Выплаты при сокращении работникам крайнего севера

Выплаты при сокращении работникам крайнего севера

George Rudy / Shutterstock.com

По общему правилу при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется зарплата на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). Однако по решению органа службы занятости населения в исключительных случаях средний заработок сохраняется за уволенным в течение третьего месяца со дня увольнения (ч. 1-2 ст. 178 Трудового кодекса РФ). Вместе с тем перечня исключительных случаев в норме закона не содержится.

В связи с этим на практике органы службы занятости населения любой случай нетрудоустройства работника по причине отсутствия подходящей для него работы считают исключительным, позволяющим сохранить за ним зарплату в течение третьего месяца, если работник выполнил хотя бы одно условие: обратился к ним с заявлением о содействии в поиске подходящей работы в двухнедельный срок после увольнения. Такой позиции придерживаются также суды первой и апелляционной инстанций (апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 6 марта 2014 г. по делу № 33-599, апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 11 июня 2014 г. по делу № 33-6383/2014).

Напомним, что выплата выходного пособия и сохраняемого среднего месячного заработка производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя (ч. 3 ст. 318 ТК РФ).

Вместе с тем, по мнению Верховного Суда Российской Федерации, своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его нетрудоустройства являются только предпосылкой для реализации его права. И для сохранения зарплаты на исключительных условиях этого не достаточно (определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 17 июля 2017 г. № 69-КГ17-12). Разберемся в выводах Суда.

Гражданка Д. работала в организации ОАО "Ю" (далее – истец), расположенной в городе Нефтеюганске – в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. 27 декабря 2014 года она была уволена с работы в связи с сокращением штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). С ней был своевременно произведен расчет при увольнении, выплачены все причитающиеся денежные суммы, включая выходное пособие, а также последующие выплаты среднего месячного заработка в течение трех месяцев на период трудоустройства. Напомним, за работником, увольняемым в связи сокращением из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения, в исключительных случаях – в течение четвертого-шестого месяцев со дня увольнения (ч. 1 ст. 318 ТК РФ).

19 января 2015 года Д. обратилась в орган службы занятости населения (далее – центр занятости) с заявлением о содействии в поиске подходящей работы. В течение шести месяцев Д. регулярно, дважды в месяц, обращалась в центр занятости за сведениями о наличии вакансий, однако не была трудоустроена в связи с отсутствием подходящей работы в соответствии с ее специальностью и образованием. Таким образом, решениями центра занятости за Д., как обратившейся в орган в течение месяца после увольнения и не трудоустроенной в установленный законом срок, признано право на сохранение средней заработной платы в течение четвертого-шестого месяцев со дня увольнения.

Так как выплаты производятся за счет средств работодателя по прежнему месту работы, ОАО "Ю." данные решения центра занятости посчитало незаконными и обратилось в суд, ссылаясь на то, что в решениях уполномоченного органа не указано, в чем заключается исключительность случая в отношении Д., поскольку последняя не приобрела статус безработного, имеет постоянный доход в виде трудовой пенсии по старости, то есть социально защищена государством, а в центре занятости состоит на учете в качестве ищущей работу на общих основаниях.

Решением районного суда в удовлетворении заявленных ОАО "Ю." требований было отказано (решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11 сентября 2015 г. по делу № 2-2886/2015). По мнению суда, сохранение среднего месячного заработка поставлено законом в зависимость от того, обратился ли работник в течение соответствующего периода времени со дня увольнения в орган службы занятости и был ли им трудоустроен. Так как Д. обратилась в центр занятости в течение месяца со дня увольнения и не была трудоустроена по причине отсутствия подходящей для нее работы, то суд принял решение, что за Д. должен быть сохранен месячный заработок в течение четвертого-шестого месяцев со дня увольнения. Также суд указал, что достижение уволенным работником пенсионного возраста, получение им пенсии, не является обстоятельством, исключающим возможность сохранения за ним зарплаты.

Апелляция согласилась с этими выводами, дополнительно отметив, что при соблюдении работником условия об обращении в орган службы занятости населения в месячный срок после увольнения любой случай нетрудоустройства работника через службу занятости по причине отсутствия подходящей для него работы является исключительным, позволяющим сохранить за ним заработок в течение этого периода (апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты – Мансийского автономного округа – Югры от 19 января 2016 г. № 33-253/2016).

ОАО "Ю.", не согласившись с позициями судов, обжаловало решения в ВС РФ. Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ посчитала, что приведенные выводы судов первой и апелляционной инстанций являются ошибочными (определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 17 июля 2017 г. № 69-КГ17-11).

Так, Суд отметил, что, безусловно, в случае увольнения работника из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи сокращением численности или штата сотрудников организации ему выплачивается выходное пособие и за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения. При этом, по мнению судебной коллегии, сохранение среднего заработка в течение четвертого-шестого месяцев после увольнения, как установлено ч. 2 ст. 318 ТК РФ, производится не в качестве общего правила, а в исключительных случаях, подлежащих установлению службой занятости населения при решении этого вопроса. Таким образом, своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его нетрудоустройства этим органом являются только предпосылкой для реализации его права.

ВС РФ также напомнил, что КС РФ, в частности, ранее указал, что орган службы занятости при решении вопроса о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка должен не только установить наличие формальных условий возникновения права на получение соответствующей выплаты, но и учитывать иные имеющие значение для решения этого вопроса обстоятельства (Определение КС РФ от 29 ноября 2012 г. № 2214-О). У центра занятости отсутствовало право действовать произвольно, признавая или не признавая соответствующий случай в качестве исключительного, отметила коллегия.

В связи с этим Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ разъяснила, что к юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению при разрешении таких споров, относятся:
– факт обращения такого работника в месячный срок после увольнения в соответствующий орган службы занятости населения;
– нетрудоустройство этого работника указанным органом в течение трех месяцев со дня увольнения;
– наличие исключительного случая, касающегося уволенного работника и связанного с его социальной незащищенностью, отсутствием у него средств к существованию, наличием у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи и тому подобным.

Таким образом, ВС РФ решения нижестоящих судов отменил, а дело направил на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Читайте также:  Как происходит арест имущества судебными приставами

В двух предыдущих номерах журнала мы рассматривали мнение ВС РФ, представленное в обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденном Президиумом ВС РФ от 26.02.2014, по вопросам исчисления и выплаты процентной надбавки и районных коэффициентов, а также компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно для работников северных районов. Сегодня закончим рассмотрение данного обзора.

Одним из видов материальной поддержки лиц, лишившихся работы, является сохранение средней заработной платы на период трудоустройства, которое предоставляется в соответствии со ст. 178 и 318 ТК РФ. Так, в ст. 178 закреплено общее правило, согласно которому при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников (п. 2 ч. 1 ст. 81) увольняемому выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется его средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия), а в исключительных случаях по решению органа службы занятости населения при условии, что в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен, — в течение третьего месяца со дня увольнения.

Увольняемым в связи с ликвидацией организации или сокращением численности или штата работников организации, расположенной в районе Крайнего Севера или в приравненной к ним местности, с учетом ограниченных возможностей трудоустройства в этих районах и местностях по сравнению с иными территориями страны гарантирован более длительный максимальный период сохранения среднего месячного заработка на время поиска работы — не свыше трех месяцев (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (ст. 318 ТК РФ).

Как видим, для сохранения среднего месячного заработка необходимо наличие двух условий:

— незанятость в течение определенного периода после увольнения;

— обращение работника в течение соответствующего периода времени со дня увольнения в орган службы занятости.

Обращение работника в службу занятости в месячный срок после увольнения и его нетрудоустройство указанной службой является основанием для сохранения ему среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения.

Так, О. обратился в суд с иском к ООО "Теплоэнергетика" о взыскании среднемесячного заработка на период трудоустройства в связи с сокращением штата, компенсации морального вреда и судебных издержек. Он полагал, что имеет право на сохранение среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения, поскольку обратился в Центр занятости населения Няндомского района в месячный срок и не был им трудоустроен. Работодатель отказал ему в выдаче среднего заработка. С данным отказом О. не согласился.

Руководствуясь ч. 2 ст. 318 ТК РФ, суд первой инстанции удовлетворил требования истца.

В судебном заседании было установлено, что истец 20.07.2009 был уволен с должности сторожа автоцеха в связи с сокращением штата работников организации. Установив факт обращения истца в орган занятости населения в месячный срок со дня увольнения и факт нетрудоустройства в связи с отсутствием подходящей работы, суд пришел к выводу о том, что у истца имеется право на получение среднего месячного заработка за первый — шестой месяцы после увольнения (по материалам обобщения судебной практики Архангельского областного суда).

Работник имеет право на сохранение среднего месячного заработка на период трудоустройства в течение четвертого, пятого и шестого месяцев, если по вине работодателя он был лишен возможности своевременно обратиться в орган службы занятости в целях поиска подходящей работы.

Например, решением районного суда был удовлетворен иск Д. к ООО "Инвестлеспром-Лесозаготовка" о взыскании среднего месячного заработка на период трудоустройства. При разрешении спора суд установил, что истец был уволен по сокращению штата по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ 12.09.2011. Трудовая книжка при увольнении на руки ему не выдавалась, а была направлена истцу 18.10.2011 по почте и получена им 19.10.2011.

19.10.2011 истец в целях поиска подходящей работы обратился в ГУ "Центр занятости населения Муезерского района", представив в указанный орган трудовую книжку и справку о средней заработной плате. Решением органа службы занятости истцу было отказано в постановке на учет, поскольку в данной справке была неверно указана фамилия истца. Надлежащим образом оформленная справка о средней заработной плате направлена ответчиком истцу 07.12.2011, получена истцом 08.12.2011.

Разрешая спор, суд применил положения ст. 84.1 ТК РФ об обязанности работодателя в день прекращения трудового договора выдать работнику трудовую книжку, а также Порядок регистрации безработных граждан, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.09.2010 N 847, согласно которому гражданин при обращении в государственное учреждение службы занятости в целях поиска подходящей работы и регистрации в качестве безработного должен предъявить документы, в том числе справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.

Учитывая эти обстоятельства, суд первой инстанции указал, что именно по вине работодателя истец был лишен возможности своевременного обращения в органы службы занятости для регистрации в целях поиска подходящей работы, получения соответствующего решения указанного органа и, следовательно, получения от работодателя средней заработной платы на период трудоустройства за второй — шестой месяцы.

При таких обстоятельствах суд обоснованно взыскал с ответчика суммы указанного заработка. Судом апелляционной инстанции решение суда первой инстанции в этой части оставлено без изменения (по материалам обобщения судебной практики Верховного суда Республики Карелия).

Достижение уволенным работником пенсионного возраста, получение им пенсии не является обстоятельством, исключающим возможность сохранения среднего месячного заработка в течение четвертого — шестого месяцев со дня увольнения.

ФБУ обратилось в суд с требованиями о признании недействительными решений ГУ "Центр занятости населения Сегежского района" о сохранении среднего месячного заработка за четвертый и пятый месяцы трудоустройства работникам П., С., К., уволенным по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, являющимся пенсионерами. Заявитель полагал, что пенсионеры не могут быть зарегистрированы в установленном законом порядке в качестве безработных, поскольку уже защищены государством посредством назначения пенсии. Кроме этого, ФБУ указывало, что положения ст. 318 ТК РФ не распространяются на граждан, которым выплачивается пенсия.

Разрешая спор, суд установил, что истцы П., К., С. были уволены из указанного учреждения по сокращению штата и в течение первого месяца после увольнения они встали на учет в ГУ "Центр занятости населения Сегежского района" для трудоустройства, но трудоустроены не были.

Ссылаясь на положения ст. 318 ТК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований и отмены оспоренных решений. Такой вывод сделан судом ввиду того, что данная норма не содержит положений, устанавливающих различия в реализации права на получение среднего заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев после увольнения пенсионерами и лицами, которым пенсия еще не назначена. Назначение гражданину пенсии порождает единственное ограничение в реализации его прав, связанных с трудоустройством, — невозможность признания его в качестве безработного. С данным судебным решением согласился суд апелляционной инстанции (по материалам обобщения судебной практики Верховного суда Республики Карелия).

Читайте также:  Отлавливаем кошек из подвала

Работник, уволенный индивидуальным предпринимателем в связи с прекращением им предпринимательской деятельности, не может претендовать на сохранение средней заработной платы на период трудоустройства, если при заключении трудового договора между предпринимателем и работником не достигнуто соглашение об этом.

Решением суда отказано в удовлетворении исков к индивидуальному предпринимателю К. о взыскании выходного пособия и среднего месячного заработка.

Суд установил, что истцы работали продавцами в магазине, были уволены в связи с прекращением деятельности индивидуального предпринимателя по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, трудовыми договорами не была предусмотрена гарантия при увольнении по указанному основанию в виде выплаты выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства. При отказе в удовлетворении иска суд руководствовался следующим.

Исходя из буквального толкования ст. 318 ТК РФ сохранение среднего месячного заработка на период трудоустройства предусмотрено только при увольнении работников из организации в случае ликвидации организации, сокращения численности или штата ее работников. В то же время согласно ч. 2 ст. 307 ТК РФ случаи и размеры выплачиваемых при прекращении трудового договора выходного пособия и других компенсационных выплат лицам, работающим у работодателя — физического лица, определяются трудовым договором. Поэтому работник, уволенный индивидуальным предпринимателем в связи с прекращением им предпринимательской деятельности, не может претендовать на сохранение средней заработной платы на период трудоустройства, если при заключении трудового договора между предпринимателем и работником не было достигнуто соглашение о сохранении средней зарплаты на период трудоустройства (по материалам обобщения судебной практики Верховного суда Республики Карелия).

Работникам, трудящимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, помимо различных денежных компенсаций, районных коэффициентов и процентных надбавок установлены иные гарантии.

Дополнительный выходной день. Согласно ст. 319 ТК РФ одному из родителей (опекуну, попечителю, приемному родителю), работающему в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеющему ребенка в возрасте до 16 лет, по его письменному заявлению ежемесячно предоставляется дополнительный выходной день без сохранения заработной платы.

Обычно предоставление данной гарантии не вызывает споров, однако за 2010-2012 годы все-таки имел место случай, когда суд рассматривал спор, связанный с отказом работодателя предоставить такой дополнительный выходной день.

И. обратилась в суд с иском к работодателю о признании незаконным отказа работодателя в предоставлении ей 19.03.2012 дополнительного выходного дня без сохранения заработной платы и взыскании компенсации морального вреда. Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований, так как предоставление дополнительного выходного дня без сохранения заработной платы одному из родителей, работающему в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеющему ребенка в возрасте до 16 лет, является правом работника, которое в силу действующего законодательства без учета мнения работодателя реализовано быть не может.

Однако вышестоящая судебная инстанция с таким выводом суда не согласилась, указав, что дополнительный выходной день предоставляется при соблюдении определенных условий: письменного заявления работника, наличия ребенка в возрасте до 16 лет. Иных условий для предоставления указанной государственной гарантии ст. 319 ТК РФ не устанавливает. Поэтому если работником соблюдены эти два условия, работодатель не может отказать в предоставлении дополнительного выходного дня, в том числе в связи со служебной необходимостью. Решение суда первой инстанции отменено, исковые требования И. удовлетворены (по материалам обобщения судебной практики Камчатского краевого суда).

Сокращенная рабочая неделя для женщин. В соответствии со ст. 320 ТК РФ для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, коллективным договором или трудовым договором устанавливается 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе.

Но не все работодатели выплачивают зарплату так же, как и при полной рабочей неделе, или оплачивают работу за пределами 36 часов, то есть сверхурочную. При разрешении споров, с этим связанных, судьи выясняли следующие обстоятельства:

— устанавливалась ли для женщин коллективным или трудовым договором, локальным нормативным актом 36-часовая рабочая неделя;

— привлекались ли женщины к сверхурочной работе по инициативе или с ведома работодателя;

— выполнялась ли ими работа в сверхурочное время;

— произведена ли работодателем оплата такой работы.

Установление сокращенной продолжительности рабочей недели женщинам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, является не правом, а обязанностью работодателя.

Городской суд удовлетворил исковые требования М., П., Р., К., Е. к ОАО "КИТ Финанс Инвестиционный банк" о взыскании оплаты труда за переработанное время. Поскольку они трудились в кредитно-кассовом офисе банка в Петрозаводске, они считали, что им должна быть установлена рабочая неделя продолжительностью 36 часов. Между тем им установили 40 часов в неделю.

Банк обосновывал такую продолжительность рабочего времени тем, что ст. 320 ТК РФ не обязывает устанавливать женщинам сокращенную продолжительность рабочего времени. Однако суд, рассматривая дело, указал, что положения ст. 320 ТК РФ не предполагают установление для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, продолжительности рабочей недели свыше 36 часов, в связи с чем работодатель при заключении коллективного или трудового договора не вправе увеличивать продолжительность рабочего времени, определенную законодательством. При этом в силу ст. 9 ТК РФ коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не могут применяться.

Поскольку Петрозаводск отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным Постановлением Совмина СССР от 03.01.1983 N 12, истицам должна была быть установлена 36-часовая рабочая неделя. Поскольку им была установлена 40-часовая рабочая неделя, суд пришел к выводу о том, что имела место работа за пределами сокращенной продолжительности рабочего времени, и требования об оплате такой работы являются обоснованными. Вышестоящая судебная инстанция согласилась с данным решением (по материалам обобщения судебной практики Верховного суда Республики Карелия).

Работа женщин в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выполняемая сверх установленной для них законодательством продолжительности рабочего времени, подлежит дополнительной оплате.

Княжпогостский районный суд рассматривал дело по искам Б. и других к ООО "УК "Княжпогостское ЖКХ" о взыскании заработной платы. Истицы состояли с ответчиком в трудовых отношениях, работая вахтерами общежитий. Проанализировав табели учета рабочего времени и учитывая норму рабочего времени по производственному календарю при 36-часовой рабочей неделе, суд установил, что каждой из истиц отработано сверх установленной нормы определенное количество часов, которое ответчиком не оплачено в полном объеме, в связи с чем удовлетворил требования об оплате сверхурочной работы (по материалам обобщения судебной практики Верховного суда Республики Коми).

А Интинский городской суд при рассмотрении аналогичного спора выяснил, что истице по условиям трудового договора установлена 36-часовая рабочая неделя с одним выходным днем, однако фактически она работала не по шесть, а по восемь часов в день, перерабатывая по два часа ежедневно без соответствующей оплаты. Поэтому пришел к обоснованному выводу о наличии переработки сверх установленной продолжительности рабочего времени, не оплаченной в предусмотренном трудовым законодательством размере (по материалам обобщения судебной практики Верховного суда Республики Коми).

В обзоре ВС РФ отметил особенность, связанную с оплатой сверхурочной работы. Так, суд напомнил, что на основании ст. 99 ТК РФ сверхурочной признается работа, выполняемая по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени — сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.

Читайте также:  Заявление об установлении факта добросовестного открытого и

Оплачивается сверхурочная работа в повышенном размере: за первые два часа — не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере (ст. 152 ТК РФ).

Однако, установив порядок оплаты переработки сверх установленной для работников продолжительности рабочего дня (смены), законодатель не определил механизм оплаты переработки нормального числа рабочих часов за учетный период при суммированном учете рабочего времени. Между тем такой механизм содержится в п. 5.5 Рекомендаций по применению режимов гибкого рабочего времени на предприятиях, в учреждениях и организациях отраслей народного хозяйства, утвержденных Постановлением Госкомтруда СССР N 162, ВЦСПС N 12-55 от 30.05.1985. Эти Рекомендации (п. 1.1 и 1.2) предусматривают общие условия и порядок применения режимов гибкого рабочего времени, нормативной основой которых является суммированный учет рабочего времени (Решение ВС РФ от 15.10.2012 N АКПИ12-1068).

Согласно п. 5.5 Рекомендаций оплата сверхурочной работы осуществляется:

— в полуторном размере за первые два часа, приходящиеся в среднем на каждый рабочий день учетного периода;

— в двойном — за последующие часы сверхурочной работы.

В соответствии со ст. 321 ТК РФ лицам, работающим в районах Крайнего Севера, предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска продолжительностью 24 календарных дня, а лицам, работающим в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, — 16. Совместители, выполняющие работы в районах Крайнего Севера, имеют право на такой отпуск, причем полной продолжительности.

Так, решением городского суда отказано в удовлетворении исковых требований Р. к МБУЗ "Норильская стоматологическая поликлиника" о признании незаконным приказа "О предоставлении дополнительного оплачиваемого отпуска совместителям", которым установлен запрет на предоставление данной категории работников ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска. Отказывая Р. в удовлетворении заявленных требований, суд, руководствуясь ст. 287 ТК РФ, пришел к выводу, что дополнительный отпуск за работу в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, относится к гарантиям и компенсациям, установленным для лиц, работающих на указанных территориях, в связи с чем право на него возникает у работника только по основному месту работы.

Апелляционная инстанция, не соглашаясь с решением городского суда, указала следующее. Частью 1 ст. 287 установлено, что гарантии и компенсации лицам, совмещающим работу с получением образования, а также лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предоставляются только по основному месту работы.

Другие гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, предоставляются лицам, работающим по совместительству, в полном объеме (ч. 2 ст. 287 ТК РФ).

Как видно, положения ст. 287 не распространяются на дополнительные отпуска, поскольку ст. 321 ТК РФ установлена специальная норма, согласно которой совместителям, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, дополнительный отпуск за работу в указанных районах и местностях предоставляется на общих основаниях, то есть соответственно 24 и 16 календарных дней. Для работников-совместителей общая (суммарная) продолжительность ежегодных оплачиваемых отпусков устанавливается в общем порядке: путем суммирования основного и дополнительного отпусков соответствующей продолжительности (ст. 120 ТК РФ).

Поскольку работодатель обязан предоставить работнику-совместителю дополнительный оплачиваемый отпуск на общих основаниях, приказ работодателя, которым установлен запрет на предоставление совместителям ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу в районах Крайнего Севера, противоречит ст. 321 ТК РФ, нарушает права работника-совместителя, который работает в тяжелых климатических условиях не только по основному месту работы, но и по совместительству.

На основании изложенного решение суда первой инстанции отменено с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований Р. к МБУЗ "Норильская стоматологическая поликлиника" и признании незаконным приказа "О предоставлении дополнительного оплачиваемого отпуска совместителям" (по материалам обобщения судебной практики Красноярского краевого суда).

Здравствуйте. Я работаю в ХМАО, т.е. район приравнен к Крайнему Северу, но прописан в другом регионе. Могу ли я рассчитывать на компенсацию при сокращении на срок до 6 месяцев? Или нужна прописка и регистрация в службе занятости тоже на Севере?

Вопрос относится к городу ХМАО

Уточнение от 6 апреля 2016 – 18:08
Ключевой вопрос – не смогу ли я стать на учет, а смогу ли я получать компенсацию 6 месяцев вместо 3-х, т.к. работаю на Севере?

Но при этом прописка не северная и, соответственно, стоять на учете тоже буду не на Севере.

Ответы:

Ст. 3 п 2 ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации": Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) – паспорта и документа об образовании.

Т.о. для постановки на учет в службу занятости необходима местная прописка, только по месту постоянной регистрации.

Т.е. вы можете вернуться на место постоянной регистрации и встать на учет в службу занятости.

На учет Вы встать имеете полное право, но на 6-ми месячную компенсацию вряд ли придется рассчитать.

Бюллетень № 4 2014 года

ОБЗОР ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ ДЕЛ, СВЯЗАННЫХ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ГРАЖДАНАМИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЙОНАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЯХ

2. Компенсации работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации

..Работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации или

сокращением численности или штата работников организации,

расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним

местностях, с УЧЕТОМ ОГРАНИЧЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ТРУДОУСТРОЙСТВА В

ЭТИХ РАЙОНАХ и местностях ПО СРАВНЕНИЮ С ИНЫМИ ТЕРРИТОРИЯМИ страны

гарантирован более длительный максимальный период сохранения

среднего месячного заработка на время поиска работы – не свыше трех

месяцев (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях

средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в

течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по

решению органа службы занятости населения при условии, если в

месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не

был им трудоустроен (ст. 318 ТК РФ).

Поэтому, в силу того, что Вы не проживаете на Кр.Севере и вернетесь для постановки на учет в ЦЗН по месту жительства, Вам будет выплачиваться компенсация на общих основаниях

Статья 178. Выходные пособия

[Трудовой кодекс РФ] [Глава 27] [Статья 178]

При расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector