Учет мотивированного мнения выборного профсоюзного органа

Учет мотивированного мнения выборного профсоюзного органа

выборного профсоюзного органа при расторжении

трудового договора по инициативе работодателя

Примерная письменная форма мотивированного мнения

выборного профсоюзного органа при расторжении

трудового договора по инициативе работодателя

заседания профсоюзного комитата

Присутствовало _______ человек:

(Кворум для проведения заседания иметься).

1. Мотивированное мнение профсоюзного комитета по расторжению трудового договора с ___________________________________________ по п. ____ ст. 81 ТК РФ.

о мотивированном мнении профорганизации по проекту приказа об увольнении ________

____________________________ по п. ____ ст. 81 ТК РФ, представленного работодателем

ПОСТАНОВИЛИ: утвердить формулировку мотивированного мнения профсоюзной организации по увольнению ________________________________________

по п. ____ ст. 81 ТК РФ следующего содержания: изложить мотивированное мнение с учетом:

1) законности увольнения,

2) целесообразности увольнения,

3) наличия оснований увольнения (сокращение штатов, виновные действия работника и т. д.)

4) соблюдения порядка увольнения,

5) соблюдения гарантий увольняемого, установленных законом и коллективным договором,

6) учет деловых и личных качеств увольняемого работника, его семейного и материального положения,

7) соответствия формулировки проекта приказа действующему законодательству.

Результаты голосования: ЗА данное постановление проголосовали_________ членов

Профорганизации, ПРОТИВ _____________, воздержались _________________.

Выписку решения направить работодателю в срок _________________.

Председатель профорганизации __________________________

Примерный образец оформления мотивированного мнения выборного органа профсоюзной организации по проекту приказа (распоряжения) работодателя

(Дата и исходящий номер документа) ____________________________________

(должность, ФИО представителя работодателя)

ВЫПИСКА ИЗ РЕШЕНИЯ

(наименование выборного органа первичной профсоюзной организации)

о мотивированном мнении по вопросу принятия работодателем

локального нормативного акта

(наименование проекта локального нормативного акта)

____________________________________________рассмотрел полномочным составом Обращение

(наименование выборного профоргана)

работодателя № _____ от «_____»_____________________200__г.

по проекту ____________________________________________________________________

(наименование проекта локального нормативного акта)

обоснование к нему и документы, подтверждающие необходимость и законность принятия нормативного акта работодателя.

На заседании «___»______________200___г. _________________________________

(наименование выборного профоргана)

на основании ст. 371, 372 ТК РФ проверено соблюдение работодателем норм, предусмотренных ТК РФ, иными нормативными правовыми актами, условий коллективного договора и соглашений при подготовке проекта ___________________________________ утверждено

(наименование проекта локального нормативного акта)

следующее мотивированное мнение:

(наименование выборного органа первичной профсоюзной организации)

по проекту ___________________________________________________________________.

(наименование проекта локального нормативного акта)

Представленный работодателем проект ___________________________________________

(наименование проекта локального нормативного акта)

и приложенные к нему документы, подтверждающие (не подтверждающие) правомерность его принятия.

Проект соответствует (не соответствует) требованиям, установленным статьями ___________ Трудового кодекса РФ, и статьями ____________ иного федерального закона (и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, регулирующих принятие данного нормативного акта), пунктам (статьям) ___________ соглашения, пунктам (статьям) ___________ Коллективного договора, не ухудшает (ухудшает) положения работников.

Иные замечания и дополнения к проекту по содержанию, срокам введения, прилагаемых изменениях и т. д. _____________________________________________________________________

На основании изложенного _____________________________ считаем возможным

(невозможным) принятие работодателем __________________________________________.

(наименование проекта локального нормативного акта)

Примечание: если возможность принятия локального нормативного акта связана с необходимостью изменения его редакции, то мотивированное мнение может содержать измененную редакцию, утвержденную выборным органом первичной профорганизации.

Председатель первичной профорганизации __________________ /_________________________/

Мотивированное мнение от «__»________200__г. получил (а) ____________________________

(ФИО представителя работодателя)

Примерный образец оформления мотивированного мнения выборного органа профсоюзной организации по проекту приказа (распоряжения) работодателя о расторжении трудового договора по основаниям, предусмотренным ч.. 3 ст. 80 ТК

(Дата и исходящий номер документа) ____________________________________

(должность, ФИО представителя работодателя)

ВЫПИСКА ИЗ РЕШЕНИЯ

(наименование выборного органа первичной профсоюзной организации)

о мотивированном мнении по вопросу принятия работодателем

локального нормативного акта

(наименование проекта приказа (распоряжения руководителя)

____________________________________________рассмотрел полномочным составом Обращение

(наименование выборного профоргана)

работодателя № _____ от «_____»_____________________200__г.

по проекту ____________________________________________________________________

(наименование проекта приказа (распоряжения руководителя)

обоснование к нему и документы, подтверждающие необходимость и законность издания работодателем приказа (распоряжения).

На заседании «___»______________200___г. _________________________________

(наименование выборного профоргана)

на основании ст. 371, 373 ТК РФ проверено соблюдение работодателем действующих норм, трудового законодательства, коллективного договора при подготовке проекта приказа (распоряжения) о расторжении трудового договора с _______________________________________

(ФИО работника, должность, профессия, структурное

подразделение и место работы увольняемого работника)

в соответствии с п. (2, 3, 5) ст. 81 ТК РФ утверждено следующее мотивированное мнение:

(наименование выборного органа первичной профсоюзной организации)

по проекту __________________________________________________________________________.

(наименование проекта приказа (распоряжение)

Представленный работодателем проект приказа (распоряжения) о расторжении трудового договора с ___________________________________________________________________________

(ФИО работника, должность, профессия, структурное подразделение и место работы увольняемого работника)

в соответствии с п. (2, 3, 5) ст. 81 ТК РФ и приложенные к нему документы подтверждают (не подтверждают) правомерность его принятия.

Проект приказа (распоряжения) соответствует (не соответствует) требования, установленным статьям _____________ ТК РФ, статьям ________ иного федерального закона (содержащим нормы трудового права, регулирующие принятие данного приказа (распоряжения)), статьями ________________ законов субъекта РФ (содержащего нормы трудового права, регулирующие принятие данного приказа (распоряжения)), пунктами __________ Соглашения, пунктами _________ Коллективного договора, не нарушает (нарушает) условий трудового договора работника.

Проект приказа (распоряжения) учитывает (не учитывает) дополнительные обстоятельства, связанные с трудовой деятельностью работника в организации (филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении), индивидуального предпринимателя, не учтенные работодателем при подготовке проекта приказа (распоряжения) о расторжении трудового договора с __________________________________________________________________________.

На основании изложенного ____________________________________ считаем возможным

(невозможным) принятие работодателем решения об издании приказа (распоряжения) о расторжении трудового договора с ______________________________________________________

(ФИО работника, должность, профессия, структурное подразделение и место работы увольняемого работника)

в соответствии с п. (2, 3, 5) ст. 81 ТК РФ.

Председатель первичной профорганизации __________________ /_________________________/

Мотивированное мнение от «__»________200__г. получил (а) ____________________________

(ФИО представителя работодателя)

«___»__________200__г. ______________________________________ (подпись).

Трудовой кодекс предусматривает:

· статья 371 ТК РФ — обязанность работодателя обратиться в выборный орган первичной профсоюзной организации за мотивированным мнением в случаях: 1) издания локального нормативного акта (ст. 8 ТК РФ); 2) увольнение члена профсоюза по п. п. 2,3,5 ст. 81 ТК РФ.

Мотивированное мнение профсоюзного органа, в соответствии со ст. 372, 373 ТК РФ, в письменной форме.

Работодатель для получения мотивированного мнения профсоюзной организации предоставляет проект локального нормативного акта (приказ, распоряжение) и документы-основания для его принятия.

Выборный профсоюзный орган профсоюзной организации рассматривает проект и документы к нему в срок:

— не позднее 5 рабочих дней по проекту принятия локального нормативного акта;

— не позднее 7 рабочих дней по проекту приказа (распоряжения) при расторжении трудового договора по инициативе работодателя по п. п. 2, 3, 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ с работником, являющимся членом профсоюза.

Ответственность работодателя: если работодатель не учел мнения профсоюза или не направлял проект в профсоюзный орган – то такие акты не подлежат применению (ч. 4 ст. 8 ТК РФ).

Ответственность профсоюзного органа: если профсоюз в указанные сроки не предоставил мотивированного мнения, то работодатель в праве не учитывать.

· В остальных случаях, предусмотренных ТК РФ (где в статьях нет ссылки на ст. 372, 373 ТК РФ) работодатели согласовывают с профсоюзным органом.

· Получение мнения представительного органа работников, в качестве которого выступает профсоюзная организация, в случаи отсутствия другого представительного органа работников.

· В соответствии с ч. 3 ст. 8 ТК РФ работодатель принимает локальные нормативные акты по согласованию с профсоюзной организации в случаях предусмотренных коллективным договором и соглашением.

1) Мотивированное мнение в письменной форме требуется:

В случае когда причины, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), могут повлечь за собой массовое увольнение работников, работодатель в целях сохранения рабочих мест имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, вводить режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели на срок до шести месяцев.

Обязательное участие выборного органа первичной профсоюзной организации в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя.

Увольнение работников, являющихся членами профсоюза, по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса производится с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии со статьей 373 настоящего Кодекса.

Форма расчетного листка утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.

Разработка и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса

Порядок применения вахтового метода утверждается работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса

Продолжительность вахты не должна превышать одного месяца. В исключительных случаях на отдельных объектах продолжительность вахты может быть увеличена работодателем до трех месяцев с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.

Рабочее время и время отдыха в пределах учетного периода регламентируются графиком работы на вахте, который утверждается работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса

2) Остальные случаи (согласование):

Отмена режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели ранее срока, на который они были установлены, производится работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Привлечение к сверхурочной работе, в случаях, кроме указанных в статье

Разделения рабочего времени на части (где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы) производится работодателем на основании локального нормативного акта (приказа, распоряжения), принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

В других случаях, чем указанные в статье, привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни допускается с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации

Размер и порядок выплаты дополнительного вознаграждения работникам (за исключением работников, получивших оклад) за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе определяются коллективным договором, соглашениями, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором.

Читайте также:  Как узнать зарегистрирован ли брак официально

Работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

График отпусков утверждается работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее чем за две недели до наступления календарного года.

При угрозе массовых увольнений работодатель с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации принимает необходимые меры, предусмотренные настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашением.

Работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения.

Работникам работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, надбавка за вахтовый метод работы выплачивается в размере и порядке, устанавливаемых коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором.

Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, — органами местного самоуправления, у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, — коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.

Особенности регулирования труда спортсменов, тренеров устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, а также локальными нормативными актами, принимаемыми работодателями в соответствии с требованиями статьи 8 ТК с учетом норм, утвержденных общероссийскими спортивными федерациями, и мнения выборного органа первичной профсоюзной организации

Случаи, когда требуется мнение представительного органа работников:

1) Мнение оформляется в письменной форме:

При составлении графиков сменности работодатель учитывает мнение представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса

Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

Правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса

Формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса

Порядок проведения аттестации (пункт 3 части первой 81 статьи) устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников.

Ненормированный рабочий день — особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников.

Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором

государственное содействие системной организации нормирования труда;

применение систем нормирования труда, определяемых работодателем с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаемых коллективным договором.

Локальные нормативные акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Когда необходимо учитывать мнение профсоюза?

Если в организации создан профсоюз, это само по себе не означает необходимость учитывать его мнение при принятии локальных нормативных актов. Право выражать такое мнение предоставлено только тем первичным профсоюзным организациям, которые представляют интересы всех или большинства работников (то есть они должны объединять более 50 процентов работников организации). Поэтому запрашивать мнение профсоюзной организации, объединяющей менее половины работников, работодатель не обязан*.

Однако если в профсоюзе состоит большинство работников и он имеет право выражать свое мнение при принятии локальных нормативных актов, соблюдение установленной процедуры крайне важно, поскольку ее нарушение влечет негативные последствия для работодателя – соответствующий локальный нормативный акт будет считаться не подлежащим применению**.

Перечень локальных нормативных актов, принимаемых с учетом мнения профсоюза, установлен Трудовым кодексом. Но поскольку эти нормы содержатся в разных статьях, их поиск часто вызывает затруднения. В таблице на стр. 70 приведен полный перечень случаев, когда, согласно Трудовому кодексу, локальные нормативные акты принимаются с учетом мнения профсоюза.

С чего необходимо начать, чтобы получить мотивированное мнение профсоюза?

Порядок учета мнения профсоюза рассмотрим на конкретном примере.

Ситуация. Работодатель составляет график отпусков на 2011 год. В организации создан профсоюз, объединяющий более половины работников.

В данной ситуации работодателю необходимо получить мотивированное мнение профсоюза. Мотивированное мнение запрашивается у выборного органа профсоюзной организации (как правило, это профсоюзный комитет). Чтобы получить мнение профсоюза, необходимо направить в профсоюзный комитет проект графика отпусков и обоснование по нему. Документы желательно направить с сопроводительным письмом (образец на стр. 72).
Дата передачи документов в профсоюзный комитет должна быть зафиксирована, так как от нее зависит исчисление срока на предоставление профсоюзом мотивированного мнения. Для этого при вручении документов нужно получить от представителя профсоюза письменное подтверждение (например, проставить соответствующую отметку на экземпляре письма, хранящегося у работодателя). Срок представления мотивированного мнения составляет пять рабочих дней (ч. вторая ст. 372 ТК РФ). Например, если запрос был передан в профсоюз 1 декабря 2010 года, мотивированное мнение должно быть представлено не позднее 8 декабря 2010 года.

Какой-либо утвержденной формы мотивированного мнения не существует, поэтому профсоюзный комитет может представить его в виде любого письменного документа (выписки из протокола заседания, отдельного документа и т. д.). Дальнейшие действия работодателя зависят от того, какое мнение высказано профсоюзом.

Документы в тему

Документ

Поможет вам

Статьи 8, 74, 81, 101, 103, 105, 112, 116, 123, 135, 136, 147, 153, 154, 159, 162, 180, 190, 196, 212, 221, 297, 299, 301, 302, 325, 326, 3481, 372 ТК РФ

Разобраться, какие локальные нормативные акты принимаются с учетом мнения профсоюза, а также в порядке учета такого мнения

Постановление Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты»

Уточнить унифицированную форму графика отпусков с отметкой об учете мотивированного мнения профсоюза

Случаи, когда учитывать мнение профсоюза обязательно

Случай

Статья Трудового кодекса

Введение режима неполного рабочего времени в случае, когда изменения определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, могут повлечь за собой массовое увольнение работников; отмена этого режима ранее установленного срока

Установление порядка проведения аттестации работников

Регулирование режима рабочего времени:

  • установление перечня должностей работников с ненормированным рабочим днем;
  • составление графиков сменности;
  • разделение рабочего дня на части вследствие особого характера труда, при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены)

Статьи 101, 103, 105

Регулирование времени отдыха:

  • установление порядка и условий предоставления ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков, установленных работодателем самостоятельно;
  • утверждение графика отпусков

Регулирование вопросов оплаты труда:

  • установление системы оплаты труда;
  • утверждение формы расчетного листка;
  • установление конкретных размеров повышения оплаты труда:
  • а) работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • б) за работу в выходной или нерабочий праздничный день;
  • в) за работу в ночное время;
  • определение размера и порядка выплаты дополнительного вознаграждения за нерабочие праздничные дни, в которые работники не привлекались к работе (кроме работников, получающих оклад (должностной оклад))
  • Статьи 112, 135, 136, 147, 153, 154

    Определение систем нормирования труда; введение, замена и пересмотр норм труда

    Принятие мер по предотвращению массовых увольнений

    Утверждение правил внутреннего трудового распорядка

    Определение форм профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечня необходимых профессий и специальностей

    Регулирование вопросов охраны труда:

    • разработка и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников;
    • установление норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающих по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения

    Регулирование труда лиц, работающих вахтовым методом:

    • утверждение порядка применения вахтового метода;
    • увеличение продолжительности вахты до трех месяцев;
    • утверждение графика работы на вахте;
    • установление надбавки за вахтовый метод работы у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере

    Статьи 297, 299, 301 и 302

    Регулирование труда лиц, работающих у работодателей Крайнего Севера, не относящихся к бюджетной сфере:

    • установление размера, условий и порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно;
    • установление размера, условий и порядка компенсации расходов, связанных с переездом

    Установление особенностей регулирования труда спортсменов, тренеров с учетом норм, утвержденных общероссийскими спортивными федерациями

    Дополнительные случаи, предусмотренные коллективным договором, соглашением (при их наличии)

    Совет
    Чтобы доказать, что процедура учета мнения соблюдена, рекомендуем составить предложение о проведении консультаций в письменной форме и зафиксировать факт его передачи в профсоюз.

    Закон против практики
    На практике

    При принятии локального нормативного акта работодатель не учел мнение выборного органа первичной профсоюзной организации.

    В законе

    В соответствии со статьей 372 Трудового кодекса работодатель при принятии локального нормативного акта обязан учитывать мнение профсоюза, представляющего интересы всех или большинства работников.

    Что будет, если…

    Если со стороны работодателя, принявшего локальный нормативный акт без согласования с профсоюзом, будут обнаружены нарушения, ему выдадут предписание об отмене такого локального нормативного акта. Кроме того, профсоюз имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в установленном законодательством порядке (гл. 61 ТК РФ).

    Читайте также:  Договор дропшиппинга с поставщиком образец

    Какое решение может принять профсоюз и как при этом быть работодателю?

    Вариант 1. Профсоюз полностью согласился с проектом графика отпусков либо предложил внести в него изменения, с которыми работодатель согласен.


    В данном случае работодатель утверждает график отпусков в согласованной редакции. На самом графике ставится отметка об учете мнения, например: «Мнение выборного профсоюзного органа от 7 декабря 2010 г. № 3 учтено» (эта отметка предусмотрена в тексте унифицированной формы № Т-7***).

    Мотивированное мнение рекомендуется хранить вместе с графиком отпусков.

    Вариант 2. Возможен и другой вариант.

    Профсоюз не согласился с предложенным проектом графика отпусков либо предложил внести в него изменения, неприемлемые для работодателя.

    В данном случае работодатель должен в течение трех календарных дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с профсоюзным комитетом (образец на стр. 73).

    Принятие работодателем управленческих решений

    Помимо учета мнения профсоюза при принятии локальных нормативных актов Трудовой кодекс содержит случаи учета его мнения при принятии управленческих решений ненормативного характера. Это привлечение работников к сверхурочной работе (ст. 99 ТК РФ) и к работе в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 113 ТК РФ), за исключением случаев, когда это обусловлено чрезвычайными ситуациями, перечисленными в частях второй и третьей статьи 99 и в частях второй-четвертой статьи 113 Трудового кодекса соответственно. Такие решения работодателя не являются локальными нормативными актами, поскольку адресованы конкретным работникам, а не широкому кругу лиц, и не направлены на установление правил длительного характера.

    Трудовой кодекс специальной процедуры учета мнения профсоюза при принятии таких решений не предлагает, поэтому представляется допустимым применять по аналогии порядок учета его мнения, рассмотренный выше. Однако во избежание разногласий применение такого порядка рекомендуется закрепить в коллективном договоре либо в локальном нормативном акте.

    Что делать работодателю после завершения консультации с профсоюзом?

    Если в результате консультаций стороны приходят к единому решению, работодатель принимает график отпусков в согласованной редакции.

    Формально составление протокола консультаций в такой ситуации не является обязательным, хотя, по нашему мнению, лучше зафиксировать проведение консультаций письменно.

    Если же стороны не достигнут согласия, разногласия обязательно оформляются протоколом (образец на стр. 74).

    После проведения консультаций и составления протокола разногласий работодатель имеет право принять локальный нормативный акт в первоначальной редакции. При этом профсоюз имеет право обжаловать принятый локальный нормативный акт в суд или государственную инспекцию труда.

    Запомните главное

    Отмечают эксперты, которые приняли участие в подготовке материала:

    Наталия КУЗЬМИНА,
    руководитель группы по кадрам ГК ЛАНИТ (Москва):

    – Если в вашей организации присутствует профсоюзный орган, то при принятии очередного локального нормативного акта нельзя пренебрегать учетом его мнения. Многие работодатели считают, что проведение этой процедуры – чистая формальность, от которой можно отказаться, сэкономив при этом время на утверждение документа. Результатом в этом случае, как правило, является признание такого локального акта недействительным.

    Екатерина ШУВАЕВА,
    ведущий специалист консультационно-правового департамента ООО «Юнистафф Пейрол Солюшнс» (Москва):

    – После оформления протокола разногласий работодатель может принять локальный акт в своей редакции. В этом случае профсоюз имеет право обжаловать принятый локальный нормативный акт в суд или государственную инспекцию труда. Если будут обнаружены нарушения со стороны работодателя, ему выдадут предписание об отмене локального нормативного акта. Кроме того, профсоюз имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в установленном законодательством порядке.

    * Часть первая ст. 372 ТК РФ.

    ** Часть четвертая ст. 8 ТК РФ.

    *** Утверждена постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1.

    Источник:
    Практический журнал по работе с персоналом "Кадровое дело" 4 апреля 2011г. №100

    Дата размещения статьи: 22.06.2015

    Для защиты своих прав и интересов работникам различных сфер деятельности законодательством предоставлено право объединяться в профессиональные союзы. Наличие такого органа не только является неким гарантом соблюдения положений Трудового кодекса работодателем, но и накладывает на последнего немало обязанностей. Одна из таких — учет мнения профсоюза в той или иной процедуре, например при принятии локальных нормативных актов, увольнении по сокращению штата и т.д. Однако Трудовым кодексом право отстаивать интересы работников предоставлено не только профсоюзам, но и иным представительным органам. В статье рассмотрим, в каких случаях и в каком порядке должно учитываться мнение профсоюза или представительного органа.

    Представители работников в учреждении

    В современном обществе деятельность любой организации невозможна без взаимоотношений между работниками и работодателями. Соответственно, такие отношения должны быть упорядоченными, то есть регулироваться определенными нормами и положениями. Система взаимоотношений между работниками и работодателями, направленная на обеспечение согласования их интересов по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, определена Трудовым кодексом как социальное партнерство (ст. 23). Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей (ст. 25 ТК РФ).
    Интересы работодателя в социальном партнерстве представляет руководитель организации или уполномоченные им лица.
    Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, определенных Трудовым кодексом.
    Правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, а также отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами установлены Федеральным законом от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (далее — Закон N 10-ФЗ).
    Интересы работников в конкретной организации представляют первичная профсоюзная организация (далее — профсоюз) или иные представители, избираемые работниками (ст. 29 ТК РФ).

    Обратите внимание! Профсоюз имеет право представлять интересы всех работников организации, если он объединяет более половины работников этой организации (ч. 3 ст. 37 ТК РФ).

    Кроме профсоюза интересы работников могут представлять и иные органы, в частности представительный орган. Представительный орган избирается на общем собрании работников тайным голосованием. Создаваться такой орган может в двух случаях:
    — когда в организации отсутствует профсоюз;
    — когда профсоюз есть, но он не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочен представлять интересы всех работников организации (ст. 31 ТК РФ).
    Однако при этом не исключается возможность того, что в организации будет действовать и профсоюз, и представительный орган.
    В отличие от представительного органа, основной функцией которого является представление интересов работников в социальном партнерстве, профсоюз наделен таким правом, как право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений (ст. 370 ТК РФ). При этом профсоюзы могут взаимодействовать с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, то есть с государственными инспекциями труда (ст. 19 Закона N 10-ФЗ).
    Что касается учета мнения профсоюза при принятии работодателем решений, то здесь следует отметить, что Трудовым кодексом в одних случаях установлена обязанность учитывать мнение выборного органа первичной профсоюзной организации, в других — представительного органа работников, а в третьих — или того, или другого. Разъяснений о том, как поступать в случае, если в организации существует, например, только профсоюз или только представительный орган, законодатель не дает, что на практике часто создает трудности. Придерживаемся мнения, что при наличии профсоюза его мнение должно учитываться и в случаях учета мнения представительного органа. Если же в учреждении существует только представительный орган, то выполнять полномочия, установленные для профсоюза, он не может.

    Учет мнения профсоюза (представительного органа) при принятии локальных нормативных актов

    В силу ст. 371 ТК РФ работодатель принимает решения с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом. Одним из таких случаев является принятие локальных нормативных актов.
    Согласно ст. 8 ТК РФ локальный нормативный акт — это документ, содержащий нормы трудового права, который принимает работодатель в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.
    Таких актов у работодателя может быть достаточно много, это различные положения, инструкции и т.д. Утверждаются все локальные нормативные акты работодателем, но при этом Трудовым кодексом установлено, что некоторые из них должны приниматься с учетом мнения профсоюза (представительного органа).
    Итак, одним из основных локальных актов, требующих согласования, являются правила внутреннего трудового распорядка. Это локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя (ст. 189 ТК РФ).
    Согласно ст. 190 ТК РФ правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
    Также в силу ст. 135 ТК РФ с учетом мнения представительного органа работников принимаются локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда (положение об оплате труда, о премировании и т.п.).
    В соответствии со ст. 196 ТК РФ работодателю предоставлено право самостоятельно определять необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд (если законодательством не установлено такой обязанности).
    Формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников и перечень необходимых профессий и специальностей в этих случаях закрепляются в локальных нормативных актах. Такие акты также принимаются с учетом мнения представительного органа работников.
    В обязанности работодателя входит обеспечение разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда. Утверждение инструкций осуществляется с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа (ст. 212 ТК РФ).
    На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работодатель обязан обеспечивать работников СИЗ. Нормы бесплатной выдачи СИЗ установлены нормативными правовыми актами.
    При этом работодатель с учетом своего финансово-экономического положения имеет право устанавливать нормы бесплатной выдачи СИЗ, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся вредных и (или) опасных факторов. Локальный акт, устанавливающий такие нормы, в силу ст. 221 ТК РФ также принимается с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.
    Согласно ч. 2 ст. 81 ТК РФ учет мнения представительного органа необходим при установлении локальным нормативным актом порядка аттестации.
    Учитывается мнение представительного органа и при принятии локальных нормативных актов, предусматривающих введение, замену и пересмотр норм труда (ст. 162 ТК РФ).

    Читайте также:  Ооо вск линия жизни отзывы

    Учет мнения профсоюза (представительного органа) при установлении рабочего времени и времени отдыха

    Кроме согласования локальных нормативных актов Трудовым кодексом предусмотрено достаточно много случаев, когда работодатель должен учитывать мнение профсоюза (представительного органа), например когда работникам устанавливается режим рабочего времени, отличающийся от нормального, в том числе для отдельных категорий работников.
    Так, в соответствии со ст. 74 ТК РФ если изменение организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины) влечет за собой массовое увольнение работников, то работодатель в целях сохранения рабочих мест имеет право с учетом мнения профсоюза вводить режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели на срок до шести месяцев.
    С учетом мнения представительного органа работодатель может устанавливать отдельным работникам ненормированный рабочий день. Соответственно, локальный акт, предусматривающий перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем, принимается также с учетом мнения представительного органа (ст. 101 ТК РФ).
    А в силу ст. 105 ТК РФ мнение профсоюза учитывается при принятии локального акта, устанавливающего разделение дня на части на тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены).
    Мнение представительного органа работников учитывается при составлении графиков сменности работодателем (ч. 3 ст. 103 ТК РФ).
    Участвует профсоюз и в регулировании труда работников, работающих вахтовым методом. Так, его мнение учитывается при установлении работодателем порядка применения вахтового метода в организации (ч. 4 ст. 297 ТК РФ), при увеличении продолжительности вахты с одного месяца до трех (ч. 2 ст. 299 ТК РФ), а также при утверждении графика работы на вахте (ч. 1 ст. 301 ТК РФ).
    Что касается времени отдыха, то мнение профсоюза должно учитываться при установлении работодателями дополнительных отпусков, не предусмотренных Трудовым кодексом и иными федеральными законами (ч. 2 ст. 116 ТК РФ).
    С учетом мнения профсоюза работники могут привлекаться к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, если случаи такого привлечения не установлены ч. 2, 3 и 4 ст. 113 ТК РФ (ч. 5 ст. 113 ТК РФ).
    А также мнение профсоюза требуется при утверждении такого обязательного документа, как график отпусков (ч. 1 ст. 123 ТК РФ).

    Профсоюз и оплата труда

    Как уже было сказано, согласно ст. 135 ТК РФ локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
    Системы оплаты труда (включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных), системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч. 2 ст. 135 ТК РФ).
    Таким образом, согласовывая локальный акт, устанавливающий систему оплаты труда, одновременно согласовываются оклады, надбавки и другие выплаты работникам. Однако Трудовым кодексом отдельно отмечено, при установлении каких конкретных выплат должно учитываться мнение профсоюза (представительного органа). Это:
    — размер и порядок выплаты вознаграждения работникам, за исключением работников, получающих оклад (должностной оклад), за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе (ч. 3 ст. 112 ТК РФ);
    — конкретные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (ч. 3 ст. 147 ТК РФ). При этом минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда (ч. 2 ст. 147 ТК РФ).
    В силу ст. 136 ТК РФ при выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника о составных частях заработной платы и иных суммах, начисленных работнику, а также о размерах удержаний и общей денежной сумме, подлежащей выплате.
    Вся информация указывается в таком документе, как расчетный листок. Каждый работодатель должен разработать форму расчетного листка, а утверждается она с учетом мнения представительного органа работников.

    Порядок учета мнения профсоюза (представительного органа)

    Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и при принятии локальных нормативных актов, и при принятии решений в перечисленных выше случаях установлен ст. 372 ТК РФ. В этом же порядке учитывается и мнение представительного органа работников.
    Согласно данному порядку перед принятием решения работодатель направляет проект документа (приказ, локальный нормативный акт и т.д.) и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников (или представительный орган работников).
    Профсоюз не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.
    В случае если мотивированное мнение профсоюза не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с профсоюзом в целях достижения взаимоприемлемого решения.
    При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован профсоюзной организацией в соответствующей государственной инспекции труда или суде. Профсоюз также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном ТК РФ.
    При получении жалобы (заявления) от профсоюзной организации ГИТ обязана в течение одного месяца провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.
    Если согласие достигнуто, акт утверждается руководителем организации или иным уполномоченным лицом.

    Иные случаи участия профсоюза в трудовой деятельности

    Мы рассмотрели случаи, когда работодатель обязан учитывать мнение профсоюза (представительного органа) по отношению ко всем работникам организации. Однако отдельное внимание законодательством уделено и самим членам профсоюзов, которые имеют некоторые преимущества перед остальными работниками. Так, например, работодатель обязан:
    — учитывать мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации при расторжении трудового договора с членами профсоюза в связи с сокращением штата, несоответствием занимаемой должности или неоднократным неисполнением трудовых обязанностей (п. п. 2, 3, 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). При этом порядок такого согласования предусмотрен ст. 373 ТК РФ (ч. 2 ст. 82 ТК РФ).

    Обратите внимание! При принятии решения о сокращении численности или штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров с работниками работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников может привести к массовому увольнению работников, — не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий (ч. 1 ст. 82 ТК РФ);

    — получить согласие соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа, увольняя по п. п. 2, 3, 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы. При отсутствии вышестоящего выборного профсоюзного органа увольнение указанных работников производится в порядке, установленном ст. 373 ТК РФ (ст. 374 ТК РФ);
    — предоставить прежнюю работу (должность) работнику, освобожденному от работы в организации в связи с избранием его на выборную должность в выборный орган первичной профсоюзной организации, после окончания срока этих полномочий. А при отсутствии ее с письменного согласия работника предоставить другую равноценную работу (должность) (ст. 375 ТК РФ);
    — соблюдать порядок, установленный ст. 374 ТК РФ, при расторжении трудового договора по основаниям, предусмотренным п. п. 2, 3, 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, с руководителем выборного органа первичной профсоюзной организации и его заместителями в течение двух лет после окончания срока их полномочий.
    Обращаем внимание, что указанный порядок при увольнении членов профсоюза распространяется на работников, являющихся членами профсоюза именно той организации, в которой они трудоустроены (Апелляционное определение суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.09.2012 N 33-2266).
    И еще одной формой участия профсоюзов в трудовой деятельности является участие членов профсоюза в различных комиссиях. Так, в соответствии со ст. 82 ТК РФ представитель выборного органа первичной профсоюзной организации в обязательном порядке включается в состав аттестационной комиссии, созданной для проведения аттестации, которая может послужить основанием для увольнения работников в силу п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ за несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.
    Представитель профсоюза или иного представительного органа также должен включаться в комиссию по расследованию несчастного случая (ч. 1 ст. 229 ТК РФ).

    Мы рассмотрели основные обязанности работодателя, возникающие при наличии в организации профсоюза или представительного органа. В связи с этим может возникнуть вопрос: должны ли работники ставить в известность работодателя о создании таких органов? Данной обязанности законодательством не установлено. Однако в п. 27 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" говорится, что недопустимо сокрытие работником того обстоятельства, что он является членом профсоюза или руководителем (его заместителем) выборного коллегиального органа первичной профсоюзной организации либо ее структурного подразделения, не освобожденным от основной работы, когда решение вопроса об увольнении должно производиться с соблюдением процедуры учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации либо соответственно с предварительного согласия вышестоящего выборного профсоюзного органа. В противном случае будет нарушен принцип недопустимости злоупотребления правом со стороны работников.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock detector