Увеличение скорости оборота дебиторской задолженности

Увеличение скорости оборота дебиторской задолженности

Ключевым фактором при управлении дебиторской задолженностью является определение периода кредита, который дается покупателю. Этого можно достичь разными методами. Чтобы эффективно взаимодействовать с клиентами, рекомендуется разработать кредитную политику предприятия. Ознакомьтесь, какие методы ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности приносят максимальную прибыль.

Что поможет ускорению оборачиваемости оборотных средств предприятия

Дебиторская задолженность есть у всех компаний. Более того, зачастую, чем успешнее бизнес, тем больше кредитов он выдает и привлекает. В наличии существенной величины дебиторской задолженности нет ничего страшного, главное – понять, как правильно управлять ее структурой и оборачиваемостью. Условия взаиморасчетов прописываются сторонами сделки в договорах. Такие контракты заключить легко, если соглашения приносят обоюдную выгоду.

К примеру, короткий срок оплаты можно компенсировать покупателю предоставлением скидок. Интервальные поставки покупатель может оплачивать частями. Для погашения неисполненных вовремя обязательств существуют факторинг и цессия, то есть переуступка долга, и т.д.

Ускорение оборачиваемость активов определяется через расчетные коэффициенты. При этом вычисляется ускорение оборачиваемости в днях или разах.

Практические методы ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности:

    Предоставление скидок за быструю оплату – традиционно торговые скидки предоставляются покупателям за быструю оплату. При установлении размера скидки нужно сравнить выгоду от получения поставщиком дополнительной прибыли и возникающими затратами. Сравнение лучше проводить со средним банковским процентом. В ходе расчетов применяется формула вычисления цены отказа:

ЦО = ПС / (100 – ПС) х 360 / (ДО – ДС) х 100 %; где:

ЦО – цена отказа;

ДО – период (максимальный) отсрочки оплаты долга покупателем (в днях);

ДС – период предоставления торговой скидки (в днях).

Если ЦО окажется меньше средней банковской ставки, поставщику невыгодно предоставлять клиенту скидки и наоборот. К примеру, клиенту дается скидка в 20 % на 10 дней при максимальном периоде оплате счета в 30 дн. Средняя банковская ставка = 8 %. По расчетам ЦО = 4,5 %. Это значение показывает, что поставщику нужно понизить размер скидки для торговли в прибыль.

Увеличение отсрочки платежа только по достижении определенного объема продаж – этот метод наиболее популярен среди менеджеров по продажам. Но прежде чем давать клиентам отсрочку, нужно просчитать, насколько это приемлемо для организации. Формула расчета денежной экономии от отсрочки:

Экономия = (КДО / 365 дн.) х (БП / 100 %) х СД, где:

КДО – число дней по отсрочке;

Читайте также:  Пьянка за рулем новый закон 2018

БП – средний банковский %;

СД – сумма договора (в руб.).

По этой формуле можно рассчитать, сколько денег теряет поставщик при предоставлении клиенту отсрочки на заданный срок. Полученный результат можно сравнить с выгодой от размещения средств под банковский депозит. А значит, в такие договорные условия нужно «заложить» дополнительный % к основной стоимости предмета сделки.

Факторинг – хороший результат ускорения оборачиваемости оборотных средств достигается при применении факторинга. Это переуступка права на исполнение обязательств банку или факторинговой финансовой компании. При данном методе окончательные расчеты с поставщиком осуществляются после полной оплаты долга фактору. Выгодно или нет подписывать договор факторинга – это решается после оценки общей стоимости услуг: % за пользование средствами и комиссии финансовой компании. Как правило, факторинг – достаточно дорогое удовольствие и подходит только тем фирмам, которым деньги нужны немедленно. Дебиторские обязательства относятся к высоколиквидным активам, поэтому рекомендуется сохранить такие долги как залог для банковского кредита или выбрать менее дорогой вариант для его погашения.

Передача функций сбора задолженности собственной компании-агенту, входящей в группу, – создание службы сбора долгов эффективно при наличии большого числа дебиторов. Такой отдел может заниматься текущими обязательствами, просроченными и проблемными. Централизация подчинения специалистов строится по вертикальному принципу или горизонтальному.

Типовые условия оплаты в договорах для конкретной группы контрагентов – сегментация продаж помогает четко разграничить условия оплаты по определенному фактору. Как именно группировать клиентов (по региону, объему продаж, уровню надежности), решает поставщик согласно маркетинговой политике организации.

Превентивный контроль образования просроченной задолженности – адресное предоставление скидок отдельным клиентам с целью недопущения образования по ним просроченной задолженности. Здесь важен подход к каждому покупателю с учетом его надежности и кредитоспособности.

Переуступка дебиторской задолженности по цессии – включает формирование пула из множества договоров по определенному сегменту рынка и его переуступка целиком. Или можно продавать дебиторскую задолженность по отдельным правам.

Подведя итоги, дебиторская задолженность для компании – способ быстрого сбыта продукции, расширения клиентской базы и роста оборотов. Другое дело, что постоянное увеличение дебиторской задолженности чревато фактическим невозвратом средств. Чтобы этого не произошло, нужно следить за лимитом дебиторских обязательств – как по срокам, так и по объемам. Проводить мониторинг контроля долгов лучше в специальных программах, предпочтительно в Excel, где имеются технические возможности для построения наглядных таблиц и графиков.

Читайте также:  Кто может стать ветераном труда федерального значения

Под управлением оборотным капиталом обычно понимают процесс оптимизации его объема и структуры. Следовательно, основной целью управления оборотным капиталом с точки зрения обеспечения процесса непрерывного развития предприятия является определение оптимальных объёма и структуры оборотных средств, а также источников их финансирования для каждого этапа жизненного цикла организации.

Современная финансовая отчетность как минимум на 25-30% состоит из показателей, оценка которых зависит от профессионального суждения менеджмента организации. Принятие решений на основе финансовых коэффициентов существенно зависит от качества самой финансовой отчетности и от применяемой учетной политики.

Все существующие программы по финансовому анализу рассчитывают различные коэффициенты на основе финансовой отчетности. Среди них есть программы, которые выдают готовое аналитическое заключение. Они используются в основном для проверки надежности внешних контрагентов или для проверки соответствия финансовой устойчивости предприятия нормативам банков.

Управление дебиторской задолженностью в организации подразумевает не только полный и своевременный учет дебиторки, но и расчет различного рода показателей, ее характеризующих. Одним из основных показателей, определяемых на основе данных о величине дебиторской задолженности организации, является коэффициент оборачиваемости. О том, что он показывает и как он рассчитывается, расскажем в нашей консультации.

Что показывает коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности

По любому виду активов коэффициент оборачиваемости показывает эффективность их использования. Применительно к дебиторской задолженности коэффициент оборачиваемости (ОДЗ) рассчитывается как частное от деления выручки от продаж за период (В) к средней за этот период величине дебиторской задолженности (ДЗСР):

Коэффициент показывает, сколько рублей выручки приходится на 1 рубль дебиторской задолженности и, по сути, характеризует скорость превращения дебиторской задолженности в денежные средства. Поэтому повышение коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности рассматривается как позитивный тренд. Коэффициент оборачиваемости анализируется организацией в динамике, а также в сравнении с показателями конкурентов.

По данным бухгалтерской отчетности организации коэффициент оборачиваемости может быть определен так (Приказ Минфина от 02.07.2010 № 66н):

ОДЗ = Строка 2110 / [(Строка 1230Н + Строка 1230К) / 2]

где строка 2110 – сумма, отраженная по строке 2110 «Выручка» отчета о финансовых результатах за отчетный период;

строка 1230Н – показатель строки 1230 «Дебиторская задолженность» бухгалтерского баланса на начало отчетного периода;

строка 1230К – показатель строки 1230 бухгалтерского баланса на конец отчетного периода.

Читайте также:  Сколько дней регистрируется договор купли продажи квартиры

Однако учитывая, что по строке 1230 отражается вся дебиторская задолженность (включая, к примеру, выданные авансы и переплату в бюджет), для расчета коэффициента оборачиваемости дебиторки показатель строки 1230 целесообразно «очистить». То есть в расчет брать только задолженность покупателей и заказчиков.

Однако условность коэффициента оборачиваемости от этого не снижается, ведь в числителе все равно отражается выручка-нетто, т. е. без НДС, в то время как в балансе задолженность покупателей показывается в полной сумме.

Срок оборота дебиторской задолженности

На основе коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности определяют средний срок оборота дебиторской задолженности (СОДЗ):

где Д – количество дней в отчетном периоде.

По нему выводы делаются обратные: рост коэффициента свидетельствует о замедлении оборачиваемости дебиторской задолженности, ее накоплении и уменьшении поступления денежных средств от покупателей.

Определение

Оборачиваемость дебиторской задолженности (receivable turnover ratio) измеряет скорость погашения дебиторской задолженности организации, насколько быстро организация получает оплату за проданные товары (работы, услуги) от своих покупателей.

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности показывает, сколько раз за период (год) организация получила от покупателей оплату в размере среднего остатка неоплаченной задолженности. Показатель измеряет эффективность работы с покупателями в части взыскания дебиторской задолженности, а также отражает политику организации в отношении продаж в кредит.

Расчет (формула)

Оборачиваемость дебиторской задолженности (коэффициент) = Выручка / Средний остаток дебиторской задолженности

Средний остаток дебиторской задолженности рассчитывается как сумма дебиторской задолженности покупателей по данным бухгалтерского баланса на начало и конец анализируемого периода, деленное на 2.

Также распространен расчет показателя не в виде коэффициента, а в виде количества дней, в течение которой дебиторская задолженность остается неоплаченной:

Оборачиваемость дебиторской задолженности в днях = 365 / Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности

Нормальное значение

Для оборачиваемости дебиторской задолженности, как и для других показателей оборачиваемости не существует четких нормативов, поскольку они сильно зависят от отраслевых особенностей и технологии работы предприятия. Но в любом случае, чем выше коэффициент, т.е. чем быстрее покупатели погашают свою задолженность, тем лучше для организации. При этом эффективная деятельность не обязательно сопровождается высокой оборачиваемостью. Например, при продажах в кредит остаток дебиторской задолженности будет высокий, а коэффициент ее оборачиваемости соответственно низкий.

Про оборачиваемость дебиторской задолженности на английском языке читайте в статье " Receivable Turnover Ratio".

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector