновременного наблюдения" согласно п. 2.3. – работа относится к классу 1;
  • – по показателю "размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания (% от времени смены)" согласно п. 2.4. – работа относится к классу 1;
  • – по показателю "работа с оптическими приборами (микроскоп, лупа и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% от времени смены)" – согласно п. 2.5. – работа относится к классу 1;
  • – по показателю "наблюдение за экраном видеотерминала (ч в смену)" – согласно п. 2.6. – работа относится к классу 1;
  • – по показателю "нагрузка на слуховой анализатор" – согласно п. 2.7. – работа относится к классу 2;
  • – по показателю "нагрузка на голосовой аппарат" – согласно п. 2.8. – работа относится к классу 1.

Фактические значения классов условий труда по показателям напряженности трудового процесса заносятся в п. 2.1-2.8 протокола, графу "сенсорные нагрузки" (Приложение 5).

Пример 2. Определить класс условий по показателю "сенсорные нагрузки" для электрогазосварщика, осуществляющего сварку деталей.

  • – длительность сосредоточенного наблюдения (% от времени смены) – до 40;
  • – плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы – отсутствует;
  • – число производственных объектов одновременного наблюдения – до 2;
  • – размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания (% от времени смены) – более 5 мм 100% времени смены;
  • – работа с оптическими приборами (микроскоп, лупа и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% от времени смены) – отсутствует;
  • – наблюдение за экраном видеотерминала (ч в смену)- отсутствует;
  • – нагрузка на слуховой анализатор – речь слышна на расстоянии до 3,5 м;
  • – нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов наговариваемых в неделю)- до 12.

Вывод: согласно данным табл. 2.2 имеем:

  • – по показателю "длительность сосредоточенного наблюдения (в % от времени смены)" согласно п. 2.1. – работа относится к классу 2;
  • – по показателю "плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы" согласно п. 2.2. – работа относится к классу 1;
  • – по показателю "число производственных объектов одновременного наблюдения" согласно п. 2.3. – работа относится к классу 1;
  • – по показателю "размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания (% от времени смены)" согласно п. 2.4. – работа относится к классу 1;
  • – по показателю "работа с оптическими приборами (микроскоп, лупа и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% от времени смены)" – согласно п. 2.5. – работа относится к классу 1;
  • – по показателю "наблюдение за экраном видеотерминала (ч в смену)" – согласно п. 2.6. – работа относится к классу 1;
  • – по показателю "нагрузка на слуховой анализатор" – согласно п. 2.7. – работа относится к классу 2;
  • – по показателю "нагрузка на голосовой аппарат" – согласно п. 2.8. – работа относится к классу 1.
Читайте также:  Должен ли ответчик оплачивать адвоката истца

Фактические значения классов условий труда по показателям напряженности трудового процесса заносятся в п. 2.1-2.8 протокола, графу "сенсорные нагрузки" (Приложение 6).

Пример 3. Определить класс условий по показателю "сенсорные нагрузки" для главного бухгалтера, осуществляющего организацию и ведение бухгалтерского учета на предприятии.

  • – длительность сосредоточенного наблюдения (% от времени смены) – до 50;
  • – плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы – до 70;
  • – число производственных объектов одновременного наблюдения – 1;
  • – размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания (% от времени смены) – до 1 мм 50% времени смены;
  • – работа с оптическими приборами (микроскоп, лупа и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% от времени смены) – отсутствует;
  • – наблюдение за экраном видеотерминала (ч в смену)- до 5 часов;
  • – нагрузка на слуховой анализатор – разборчивость слов и сигналов до 100%;
  • – нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов наговариваемых в неделю)- до 14.

Вывод: согласно данным табл. 2.2 имеем:

  • – по показателю "длительность сосредоточенного наблюдения (в % от времени смены)" согласно п. 2.1. – работа относится к классу 2;
  • – по показателю "плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы" согласно п. 2.2. – работа относится к классу 1;
  • – по показателю "число производственных объектов одновременного наблюдения" согласно п. 2.3.- работа относится к классу 1;
  • – по показателю "размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания (% от времени смены)" согласно п. 2.4. – работа относится к классу 2;
  • – по показателю "работа с оптическими приборами (микроскоп, лупа и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% от времени смены)" – согласно п. 2.5. – работа относится к классу 1;
  • – по показателю "наблюдение за экраном видеотерминала (ч в смену)" – согласно п. 2.6. – работа относится к классу 3.2;
  • – по показателю "нагрузка на слуховой анализатор" – согласно п. 2.7. – работа относится к классу 1;
  • – по показателю "нагрузка на голосовой аппарат" – согласно п. 2.8. – работа относится к классу 1.

Фактические значения классов условий труда по показателям напряженности трудового процесса заносятся в п. 2.1-2.8 протокола, графу "сенсорные нагрузки" (Приложение 7).

Производственная характеристика для МСЭ: образец заполнения на 2018 год

Как правило, зачастую сотрудникам доверяют осуществлять заполнение документа самостоятельно. Несмотря на это, любую ответственность за отражение недостоверных данных будут нести только те должностные лица, которые ставили подписи под информацией на бланке характеристики.

  1. Основной текст оформленной на работника характеристики должен характеризовать конкретного сотрудника.
  2. Все поля бланка заполняются исключительно от третьего лица.
  3. Составление документа осуществляется на листе формата А4, и в большинстве случаев применяется типовая форма, используемая во многих учреждениях государственного и коммерческого характера.
  4. Заполнение характеристики как для МСЭ, так и для ВТЭК осуществляется с учетом существующих требований – какие-либо отклонения или отсутствие необходимой информации могут повлечь за собой отказ в приеме такого документа.
  5. Одним из наиболее важных требований является заполнение исключительно в настоящем или прошедшем времени (если с сотрудником на момент требования справки уже расторгнуты трудовые отношения).
  6. Оформленный документ в обязательном порядке должен заверяться не менее, чем двумя подписями. Как пример, визировать документ могут руководитель учреждения и начальник ОК.

Узнаем о всех важных факторах характеристики условий труда для МСЭ: образец ее заполнения

Заполняется характеристика, которая содержит сведения о характере работы, на специальном бланке, состоящем из 18 пунктов (личные данные, информация о месте работы человека), а также исходящие реквизиты и печати предприятия. Так как этот документ играет главную роль при проведении МСЭ, к его заполнению требуется отнестись со всей серьезностью:

Выдается этот документ работнику при направлении его на МСЭ для определения степени потери здоровья, а также присвоения инвалидности. Как правило, назначение такого обследования происходит после обнаружения у человека тяжелого заболевания или серьезной травмы. В характеристике для МСЭ подробно расписывается то, чем занимается сотрудник, какие работы выполняет и в каких условиях трудится. Все
эти сведения обязательно нужно написать в документе.

Сенсорная нагрузка

  • — по показателю «длительность сосредоточенного наблюдения (в % от времени смены)» согласно п. 2.1. — работа относится к классу 2;
  • — по показателю «плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы» согласно п. 2.2. — работа относится к классу 1;
  • — по показателю «число производственных объектов одновременного наблюдения» согласно п. 2.3. — работа относится к классу 1;
  • — по показателю «размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания (% от времени смены)» согласно п. 2.4. — работа относится к классу 1;
  • — по показателю «работа с оптическими приборами (микроскоп, лупа и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% от времени смены)» — согласно п. 2.5. — работа относится к классу 1;
  • — по показателю «наблюдение за экраном видеотерминала (ч в смену)» — согласно п. 2.6. — работа относится к классу 1;
  • — по показателю «нагрузка на слуховой анализатор» — согласно п. 2.7. — работа относится к классу 2;
  • — по показателю «нагрузка на голосовой аппарат» — согласно п. 2.8. — работа относится к классу 1.
  • — длительность сосредоточенного наблюдения (% от времени смены) — до 40;
  • — плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы — отсутствует;
  • — число производственных объектов одновременного наблюдения — до 2;
  • — размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания (% от времени смены) — более 5 мм 100% времени смены;
  • — работа с оптическими приборами (микроскоп, лупа и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% от времени смены) — отсутствует;
  • — наблюдение за экраном видеотерминала (ч в смену)- отсутствует;
  • — нагрузка на слуховой анализатор — речь слышна на расстоянии до 3,5 м;
  • — нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов наговариваемых в неделю)- до 12.

Сенсорная нагрузка производственная характеристика что писать

Длительность сосредоточенного наблюдения (% от времени смены). Чем она дольше, тем более выражены нервно-психические нагрузки. Колебания этого показателя у представителей разных профессий очень велики. Необходимость сосредоточенного наблюдения определяется прежде всего сложностью решаемых задач, неожиданностью поворотов в трудовой деятельности и пр. Этот показатель достигает максимальных величин у операторов, работающих за пультами и щитами управления в разных отраслях народного хозяйства, телефонистов, телеграфистов. К этой же категории работников относятся водители и машинисты транспортных средств.

Длительность сосредоточенного наблюдения занимает у них более 75 % времени рабочей смены. Нередко в сложных дорожных условиях водитель не слышит обращенной к нему речи пассажиров, отвечает невпопад. Это указывает на то, что внимание водителя полностью направлено на прием и переработку сигналов, идущих с улицы и из кабины (с приборной доски). Кстати, совершенно необязательно этот признак значительной сенсорной нервно-психической нагрузки должен быть обусловлен обилием информации, требующей оценки и выработки решения, что характерно для упомянутых профессий. Сигналов может быть немного, но они настолько значимы для качественного выполнения работы, что наблюдение за ними создает значительные сенсорные перегрузки.

Сенсорная нагрузка производственная характеристика что писать

Физическое напряжение организма при выполнении трудовой деятельности может быть обусловлено преимущественно выполнением или физической работы, или нагрузками на центральную нервную систему. В зависимости от этого труд характеризуется тяжестью или напряженностью.

Читайте также:  Как узнать чей инн физического лица

класс 2 — допустимый (напряженность труда средней степени) — условия труда, характеризующиеся такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиеническими нормативами для рабочих мест. Изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены, они не должны оказывать неблагоприятное воздействие в ближайшем и отдаленном периоде на здоровье работающего и его потомство.

Сенсорная нагрузка производственная характеристика что писать

Наиболее часто по данному критерию встречаются две ошибки. Первая заключается в том, что данным показателем оцениваются такие работы, когда наблюдение не является сосредоточенным, а осуществляется в дискретном режиме, как, например, у диспетчеров на щитах управления технологическими процессами, когда они время от времени отмечают показания приборов при нормальном ходе процесса. Вторая ошибка состоит в том, что высокие показатели по длительности сосредоточенного наблюдения присваиваются априорно, только из-за того, что в профессиональной деятельности данная характеристика ярко выражена, как, например, у водителей.

Пример. Для операторского вида деятельности объектами одновременного наблюдения служат различные индикаторы, дисплеи, органы управления, клавиатура и т. п. Наибольшее число объектов одновременного наблюдения установлено у авиадиспетчеров — 13, что соответствует классу 3.1, несколько ниже это число у телеграфистов — 8-9 телетайпов, у водителей автотранспортных средств (2 класс). До 5 объектов одновременного наблюдения отмечается у телефонистов, мастеров, руководителей, медсестер, врачей, конструкторов и других (1 класс).

Производственная характеристика для МСЭ: образец заполнения – 2018

Производственная характеристика нужна работнику в том случае, если он проходит освидетельствование медико-социальной экспертизой (МСЭ) на предмет получения группы инвалидности. Обязанность по ее заполнению ложится на работодателя, который не вправе отказать работнику в предоставлении этого документа. Производственную характеристику для МСЭ, бланк и пример ее заполнения можно посмотреть ниже.

  • Документ должен заполняться в настоящем либо в прошедшем времени, это будет зависеть от того, расторгнуты ли с работником трудовые отношений или нет.
  • Документ может быть заполнен как в печатном виде, так и от руки. В последнем случае данные просто вносятся в пустые строки бланка производственной характеристики.
  • Если бланк заполняется от руки, в нем не должно быть помарок и исправлений.
  • Характеристику подписывают двое или больше сотрудников предприятия (руководитель, главный бухгалтер, кадровик, представитель профсоюза и т.д.). Это будет зависеть от того, кто вносит данные в бланк.

Образец заполнения производственной характеристики для МСЭ

Медико-социальная экспертиза (МСЭ) проводится для установления степени ограничения трудоспособности конкретного гражданина в связи с выявленным у него заболеванием или же в связи с полученными им травмами. На основании её результатов составляется индивидуальный план реабилитации (ИПР), который должен помочь лицу, имеющему определённые ограничения в трудовой деятельности адаптироваться к новым жизненным условиям.

Если работник уже работает и получил инвалидность в процессе работы или вследствие заболевания, ему, возможно, понадобится дополнительные приспособления или же особый режим работы, который администрация должна предоставить. Обычно все рекомендации содержит индивидуальная программа реабилитации. Работник вправе её предоставить администрации или же не предоставлять, если он выполнять эти рекомендации не желает.

Сенсорная нагрузка для втэк образец заполнения

Так, она оформляется только непосредственно директором, на специально утвержденном бланке и заверяется врачом или медработников организации. Обязательным считается личная подпись генерального директора предприятия, и начальника управления персоналом организации.

Например, деятельность рабочего ООО «Большой завод» Иванова состоит в изготовлении деталей. Работа монотонная и именно из нее состоит вся его смена. Обязательно упомянуть уровень шумовых нагрузок, например так: «В цехе высокий уровень шума, шумовые нагрузки составляют почти 100% всего времени.

Формы трудовой деятельности

Физическое напряжение организма при выполнении трудовой деятельности может быть обусловлено преимущественно выполнением или физической работы, или нагрузками на центральную нервную систему. В зависимости от этого труд характеризуется тяжестью или напряженностью.

Важной основой профессионального отбора по психофизиологическим показателям служат особенности функций органов чувств, в частности физиологические признаки, связанные с порогами чувствительности анализаторных систем организма человека, к которым профессией предъявляются специфические требования.

Оценка напряженности трудового процесса

— восприятие сигналов (информации) и их оценка — способность работающего оценивать информацию, передаваемую посредством света, цвета, формы, тона, частоты и т.д. и производить определенные действия по выводу оборудования на нормальный режим функционирования или приведению факторов окружающей среды к нормативным значениям;

При выявлении интеллектуальных нагрузок трудовой процесс рассматривают с точки зрения ее мыслительной составляющей. Нагрузки имеют экспертные оценки, которые исследователь устанавливает на основе изучения функциональных обязанностей работников, регламентов работы, наблюдения алгоритма деятельности.

1. «Длительность сосредоточенного наблюдения (в % от времени смены)» – чем больше процент времени отводится в течение смены на сосредоточенное наблюдение, тем выше напряженность. Общее время рабочей смены принимается за 100 %.

Пример. Наибольшая длительность сосредоточенного наблюдения за ходом технологического процесса отмечается у операторских профессий: телефонисты, телеграфисты, авиадиспетчеры, водители транспортных средств (более 75 % смены – класс 3.2). Несколько ниже значение этого параметра (51–75 %) установлено у врачей (класс 3.1). От 26 до 50 % значения этого показателя колебалось у медицинских сестер, мастеров промышленных предприятий (2 класс). Самый низкий уровень этого показателя наблюдается у руководителей предприятия, научных работников, конструкторов (1 класс – до 25 % от общего времени смены).

В основе этого процесса, характеризующего напряженность труда, лежит сосредоточение, или концентрация внимания на каком-либо реальном (водитель) или идеальном (переводчик) объекте, поэтому данный показатель следует трактовать шире, как «длительность сосредоточения внимания», которое проявляется в углубленности в деятельность. Определяющей характеристикой здесь является именно сосредоточение внимания в отличие от пассивного характера наблюдения за ходом технологического процесса, когда исполнитель периодически, время от времени контролирует состояние какого-либо объекта.

Различия здесь определяются следующим. Длительное сосредоточенное наблюдение необходимо в тех профессиях, где состояние наблюдаемого объекта все время изменяется, и деятельность исполнителя заключается в периодическом решении ряда задач, непрерывно следующих друг за другом, на основе получаемой и постоянно меняющейся информации (врачи-хирурги в процессе операции, корректоры, переводчики, авиадиспетчеры, водители, операторы радиолокационных станций, и т. д.).

Наиболее часто по данному критерию встречаются две ошибки. Первая заключается в том, что данным показателем оцениваются такие работы, когда наблюдение не является сосредоточенным, а осуществляется в дискретном режиме, как, например, у диспетчеров на щитах управления технологическими процессами, когда они время от времени отмечают показания приборов при нормальном ходе процесса. Вторая ошибка состоит в том, что высокие показатели по длительности сосредоточенного наблюдения присваиваются априорно, только из-за того, что в профессиональной деятельности данная характеристика ярко выражена, как, например, у водителей.

Так, у водителей транспортных средств, длительность сосредоточенного наблюдения в процессе управления транспортным средством в среднем более 75 % времени смены; на этом основании работа всех водителей оценивается по данному показателю классом 3.2. Однако, это справедливо далеко не для всех водителей.

Например, этот показатель существенно ниже у водителей вахтовых и пожарных автомобилей, а также автомобилей, на которых смонтировано специальное оборудование (бурильные, паровые установки, краны, и др.). Поэтому данный показатель необходимо оценивать в каждом конкретном случае по его фактическому значению, получаемому либо с помощью хронометража, либо иным способом.

Например, у сварщиков длительность сосредоточенного наблюдения достаточно точно можно определить, измерив, время сгорания одного электрода и подсчитав число использованных за рабочую смену электродов. У водителей автомобилей его легко определить по показателю сменного пробега (в км), деленному на среднюю скорость движения автомобиля (км в час) на данном участке, сведения о которой можно получить в соответствующем отделении Российской транспортной инспекции. На практике достаточно часто такие расчеты показывают, что суммарное время вождения автомобиля и, соответственно, длительность сосредоточенного наблюдения не превышают 2–4 часов за рабочую смену. Хорошие результаты дает также использование технологической документации, например, карт технологического процесса, паспортов рабочих мест, и др.

2. «Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы» – количество воспринимаемых и передаваемых сигналов (сообщений, распоряжений) позволяет оценивать занятость, специфику деятельности работника. Чем больше число поступающих и передаваемых сигналов или сообщений, тем выше информационная нагрузка, приводящая к возрастанию напряженности. По форме (или способу) предъявления информации сигналы могут подаваться со специальных устройств (световые, звуковые сигнальные устройства, шкалы приборов, таблицы, графики и диаграммы, символы, текст, формулы и т. д.) и при речевом сообщении (по телефону и радиофону, при непосредственном прямом контакте работников).

Читайте также:  Запрет на фотосъемку в детском саду

Пример. Наибольшее число связей и сигналов с наземными службами и с экипажами самолетов отмечается у авиадиспетчеров – более 300 (класс 3.2) Производственная деятельность водителя во время управления транспортными средствами несколько ниже – в среднем около 200 сигналов в течение часа (класс 3.1) К этому же классу относится труд телеграфистов. В диапазоне от 75 до 175 сигналов поступает в течение часа у телефонистов (число обслуженных абонементов в час от 25 до 150). У медицинских сестер и врачей реанимационных отделений (срочный вызов к больному, сигнализация с мониторов о состоянии больного) – 2 класс. Наименьшее число сигналов и сообщений характерно для таких профессий, как лаборанты, руководители, мастера, научные работники, конструкторы – 1 класс.

Существенных ошибок можно избежать, если не присваивать высоких значений данного показателя во всех случаях и только вследствие того, что восприятие сигналов и сообщений является характерной особенностью работы. Например, водитель городского транспорта воспринимает в час около 200 сигналов. Однако, этот показатель может быть существенно ниже у водителей, например, междугородных автобусов, водителей «дальнобойщиков», водителей вахтовых автомобилей или в случаях, когда плотность транспортного потока невелика, что характерно для сельской местности. Точно так же телеграфисты и телефонисты узла связи крупного города будут существенно отличаться по данному показателю от коллег, работающих в небольшом узле связи.

3. «Число производственных объектов одновременного наблюдения» – указывает, что с увеличением числа объектов одновременного наблюдения возрастает напряженность труда. Эта характеристика труда предъявляет требования к объему внимания (от 4 до 8 не связанных объектов) и его распределению как способности одновременно сосредоточивать внимание на нескольких объектах или действиях.

Необходимым условием для того, чтобы работа оценивалась данным показателем, является время, затрачиваемое от получения информации от объектов одновременного наблюдения до действий: если это время существенно мало и действия необходимо выполнять сразу же после приема информации одновременно от всех необходимых объектов (иначе нарушится нормальный ход технологического процесса или возникнет существенная ошибка), то работу необходимо характеризовать числом производственных объектов одновременного наблюдения (пилоты, водители, машинисты других транспортных средств, операторы, управляющие роботами и манипуляторами, и др.). Если же информация может быть получена путем последовательного переключения внимания с объекта на объект и имеется достаточно времени до принятия решения и/или выполнения действий, а человек обычно переходит от распределения к переключению внимания, то такую работу не следует оценивать по показателю «число объектов одновременного наблюдения» (дежурный электрослесарь по КИПиА, контролер-обходчик, комплектовщик).

Пример. Для операторского вида деятельности объектами одновременного наблюдения служат различные индикаторы, дисплеи, органы управления, клавиатура и т. п. Наибольшее число объектов одновременного наблюдения установлено у авиадиспетчеров – 13, что соответствует классу 3.1, несколько ниже это число у телеграфистов – 8–9 телетайпов, у водителей автотранспортных средств (2 класс). До 5 объектов одновременного наблюдения отмечается у телефонистов, мастеров, руководителей, медсестер, врачей, конструкторов и других (1 класс).

4. «Размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания (% от времени смены)». Чем меньше размер рассматриваемого предмета (изделия, детали, цифровой или буквенной информации и т. п.) и чем продолжительнее время наблюдения, тем выше нагрузка на зрительный анализатор. Соответственно возрастает класс напряженности труда.

В качестве основы размеров объекта различения взяты категории зрительных работ из СНиП 23-05–95 «Естественное и искусственное освещение». При этом необходимо рассматривать лишь такой объект, который несет смысловую информацию, необходимую для выполнения данной работы. Так, у контролеров это минимальный размер дефекта, который необходимо выявить, у операторов ПЭВМ – размер буквы или цифры, у оператора — размер шкалы прибора, и т. д. (Часто учитывается только эта характеристика и не учитывается другая, в той же степени необходимая – длительность сосредоточения внимания на данном объекте, которая является равноценной и обязательной.)

В ряде случаев, когда размеры объекта малы, прибегают к помощи оптических приборов, увеличивающих эти размеры. Если к оптическим приборам прибегают, время от времени, для уточнения информации, объектом различения является непосредственный носитель информации. Например, врачи-рентгенологи при просмотре флюорографических снимков должны дифференцировать затемнения диаметром до 1 мм (класс 3.1), и время от времени для уточнения информации пользуются лупой, что увеличивает размер объекта и переводит его в класс 2, однако основная работа по просмотру снимков проводится без оптических приборов, поэтому такая работа должна оцениваться по данному критерию классом 3.1.

В случае, если размер объекта настолько мал, что он неразличим без применения оптических приборов, и они применяются постоянно (например, при подсчете форменных элементов крови, размеры которых находятся в пределах 0.006–0.015 мм, врач-лаборант всегда использует микроскоп), должен регистрироваться размер увеличенного объекта.

5. «Работа с оптическими приборами (микроскоп, лупа и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% от времени смены)». На основе хронометражных наблюдений определяется время (часы, минуты) работы за оптическим прибором. Продолжительность рабочего дня принимается за 100%, а время фиксированного взгляда с использованием микроскопа, лупы переводится в проценты – чем больше процент времени, тем больше нагрузка, приводящая к развитию напряжения зрительного анализатора.

К оптическим приборам относятся те устройства, которые применяются для увеличения размеров рассматриваемого объекта – лупы, микроскопы, дефектоскопы, либо используемых для повышения разрешающей способности прибора или улучшения видимости (бинокли), что также связано с увеличением размеров объекта. К оптическим приборам не относятся различные устройства для отображения информации (дисплеи), в которых оптика не используется – различные индикаторы и шкалы, покрытые стеклянной или прозрачной пластмассовой крышкой.

6. «Наблюдение за экраном видеотерминала (ч в смену)». Согласно этому показателю фиксируется время (ч, мин) непосредственной работы пользователя ВДТ с экраном дисплея в течение всего рабочего дня при вводе данных, редактировании текста или программ, чтении информации буквенной, цифровой, графической с экрана. Чем больше время фиксации взора на экран пользователя ВДТ, тем больше нагрузка на зрительный анализатор и тем выше напряженность труда.

Критерий «наблюдение за экранами видеотерминалов» следует применять для характеристики напряженности трудового процесса на всех рабочих местах, которые оборудованы средствами отображения информации как на электронно-лучевых, так и на дискретных (матричных) экранах (дисплеи, видеомодули, видеомониторы, видеотерминалы).

7. «Нагрузка на слуховой анализатор».

Степень напряжения слухового анализатора определяется по зависимости разборчивости слов в процентах от соотношения между уровнем интенсивности речи и «белого» шума. Когда помех нет, разборчивость слов равна 100 % – 1 класс. Ко 2-му классу относятся случаи, когда уровень речи превышает шум на 10–15 дБА и соответствует разборчивости слов, равной 90–70 % или на расстоянии до 3,5 м и т. п.

Наиболее часто встречаемой ошибкой при оценке напряженности трудового процесса является та, когда данным показателем характеризуется любая работа, приводящаяся в условиях повышенного уровня шума. Показателем «нагрузка на слуховой анализатор» необходимо характеризовать такие работы, при которых исполнитель в условиях повышенного уровня шума должен воспринимать на слух речевую информацию или другие звуковые сигналы, которыми он руководствуется в процессе работы. Примером работ, связанных с нагрузкой на слуховой анализатор, является труд телефониста производственной связи, звукооператора ТВ, радио, музыкальных студий.

8.«Нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов наговариваемых в неделю)». Степень напряжения голосового аппарата зависит от продолжительности речевых нагрузок. Перенапряжение голоса наблюдается при длительной, без отдыха голосовой деятельности.

Пример. Наибольшие нагрузки (класс 3.1 или 3.2) отмечаются у лиц голосо-речевых профессий (педагоги, воспитатели детских учреждений, вокалисты, чтецы, актеры, дикторы, экскурсоводы и т. д.). В меньшей степени такой вид нагрузки характерен для других профессиональных групп (авиадиспетчеры, телефонисты, руководители и т. д. – 2 класс). Наименьшие значения критерия могут отмечаться в работе других профессий, таких как лаборанты, конструкторы, водители автотранспорта (1 класс).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector