Ветеринарное регистрационное удостоверение отменено

Ветеринарное регистрационное удостоверение отменено

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям, в связи с поступающими в последнее время телефонными запросами и официальными письменными запросами в Управление, дать разъяснения о порядке выдачи ветеринарных регистрационных удостоверений на подконтрольные ветеринарному надзору объекты, сроках их действия, переоформления, можно и нужно ли получать их в самом Управлении при осуществлении внешнеэкономической деятельности (в том числе мясоперерабатывающими предприятиями), их стоимость, в каких субъектах и какими учреждениями ветеринарии сейчас выдаются ветеринарные регистрационные удостоверения, какой нормативно – законодательной базой это определено и др., сообщает.

В полномочия Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, выдача ветеринарных регистрационных удостоверений (в том числе и для мясоперерабатывающих предприятий) не входит.

Требования обязательной ветеринарной регистрации объектов, подконтрольных государственному ветеринарному надзору, было определено лишь «Инструкцией о порядке выдачи ветеринарных регистрационных и сопроводительных документов на подконтрольные госветнадзору животноводческие грузы и объекты» (утвержденной Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 21 ноября 1996 года и Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации 12 апреля 1997 г. № 13–7–2/871, зарегистрированной Минюстом России 22 мая 1997 г., Регистрационный номер № 1310). Во исполнение которой, все без исключения учреждения государственной ветеринарной службы Российской Федерации на региональном уровне выдавали ветеринарные регистрационные удостоверения.

Согласно которым в перечень объектов, подлежащих обязательной ветеринарной регистрации, были включены все подведомственные госветнадзору предприятия (по содержанию, разведению животных, предприятия торговли, общественного питания, забоя, хранения, заготовки и переработки сырых животноводческих продуктов (мясо домашних продуктивных животных, мясо птицы, яйца, рыбы, сырого молока, продукции пчеловодства).

Как правило, выдача ветеринарного регистрационного удостоверения осуществлялась по результатам ветеринарно–санитарного обследования и ветеринарно–санитарной аттестации лиц, связанных с выращиванием, разведением животных или производством, заготовкой, переработкой, хранением и реализацией продуктов и сырья животного происхождения. Ветеринарное регистрационное удостоверение выдавалось на бланке специальной формы со степенями защиты и подтверждало, что данное предприятие (хозяйствующий субъект) поставлено на учет в органах государственного ветеринарного надзора и имеет ветеринарно–санитарные условия для выращивания и разведения животных (включая, птиц, рыб и пчел), заготовки, переработки, хранения и реализации продуктов и сырья животного происхождения. Также ветеринарное регистрационное удостоверение удостоверяло фамилию, имя, отчество и должность ветеринарного специалиста государственной ветеринарной службы, ответственного за проведение ветеринарных и ветеринарно–санитарных работ на закрепленном за ним предприятии, хозяйстве (ферме), рыбоводном пруде, водоеме, охотхозяйтве или иной подконтрольной госветнадзору территории.

Срок действия ветеринарного регистрационного удостоверения устанавливался главным государственным ветеринарным инспектором соответствующего административного образования и как правило при первичной выдаче не превышал одного года, в дальнейшем по результатам ветеринарно – санитарного обследования выдавалось и на более длительный срок, но не превышающий трех лет. Выдавалось ветеринарное регистрационное удостоверение в основном на платной основе.

В дальнейшем, в целях совершенствования нормативно–правового регулирования в области ветеринарии, в соответствии с п. 5.2.11 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2006 года № 164 «Об утверждении Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 14, ст. 1543; 2007, № 14, ст. 1702), приказом Минсельхоза РФ от 17 сентября 2007 г. № 523 «Об отмене инструкции о порядке выдачи ветеринарных сопроводительных документов», вышеуказанная инструкция была отменена и вышедшим в замен приказом Минсельхоза РФ от 16 ноября 2006 г. № 422 «Об утверждении Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов» – процедура оформления ветеринарных регистрационных удостоверений на подконтрольные госветнадзору объекты – не была предусмотрена.

Позже, в целях дальнейшего совершенствования нормативного правового регулирования в области ветеринарии и реализации Решения Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 317 «О применении ветеринарно–санитарных мер в Таможенном союзе», Решения Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 г. № 880 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» и постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. № 1009 «О порядке совместного осуществления Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации функций по нормативно – правовому регулированию в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов и по организации такого контроля» (Собрание законодательства РФ, 2009, № 51, ст. 6314), Министерством сельского хозяйства Российской Федерации – был издан и действует в настоящее время, приказ от 17 июля 2014 г. № 281 «Об утверждении Правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов и Порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронном виде», зарегистрированный в Минюсте России 18 июля 2014 г. Регистрационный № 33161.

В соответствии с данным приказом:

1. Утверждены Правила организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов.

Читайте также:  Карта градостроительного зонирования ростова на дону

2. Признаны утратившими силу приказы Минсельхоза России:

= от 16 ноября 2006 г. № 422 «Об утверждении Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов» (зарегистрирован Минюстом России 24 ноября 2006 г., регистрационный № 8524);

= от 14 августа 2007 г. № 393 «О внесении изменений в приказ Минсельхоза России от 16.11.2006 № 422» (зарегистрирован Минюстом России 12 сентября 2007 г., регистрационный № 10130);

= от 19 марта 2008 г. № 98 «О внесении изменений в приказ Минсельхоза России от 16.11.2006 № 422» (зарегистрирован Минюстом России 22 апреля 2008 г., регистрационный № 11561);

= от 04 декабря 2008 г. № 522 «О внесении изменений в приказ Минсельхоза России от 16 ноября 2006 г. № 422» (зарегистрирован Минюстом России 30 декабря 2008 г., регистрационный № 13041);

= от 05 мая 2009 г. № 176 «О внесении изменений в приказ Минсельхоза России от 16.11.2006 № 422» (зарегистрирован Минюстом России 04 июня 2009 г., регистрационный № 14030);

= от 19 марта 2010 г. № 84 «О внесении изменений в приказ Минсельхоза России от 16 ноября 2006 г. № 422» (зарегистрирован Минюстом России 13 апреля 2010 г., регистрационный № 16875).

Таким образом, после отмены упомянутой «Инструкции о порядке выдачи ветеринарных регистрационных и сопроводительных документов на подконтрольные госветнадзору животноводческие грузы и объекты», практически с 2006 года, на протяжении 10 лет, ни в один нормативно – законодательный акт в области ветеринарии, на федеральном уровне, выдача ветеринарных регистрационных удостоверений на подконтрольные госветнадзору объекты включена не была.

По всей видимости, сохраненная в ряде субъектов Российской Федерации процедура выдачи ветеринарных регистрационных удостоверений на региональном уровне (в том числе для мясоперерабатывающих предприятий), в лучшем случае – регламентируется региональными нормативными актами, в ином случае – приказами самого органа исполнительной власти в области ветеринарии, а возможно – включена и в административный регламент предоставления государственной услуги. В таком случае, юридическим фактом, являющимся основанием для начала предоставления государственной услуги, является личное, письменное обращение получателя государственной услуги в учреждение (службу) оказывающее данную государственную услугу.

В любом случае, Управление рекомендует – за разъяснением региональной нормативно–законодательной базы по выдаче ветеринарных регистрационных удостоверений обращаться непосредственно в высший орган исполнительной власти области (в данном случае в администрацию Тамбовской области), либо в орган исполнительной власти области, оказывающий данную государственную услугу (в данном случае в управление ветеринарии Тамбовской области).

Со своей стороны, Управление с уверенностью может констатировать лишь тот факт, что на сегодняшний день, выдача ветеринарных регистрационных удостоверений на подконтрольные госветнадзору объекты, на федеральном уровне не регламентирована в нормативно–законодательных актах в области ветеринарии, тем более на платной основе.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 28 января 2009 г. N 16-Г08-20

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего В.П. Меркулова

судей О.А. Ксенофонтовой и Г.В. Макарова

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора о признании недействующим Постановления главы Администрации Волгоградской области от 19 июля 1999 года N 494 "Об утверждении положения о порядке выдачи ветеринарных регистрационных удостоверений и перечня объектов, подлежащих обязательной ветеринарной регистрации на территории Волгоградской области" (в редакции Постановления главы Администрации Волгоградской области от 30 июля 2001 года N 662)

по кассационной жалобе администрации Волгоградской области

на решение Волгоградского областного суда от 21 октября 2008 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Меркулова В.П., объяснения представителя администрации Волгоградской области Мельникова А.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, выступление помощника Волжского межрегионального природоохранного прокурора Лунькова И.Н. об оставлении решения без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

заместитель Волжского межрегионального природоохранного прокурора обратился в суд с заявлением о признании не недействующим Постановления главы администрации Волгоградской области от 19 июля 1999 года N 494 "Об утверждении положения о порядке выдачи ветеринарных регистрационных удостоверений и перечня объектов, подлежащих обязательной ветеринарной регистрации на территории Волгоградской области" (в редакции Постановления главы Администрации Волгоградской области от 30 июля 2001 года N 662 " О внесении изменений и дополнений в постановление главы Администрации Волгоградской области от 19.07.1999 г. N 494).

При этом прокурор сослался на то, что оспариваемым Постановлением главы Администрации Волгоградской области утверждены Положение о порядке выдачи ветеринарных регистрационных удостоверений и Перечень объектов, подлежащих обязательной ветеринарной регистрации на территории Волгоградской области.

Принимая оспариваемое Постановление, глава Администрации Волгоградской области превысил полномочия, представленные ему федеральным законодательством, поскольку им были урегулированы вопросы установления порядка государственного ветеринарного надзора, в то время как Законом Российской Федерации "О ветеринарии" субъектам Российской Федерации такое право не представлено.

Читайте также:  Госуслуги не выбирается подразделение для подачи документов

Законом "О ветеринарии", Правилами организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утвержденными Приказом Минсельхоза России от 16 ноября 2006 года N 422 (в ред. Приказов Минсельхоза России от 14.08.2007 года N 393, от 19.03.2008 года N 98), устанавливающими порядок организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов и являющиеся обязательными для исполнения должностными лицами, уполномоченными осуществлять оформление и выдачу ветеринарных сопроводительных документов, юридическими лицами любой организационно-правовой формы и гражданами, занятыми содержанием, ловлей, добычей животных (в том числе птиц, рыб (других гидробионтов), пчел), а также производством, заготовкой, переработкой, перевозкой, хранением и реализацией продукцией животного происхождения, кормов и кормовых добавок, а равно Федеральными законами "О животном мире" и "О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов", определяющими условия и порядок осуществления деятельности по лову и добыче животных, птиц, рыб (других гидробионтов), необходимость получения ветеринарного регистрационного удостоверения на приведенные выше виды деятельности не предусмотрена.

Кроме того, выдача ветеринарных регистрационных удостоверений и обследование объекта на его соответствие санитарно-ветеринарным правилам на платной основе, наделяет учреждения государственной службы Волгоградской области монопольным положением, чем нарушены требования статьи 15 Федерального закона "О конкуренции".

Решением Волгоградского областного суда от 21 октября 2008 года постановлено: заявление заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора удовлетворить.

Признать не соответствующим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению Постановления главы Администрации Волгоградской области от 19 июля 1999 года N 494 "Об утверждении положения о порядке выдачи ветеринарных регистрационных удостоверений и перечня объектов, подлежащих обязательной ветеринарной регистрации на территории Волгоградской области" (редакции Постановления главы Администрации Волгоградской области от 30 июля 2001 года N 662 "О внесении изменений и дополнений в постановление главы Администрации Волгоградской области от 19.07.1999 г. N 494 "Об утверждении положения о порядке выдачи ветеринарных регистрационных удостоверений и перечня объектов, подлежащих обязательной ветеринарной регистрации на территории Волгоградской области") с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Администрации Волгоградской области государственную пошлину в размере рублей в доход государства.

Администрация Волгоградской области подала кассационную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новое об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что суд неправильно применил материальный закон, допустил существенные нарушения норм процессуального права, дал неправильную оценку доводам заявления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

Оспариваемым Постановлением главы Администрации Волгоградской области утверждены Положение о порядке выдачи ветеринарных регистрационных удостоверений и Перечень объектов подлежащих обязательной ветеринарной регистрации на территории Волгоградской области.

Пунктом 1.1 данного Положения установлено, что оно является обязательным для исполнения всеми физическими и юридическими лицами независимо от формы собственности и организационно-правовых форм, осуществляющими на территории Волгоградской области деятельность, поднадзорную государственному ветеринарному надзору, – лов, добычу животных, птиц, рыб (других гидробионтов), транспортировку грузов, заготовку, переработку, хранение и реализацию сырья, продуктов животного происхождения, кормов для животных.

Согласно пункту 1.3 Положения ветеринарное регистрационное удостоверение является документом, подтверждающим, что данный объект поставлен на учет в органах государственного ветеринарного надзора, имеет ветеринарно-санитарные условия для ведения поднадзорной государственному ветеринарному надзору деятельности и подлежит регулярному ветеринарному контролю в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии".

Регистрация производится и ветеринарное удостоверение выдается после проведения ветеринарно-санитарного обследования объекта на его соответствие санитарно-ветеринарным правилам (пункт 2.2).

Ветеринарное регистрационное удостоверение выдается на один год (пункт 2.5).

В соответствии с пунктом 2.7 Положения выдача удостоверений и обследование объекта осуществляется на платной основе в соответствии с прейскурантом на платные услуги, утвержденным постановлением Администрации Волгоградской области.

Анализ норм п. 8 ст. 7 ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" в совокупности с положениями Закона Российской Федерации "О ветеринарии" (ст. ст. 1 – 3, 5, 8) и содержанием пунктов 5 и 8 Положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 1994 года N 706 (в редакции Постановления Правительства РФ от 16 апреля 2001 года N 295), свидетельствует, что субъекты Российской Федерации не наделены федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации правом регулировать отношения в области ветеринарного надзора и, в частности, отношения, касающиеся форм и методов осуществления данного надзора.

При таких обстоятельствах является правильным вывод суда о том, что глава Администрации Волгоградской области, устанавливая полномочия органа ветеринарного надзора в сфере учета хозяйствующих субъектов путем выдачи ветеринарных регистрационных удостоверений, вышел за пределы полномочий, представленных ему федеральным законодательством, установив собственное правовое регулирование в области ветеринарного надзора.

Читайте также:  Сколько процентов накручивать на товар

Кроме того, Федеральный закон от 08 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", не предусматривает такие виды деятельности, как лов, добыча животных, птиц, рыб (других гидробионтов), транспортировка грузов, заготовки, переработки, хранение и реализация сырья, продуктов животного происхождения, кормов для животных, на осуществление которых требуется лицензия.

Введение дополнительного условия деятельности хозяйствующих субъектов (наличие ветеринарного регистрационного удостоверения) и определение видов деятельности, осуществление которых может быть только при наличии указанного удостоверения, ущемляет интересы юридических организаций и физических лиц в сфере предпринимательской и экономической деятельности, создает административные барьеры, сдерживает развитие предпринимательства и может привести к ограничению конкуренции в сфере оборота отдельных видов продукции, чем нарушены требования ст. 15 Федерального закона РФ "О защите конкуренции".

Также суд правильно нашел, что норма пункта 2.7 Положения, предусматривающая платную основу выдачи ветеринарных регистрационных удостоверений и обследования объектов, противоречит законодательству Российской Федерации в сфере ветеринарии, поскольку основания для установления платной основы за выдачу ветеринарных сопроводительных документов при осуществлении государственного ветеринарного надзора отсутствуют.

Недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора) платы с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по контролю, за исключением случаев возмещения расходов органами государственного контроля (надзора) на осуществление исследований (испытаний) и экспертиз установлена Федеральным законом от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (статья 3).

Доводы кассационной жалобы являются аналогичными мотивам возражений Главы администрации Волгоградской области на заявление прокурора о признании недействующим нормативного правового акта.

Письмо Главного ветеринарного управления Министерства сельского хозяйства РФ от 2 сентября 1992 года N 22-9/768 "Об усилении ветеринарно-санитарного контроля" не может быть расценено в качестве нормативного правового акта, поскольку оно носит рекомендательный характер, не зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации, в установленном законом порядке не опубликовано.

Инструкция "О порядке выдачи ветеринарных регистрационных удостоверений и сопроводительных документов на подконтрольные государственному ветеринарному надзору грузы и объекты", утвержденная Главным государственным ветеринарным инспектором РФ от 21 ноября 1996 года, утратила силу в связи с принятием Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ 12 апреля 1997 года Инструкции "О порядке выдачи ветеринарно-сопроводительных документов на подконтрольные государственному ветеринарному надзору грузы" N 13-7-2/871.

Порядок организации работы по выдаче ветеринарных регистрационных сопроводительных документов, выдаваемых хозяйствующим субъектам, регулируется Правилами, утвержденными Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 16 ноября 2006 года N 422 (зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 24 ноября 2006 года N 8524), которые не предусматривают постановку хозяйствующего субъекта на учет в органы ветеринарного надзора, а равно, необходимость получения (наличия) ветеринарного регистрационного удостоверения.

Доводы о том, что наличие у хозяйствующих субъектов ветеринарных регистрационных удостоверений необходимо в силу Правил проведения сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья, утвержденных Постановлением Госстандарта России от 28 апреля 1999 года N 21, нельзя признать обоснованными, поскольку указанный акт утратил силу. Единственным нормативным правовым актом, необходимым, в том числе, и для сертификации продукции животного происхождения, является Перечень ветеринарных сопроводительных документов, характеризующих территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого груза, эпизоотическое состояние места его выхода и позволяющие идентифицировать груз, установленный Правилами организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов.

Необоснованность иных доводов, изложенных в кассационной жалобе, отражена в судебном решении с изложением соответствующих выводов, которые, как указано выше, судебная коллегия считает правильными.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

решение Волгоградского областного суда от 21 октября 2008 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Волгоградской области – без удовлетворения.

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ ПО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Порядок оформления ветеринарных регистрационных удостоверений

Порядок оформления ветеринарных регистрационных удостоверений

На неоднократные обращения о порядке оформления Ветеринарных регистрационных удостоверений на объекты разъясняем:

Требование обязательной ветеринарной регистрации объектов, подконтрольных государственному ветеринарному надзору, было определено «Инструкцией о порядке выдачи ветеринарных регистрационных и сопроводительных документов на подконтрольные госветнадзору животноводческие грузы и объекты», утвержденной Главным государственным инспектором Российской Федерации 21 ноября 1996года.

В целях совершенствования нормативно-правового регулирования в области ветеринарии, в соответствии с п.5.2.11 Постановления Правительства Российской Федерации от 24марта 2006года № 164 «Об утверждении Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации» Приказом Минсельхоза РФ от 17 сентября 2007г. № 523 вышеуказанная инструкция отменена.

Действующим на сегодняшний день Приказом Минсельхоза РФ от 16 ноября 2006г. № 422 «Об утверждении Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов» процедура оформления Ветеринарных регистрационных удостоверений на подконтрольные госветнадзору объекты не предусмотрена.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector