Уведомление о прибытии иностранного гражданина сроки подачи

Уведомление о прибытии иностранного гражданина сроки подачи

Миграция в Россию, в первую очередь трудовая, – очень распространенное явление. В целях обеспечения порядка государство занимается контролем данных процессов, в том числе через уведомление о прибытии. Этот документ имеет такое же значение для иностранца в России, как и паспорт. Нормативно определены форма, сроки и порядок заполнения, о которых и пойдет речь ниже, также будет представлен образец заполнения уведомления о прибытии.

Документы для иностранных граждан

Находясь в РФ, иностранец, чтобы соблюсти юридические формальности и согласовать срок и цель визита, должен иметь соответствующие разрешительные документы. В перечень таковых входят:

  • Миграционная карта. Она заполняется каждым въезжающим на границе от руки. В карте гость указывает сроки своего визита. Также она содержит дату въезда, которая является отправной точкой в отсчете периода нахождения. Если мигрант въезжает с целью работать, то это также фиксируется в соответствующей графе.
  • Регистрация по месту пребывания. Осуществляется оповещение территориального миграционного отделения через заполнение бланка для регистрации иностранных граждан, которые доступны ранее были на сайте УФМС, а теперь МВД. Такое действие позволяет определить законные сроки нахождения в РФ. В случае, если произошло убытие за границу с последующим возвратом, то процедура постановки на учет повторяется.
  • Полис ДМС. Должен быть получен в день прибытия и действовать все время нахождения в стране. Это гарантирует право на получение первой необходимой и специализированной медпомощи.

Тем, кто решил задержаться, следует перейти к получению следующих документов:

  • Патента или разрешения на работу. Первый позволяет устраиваться в качестве наемного рабочего к физлицу и касается мигрантов из 29 безвизовых стран, подписавших соответствующее международное соглашение, в которые не входят Киргизия, Республика Беларусь и Казахстан. Для остальных приезжих из визовых и безвизовых стран, оформляемых в организации, требуется получение разрешения, а затем и рабочей визы, при условии, что трудовой договор прошел процедуру пролонгации.
  • РВП – отметка в паспорте, по которой лицо может проживать и работать в конкретном регионе несколько лет, а после чего претендовать на ВНЖ.
  • ВНЖ – документ, который расширяет по максимуму права иностранца в стране, практически уравнивая его с россиянами.

Последний документ может неоднократно продлеваться, а также позволяет претендовать на получение гражданства.

Чем предусмотрено уведомление, куда и в какие сроки направляется

В приказе МВД РФ №881 от 23.11.2017 года утверждена форма и сроки уведомления о прибытии. Новый бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина с 01.01.2018 подлежит заполнению приезжающими.

Подается бумага одним из способов в территориальное подразделение УВМ ГУ МВД (прежде УФМС).

Для подачи уведомления отведено 7 дней (для приезжих из Молдовы, Узбекистана и прочих), отсчет которых начинается с момента приезда иностранного гражданина в место пребывания, а для некоторых категорий этот срок иной. В частности, белорусы, казахи, поскольку являются гражданами-участниками ЕАЭС, извещают органы в 30-тидневный срок, а таджики должны оповещать их в 15-тидневный срок.

Правила подачи уведомления о прибытии

Обязанность уведомлять УВМ ГУ МВД лежит на том, кто осуществляет прием гостя, и в редких случаях – на приезжем. Поставить в известность миграционную службу о прибытии можно несколькими альтернативными способами:

  • По почте. В таком случае днем подачи будет считаться дата, которая проставлена на штемпеле, а отрывной талон с ним требуется носить еще длительное время, поскольку в базу иностранец попадет только после того, как дойдет письмо, что может занять и неделю. Кроме того, нет гарантий, что бланк заполнен верно, поскольку почтовый работник может не вчитываться.
  • Лично в территориальном подразделении миграционной службы. Не самый удобный вариант, поскольку может находиться на значительной удаленности от места прибытия и также сопровождаться ожиданием в длительных очередях. Однако в таком случае инспектор будет не только принимать документы, но и проверять все на правильность и полноту уведомления и приложенных документов к нему. На руки же заявитель получит отрывной корешок, который иностранец должен будет сохранить.
  • В МФЦ.
  • Дистанционно онлайн через портал Госуслуги.

Заполняется уведомление о прибытии иностранного гражданина в 2 экземплярах, к ним прилагается пакет документов, состоящий из копий удостоверяющих личность документов иностранца и принимающего.

Требования к заполнению бланка

Имеются определенные и достаточно строгие требования к заполнению уведомления о прибытии иностранного гражданина. Бланк должен быть заполнен в 2 экземплярах. При этом использовать шрифт придется согласно образцу вверху формы. Язык заполнения исключительно русский. Использовать в качестве пишущего средства допускается только шариковую или гелевую ручку черного или темно-синего цвета.

Графы заполняются все, без отступов и пробелов, т.е. с самого первого квадрата. На почте, в миграционной службе имеются образцы, с ними лучше ознакомиться.

Запрещено:

  • исправлять ошибки и опечатки, в том числе с использованием корректирующих средств;
  • вписывать сведения, которые не имеют отношения к заданному вопросу.

Если допустить нарушения при заполнении указанных требований, то бланк будет признан недействительным, а иностранец не будет поставлен на учет. А это может привести к пропуску установленного срока и наступлению неблагоприятных правовых последствий в виде административной ответственности.

Образец заполнения

Стандартный незаполненный образец уведомления о прибытии иностранного гражданина доступен для скачивания на сайте миграционной службы и может свободно распечатываться для последующего заполнения.

В интернете также можно найти образец заполнения уведомление о прибытии иностранного гражданина.

Бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина

Заполнение уведомления через Госуслуги

Многофункциональный ресурс Госуслуги позволяет подавать уведомление в электронном виде в буквальном смысле без выхода из дома. Форма, которую лицу предлагают на портале, практически тождественна бумажной, но при этом заполнять ее значительно проще и быстрее.

Наряду с неоспоримыми преимуществами, есть и минус в виде ограничений по доступу к услуге. Так, вручать уведомление могут только индивидуальные предприниматели и юридические лица.

Последовательность действий при заполнении уведомления о прибытии иностранного гражданина в режиме онлайн через Госуслуги следующая:

  1. Выбор услуги.
  2. Заполнение формы. Она включает 18 пунктов. Заполнять нужно не все, а те, которые касаются конкретного иностранца и ситуации. Если в России принимающим выступает ЮЛ, то заполняются графы 1-3 (сведения о хозсубъекте), 4 (информация о сотруднике ЮЛ), 6-14 (сведение о прибывшем). Если есть ребенок, то выставляется галочка в соответствующем окне. В графах 15-17 вписываются сведения о месте пребывания, дата въезда, продолжительность задержки и прочее.
  3. Прикрепление приложений – 18 графа. Сюда входят оцифрованные копии удостоверяющего личность документа, миграционной карты, подтверждения права проживать или пребывать в РФ. Если документ отсутствует, в поле напротив проставляется отметка.

Готовое уведомление перепроверяется, подписывается и отправляется.

Вид на жительство и РВП в РФ

Разрешение на временное проживание или РВП – официальный документ, по которому негражданин РФ какое-то время может проживать в России. Выглядит как штамп в паспорте. При наличии РВП получать дополнительно визу нет необходимости.

Обладатель разрешения может:

  • жить в РФ (в конкретном регионе) длительное время без получения иных разрешений и бумаг;
  • заниматься трудовой деятельностью в регионе места жительства и нигде более;
  • обслуживаться в медучреждениях, находящихся в месте проживания, наравне с российскими гражданами;
  • передвигаться свободно по территории страны.

Если иностранец обратится за получением РВП, и в это время выйдет 90 суток, установленных для пребывания, ему не требуется покидать страну до принятия решения по заявке.

Получить отметку, подтверждающую РВП, можно однократно. Это основано на том, что иностранец по истечении срока разрешения на проживание уезжает из РФ по причине отсутствия законных оснований остаться либо собирает пакет документов и обращается за ВНЖ.

Вид на жительство или ВНЖ – почти то же самое, что и РВП, но с большим сроком действия. Правомочия обладателя такого документа шире, а по истечении срока он может продлеваться или же вовсе стать ступенькой на пути к российскому гражданству.

Так, получая ВНЖ, иностранец или лицо без гражданства имеет право на:

  • образование;
  • пенсионные выплаты;
  • возможность получения одобрения по заявкам на кредиты;
  • свободное передвижение как внутри страны, так и за ее пределами с последующим возвратом в страну без получения виз и прочих разрешений;
  • свободу выбора места жительства в любом регионе и работу без получения патента и разрешений (можно свободно увольняться и не ограничиваться выбором вакансий в одном регионе);
  • бесплатное медицинское обслуживание на территории страны.

Фактически, обладатели вида на жительство получают тот же объем прав, что и граждане страны, за небольшим исключением. Они лишены избирательного права, не могут работать на госслужбе, а ВНЖ подлежит продлению каждые 5 лет.

Способы получения гражданства РФ

Вопросы гражданства в РФ регулируются отечественной Конституцией и Федеральным Законом №62 «О гражданстве Российской Федерации». Так, из норм законодательства следует, что получить гражданство можно несколькими способами:

  • по рождению;
  • натурализация;
  • ренатурализация;
  • восстановление гражданства.

При этом предусмотрено две процедуры оформления:

  • стандартная;
  • упрощенная.

В первом случае претенденту на российский паспорт и статус гражданина РФ необходимо:

  • не менее 5 лет проживать в стране;
  • владеть государственным языком;
  • иметь ВНЖ;
  • быть совершеннолетним;
  • иметь стабильный доход и постоянное место жительства.

Во втором этот срок сокращен до 1-3 лет, но привилегия доступна иностранцам и лицам без гражданства при наличии определенных условий (брак с гражданином РФ, наличие гражданства СССР и проживание в период его существования в нынешних границах РФ и т.д.). Для украинцев из ЛНР и ДНР срок сокращен и вовсе до 3 месяцев.

Принимая российское гражданство, иностранцу придется отказаться от своего прежнего, за исключением граждан Республики Беларусь, Киргизии, Казахстана, ЛНР и ДНР.

Миграционный учет и временное убежище

Лицам, которым предоставлено временное убежище и которые прошли обязательное медицинское освидетельствование, выдается свидетельство установленной формы. Этот документ – основание для пребывания в России законно. По нему происходит регистрация в миграционной службе.

Читайте также:  Как правильно оформить увольнение по соглашению сторон

В электронном виде выдача свидетельства не осуществляется. Бланк, правила заполнения, выдачи и обмена определяются УВМ ГУ МВД.

Гражданство для соотечественников

В силу законов РФ соотечественниками признаются иностранцы и лица без гражданства, которые:

  • являются выходцами из РФ, были гражданами СССР, РСФСР и т.п.;
  • состояли в гражданстве СССР, а теперь в странах бывших союзных республик;
  • пребывают в родстве по прямой восходящей линии с лицами, жившими или живущими в РФ.

А также те, которые являются лицами или их потомками, проживающими не в России, но относятся к народам, исторически проживавшим здесь.

Сбор необходимых документов

На гражданство соотечественники могут претендовать сразу, как получат РВП. Пакет документов определен законом. От претендента на статус гражданина в рамках программы переселения требуется предоставить:

  • заявление в 2 экземплярах;
  • цветное фото 35 мм на 45 мм в количестве 3 штук;
  • РВП с копией, удостоверенной нотариально;
  • документ о семейном положении с заверенной копией от нотариуса;
  • свидетельство участника программы;
  • обращение в консульство о прекращении имеющегося гражданства (это не касается обладателей паспортов Таджикистана и Туркменистана);
  • квитанция об уплате пошлины.

Если процедуру проходят вместе с несовершеннолетними детьми, то также понадобятся документы на каждого ребенка (свидетельство о рождении или паспорт, письменное согласие на ПМЖ, если он достиг 14 лет, и второго родителя).

Срок ожидания и стоимость оформления

Заявка от соотечественников на гражданство рассматривается 3 месяца. А весь процесс для таких лиц происходит в упрощенном порядке и занимает не больше 12 месяцев.

Госпошлина составляет 2000 рублей, но это не вся стоимость, а только за рассмотрение заявки. Надо понимать, что еще как минимум предстоит потратиться на оплату РВП, проживание в стране на все время прохождения процедуры и прочее.

Возможные случаи отказа: причины

Даже если все документы собраны правильно и поданы в миграционную службу, нельзя быть до конца уверенным в том, что по заявке будет дан положительный ответ. Основания для отказа прописаны в законе. Так, заявителю не дадут положительного ответа по заявке, если будет достоверно известно, что обратившийся:

  • представляет опасность для государства;
  • состоял или состоит в экстремистских группировках в качестве участника вооруженных конфликтов и т.д.;
  • пропагандировал антироссийские ценности или до сих пор этим занимается, способствует разжиганию вражды между народностями и т.д.;
  • представил поддельные документы или с ложными сведениями;
  • в розыске, осужден и отбывает наказание, находится в статусе обвиняемого (подозреваемого);
  • состоит на службе в вооруженных силах и прочих силовых ведомствах, если только не обратился с прошением о политическом убежище;

Также отказать могут, если заявитель имеет неснятую и непогашенную судимость.

Уведомление о проживании по РВП

Проживающие в России лица на основании временного разрешения ежегодно должны подавать в миграционную службу уведомления о подтверждении проживания. Срок сообщения составляет не более 2 месяцев после истечения предыдущего 12-тимесячного периода.

Если срок уведомления по РВП не соблюден, то лицу грозит штраф или выдворение за пределы страны с запретом на въезд. Соответственно, выданное разрешение на временное проживание аннулируется.

При уведомлении миграционной службы о проживании по РВП лицо указывает:

  • свои персональные данные (ФИО);
  • адрес места жительства в стране;
  • сведения о трудоустройстве за год (всех нанимателей и сроки пребывания в трудовых правоотношениях);
  • информацию о выездах из страны.

К заполненному бланку уведомления обязательно прилагается справка о доходах за предшествующие 12 месяцев.

Уведомление о проживании по РВП

Гражданство жителям стран СНГ

Для мигрантов из стран СНГ имеется упрощенная программа, в рамках которой возможно в более короткие сроки войти в ряды российских граждан. Действуют все те же критерии к претендентам, с некоторыми исключениями, которые в том числе касаются процедуры: срок пребывания в стране сокращен до года, а заявка рассматривается территориальными подразделениями миграционных служб в 6-месячный срок.

Несвоевременное уведомление о прибытии: ответственность, последствия, размер штрафа

Согласно действующему миграционному законодательству, подать извещение о прибытии в страну иностранца или лица без гражданства в четко оговоренные сроки – обязанность в первую очередь лиц с российской стороны, которые принимают подучетное лицо. Нарушение такой императивной нормы влечет ответственность:

  • административную;
  • уголовную.

Административная предусмотрена в рамках ч.4 ст.18.9 КоАП РФ, если нет признаков состава уголовной. Санкция статьи предусматривает штраф, который дифференцирован в зависимости от категории виновного лица:

  • гражданин – от 2 до 4 тыс. рублей;
  • должностное лицо ЮЛ – от 40 до 50 тыс. рублей;
  • ЮЛ – от 400 до 500 тыс. рублей.

Что касается самих гостей, то ответственность за неуведомление о прибытии для них наступает в рамках ч.1 ст.18.8 КоАП РФ. Санкция статьи предусматривает штраф от 2 до 5 тыс. рублей, а также возможно применение дополнительного наказания в виде выдворения из страны.

Запрет на въезд в РФ и снятие запрета

Причин для запрета въезда на территорию РФ много (совершение преступления, несоблюдение миграционного режима и другое). Выяснить, почему на таможенном контроле не пустили в Россию, можно на сайте УВМ ГУ МВД.

Запретить въезд в страну может достаточно большое количество ведомств, в их числе:

  • Силовые ведомства – МФД, ФСБ и т.д.;
  • Роспотребнадзор;
  • Бывший ФМС;
  • Роскомнадзор;
  • Росфинмониторинг и прочие.

Обжалование решения с целью отмены запрета въезда осуществляется в судебном порядке.

Рассмотрим последовательность действий принимающей стороны, а также иностранного гражданина (лично обращающегося по вопросу регистрации), по осуществлению миграционного учета по месту пребывания.

Если исходить из содержания и смысла соответствующих требований российского законодательства, то принимающая сторона обязана, после предъявления ей иностранными гражданами документов, удостоверяющих личность и гражданскую принадлежность, миграционных карт, а также отрывных частей уведомлений о прибытии по прежнему месту пребывания (при их наличии) заполнить бланки уведомления о прибытии на каждого иностранного гражданина, подлежащего постановке на учет по месту пребывания, независимо от их возраста.

К уведомлениям должны быть приложены копии документов, удостоверяющих личности иностранных граждан, а также копии миграционных карт.

Постановка иностранного гражданина на учет по месту пребывания

После подготовки вышеуказанных документов принимающей стороне следует с соблюдением установленных сроков представить в орган миграционного учета уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания:

непосредственно (т. е., путем личного посещения указанного органа);

через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – многофункциональный центр);

направить в установленном порядке почтовым отправлением (данный порядок рассмотрим ниже).

Хотелось бы отметить, что возможность направления в орган миграционного учета уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в электронной форме российским законодательством не предусмотрена, а значит, исключена.

Соответственно, при личной подаче уведомления о прибытии в место пребывания (а также других необходимых документов) его бланк заполняется иностранным гражданином самостоятельно и с соблюдением установленных сроков подается в орган миграционного учета:

непосредственно (т. е., путем личного посещения указанного органа) либо через многофункциональный центр – при оформлении миграционного учета по месту пребывания в принадлежащее иностранному гражданину на праве собственности жилое помещение;

только непосредственно (т. е., путем личного посещения органа миграционного учета) – при наличии подтвержденных документально уважительных причин, которые не дают возможности принимающей стороне направить уведомление о прибытии в место пребывания и данный документ представляется иностранным гражданином самостоятельно.

Должностные лица соответствующего территориального органа Министерства внутренних дел России, сотрудники многофункционального центра, организации федеральной почтовой связи или администрации гостиницы, принявшие от принимающей стороны или иностранного гражданина уведомление о прибытии, обязаны проверить правильность изложенных в нем данных, а также наличие всех необходимых для регистрации по месту пребывания документов.

После указанной проверки ими должна быть незамедлительно проставлена отметка о приеме уведомления в бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, отрывная часть которого возвращается иностранному гражданину либо принимающей стороне.

Во всех случаях при приеме уведомления органом миграционного учета, многофункциональным центром, организацией федеральной почтовой связи или гостиницей принимающая сторона или иностранный гражданин, который лично подает уведомление о своем прибытии, обязаны предъявить документ, удостоверяющий их личность и признаваемый в России в этом качестве.

После представления (направления) в орган миграционного учета указанными выше способами уведомления о прибытии иностранного гражданина принимающая сторона должна передать регистрирующемуся иностранному гражданину отрывную часть бланка уведомления о его прибытии в место пребывания с проставленной отметкой о его приеме.

В этой отметке о приеме уведомления в обязательном порядке должна быть проставлена подпись должностного лица или сотрудника, принявшего указанный документ, с расшифровкой его фамилии.

При этом соответствующая отметка, которая проставляется органом миграционного учета (или организацией федеральной почтовой связи, многофункциональным центром либо гостиницей) и является подтверждением исполнения, как принимающей стороной, так и регистрирующимся иностранным гражданином обязанностей по постановке на учет по месту пребывания.

Подача уведомления о прибытии иностранного гражданина к месту пребывания по почте

Как уже отмечалось ранее, уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания может быть направлено принимающей стороной в территориальный орган Главного управления по вопросам миграции МВД России через учреждения почтовой связи ФГУП «Почта России».

При направлении уведомления по почте его бланк заполняется принимающей стороной в 2-х экземплярах. При этом правильность заполнения уведомления проверяется оператором почтовой связи.

Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания может быть принято сотрудником ФГУП «Почта России» только при предъявлении принимающей стороной документа, удостоверяющего его личность.

Читайте также:  Что такое оплата по грейдам 16 с

Как правило, таким документом является паспорт гражданина РФ или национальный паспорт иностранного гражданина, постоянно проживающего в России, т. е., имеющего вид на жительство в стране.

К уведомлению должна быть приложена копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, а также копия миграционной карты. В случае прибытия иностранного гражданина в новое место пребывания дополнительно предъявляется отрывная часть уведомления о прибытии по прежнему месту пребывания на территории России.

С другой стороны, для постановки на миграционный учет по месту пребывания иностранного гражданина, временно пребывающего в России, копия миграционной карты может принимающей стороной и не представляться.

В этом случае должностные лица органа миграционного учета обязаны проверить на основании имеющихся у них сведений данные об иностранном гражданине. При этом должна быть использована информация, содержащаяся в Государственной информационной системе миграционного учета.

Услуга по приему сотрудниками почтового учреждения ФГУП «Почта России» уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания является платной, ее стоимость на день написания данной статьи составляла 216 рублей (стоимость данной услуги может изменяться, рекомендуем ее размер уточнять у оператора почтовой связи).

Кроме услуги по приему указанного уведомления принимающей стороной должна быть также дополнительно оплачена стоимость его пересылки в орган миграционного учета в соответствии с действующими тарифами.

Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания пересылаются сотрудниками ФГУП «Почта России» в территориальные органы Главного управления по вопросам миграции МВД России регистрируемым почтовым отправлением с объявленной ценностью и с описью вложения.

После приема у принимающей стороны указанного уведомления оператором почтовой связи выдается квитанция об отправке почтового отправления, один экземпляр описи вложения в него, а также отрывной талон уведомления с оттиском календарного штемпеля и подписью оператора.

Данная отметка и является подтверждением выполнения принимающей стороной и (или) иностранным гражданином обязанностей по оформлению иностранному гражданину миграционного учета по месту пребывания.

На работодателя возложена обязанность осуществлять постановку на миграционный учет иностранных работников. Как именно и в какие сроки он должен это сделать в отношении временно пребывающих иностранных сотрудников, читайте в статье.

Что такое миграционный учет и для чего он необходим

Миграционный учет — фиксация и обобщение предусмотренных законом сведений о проживании, временном пребывании и транзитном передвижении в пределах Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 1 и п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства", далее — Закон N 109-ФЗ). Его осуществляют Федеральная миграционная служба и ее территориальные отделения (п. 2 ч. 1 ст. 2 и ст. 11 Закона N 109-ФЗ).
В ст. 4 Закона N 109-ФЗ сформулированы цели миграционного учета:
— возможность контролировать поток мигрантов, находящихся на территории России, а также управлять этим потоком — с одной стороны;
— соблюдение прав и законных интересов как граждан РФ, так и иностранных граждан и лиц без гражданства — с другой стороны. Так, иностранный гражданин, въехавший на территорию нашей страны в качестве трудового мигранта, может реализовать свое право на труд только после того, как встанет на миграционный учет, то есть обеспечит легитимность (законность) своего пребывания на территории нашей страны.

Нормативные документы

Миграционному учету подлежат все иностранные граждане и лица без гражданства независимо от их статуса. В их числе и иностранные работники, имеющие статус временно пребывающих.
Миграционный учет осуществляется в соответствии:
— с Законом N 109-ФЗ;
— Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9 (далее — Правила).

Постановка временно пребывающих на миграционный учет

Работодатель участвует в процессе постановки на учет временно пребывающего иностранного гражданина по месту пребывания только в том случае, если по отношению к нему он является принимающей стороной (п. 7 ч. 1 ст. 2 и ч. 7 ст. 22 Закона N 109-ФЗ).
Кто еще может быть принимающей стороной. В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона N 109-ФЗ, помимо юридических лиц, их филиалов или представительств, в качестве принимающей стороны, у которой иностранный гражданин фактически проживает (находится) либо работает, могут выступать:
— граждане России;
— постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства (имеющие вид на жительство).

Кстати, высококвалифицированный иностранный специалист может выступать в качестве принимающей стороны в отношении членов своей семьи. Но только в том случае, если у него имеется собственное жилье в России.

Если иностранный гражданин разместился в гостинице, принимающей стороной автоматически становится администрация гостиницы. Она выполняет все необходимые действия, связанные с учетом иностранных граждан, и несет ответственность за соблюдение установленных правил пребывания.
Встать на учет самостоятельно нельзя. Временно пребывающий иностранный гражданин не вправе встать на миграционный учет по месту пребывания самостоятельно. Исключение допускается лишь при наличии документально подтвержденной уважительной причины, препятствующей принимающей стороне самостоятельно направить уведомление в орган ФМС России (ч. 3 ст. 22 Закона N 109-ФЗ и пп. "б" п. 29 Правил) и наличия в собственности жилого помещения, по адресу которого он может сам себя поставить на учет.

Уведомительный характер миграционного учета

Процедура постановки на миграционный учет представляет собой информирование (уведомление) территориального отделения Федеральной миграционной службы о прибытии иностранного гражданина в место пребывания.

Принимающая сторона должна заполнить бланк уведомления о прибытии на каждого иностранного гражданина, подлежащего постановке на учет по месту пребывания (пп. "а" п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона N 109-ФЗ и п. 27 Правил).

Форма уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания утверждена Приказом ФМС России от 23.09.2010 N 287. Заметим, что она ничем не отличается от предыдущей, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9 (образец заполнения уведомления приведен в статье "Миграционный учет иностранных граждан" ("Зарплата", 2008, N 9)).

Заполненный бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина работодатель — принимающая сторона должен представить в территориальное отделение ФМС России непосредственно либо по почте (пп. "а" п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона N 109-ФЗ и п. 22 Правил). Государственная пошлина за постановку на миграционный учет не взимается.

Уведомляем лично. Если уведомление доставляется в отделение ФМС России уполномоченным представителем принимающей стороны лично, то отрывная часть бланка уведомления с отметкой органа миграционного учета возвращается этому уполномоченному представителю (п. 33 Правил).
Уведомляем по почте. Если принимающая сторона решила отправить уведомление по почте, ей необходимо заполнить два экземпляра бланка уведомления, так как один из них останется на почте и будет там храниться в течение одного года (п. 27 Правил).

При отправлении документов по почте оператор почтовой связи выдаст отправителю отрывной талон уведомления с оттиском календарного штемпеля и подписью. Вместе с талоном будут выданы квитанция об отправке почтового отправления и экземпляр описи вложения (п. 33 Правил).
Документы уполномоченного. Сотрудник, уполномоченный работодателем подать уведомление о прибытии в территориальное отделение ФМС России или отослать его по почте (а также получить документы на иностранцев), обязан иметь при себе:
— документ, удостоверяющий личность (п. 28 Правил);
— доверенность (п. п. 1 и 5 ст. 185 ГК РФ).

Примечание. Структура бланка уведомления
Бланк уведомления состоит из двух частей:
— уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания. Эту часть документа отделение ФМС России оставит у себя;
— отрывной части. Эту часть документа должностные лица отделения ФМС России или почты (если уведомление посылается по почте) с отметками о принятии уведомления вернут уполномоченному принимающей стороны или самому иностранцу.

Документы, которые понадобятся работодателю для заполнения уведомления

Для заполнения бланка уведомления временно пребывающий иностранный гражданин должен предъявить работодателю — принимающей стороне следующие документы (пп. "а" п. 1 ч. 2 ст. 22 Закона N 109-ФЗ и п. 26 Правил):
— документ, удостоверяющий личность (паспорт);
— визу (если он прибыл в Россию в визовом режиме). Реквизиты документа нужно будет указать на лицевой стороне бланка уведомления в разд. 1 "Сведения о лице, подлежащем постановке на учет по месту пребывания";
— миграционную карту с отметками пограничного контроля (если он прибыл из безвизовой страны). Этот документ иностранный гражданин (или лицо без гражданства) заполняет при въезде в Россию (ст. 25.9 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию").
Обратите внимание: принимающая сторона не вправе изымать у иностранца паспорт и миграционную карту (ч. 5 ст. 22 Закона N 109-ФЗ).

Какой срок пребывания указывать в уведомлении о прибытии

Продолжительность временного пребывания иностранных граждан на территории РФ установлена в ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ (далее — Закон N 115-ФЗ). Она определяется для визовых иностранцев сроком действия визы, а для безвизовых по общему правилу составляет 90 суток или равна сроку действия разрешения на работу, а также сроку продления разрешения на работу (п. п. 1 и 5 ст. 5 Закона N 115-ФЗ).

Примечание. Вопрос в тему
Должен ли работодатель проходить регистрацию в отделении ФМС России, чтобы иметь возможность ставить там на миграционный учет иностранных работников? Нет, не должен, поскольку это не предусмотрено Правилами.

О миграционном учете граждан Республики Беларусь

Между Российской Федерацией и Республикой Беларусь определяются только внешние границы государств, а внутренняя граница отсутствует (п. 3 ст. 7 Договора о создании Союзного государства от 08.12.1999). А в соответствии с п. 1 ст. 2 Соглашения об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств — участников Союзного государства от 24.01.2006 граждане Республики Беларусь свободно въезжают на территорию России без миграционной карты.
Однако это вовсе не означает, что граждане Республики Беларусь не должны вставать на миграционный учет. Во-первых, заключение вышеупомянутых Договора и Соглашения не изменило гражданской принадлежности белорусов — они по-прежнему являются иностранными гражданами на территории Российской Федерации. Следовательно, их миграционный учет осуществляется в соответствии с Законом N 109-ФЗ и зависит от правового статуса белоруса на территории России.

Читайте также:  Изъятие имущества на возмездных основаниях допускается при

Срок пребывания гражданина Белоруссии на территории нашей страны составляет, как и для граждан других государств с безвизовым режимом въезда, не более 90 суток со дня въезда в РФ. Этот срок может быть продлен в случае заключения ими трудового договора. Если срок пребывания не продлевается, по истечении 90 суток гражданин Белоруссии обязан выехать за пределы РФ (п. п. 1, 2 и 5 ст. 5 Закона N 115-ФЗ). Однако на практике отсутствие необходимости получать при въезде в РФ миграционную карту (документ, служащий для контроля за въездом иностранцев в РФ) позволяет белорусам, не выезжая по истечении 90-дневного срока, заявить о своем прибытии и быть заново поставленными на миграционный учет сроком на 90 суток.

По какому адресу ставить на учет

Работодатель — принимающая сторона может поставить иностранного гражданина на миграционный учет по месту пребывания по фактическому адресу организации, даже если там отсутствует жилое помещение, — если он собирается проживать на съемной квартире (п. 4 ч. 1 ст. 2 Закона N 109-ФЗ).
Если иностранный работник остановился в гостинице, то обязанность по постановке его на миграционный учет лежит на ней (ч. 3.1 ст. 20 Закона N 109-ФЗ).

Срок подачи уведомления в миграционную службу

Работодатель обязан уведомить территориальное отделение ФМС России о прибытии временно пребывающего иностранного гражданина в сроки, установленные Законом N 109-ФЗ.

Обычные трудовые мигранты. Так, трудовой мигрант, не являющийся высококвалифицированным специалистом, должен быть поставлен на миграционный учет в течение семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания (п. 2 ч. 2 ст. 20 Закона N 109-ФЗ и п. 20 Правил).
Мигранты с высокой квалификацией. Что касается высококвалифицированных иностранных специалистов и членов их семей, то согласно ч. 4.1 ст. 20 Закона N 109-ФЗ и п. 20(1) Правил они освобождены от необходимости постановки на миграционный учет по месту пребывания в течение 90 дней со дня их въезда в Россию. Но по истечении этого срока они обязаны встать на учет по новому месту пребывания в срок, не превышающий семи рабочих дней.

Уже поставленные на миграционный учет высококвалифицированный специалист и члены его семьи в случае их передвижения по территории РФ и прибытия в новое место пребывания на срок, не превышающий 30 дней, также освобождены от обязанности постановки на учет по новому месту пребывания. Но, как и в предыдущем случае, по истечении указанного срока им придется встать на миграционный учет в течение все тех же семи дней.
Если иностранный гражданин остановился в гостинице, уведомить территориальное отделение Федеральной миграционной службы о его прибытии в место пребывания администрация гостиницы обязана в течение одного рабочего дня, следующего за днем прибытия иностранца (п. 3 ч. 3 ст. 20 Закона N 109-ФЗ и п. 20 Правил).

Подтверждение постановки на миграционный учет

Подтверждением выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, является отметка в отрывной части бланка уведомления, проставляемая в установленном порядке органом миграционного учета либо организацией федеральной почтовой связи (ч. 7 ст. 22 Закона N 109-ФЗ).
Отрывную часть уведомления работодатель обязан передать иностранному работнику (пп. "б" п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона N 109-ФЗ).

Миграционный учет при направлении иностранца в командировку или служебную поездку

Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу (п. 4.2 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Исключения предусмотрены лишь для иностранцев, работающих по определенным профессиям и должностям, при направлении в командировку или разъездном характере работы (п. 6 ст. 13 Закона N 115-ФЗ и Приказ Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 N 564н). Длительность этих поездок ограниченна.
Рассмотрим, как взаимосвязаны срок нахождения иностранного сотрудника в командировке или служебной поездке со сроком постановки его на миграционный учет.

Сроки нахождения временно пребывающего иностранного работника в командировке и служебной поездке

Если командировка по России, ее продолжительность не может превышать (пп. "а" п. 1 и пп "а" п. 3 Приказа Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 N 564н):
— 10 календарных дней в течение всего срока действия разрешения на работу — для иностранных работников, не относящихся к категории высококвалифицированных;
— 30 календарных дней ежегодно в течение периода действия разрешения на работу — для высококвалифицированных иностранных специалистов.
Если командировка за границу, ее предельный срок законом не установлен, следовательно, временно пребывающий иностранный работник может находиться в ней неограниченное количество дней. Однако следует учитывать, что работник направляется в командировку для выполнения служебного поручения по распоряжению работодателя на срок, необходимый для выполнения такого поручения.

Служебные поездки. Если условия трудового договора с иностранным работником предусматривают разъездной характер работы или работу, осуществляемую в пути, то он может находиться в разъездах (пп. "б" п. 1 и пп. "б" п. 3 Приказа Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 N 564н):
— до 60 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу — если иностранный работник не высококвалифицированный специалист;
— без ограничения срока — если это высококвалифицированный работник.

Для подтверждения направления иностранного работника в служебную поездку при разъездном характере работы рекомендуем заполнять маршрутный лист.

Для справки. Если сотрудник выехал за границу, причем даже на один день, работодатель при въезде сотрудника обязан будет заново уведомить территориальное отделение ФМС России о его прибытии.

Сроки постановки на миграционный учет

Если в командировку или служебную поездку направлен иностранный работник, не являющийся высококвалифицированным специалистом. Как уже было сказано выше, временно пребывающий иностранец должен быть поставлен на миграционный учет в течение семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания (п. 2 ч. 2 ст. 20 Закона N 109-ФЗ и п. 20 Правил).

Поэтому, если срок командировки или служебной поездки работника превышает семь рабочих дней, работодатель обязан поставить его на миграционный учет в новом месте пребывания, то есть в месте его командирования.
Если иностранный работник останавливается в гостинице, такая обязанность лежит на администрации гостиницы.

По окончании командировки, срок которой превышает 10 дней, по прибытии к месту работы работодателю вновь нужно будет поставить иностранного сотрудника на миграционный учет.

Если в командировку или служебную поездку направлен иностранный высококвалифицированный специалист. Для этой категории сотрудников действует другое правило — находиться в новом месте пребывания без постановки на миграционный учет они вправе в течение 30 дней (ч. 4.1 ст. 20 Закона N 109-ФЗ и п. 20(1) Правил).

Если командировка или служебная поездка длится больше указанного срока, работодателю придется поставить работника на миграционный учет в течение семи рабочих дней по истечении 30-дневного пребывания в новом месте .
———————————
Данное правило с 25 марта 2011 г. также относится к членам семей высококвалифицированных специалистов. — Примеч. ред.

Иностранный специалист едет в отпуск

Итак, иностранный сотрудник оформляет очередной отпуск. А работодатель продолжает отвечать за соблюдение миграционного законодательства. Рассмотрим, в каких случаях ему понадобится ставить отпускника на миграционный учет.

Если отпуск проводится в России

Правила по постановке на миграционный учет при предоставлении временно пребывающему иностранному работнику отпуска такие же, как и при его передвижении по территории нашей страны. Так, если иностранный работник (визовый или безвизовый) решил провести свой отпуск длительностью свыше семи дней в России, но в другом регионе (субъекте) от его места работы, то на миграционный учет ставит его принимающаяся сторона. Если работник останавливается, например, на съемной квартире, то в этом случае арендодатель обязан поставить его на миграционный учет. (ч. 3 ст. 7 и ч. 1 и 2 ст. 20 Закона N 109-ФЗ и п. 20 Правил).

Если иностранный сотрудник остановится:
— в гостинице, то обязанность по его постановке на миграционный учет несет администрация гостиницы;
— у своих друзей или родственников, то такая обязанность лежит на его друзьях или родственниках, имеющих в собственности жилье.

Если отпуск проводится за границей

Если иностранный работник решил провести свой отпуск за пределами России, то работодатель обязан будет при въезде иностранного сотрудника на территорию РФ вновь поставить его на миграционный учет. Сделать это нужно в указанные выше сроки в зависимости от категории иностранного работника.

Снятие временно пребывающего иностранного сотрудника с миграционного учета

С 15 февраля 2011 г. обязанность работодателя по снятию с миграционного учета иностранного работника отменена.
Снятие с миграционного учета в настоящее время происходит в момент, когда в миграционную службу поступили сведения о постановке иностранного гражданина на миграционный учет по новому месту пребывания либо при выезде иностранца из России от органа пограничного контроля (ч. 2 ст. 23 Закона N 109-ФЗ).

Добавим, что данный порядок не распространяется на гостиницы (дома отдыха, оздоровительные и иные учреждения). О том, что иностранный гражданин выехал, им необходимо сообщить в органы миграционного учета не позднее 12 часов дня, следующего за днем его убытия (ч. 3 ст. 23 Закона N 109-ФЗ).

Т.В.Линд — Юрист по трудовому праву ООО "Медиа-Маркт-Сатурн" / Ю.А.Никерова Старший научный редактор журнала "Зарплата" / "Зарплата", 2011, N 9

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector