Централизация закупок плюсы и минусы

Централизация закупок плюсы и минусы

На предприятиях закупочная логистика может осуществляться централизованно или децентрализовано. То есть для каждого цеха или производственного отдела может существовать свой отдел закупок, отвечающий за определенные категории материалов. И таких отделов на предприятии может быть несколько – это зависит от размера организации. Либо же все закупки осуществляются централизованно и находятся в ведении одного отдела логистики закупок. У каждого метода есть свои плюсы и минусы, но чаще используют централизованный способ ведения закупок.

Существует три варианта централизованных закупок:

1) закупки из единого места (полностью централизованное снабжение);
2) координированное снабжение, осуществляемое отдельными структурами;
3) снабжение на основе рекомендаций центра.

Преимущества централизованных закупок заключаются в следующем:
– консолидация закупаемых материальных ресурсов обеспечивает скидки за большие партии.

– у поставщиков, взаимодействующих с центральным отделом закупок, появляется стимул конкурировать за все или большую часть заказов;

– снижаются затраты по размещению заказов;

– упрощается процесс стандартизации видов закупок;

– отсутствует административное дублирование;

– повышается степень контроля за исполнением поставщиками договорных обязательств;
– повышается специализация сотрудников отдела закупок и т.п.

Степень централизации закупок напрямую зависит от однотипности приобретаемых материальных ресурсов и услуг. Недостатком таких закупок является сложность оперативного управления поставками.

Потребность в децентрализованных закупках диктуется близостью расположения к поставщикам и возможностью поддержания с ними хороших отношений и их контроллинга. Главным их преимуществом служит возможность быстро реагировать на изменения потребностей в закупках. Среди других причин, работающих на децентрализацию, выделяются:

– необходимость того, чтобы решения по закупкам осуществлялись как можно ближе к тому месту, где будут решаться проблемы;

– общая тенденция по созданию независимых центров прибыли, имеющих децентрализованные полномочия (идея выражается в том, что если на закупочные расходы приходится более половины общих издержек, то каждый центр прибыли должен получить право самостоятельно принимать решения в отношении закупок и поставщиков);

– обычно децентрализация способствует более тесным взаимоотношениям с поставщиками;
– появляется возможность осуществления бенчмаркинга, т.е. сопоставления своих показателей с показателями других предприятий, где ведется похожая деятельность.
– поддержка местных поставщиков, что приводит к снижению расходов на транспортировку.
Недостатками децентрализованных закупок являются:

– координация взаимосвязанных функциональных областей логистики усложняется;
– разделение организации на подразделения может способствовать усилению корпоративных межфункциональных конфликтов

– сложность повышения квалификации сотрудников отделов закупок и подготовки менеджеров по корпоративному снабжению;

– создаются предпосылки для использования корпоративными подразделениями неформальных процедур в закупках и т.п.

15.Правовая база для осуществления внешнеэкономических сделок.

В правовом регулировании внешнеэкономических сделок большую роль играют международные договоры регионального и универсального характера. Особое значение при заключении внешнеэкономических контрактов имеет Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 года (Венская конвенция), участницей которой (как правопреемник СССР) является Российская Федерация СН, содержащая общие условия и порядок осуществления платежей. СССР присоединился к ней 23 мая 1990 г., поэтому ее положения в силу правопреемства являются обязательными для России. Венская конвенция 1980 г. Вступила в силу на территории России с 1 сентября 1994 г.

В Конвенции предусмотрена обязанность покупателя уплатить цену за товар, установлены место и срок платежа, последствия неуплаты за товар, включая начисление процентов за просрочку платежа, возмещение убытков и т.д.

«Порядок платежей по внешнеэкономическим контрактам предусмотрен другими международными соглашениями, в частности Общими условиями поставок товаров между организациями стран — членов СЭВ (ОУП СЭВ 1968/1998 гг.), Общими условиями поставок товаров из Союза ССР в Китайскую Народную Республику и из Китайской Народной Республики в Союз ССР, Общими условиями поставок товаров между внешнеторговыми организациями Союза ССР и внешнеторговыми организациями Корейской Народно-Демократической Республики» [3]. Следует иметь в виду, что в соответствии с действующим законодательством международные договоры (конвенции), в которых участвует Российская Федерация, рассматриваются как часть национальной правовой системы, имеющей приоритетное значение и обязательный характер. Это вытекает из п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, закрепившей правило, что: «общепризнанные принципы и нормы международ­ного права и международные договоры Российской Федерации являются частью правовой системы. Если международным договором установ­лены иные прави­ла, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» [3].

Существует также ряд международных соглашений универсального уровня по регулированию внешне­экономических сделок. Это, прежде всего, Гаагские конвенции 1964 г. «О единообразном законе о международной купле-продаже товаров» и «О единообразном законе о порядке заключения договоров о международной купле-продаже товаров». В силу ограниченного числа стран, подписавших эти конвенции, они не получили широкого распрост­ранения. СССР (и, следовательно, Россия) не является участником этих конвенций. Данная конвенция носит универсальный и компромиссный характер, поскольку в ней учтены принципы и институты различных правовых систем, а также приняты во внимание интересы развивающихся стран в установлении нового международного экономического порядка. Гаагские конвенции 1964 г. по сути дела включены в Венскую конвенцию 1980 г.

Государства-участники Гаагских конвенций 1964 г. Должны объявить об их денонсации в случае присоединения к Венской конвенции 1980 г. (Ст.99, гл.3) или ее ратификации. В связи с предусмотренным в законодательстве России особым порядком подписания внешнеэкономических сделок, предусмотренным в Постановление Совета Министров СССР от 14.02.1978 г., Венская конвенция 1980 г. Действует на территории России с оговоркой о соблюдении письменной формы договоров международной купли-продажи товаров, если одна из сторон является российским предприятием.

Условия о платежах по внешнеторговым контрактам включены также и в принятый в 1994 году Международным институтом унификации частного права (УНИДРУА) документ «Принципы междуна­родных коммерческих контрактов» («Principles of International Commercial Contracts»), который также может быть использован при заключении контрактов.

«Важное значение при заключении и исполнении внешнеэкономических сделок, а особенно договоров международной купли-продажи, играют между­народные обычаи. С тем, чтобы избежать проти­воречий между торговыми партнерами в понимании торговых обычаев, Международная торговая палата разработала и выпустила сборники их толкований — «Инкотермс» — в 1953 г. Со временем «Инкотермс» несколько раз переиздавали, внося дополнения и изменения. С правовой точки зрения «Инкотермс»представляет собой свод правил, имеющих факуль­тативный характер, что следует из указания п.22 Введения к редакции 1990 года о том, что коммерсанты, желающие использовать настоящие правила, должны предусматривать, что их договоры будут регулироваться положениями «Инкотермс» 1990 г.» [3].

Читайте также:  Можно ли снять диагноз аутизм

Применение базисных условий упрощает составле­ние и согласование контрактов, помогает контра­гентам найти равноправные способы разрешения возникающих разногласий.

Основным коммерческим документом является коммерческий счет, или счет-фактура. Коммер­чес­кий счет выставляется на покупателя и содержит указание суммы, предъявляемой к платежу. В ком­мерческом счете содержится полное и точное наименование товара; в остальных документах описание товара может быть дано в общих выраже­ниях.

Транспортный документ является основанием для выписки коммерческого счета. К транспортным документам относятся: коносаменты (морские и речные), дающие их держателям право собствен­ности на товар; накладные (железнодорожные, авто- и авианакладные); приемосдаточные акты, а также почтовые квитанции, сохранные расписки и складские свидетельства.

Страховые полисы или страховые сертификаты свидетельствуют о наличии договора страхования груза.

К другим коммерческим документам относятся различного рода сертификаты (происхождения, качества, веса, габаритов, и т.д.).

В условиях контракта должно быть указано наименование представляемых документов и кем они должны быть выданы, а в случае, если требуется представление специфических документов, — их содержание.

16.Внешнеторговый контракт, основные типичные условия.

Внешнеторговый контракт является по своей правовой сути обычным договором купли-продажи между участниками из разных стран.

· наименование сторон—участников сделки;

· количество и качество товара;

· базисные условия поставки(Инкотермс, см. в 29 вопросе);

· условия платежа(инкассо, аккредетив, по открытому счету);

· санкции и рекламации (штрафы, претензии);

· юридические адреса и подписи сторон.

К несущественным (дополнительным) условиям обычно относятся:

· условия сдачи-приемки товара;

· упаковка и маркировка;

· прочие условия.сборы (включая портовые и доковые), налоги и таможенные расходы на территории страны Продавца, связанные с выполнением настоящего контракта, оплачиваются Продавцом и за его счет. Получение экспортных лицензий, если таковые потребуются, лежит на обязанности Продавца.

Ни одна из сторон не вправе передать свои права и обязательства по контракту без письменного на то согласия другой стороны.

11. Юридические адреса

наименование сторон—участников сделки;

количество и качество товара;

базисные условия поставки;

санкции и рекламации (штрафы, претензии);

юридические адреса и подписи сторон.

К несущественным (дополнительным) условиям обычно относятся:

условия сдачи-приемки товара;

упаковка и маркировка;

Дата добавления: 2015-11-05 ; просмотров: 7940 | Нарушение авторских прав

Количество осуществляемых государственных и муниципальных закупок, которые регулярно осуществляются для обеспечения нужд различных государственных органов и учреждений, постоянно растет. Именно по этой причине на законодательном уровне было принято решение о необходимости осуществления централизации проводимых закупок, если их возможно объединить по какому-либо признаку.

Какие виды централизации на сегодняшний день существуют, и каким образом происходит реализация принципа централизации закупок?

Понятие и ключевые типы централизации проводимых закупок

Централизация закупок – это объединение проводимых закупочных процедур по какому-либо признаку с передачей права проведения таких процедур одному уполномоченному органу или наиболее крупному заказчику с целью сокращения осуществляемых процедур и уменьшению сроков исполнения подписанных в итоге контрактов.

На сегодняшний день существуют несколько основных типов централизации, которые призваны облегчить и сделать максимально прозрачным функционирование созданной в Российской Федерации контрактной системы. К числу основных типов централизации относятся:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

В рамках действующего законодательства была также создана и вертикальная централизация, однако, на сегодняшний день она не получила распространения из-за сложности ее организации.

Базовая централизация

Данный тип централизации представляет собой наиболее распространенный в плане осуществления, так как может использоваться на различных уровнях осуществления закупок. В рамках непосредственной реализации данного типа централизации осуществляется разделение полномочий между уполномоченным органом на проведение закупок и потенциальным государственным заказчиком.

При проведении такой закупочной процедуры централизация выглядит следующим образом:

  • уполномоченный государственный орган или специально созданный единый заказчик проводит все процедуры, которые предусмотрены для определения того или иного поставщика или исполнителя;
  • заказчик обосновывает необходимость проведения той или иной закупки, а также формирует начальную максимальную цену контракта и ведет в полном объеме всю процедуру от момента определения исполнителя по контракту до подписания контракта и принятия результатов по итогам его исполнения.

Так, на заказчика, кроме перечисленных выше обязанностей, возложены и другие, к которым относятся:

  • создание на основании имеющихся потребностей плана закупок, а также плана-графика потенциально осуществляемых закупочных процедур;
  • в том случае, если некоторые закупки требуют проведения общественного обсуждения, то именно заказчик своими силами должен осуществлять такую процедуру;
  • выбор и обоснование того или иного способа определения потенциального исполнителя;
  • подготовка всей необходимой закупочной документации, в которой будет сформировано описание объекта закупки, обоснована начальная максимальная цена контракта, формирование проекта контракта, который в последующем будет подписан с победителем закупочной процедуры;
  • порядок внесения средств в качестве обеспечения заявки на участие и обеспечения исполнения контракта;
  • обработка запросов на разъяснение закупочной документации и передача ответов на запросы в уполномоченные органы на проведение централизованной закупки;
  • подписание контракта с победителем проведенной процедуры и направление информации о заключении такого контракта в реестр контрактов, а также формирование информации о том, в каком объеме и насколько качественно заключенный контракт исполнен;
  • размещение в Единой информационной системе информации в виде отчетов об исполнении контракта;
  • заключение контрактов с единственным поставщиком, а также проведение запроса предложений по итогам признания несостоявшимися аукциона или конкурса как процедуры определения исполнителя по контракту.
Читайте также:  Справка о совместном проживании ребенка с родителем

Что же касается полномочий, которые возлагаются на специальный орган по централизации закупок, то здесь следует отметить:

  • подготовка извещений о планируемой к проведению закупки и размещение необходимой информации в Единой информационной системе;
  • организация единой закупочной комиссии и осуществление ее деятельности, в том числе путем ведения всех необходимых протоколов и размещения их в указанные сроки в ЕИС;
  • размещение в ЕИС всех необходимых сведений о проводимой закупке, в том числе проекта контракта и документации о закупке для ознакомления с ними потенциальных участников закупочной процедуры;
  • обеспечение сохранности до момента вскрытия конвертов с заявками на участие в проводимой закупочной процедуре, а также сохранение конфиденциальными поданных электронных заявок на участие до момента их вскрытия для последующей оценки относительно возможностей участия в проводимых процедурах;
  • предоставление возможности представителям юридических лиц и индивидуальных предпринимателей присутствовать в момент вскрытия заявок и проведения их анализа для принятия решения о дальнейшем допуске к участию в закупке;
  • обеспечение хранения всех документов о закупке в соответствии с установленными законом требованиями и в течение срока, который определен для тех или иных закупочных процедур.

Ведомственная централизация

Данный вид централизации используется в настоящее время также часто, как и базовая, что обусловлено целым рядом ее особенностей. Чаще всего ведомственная централизация носит характер совмещенного с базовой, так как на заказчике лежит обязанность подготовки закупочной документации, а также проведения ряда мероприятий, направленных на взаимодействие с потенциальными участниками закупки. Однако суть такой централизации заключается в том, что централизованные закупки проводятся для нужд какого-либо ведомства и всех подчиненных ему учреждений (например, в Тульской области Министерство труда и социальной защиты населения проводит централизованные закупки для всех органов социальной защиты населения, а также для нужд Центра занятости населения Тульской области, расположенных на территории Тульской области, если начальная максимальная цена контракта превышает пятьсот тысяч рублей независимо от выбранной формы проведения такой закупки).

При этом контракт должен подписать тот заказчик, который выступил инициатором проведения закупки. И на плечи этого же заказчика ложится обязанность о необходимости размещения всей итоговой информации в ЕИС.

Предметная централизация

Этот вид централизации встречается чаще всего в отношении тех закупок, которые проводятся для какой-либо конкретной отрасли, например, для осуществления закупок в интересах дошкольных образовательных учреждений.

Еще одним видом предметной централизации становится централизованная закупка, которая осуществляется уполномоченным на то органом федерального или регионального уровня, если проведение такой закупки отвечает главному требованию – необходимости приобретения сходных или аналогичных товаров для нескольких заказчиков (например, для дошкольных и школьных образовательных учреждений должны быть закуплены методические пособия для педагогического состава, а также раздаточный материал для дошкольников и школьников). Как и в случае предметной централизации в рамках одной отрасли, в данном случае заказчику необходимо только обосновать необходимость проведения для него такого вида закупки, а также обозначить уровень своих потребностей.

Уполномоченные органы на проведение централизованных закупок и порядок взаимодействия с заказчиками

Создание уполномоченных органов на проведение государственных и муниципальных закупок и их функционирование полностью отрегулировано положениями части 1 статьи 26 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок».

Вся процедура проведения закупки уполномоченным органом на проведение централизованных закупок осуществляется на основании действующих положений Федерального закона «О контрактной системе». Что же касается выбора того способа, который следует рассматривать как наиболее оптимальный для определения исполнителя по тому или иному государственному контракту, то такой выбор должен быть осуществлен самим уполномоченным органом на проведение централизованной закупки на основании целого ряда показателей, в числе которых следует рассматривать:

  • срочность обеспечения интересов и нужд того или иного заказчика, который подал заявку на проведение централизованной закупки;
  • начальная максимальная цена контракта (чем меньше данная сумма, тем меньше необходимость проводить крупные торговые процедуры, например, аукцион или конкурс);
  • участие в централизованной закупке нескольких заказчиков, чьи интересы представляет уполномоченный государственный орган.

Что же касается проведения самой выбранной процедуры, то она будет проводиться в соответствии с установленным в соответствующих статьях регламентом. При этом заказчик в лице его контрактного управляющего или уполномоченного сотрудника контрактной службы должен участвовать в подписании всех протоколов и других предусмотренных законом документов, которые должны сопровождать проводимую процедуру.

Плюсы и минусы проведения централизованных закупок с точки зрения заказчика

Проведение централизованных закупок, несмотря на то, что они осуществляются на основании тщательного государственного регулирования, имеют свои положительные и отрицательные стороны. К числу положительных следует отнести:

  • снижение ответственности для заказчика в части соблюдения сроков и требований законодательства относительно отображения в Единой информационной системе всех результатов проведенной закупочной процедуры;
  • наличие возможности получить квалифицированную консультацию сотрудника, проводящего закупочные процедуры, относительно вопросов подготовки документации или иных спорных вопросов при проведении той или иной закупки;
  • возможность получения необходимого товара, услуг или работ по цене ниже, чем была запланирована, в результате большего снижения НМЦК из-за большего объема закупаемого материала.

К минусам централизованной закупки относятся:

  • срок проведения процедуры, который может быть увеличен по причине увеличения НМЦК свыше трех миллионов из-за необходимости проведения большего объема закупки, чем планировал сам заказчик;
  • отсрочка проведения закупки из-за необходимости набрать определенный объем заказываемых товаров, работ или услуг для проведения единой централизованной закупки по одному из видов централизации;
  • необходимость неоднократного согласования всех подготавливаемых документов для проведения закупочной процедуры.

Однако в некоторых случаях централизованные закупки могут выступать серьезным подспорьем в реализации крупных закупочных процедур и при осуществлении экономии бюджетных средств.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Читайте также:  Фельдшер лаборант медицинский лабораторный техник профстандарт

Минувший год оказался чуть ли не рекордсменом по количеству нововведений в процесс госзакупок – больше процессуальных изменений было внесено, пожалуй, только в 2013-2014 годах, в связи с подготовкой к олимпиаде в Сочи. Суть же текущих изменений сводится к централизации государственных закупок, дабы они проходили по одному принципу, и желательно по единому стандарту, что должно ускорить процесс выбора поставщика и заключения договоров, а также упростить и дополнительно систематизировать существующую довольно разветвленную и сложную систему.

Главной инициативой 2017 года является переход к централизованной системе закупок как эффективному средству облегчения доступа малого и среднего бизнеса к системе госзакупок в целом. Задача вполне актуальна, учитывая, что проблема доступа к государственным тендерам для малого и среднего бизнеса действительно существует. В настоящее время этот сегмент участвует в 10-12% закупок, в зависимости от региона. Надо же минимум 15%. Однако какова же регулятивная задача: экономия бюджета или все же оптимизация системы? За последние десять лет в равной степени объединить эти цели еще ни разу не получилось.

Ряд законодательных инициатив в области госзакупок по сути сводится к их централизации, как, например, это сделано в области закупки медицинских препаратов. С одной стороны, это делает систему госзакупок более управляемой, с другой же – непрозрачной. Все инициативы в области организации госзакупок все больше размывают сферу ответственности собственно потребителей этих закупок.

Главным и бесспорным плюсом введения централизации госзакупок по некоторым товарам и услугам, предоставляемым малым и средним бизнесом, является удешевление этих позиций. Например, в связи с централизацией закупок лекарств для ВИЧ-инфицированных снижение стоимости препаратов достигло аж 80%. Стандартизация закупок (то есть ГОСТ) также на первый взгляд является бесспорной победой существующей регулятивной системы. С точки зрения контроля расхода государственных средств централизация также обращается сплошными плюсами: контролирующим органам лучше иметь одну подотчетную организацию, нежели создавать целую систему контроля за эффективностью закупок в каждой клинике.

Вместе с тем, вопрос о соотношении цена-качество по-прежнему решается при помощи использования ГОСТов, как это было в Советском Союзе. К слову сказать, вся система централизации госзакупок очень походит на ту, что существовала в советское время (то есть система плановых закупок): клиники сообщали в центр, сколько и какие препараты им нужны, и согласно государственному регламенту проводилась закупка. Проблема в том, что наличие ГОСТов не решает вопрос «цена-качество», а просто говорит о том, что данный товар или услуга являются безопасными для жизни сами по себе. Поставщиков достаточно много, их товары и услуги во всех случаях соответствуют ГОСТу, однако могут существенно разниться по качеству. Система централизованных закупок качество предоставляемых товаров и услуг вне рамок ГОСТа никак не регламентирует.

Если речь идет о стандартных товарах или услугах, где требования к качеству объективно невысокие – это не опасно. А когда речь идет, скажем, о коронарных стентах, где качество напрямую влияет на успех лечения? Самое страшное то, что ответственность за качество товара или услуги перекладывается собственно с потребителя (в данном случае – врача) на специалистов по закупкам. С одной стороны, это действительно помогает избавиться от «своих» поставщиков, с другой же – что плохого в том, что те или иные госучреждения давно работают с выбранными подрядчиками?

Во многих развитых странах существует такое понятие как «надежный поставщик», когда товары или услуги того или иного поставщика признаются надежными, и при госзакупках он проходит упрощенную процедуру. Это решает сразу массу проблем. Во-первых, у подрядчиков есть уверенность в завтрашнем дне – он в определенной степени уверен, что государственные контракты он получит. Во-вторых, это решает вопрос со сроками: упрощенная процедура позволяет провести полный цикл торгов вплоть до заключения контракта в течение месяца, в то время как для субъектов малого и среднего бизнеса процедура, скажем, выбора подрядчика на ремонт кровли может затянуться на полгода и даже дольше, так что ситуация, при которой работники приступают к собственно решению задач в декабре, является вполне распространенной практикой.

Вопрос о том, насколько внешнеэкономическая деятельность – а именно экспорт собственных товаров и услуг за рубеж – помогает при отборе подрядчиков, также никак не решается. Меж тем, скажем, в ЕС существует весьма жесткая сертификация как импортеров, так и экспортеров. То есть тот же стент, не прошедший внутренний контроль, из ЕС на другие рынки просто не выпустят. В России же даже если тот или иной поставщик экспортирует свою продукцию за рубеж, успешному участию в госзакупках это никак не способствует. Конечно, малому бизнесу доступен активный экспорт в случае либо уникальности товара или услуги, которые он предоставляет, либо в случае если он давно и плотно работает на российском рынке. Но ведь и те и другие случаи не редки. Отчего-то и этот признак качественности подрядчика в госзакупках никак не отражается: есть целый ряд компаний, представителей малого и среднего бизнеса, которые давно и успешно работают с коммерческими организациями, но к государственным закупкам никак пробиться не могут.

В свете вышесказанного – а не слишком ли мы торопимся с централизацией? Возможно, имеет смысл сначала внедрить определенные процедуры, которые позволили бы качественным поставщикам проходить процедуру госзакупок быстрее и легче, при этом учесть и опыт работы, и отзывы, и репутацию на рынке, и участие в экспорте и многие другие факторы. Тогда и сами подрядчики будут более уверены в том, что получат государственные контракты, и государство обеспечит спрос на товары и услуги малого бизнеса.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector