Собственность на землю реализуется в вид дохода

Собственность на землю реализуется в вид дохода

В статье рассматриваются: понятие "право собственности на землю", виды и формы собственности – общая долевая и совместная, собственность крестьянского (фермерского) хозяйства

Понятие «право собственности на землю»

В теории и практике земельного права под «правом собственности на землю» понимается право, включающее в себя три правомочия – владение, пользование и распоряжение (п. 2 ст. 36 Конституции РФ). Содержание права собственности, которое распространяется на любые объекты гражданских прав, в том числе земельные участки, установлено гражданским законодательством. Так, согласно ст. 209 Гражданского Кодекса РФ (ч.1) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (далее – ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Виды и формы земельной собственности

В соответствии с п. 2 ст. 9 Конституции РФ и ст. 209-217 ГК РФ в России устанавливаются: частная собственность на землю граждан и юридических лиц, государственная (федеральная и субъектов РФ), му­ниципальная и иные формы собственности. Граждане могут иметь зе­мельные участки на праве не только индивидуальной, но и общей доле­вой (с определенной долей каждого собственника) и общей совместной (без определения долей каждого) собственности. Право собственности на землю реализуется через формы и виды собственности на земельные участки, составляющие земельный фонд России. В Земельном кодексе РФ от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (далее – ЗК РФ) в ст. 5 определены участники земельных отношений (к которым относятся граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования). По субъектному составу (согласно ст. 212 ГК РФ) различаются следу­ющие формы земельной собственности:

  • частная собственность – осуществляется и реализуется властью отдельных граждан и групп в их интересах;
  • государственная собственность – реализуется властью госу­дарства в интересах всего общества;
  • муниципальная собственность – реализуется властью органов местного самоуправления в интересах населения того или иного му­ниципального образования;
  • иные формы собственности – смешанные.

До недавнего времени широко использовалось понятие "Коллективно-долевая собственность на землю". Сегодня отечественное законодательство не предусматривает такой формы общей собственности. В том числе и применительно к земельным правоотношениям. Однако до сих пор в собственности граждан осталось значительное количество участков, полученных на основании положений статей ЗК РСФСР. Фактически, данная форма общей собственности по большинству признаков совпадает с современным правом общей совместной собственности.

Общая собственность (долевая и совместная)

Собственность является одним из видов вещных прав и подразумевает исключительное право субъекта на владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему имуществом. Регулирование правоотношений собственности на землю осуществляется в рамках гражданского и земельного законодательства. ГК РФ устанавливает общие правила приобретения прав на объекты недвижимости, к которым относится также и земля. ЗК РФ помимо общих принципов регулирования права собственности содержит гл. III «Собственность на землю» и гл. V «Возникновение прав на землю».

Индивидуальная форма собственности на землю подразумевает, что весь комплекс полномочий в отношении участка осуществляет одно лицо – правообладатель. Единственным ограничением для реализации правомочий в таком случае являются только требования законодательства.

Общая собственность на землю характеризуется наличием двух и более собственников на один объект. Реализация права собственности в таком случае зависит не только от требований законодательства, но и учитывает волю остальных собственников.

Глава 16 ГК РФ «Общая собственность» предусматривает две самостоятельные формы общей собственности. В частности, в ст. 244 ГК РФ «Понятие и основание возникновения общей собственности» определены:

долевая собственность – с выделением в едином объекте конкретных долей для каждого собственника;

совместная собственность – без выделения таких долей в едином объекте.

Распоряжение собственностью в каждой из указанных форм имеет свои особенности. Определение долей в праве долевой собственности осуществляется на основании положений ст. 245 ГК РФ.

Владение, пользование, распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности осуществляется на основании ст. 246 и 247 ГК РФ. Распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников. Участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю, либо распорядиться ею каким-либо иным образом. Владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех участников, а в случае невозможности достичь согласия – в порядке, устанавливаемом судом. Участник долевой собственности имеет право на предоставление в его владение и пользование части общего имущества, соразмерной его доле, а при невозможности этого вправе требовать от других участников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации.

Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в долевой собственности, поступают в состав общего имущества и распределяются между участниками долевой собственности соразмерно их долям, если иное не предусмотрено соглашением между ними (ст. 248 ГК РФ). Статья 249 ГК РФ предусматривает, что каждый участник долевой собственности обязан со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Владение, пользование, распоряжение имуществом, находящимся в совместной собственности. Совместная собственность на землю не подразумевает выделение долей для каждого из собственников. Поэтому ст. 253 ГК РФ устанавливает общий режим владения и пользования участком, принадлежащим на праве совместной собственности. Для реализации права распоряжения участков в таком случае требуется согласе всех собственников. Также ст. 253 ГК РФ предусматривает, что при совместной собственности правообладатели могут изменить ее правовой статус и определить долевую собственность с выделением долей для каждого собственника. При отсутствии согласия всех собственников этот вопрос может решаться в судебном порядке.

Долевая собственность на земельный участок

Долевая собственность на участок земли подразумевает наличие у каждого собственника конкретно определенной доли в общем имуществе.

Размер такой доли, а также ее индивидуальные характеристики, входят в состав сведений учета прав на недвижимое имущество, а земельная доля может выступать в гражданском обороте в качестве самостоятельной единицы.

Для распоряжения правом при долевой собственности законом установлен особый порядок. Так, ст. 250 ГК РФ предусматривает преимущественное право выкупа доли у собственника, который заявил о ее продаже. При этом цена и условия выкупа не должны отличаться от предложения, которое инициатор продажи предложил сторонним покупателям. Для принятия решения о преимущественном праве выкупа доли у собственников есть один месяц с даты получения уведомления о продаже.

Каждый из участников долевой собственности может потребовать выдел своей доли в натуре. Выдел происходит посредством процедуры раздела исходного земельного участка с образованием новых участков. Ограничение такого права допускается только при неделимости участка (в таком случае вместо выдела в натуре собственник имеет право на получение от остальных дольщиков компенсации за свою долю).

Коллективно-долевая собственность на землю

Как уже отмечалось, на современном этапе развития отечественное законодательство не предусматривает такой формы общей собственности, как коллективно-долевая, хотя в собственности граждан осталось значительное количество земельных участков, полученных на основании положений статей ЗК РСФСР 1991 г. №1103-1 (в частности, ст. 9), утративших силу в связи с принятием нового ЗК РФ в 2001 г. №136-ФЗ. Фактически, данная форма общей собственности по большинству признаков совпадает с современным правом общей совместной собственности.

В коллективно-долевую собственность, как правило, оформлялись участки для ведения садоводства и иных аналогичных видов целевого назначения, а также земель общего пользования в товариществах садоводов. При передаче этих участков в собственность владельцев устанавливалась коллективно-долевая собственность, так как иные правовые конструкции на тот момент отсутствовали. В таких случаях конкретный собственник участков не устанавливался, в качестве собственника выступала группа (коллектив) граждан.

ЗК РФ предусматривает, что права и правоотношения, возникшие до его введение в действие, сохраняют свою юридическую силу. Эта норма позволяет собственникам переоформлять право коллективно-долевой собственности на одну из ныне действующих форм без ограничения по времени.

Читайте также:  Образец рапорта на поступление

Существуют следующие варианты распоряжения правом коллективно-долевой собственности:

  • перевод коллективной собственности в общую долевую. В этом случае в едином объекте (участке земли) оформляются доли каждого собственника, которыми он сможет распоряжаться по общим основаниям;
  • перевод коллективной собственности в общую совместную. В данном случае устаревшая правовая форма меняется на действующую – общую совместную собственность без выделения долей.

Собственность крестьянского (фермерского) хозяйства

В соответствии со ст. 257 ГК РФ имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное. В п. 2 данной статьи отмечено, что в совместной собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства находятся предоставленный в собственность этому хозяйству или приобретенный земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое имущество, приобретенное для хозяйства на общие средства его членов. Плоды, продукция и доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, являются общим имуществом членов крестьянского (фермерского) хозяйства и используются по соглашению между ними (п. 3 ст. 257 ГК РФ).

Раздел имущества крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляется на основании ст. 258 ГК РФ. Так, при прекращении крестьянского (фермерского) хозяйства в связи с выходом из него всех его членов или по иным основаниям общее имущество подлежит разделу по правилам, предусмотренным ст. 252 и 254 ГК РФ. Земельный участок в таких случаях делится по правилам, установленным ГК и ЗК РФ. Земельный участок и средства производства, принадлежащие крестьянскому (фермерскому) хозяйству, при выходе одного из его членов из хозяйства разделу не подлежат. Вышедший из хозяйства имеет право на получение денежной компенсации, соразмерной его доле в общей собственности на это имущество. Доли членов крестьянского (фермерского) хозяйства в праве совместной собственности на имущество хозяйства признаются равными, если соглашением между ними не установлено иное.

Собственность хозяйственного товарищества или кооператива, образованного на базе имущества крестьянского (фермерского) хозяйства определяется ст. 259 ГК РФ. Членами крестьянского (фермерского) хозяйства на базе имущества хозяйства может быть создано хозяйственное товарищество или производственный кооператив. Такое хозяйственное товарищество или кооператив как юридическое лицо обладает правом собственности на имущество, переданное ему в форме вкладов и других взносов членами фермерского хозяйства, а также на имущество, полученное в результате его деятельности и приобретенное по иным основаниям, допускаемым законом. Пункт 2 данной статьи предусматривает, что размер вкладов участников товарищества или членов кооператива, созданного на базе имущества крестьянского (фермерского) хозяйства, устанавливается исходя из их долей в праве общей собственности на имущество хозяйства.

Глава 17 ГК РФ "Право собственности и другие вещные права на землю" рассматривает не только общие положения о праве собственности на землю, но и регламентирует отдельные вопросы. Так, ст. 262 данного Кодекса "Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок" закрепляет следующее: "Граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка. Если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику".

Особенности общей собственности на участки из земель сельскохозяйственного назначения

Особенности владения, пользования и распоряжения землями данной категории указаны в Земельном кодексе РФ, а также в Федеральном законе от 24 июля 2007 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Главной особенностью земель данной категории является строго определенное целевое назначение, которое не может изменяться даже в случае распоряжения данными участками.

Для выдела земельной доли из земель данной категории также существуют специфические особенности. В этом случае решение об образовании нового участка посредством выдела в счет земельной доли принимает общее собрание участников общей долевой собственности, а если такое решение отсутствует, заявитель имеет право обратиться к кадастровому инженеру для проведения межевания нового участка для последующего выдела.

У государственных и муниципальных органов есть преимущественное право выкупа продаваемого участка из сельскохозяйственных земель, поэтому продавец обязан уведомить исполнительный орган власти о предстоящем отчуждении. Перевод сельскохозяйственных земель в другие категории допускается только с исключительных случаях.

Формы собственности на землю закреплены Конституцией РФ и федеральным законодательством. Их разграничение проводится по назначению земель, субъектному составу и основаниям перехода из одной формы собственности в другую.

Права и обязанности землепользователей также отличаются в зависимости от того, к какой форме собственности относится тот или иной участок.

Формы собственности на участки

Формы собственности на земли в России различаются по субъектному составу.

  1. Государственная – принадлежит исключительно России или федеральным субъектам.
  2. Муниципальная – находится в собственности административно-территориальных единиц. Она находится в ведении органов местного самоуправления и ограничивается пределами посёлка, города, района. Эта земля должна использоваться строго по назначению, основной задачей является удовлетворение социально-культурных и коммунально-бытовых нужд населения административного пункта.
  3. Частная – принадлежит гражданам и коллективным субъектам. Земля переходит к ним на различных основаниях. Юридические и физические лица имеют право владения, использования и распоряжения своим наделом. Так как земля – особо ценный ресурс, все пользователи должны нести определённый круг обязанностей друг перед другом и перед государством.

Формы и виды собственности на землю часто отождествляют. Но также встречается мнение у теоретиков о выделении видов собственности в рамках вышеуказанных форм.

Так, государственная форма собственности включает землю федеральную и ту, которая принадлежит субъектам РФ.

Такая форма собственности земельного участка, как частная, делится на индивидуальную и общую.

Формы и виды собственности на земельные участки выделены на законодательном уровне на основании субъектного состава. Каждый из них имеет особенности. Отличаются также правила перехода во владение, целевое назначение участков, права и обязанности собственников.

Частная собственность на землю

Особенностью частной собственности на землю является её целевое назначение.

Надел предоставляется в собственность для следующих целей:

  • ведение хозяйства;
  • строительство и обслуживание дома и хозяйственных построек;
  • садоводство;
  • дачное или гаражное строительство;
  • осуществление хозяйственной деятельности.

У индивидуальных и коллективных субъектов возникают следующие правомочности относительно собственности на земельный участок.

  1. Право на владение землёй означает её правовой статус, как принадлежащей лицу на законных основаниях вследствие регистрации в Росреестре недвижимости. Владение распространяется на верхний плодородный шар, на природные объекты, которые находятся на участке и на пространство под и над участком, необходимое для её освоения.
  2. Право на пользование участком — это право удовлетворять свои потребности с помощью земельного участка, получать с него урожай и использовать по целевому назначению.
  3. Распоряжение подразумевает под собой возможность определения дальнейшей юридической или фактической судьбы земельного надела.

Земля может находиться в собственности у физических, юридических лиц, а также в общем владении.

Круг юридических лиц достаточно широкий: от хозяйственных обществ до религиозных организаций. Все они должны иметь землю на балансе и должны быть зарегистрированы в Реестре недвижимости.

В случае, когда физическое или юридическое лицо не зарегистрировано в Росреестре, оно имеет право пользоваться земельным наделом на следующих основаниях.

  1. Безвозмездное пользование — этот вид пользования появился в 2015 году. Граждане и юридические лица имеют право реализовывать свое право на землю, заключив договор с её собственником.
  2. Аренда – требует также договора с собственником.

Общая собственность на земельные участки означает коллективное целевое их использование по назначению, не ущемляя интересы и права друг друга. Доходы и расходы на поддержание участка в надлежащем виде, пригодном к использованию, равномерно распределяются между собственниками поровну или зависимо от их доли в собственности.

Читайте также:  Проблемы учеников в школе

Общая собственность подразделена на следующие группы.

  1. С выделением доли каждому из совладельцев — при определении части имущества каждого владельца. Каждый собственник несёт ответственность, платит налог и имеет право на урожай только в пределах своей доли.
  2. Без выделения долей — проявляется в совместном землепользовании. Она актуальна, когда невозможно определить долю каждого владельца по решению судебного органа или на условиях договора. Это земли супругов, крестьянские хозяйства, добровольные объединения индивидуальных собственников и т. д.

Право частной собственности на землю возникает вследствие проведения законных сделок, а также в результате решений органов власти. Основным условием является регистрация прав на землю в Реестре недвижимости, так как без неё распоряжение участком невозможно.

Муниципальная форма собственности

Муниципальная форма собственности возникает, когда земля переходит административным единицам в следствие следующих юридических фактов:

  • специальное отнесение земель к муниципальным, что отображено в нормативном акте государства;
  • передача земли из государственной собственности;
  • судебные акты о разграничении участков;
  • приобретение земель на основании сделок у различных субъектов.

Земельный кодекс относит этот вид собственности к государственной, но его принято отграничивать в силу различия субъектов управления. От имени административной единицы участком распоряжается орган местного самоуправления. В его полномочия входят резервирование участков, их изъятие из частной собственности для нужд города или другого поселения, установление правил пользования участками, утверждение условий застройки, разработка и воплощение в жизнь местных программ землепользования, принятие охранных и защитных мер в отношении земель.

К землям, которые находятся в собственности муниципалитета относятся:

  • участки под муниципальными зданиями и постройками;
  • наделы, переданные с федеральной собственности органам самоуправления (допустим, земля в собственности субъекта РФ города Москвы может быть передана местными актами в муниципальную собственность);
  • земли казённых предприятий, созданных муниципалитетом;
  • земли, находящиеся в пределах управления местного органа, от которых собственник отказался (кроме Москвы, Севастополя и Санкт-Петербурга)
  • иные участки в соответствии с федеральным законодательством.

Земля от государства в право собственности муниципалитета может также переходить по заявлению о безвозмездной передаче в таких случаях:

  • утверждён генеральный план и приняты условия землепользования Градостроительным кодексом, когда участок находится на территории соответственного поселения или округа;
  • земли находятся в пространстве между поселениями, относительно которых предоставлена схема муниципального устройства.

Государственные земли

В государственную собственность входят земли, которые не принадлежат ни гражданам, ни их объединениям, ни юридическим лицам, ни муниципалитетам.

Субъектами собственности являются федерация и субъекты РФ (края, республики и т. д.). От их имени действуют органы государственной власти. Законодательными актами может быть предусмотрено, что осуществление полномочий землепользователя будут осуществлять отдельные муниципалитеты, граждане или организации.

Государство выступает в качестве не только собственника земли, оно ещё и устанавливает нормы в сфере земельных отношений и осуществляет контроль над выполнением функций, возложенные на всех землепользователей. Это означает, что нарушение установленных правил поведения от имени государства будет подлежать наказанию, зачастую, в виде административного штрафа.

К федеральным землям относятся:

  • земля, на которой возведены сооружения и постройки РФ;
  • земельные наделы, предоставленные казённым и некоммерческим организациям, органам госвласти, переданные государством;
  • участки, которые принадлежат на праве пользования научным академиям;
  • земли, которые находятся в ведении госкомпании Росавтодор;
  • иные участки.

Ни при каких обстоятельствах не подлежат передаче в иную собственность следующие категории земель:

  • с расположенными на них объектами недвижимости, построенными по указанию государства;
  • природные участки под особой охраной государственного значения;
  • леса и территории в пределах особых экономических зон;
  • земли, находящиеся в резерве для госнужд;
  • территории, на которых размещены здания федерального значения или планируется их возведение;
  • находящиеся в ведении государственных органов;
  • земли, предназначенные для субъектов природных монополий;
  • земли с железнодорожными объектами;
  • сельскохозяйственные земли, предоставленные для деятельности госучреждений.

К землям федеральных субъектов принадлежат:

  • земли, на которых построены сооружения субъектов РФ;
  • земельные наделы, предоставленные органам и организациям субъектами федерации;
  • сельскохозяйственные земли под дорогами и другими средствами связи, лесными и водными объектами, кроме тех, которые находятся в муниципальной и частной собственности;
  • иные наделы.

К государственным можно отнести землю, не принадлежащую к частной или муниципальной собственности. Законом установлены случаи передачи земли другим владельцам, но есть категории земель, которые принадлежат федерации и другим субъектам не переходят ни при каких обстоятельствах.

Перераспределение участков

Между органами госвласти и местного самоуправления возможно перераспределение земель в определённых случаях.

  1. Все перераспределяемые земли не пребывают в частном пользовании или собственности, не находятся в ведении органов власти, права третьих лиц на них не распространены (кроме сервитута). Органы, между которыми распределяются земли, заключают соглашение, исключением является ситуация, когда участок находится в ведении одного органа – он может тогда единолично принять решение.
  2. Часть земель, подпадающих под распределение, принадлежит государству или муниципалитету, а остальные земли не принадлежат никому и не обременены.
  3. Перераспределяет земли один орган, в ведении которого находятся все эти земли.

Основаниями являются соглашение между субъектами, единоличное решение, проект межевания. Все границы территорий должны быть уточнены и утверждены.

Случаи, когда может происходить перераспределение участков, принадлежащих федерации, муниципалитету и находящихся в частной собственности:

  • приведение границ наделов в соответствие с проектами межевания;
  • перераспределение наделов с целью выравнивания их границ – производится только при расширении участков, что принадлежат частным владельцам;
  • распределение земель между частными владельцами – осуществляется также с условием расширения границ наделов вплоть до максимального размера;
  • необходимость изъятия земель для федеральных или местных нужд.

Основаниями служат договоры между владельцами перераспределяемых участков, в которые должна быть включена информация о праве на этот надел и причинах изменения в праве собственности, также на эти участки нужны документы из Ростреестра. Кроме того, органы власти предоставляют счёт, на основании которого проводится доплата за то, что участок увеличился.

Для осуществления перераспределения готовится проект межевания земель или схема, отображающая расположение надела.

Муниципалитет и госорганы могут также передать в собственность надел бесплатно. Перечень случаев бесплатной передачи земли исчерпывающий.

Переход права собственности урегулирован законодательством. Перераспределение земель допускается только при соблюдении всех условий и на законных основаниях, подтверждённых необходимыми документами.

Форма собственности — понятие, в общем, экономическое. Реализуется же экономически собственность тогда, когда начинает приносить доход, т.е. в процессе присвоения и отчуждения земли и другого недвижимого имущества как основного фактора производства и его результатов — дохода. Существует два основных способа присвоения и отчуждения благ: индивидуально обособленный — частный, и совместный, общий — публичный. Соответственно этим способам различают четыре формы собственности (рис. 3.3).

Государственная форма собственности на землю подразделяется на федеральную собственность и собственность субъектов Федерации. Ее основные характеристики представлены на рис. 3.4.

Рис. 3.3. Основные формы собственности на землю

ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ

Состав земель: входит вся земля, которая прямо не передана в частную, муниципальную или собственность субъектов Федерации. Презумпция государственной собственности, исключающая наличие бесхозных земель. Целевое назначение — для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны границ и других общегосударственных функций.

Размер (площадь) устанавливается путем разграничения земель между Российской Федерацией и субъектами Федерации. Права собственника осуществляют органы федеральной власти, а в случаях, предусмотренных законом — юридические лица. Закрепляются за казенными предприятиями во владение и пользование.

Владение не связано с обязательным использованием земель.

Пользованием путем присвоения части земельной ренты в интересах всех народов

Субъектов Федерации Состав земель: в пределах территориальных границ, за исключением земель, переданных в федеральную, муниципальную, частную и иную форму собственности.

Целевое назначение — для решения задач субъекта Федерации.

Читайте также:  Квоты на бесплатную лазерную коррекцию зрения

Размер определяется путем разграничения земель между субъектом Федерации и муниципалитетами.

Распоряжение землей осуществляют органы государственного и местного самоуправления путем издания правовых актов.

Сами субъекты собственности не осуществляют хозяйственной эксплуатации земель. Права собственника совпадают с осуществлением регулирования и контроля за ис -пользованием всех категорий земель. Закрепляются за унитарными государственными предприятиями.

Присвоение части земельной ренты через арендную плату и земельный налог. Включение участка в фонд земель субъекта РФ не прекращает прав собственности, аренды, пользования

Рис. 3.4. Характеристика государственной формы собственности на землю

Муниципальная форма собственности — это особый вид собственности, не относящийся к государственной, но имеющий все характеристики публичной собственности (табл. 3.2).

Основное содержание муниципальной формы собственности на землю

  • •территория в границах муниципального образования (города и т.п.);
  • • земли различных категорий

•для обслуживания потребностей местного населения, коммунального хозяйства, инженерной инфраструктуры, благоустройства и для муниципальных организаций

Права собственника осуществляют

•органы местного самоуправления и администрации;

• юридические и физические лица в случаях, предусмотренных нормативными актами

• устанавливается путем разграничения земель между субъектом РФ и муниципалитетами

  • • закрепление за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение и пользование;
  • • продажа в частную собственность;
  • •передача в аренду, пожизненное наследуемое владение, постоянное и временное пользование;
  • • исполнение делегированных полномочий субъектом РФ
  • • территориально-административные районы;
  • • города и префектуры;
  • •сельские и иные населенные пункты;
  • • созданные муниципалитетом юридические лица

• определяется законом РФ о местном самоуправлении и нормативными актами субъекта РФ

• является публичной, а не частной или государственной

Частная собственность на землю подразделяется на несколько видов в зависимости от правообладателя: индивидуальная собственность граждан и юридических лиц; общая собственность, подразделяемая на общую совместную, т.е. без определения долей, принадлежащих каждому участнику общей совместной собственности, и общую долевую собственность, когда доля каждого собственника известна заранее.

Юридические лица, так же как и граждане, могут по своему желанию объединять находящиеся в их собственности земельные участки и использовать их на праве общей совместной и общей долевой собственности.

В процессе земельной реформы граждане и их объединения могут приобретать в частную собственность земельные участки за плату или бесплатно из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности (приватизация). Кроме того, они могут это сделать путем совершения иных сделок с землей, предусмотренных земельным законодательством. Федеральная собственность на землю обладает правом территориального верховенства и суверенитета, которое распространяются на все земли в пределах соответствующих границ.

Собственность на землю субъектов Федерации формирует основные функции государственных органов по землепользованию: мониторинг земель, ведение кадастра, предоставление и изъятие земель, определение условий использования и др.

В соответствии со ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные ими по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приватизации земли. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в частную собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Основные характеристики частной собственности на землю показаны в табл. 3.3.

Основное содержание частной формы собственности на землю

Физические лицаграждане

Юридические лицакоммерческие организации

  • • получение бесплатно по среднерайонной норме, за плату сверх нормы для ведения фермерского хозяйства;
  • • совершение земельных сделок.
  • •ведение фермерского хозяйства, садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного, дачного и гаражного строительства;
  • • предпринимательская деятельность
  • •выкуп занимаемой предприятием площади; •передача предприятиями участков в качестве вклада в уставный капитал;
  • • покупка, аренда земли с выкупом;
  • • передача сельскохозяйственным организациям земель реорганизованных совхозов и колхозов;
  • •выделение в постоянное пользование государственных или муниципальных земель.

Целевое назначение: в соответствии с уставными задачами с учетом установленных законом ограничений

В собственности не могут быть земли, изъятые из хозяйственного оборота

В собственности не могут быть земли, изъятые из хозяйственного оборота

Предельный размер устанавливается органами власти в зависимости от целевого

Размеры участка для несельскохозяйственных целей определяются по утвержденным нормам отвода или по проектно-сметной документации

Права — владеть, пользоваться и распоряжаться по своему усмотрению, объединять участки для совместной деятельности

Владение, пользование и распоряжение участком самостоятельно

Обязанности: использовать по целевому назначению с учетом установленных законом ограничений

Неиспользование земли в течение установленного срока (1-3 года) или нецелевое использование является основанием для прекращения прав на участок

Общая собственность на землю, когда участок принадлежит нескольким лицам, подразделяется на два вида: совместная собственность без определения доли каждого собственника и долевая собственность с определением доли каждого собственника.

Совместная собственность на землю существует:

  • • на земли общего пользования садоводческих товариществ, дачных и гаражных кооперативов, кондоминиумов;
  • • при реорганизации сельскохозяйственных предприятий по решению собрания титловых коллективов;
  • • в случае приобретения супругами участка во время брака, если иное не оговаривается в договоре между ними;
  • • при выделении фермерского хозяйства или при обретении ими участка.

Участники совместной собственности владеют и пользуются земельным участком сообща, если нет иного в соглашении между ними. Распоряжение им осуществляется по согласию всех участников, которое предполагается независимо оттого, кем из них осуществлена сделка. Каждый участник может совершить сделку, если нет иного в соглашении между ними. Кредитор участника может потребовать выделения земельной доли должника для обращения на нее взыскания.

Долевая собственность на землю возникает при объединении участков нескольких собственников или реорганизации сельскохозяйственных предприятий по решению трудовых коллективов. Владение и пользование земельным участком при долевой форме собственности на землю осуществляется по согласию всех участников или по решению суда. Распоряжение участком определяется соглашением участников долевой собственности. Каждый участник имеет право: выделения своей доли; отчуждения своей доли после письменного извещения остальных участников после 30 дней; преимущественной покупки продаваемой доли другого участника.

Доли устанавливаются по соглашению сторон, по закону при наследовании или предполагаются равными. Если выделение доли в натуре не предполагается уставом, то выбывающему члену кооператива выплачивается денежная компенсация. Неотделимые улучшения земельного участка являются собственностью всех участников.

Собственность на землю в любой сфере бизнеса имеет существенную специфику, определяемую социально-экономическими причинами и особенностями соответствующей категории земель.

Во-первых, абсолютной земельной собственности не существует вообще, так как права землевладельцев законодательно ограничены в интересах общества, собственников других участков и всех людей, вместе взятых. Так, нельзя, например, возводить строения вблизи водоохранных территорий, наносить ущерб окружающей среде, использовать земли не по целевому назначению и т.д.

Во-вторых, установлен особый режим земли как природного ограниченного ресурса. В частности, государственной собственностью считается вся земля, которая прямо не передана в частную и муниципальную собственность, т.е. установлена презумпция (предположение) государственной собственности на землю, что исключает возможность бесхозного ее существования. Более того, объектом частной собственности земля может быть лишь в той мере, в какой это прямо разрешено государством. Поэтому рыночный оборот земель законодательно ограничивается в общих публичных интересах.

Так, не могут быть в частной собственности земли лесного и водного фондов, континентального шельфа и территориальных вод, недра, а также охраняемые или особым образом используемые территории, участки семеноводческих станций, унитарных государственных сельскохозяйственных организаций и др. Не подлежат приватизации земли общего пользования в населенных пунктах (площади, улицы, парки, скверы, пляжи, водоемы и др.), земли заповедников, ботанических садов, оздоровительного и историко-культурного назначения и т.д.

В-третьих, поскольку земля является одновременно не только специфическим средством производства и объектом хозяйствования, но и важнейшим природным ресурсом, то содержание права собственности на землю определяется как гражданским, так и земельным правом с учетом лесного, водного и природоохранного законодательства.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector