Трудоустройство граждан армении в россии

Трудоустройство граждан армении в россии

С 2015 года граждане Белоруссии, Казахстана и Армении могут получать больничные и другие виды пособий, а также бесплатную скорую медицинскую помощь (см. «Работники из Белоруссии, Казахстана и Армении: как начислять им страховые взносы, пособия и НДФЛ в 2015 году»). Это связано со вступлением в силу договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного 24 мая 2014 года. Этот же договор упростил процедуру принятия указанных граждан на работу. Требуется ли иностранцам из названных республик получать патент или разрешение на трудовую деятельность в России? Обязаны ли работодатели уведомлять ФМС о заключении с ними трудовых договоров? Нужен ли нотариальный перевод документов об образовании таких работников? Давайте разбираться.

Трудоустройство иностранных работников: общий подход

Прежде чем обсудить главные вопросы этой статьи, остановимся на общих правилах трудоустройства иностранных работников в России. Напомним, что правовое положение иностранцев регулируется, прежде всего, Федеральным законом от 25.07.02 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон № 115-ФЗ). Российские компании вправе заключать с иностранцами трудовые договоры или выступать в качестве заказчиков работ (услуг) в рамках договоров гражданско-правового характера. Процедура оформления трудовых отношений зависит от режима нахождения иностранцев на территории России (ст. 2 Закона № 115-ФЗ).

Режимы нахождения иностранцев в России

Режим нахождения

Подтверждающие документы

Иностранец постоянно проживает на территории РФ

Вид на жительство

Иностранец временно проживает на территории РФ

Разрешение на временное проживание

Иностранец временно пребывает в РФ

Постоянно или временно проживающим на территории России иностранцам (независимо от того, из какой страны они приехали) для трудоустройства не требуется получать разрешение на работу или патент. Однако, по общему правилу, временно проживающие иностранцы могут работать только в том регионе, где им разрешено проживать (п. 4 и п. 5 ст.13 Закона № 115-ФЗ). Работодателю не нужно запрашивать разрешение на наем таких работников.

Больше всего требований и ограничений предъявляется к трудоустройству временно пребывающих иностранцев. Напомним, что временно пребывать в России могут иностранцы, получившие визу, либо иностранцы, которые приехали из стран с безвизовым режимом. От этого зависит, какие действия должен совершить работодатель при оформлении трудовых отношений с иностранным работником (см. таблица).

Действия работодателя при приеме на работу временно пребывающего иностранца

Визовый режим

Безвизовый режим

Работодателю, в общем случае, требуется:

  • обратиться в службу занятости (с заявкой о потребности в специалистах);
  • получить в ФМС разрешение на привлечение и использование в работе иностранных граждан;
  • получить для иностранца разрешение на работу;
  • оформить приглашение на въезд в Россию;
  • поставить иностранца на миграционный учет (после въезда).

Если иностранец уже временно пребывает в России, то для работы ему необходим патент. В таком случае работодатель может заключить с ним трудовой (или гражданско-правовой) договор, и обязан уведомить об этом миграционную службу.

Если иностранец еще пребывает в своем государстве, но желает въехать в Россию в безвизовом порядке, то от работодателя потребуется:

  • оформить приглашение на въезд;
  • поставить прибывшего иностранца на миграционный учет.

Прибывший иностранец должен будет получить патент.

Граждане республик Беларусь, Казахстан и Армения: особый порядок приема на работу

Теперь поговорим подробнее об особенностях трудоустройства граждан из республик Беларусь, Казахстан и Армения, которые временно пребывают на территории России. Граждане этих стран могут въезжать в Россию в безвизовом порядке (письмо МИД России от 27.04.12 № 19261/кд). А вступивший в силу с 1 января 2015 года договор о Евразийском экономическом союзе (далее — Договор) предусматривает для граждан из этих республик определенные преимущества при приеме на работу.

Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) был подписан 29 мая 2014 года. Стороны Договора — Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация. 10 октября 2014 года к данному договору присоединилась Республика Армения. 23 декабря 2014 года был подписан «Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года». Однако в настоящее время этот договор не ратифицирован и не вступил в силу.

Нормы договора о ЕАЭС имеют приоритет над российскими законами (п. 4 ст. 15 Конституции РФ). Обратимся к некоторым положениям Договора.

«Трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства» (п. 1 ст. 97 Договора).

Получается, что гражданам из перечисленных республик не нужно иметь разрешение на работу или патент. А работодатель, в свою очередь, не должен оформлять для таких работников приглашение на въезд (ст. 18 Закона № 115-ФЗ).

При приеме на работу граждане Белоруссии, Казахстана и Армении должны представить работодателю такой же комплект документов, что и российские граждане. Это объясняется следующим положением Договора:

«Трудовая деятельность трудящегося государства-члена регулируется законодательством государства трудоустройства с учетом положений настоящего Договора» (п. 4 ст. 97 Договора).

Напомним, что перечень документов, предъявляемых при устройстве на работу, приведен в статье 65 Трудового кодекса. В частности, в этот перечень входит документ об образовании (если работа требует специальных знаний или специальной подготовки). Должен ли иностранный работник позаботиться о легализации (т.е. о подтверждении) документа об образовании, выданного в одной из республик, подписавших Договор?

«В целях осуществления трудящимися государств-членов трудовой деятельности в государстве трудоустройства признаются документы об образовании, выданные образовательными организациями государств-членов, без проведения установленных законодательством государства трудоустройства процедур признания документов об образовании» (абз. 1 п. 3 ст. 97 Договора).

Это означает, что представленные для трудоустройства документы об образовании не требуют легализации. Исключение составляют случаи, когда граждане названных республик претендуют на занятие педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельностью (абз. 2 п. 3 ст. 97 Договора).

Читайте также:  Заправка картриджей окпд 2

Вместе с тем, работодатель (заказчик работ, услуг) вправе запрашивать нотариальный перевод на русский язык документов об образовании, а также направлять различные запросы для проверки этих документов (абз. 4 п. 3 ст. 97 Договора).

Процитируем еще одно важное положение Договора:

«Работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда» (п. 1 ст. 97 Договора).

Из данного положения следует, что российские компании могут принимать на работу граждан из Белоруссии, Казахстана и Армении без учета допустимой доли иностранцев. Напомним, что на 2015 год допустимая доля иностранных работников, используемых работодателями при осуществлении определенных видов экономической деятельности, установлена постановлением Правительства РФ от 19.12.14 № 1420. Так, например, в компании, занимающейся розничной торговлей алкогольными напитками, иностранцев может быть не более 15% от общей численности работников.

Уведомление о приеме и увольнении иностранца

С 1 января 2015 года работодатели и заказчики работ (услуг), привлекающие к трудовой деятельности иностранцев, обязаны уведомлять территориальные органы ФМС России о заключении и прекращении (расторжении) с такими работниками трудовых (гражданско-правовых) договоров. Это необходимо сделать не позднее трех рабочих дней с даты заключения (прекращения, расторжения) соответствующего договора (абз. 1 п. 8 ст. 13 Закона № 115-ФЗ).

Распространяется ли данное правило на работников из Белоруссии, Казахстана и Армении? В комментируемом Договоре ничего на этот счет не сказано. В связи с этим работодателям придется уведомлять миграционную службу о приеме на работу и увольнении граждан из названных республик.

Упомянем также еще один важный документ — Решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.96 № 4. В пункте 1 этого документа сказано следующее: действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации не применяется.

Но что понимать под «порядком регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы»? Есть мнение, что данная норма позволяет работодателям не сообщать в ФМС о приеме на работу белорусского гражданина. Однако официальные разъяснения по этому вопросу пока отсутствуют. В связи с этим, на наш взгляд, лучше не рисковать, и уведомлять органы ФМС о принятии на работу (или увольнении) в том числе и граждан Белоруссии. По крайней мере, это обезопасит работодателей от привлечения к довольно серьезным мерам ответственности (ч. 3 и ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ):

  • для организаций — штраф от 400 000 до 800 000 рублей, либо приостановление деятельность на срок от 14 до 90 суток;
  • для должностных лиц — штраф от 35 000 до 50 000 рублей.

Для работодателей Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей ответственность еще более жесткая. А именно:

  • для организаций — штраф от 400 000 до 1 000 000 рублей или приостановление деятельности от 14 до 90 суток;
  • для должностных лиц — штраф от 35 000 до 70 000 рублей.

Важно отметить, что указанная выше ответственность грозит не только за неуведомление ФМС о приеме на работу иностранца, но и за нарушение установленного порядка или формы уведомления. Поэтому обратите внимание, что с 25 мая 2015 года применяются новые формы уведомлений (утверждены приказом ФМС России от 12.03.15 № 149).

Уведомление о прибытии иностранца

Когда иностранец прибывает в Россию, он получает миграционную карту и передает ее работодателю (принимающей стороне). Работодатель, в свою очередь, обязан направить уведомление о прибытии иностранца в миграционную службу. Такое уведомление, по общему правилу, нужно представить не позднее семи рабочих дней со дня приезда сотрудника-иностранца в место пребывания (п. 3 ст. 20 Федерального закона от 18.07.06 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ»).

Однако граждане Белоруссии, Казахстана и Армении вправе находиться на территории России без постановки на миграционный учет дольше других иностранцев. Смотрим на Договор:

«Граждане государства-члена, прибывшие в целях осуществления трудовой деятельности или трудоустройства на территорию другого государства-члена, и члены семей этих граждан освобождаются от обязанности регистрации (постановки на учет) в течение 30 суток с даты въезда» (абз. 1 п. 6 ст. 97 Договора).

Если же граждане из названных республик будут находиться в России свыше 30 суток, работодатель обязан уведомить миграционную службу об их прибытии (абз. 2 п. 6 ст. 97 Договора). В противном случае возможно наступление административной ответственности (ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ):

  • для организации — штраф от 400 000 до 500 000 рублей;
  • для должностных лиц — штраф от 40 000 до 50 000 рублей.

Срок пребывания иностранного работника в России

Максимальный срок временного пребывания (проживания) на территории России работника из Белоруссии, Казахстана или Армении определяется сроком действия его трудового (гражданско-правового) договора (п. 5 ст. 97 Договора).

При этом следует учесть, что в случае досрочного расторжения трудового договора после истечения 90 суток с даты въезда на территорию РФ, граждане названных республик вправе без выезда из России в течение 15 дней заключить новый трудовой договор (п. 9 ст. 97 Договора). Если же гражданин не воспользуется таким правом, то он лишится статуса трудящегося-мигранта, и ему нужно будет выехать из нашей страны (абз. 2 п. 1 ст. 5 Закона № 115-ФЗ).

Читайте также:  Усыновление ребенка из дома малютки отзывы

Важными условиями для трудоустройства иностранного гражданина на российском предприятии являются легальное временное пребывание на территории России и наличие регистрации по месту жительства.

С недавних пор прием на работу граждан Армении осуществляется в Российской Федерации в упрощенном порядке. И все же, многих работодателей интересует, как принять на работу гражданина Армении в 2019 году и сделать это, не нарушая норм законодательства.

Порядок трудоустройства мигрантов из Армении в РФ

Въезжают армянские граждане на российскую территорию по загранпаспорту. Это касается и детей. Когда примерный срок пребывания составляет до 30 дней, ему совсем необязательно оформлять миграционную карту.

Контроль за временем его пребывания в стране помогает осуществлять отметка в загранпаспорте о дате въезда. В течение месяца мигранту следует встать на миграционный учет по месту пребывания. Это может за него сделать работодатель или любой представитель принимающей стороны.

Встать на учет самостоятельно гражданин Армении сможет лишь, если является собственником жилья, в котором проживает.

Принимая армянского мигранта на работу, работодатель заводит на него трудовую книжку, если только у соискателя она не сохранилась с советских времен или российского образца. Тогда в нее просто вносится соответствующая запись.

В обязанность работодателя входит уведомление тер. органа ФМС России о заключении трудового договора с иностранцем, и о расторжении его, если подобное случается.

В роли работодателя может выступать как юридическое, так физическое лицо.

Документы необходимые для принятия на работу

Мигрант из Армении должен предоставить работодателю стандартный комплект документов:

  1. Паспорт, переведенный на русский язык с заверенным переводом;
  2. СНИЛС (при его отсутствии, работодатель сделает заявку в ПФР на его оформление);
  3. Трудовая книжка;
  4. ИНН (требуется оформить для уплаты налогов);
  5. Личная карта;
  6. Медицинское свидетельство;
  7. Документ об образовании (подлежит легализации исключительно в случае устройства в учреждения педагогической, юридической, фармацевтической и медицинской сферы).

Оформления патента

Трудовой патент – это документ, требующийся каждому иностранцу, прибывшему в Россию без визы и планирующий легально осуществлять трудовую деятельность на территории России.

В 2019 году граждане Армении освобождены от получения этого разрешения на работу. А с работодателем заключается трудовой договор.

Срок действия патента

Обычно патент на работу оформляют на срок от 1 до 3 месяцев. К тому же, его можно продлить, но не дольше, чем на год. Чтобы получит его в следующий раз по истечении 12 месяцев, не придется выезжать за пределы страны, и снова на год.

Места оформления трудового патента

Оформлением трудового патента в России занимается Главное управление по вопросам миграции. Есть также специализированные фирмы, оказывающие подобные услуги. Но даже обратившись в такую фирму, лично посетить государственный орган придется все равно, чтобы получить документ.

Трудовой договор

Трудовой договор – так называют нормативный документ, регулирующий трудовые отношения между наемным работников и его нанимателем. Он освещает все необходимые условия, взаимовыгодные для обеих сторон, имеющие под собой законодательную базу и исключающие риски, которые могут быть связаны с выполнением рабочей деятельности.

Ответ на вопрос, как оформить на работу гражданина Армении или гражданина Таджикистана, предельно прост – заключить с ним трудовой договор.

Образец договора

При оформлении трудовых отношений с гражданином Армении можно воспользоваться любым подходящим образцом такого документа, из числа предлагаемых интернет-ресурсами. Так как жестких норм для его оформления не существует, есть положения, которые должны быть указаны в контракте (трудовом договоре) обязательно:

  • ФИО нанимателя;
  • компания-наниматель;
  • зарплата наемного работника;
  • условия для дополнительных выплат;
  • срок действия договора;
  • период предоставляемых отпусков;
  • условия, при которых контракт прекращает действовать;
  • права и обязанности сторон;
  • должностные обязанности.

Подписывают двухсторонний документ и наниматель и нанимаемый на работу. Указывают при этом дату вступления в силу соглашения.

Трудовой договор с высококвалифицированным работником

При оформлении новой трудовой книжки записи с других рабочих мест восстановлены быть не могут.

Напомним, что можно воспользоваться советской или российской книжкой, если какая-то из них имеется у предполагаемого работника, но никак не национальная трудовая книжка Армении. Она в России незаконна.

После заключения трудового договора, о данном факте работодатель должен сообщить в органы ФМС.

Условия трудоустройства

Армянские подданные, трудоустраиваясь на работу в России, имеют те же права, что и при трудоустройстве российских граждан. Все это благодаря вхождения обеих стран в ЕАЭС.

Гражданам Армении, также как и гражданам Казахстана, при оформлении на работу в РФ нужны документы, типичные для любого россиянина.

Если иностранец имеет статус «временно пребывающего» (без РВП и ВНЖ) армянам не нужен патента на работу. И работодателю, в свою очередь, не придется оформлять приглашение на въезд для таких работников.

Заключение трудового договора с гражданами Армении

Принимать на работу граждан Армении российские компании могут без учета допустимой доли иностранцев.

Важно! На 2019 год допустимую долю иностранных граждан и лиц без гражданства, используемых работодателями при осуществлении

определенных видов экономической деятельности, установило Правительство РФ постановлением от 04.12.2017 №1467. Так, например, в компании, занимающейся розничной торговлей алкогольными напитками, иностранцев может быть не более 15% от общей численности работников, на предприятии, выращиваемому овощи – 50%.

Работодатель обязан уведомить о прибытии иностранца миграционную службу. Обще правило – представить его не позднее 7 рабочих дней от дня приезда иностранного сотрудника в место пребывания. Однако, для граждан Армении этот срок гораздо больше, 30 дней.

Читайте также:  Почетный донор хмао льготы

Бонусы для граждан Армении

Гражданин Армении сможет осуществлять полноценную рабочую деятельность, не открывая патента, миграционной карты или каких-либо других сопроводительных бумаг.

Если у армянина при себе имеется загранпаспорт, находясь в РФ ему не придется заполнять миграционную карту. Но спустя месяц, его пребывание в России завершится.

Ровно также юридические документы об образовании имеют на территории Армении законную силу. Это не относиться к профессиям учителя, юриста и врача. К работникам этих профессий больше всего требований. Им придется доказывать свою квалификацию и, чтобы подтвердить дипломы об образовании выданные образовательными учреждениями своей страны, пройти с этой целью специальные процедуры.

Прибывая в Россию армянину нет необходимости задумываться, нужен ли гражданам Армении патент работу. Он не понадобится, достаточно заключенного трудового соглашения. Оно ограничивает сроками своего действия право находиться армянину в России. В случае досрочного расторжения договора, у иностранца есть 15 дней, чтобы выехать из страны, если им не заключен очередной трудовой договор.

Популярные вакансии и регионы

Жителям этой кавказской республики не придется выбирать из строго определенных видов деятельности. Им доступен практически любой.

Армян можно встретить в качестве квалифицированных специалистов и разнорабочих на объектах строительства, в такси, в кафе и ресторанах. Трудятся они и в качестве домработниц, уборщиц и др.

Все больше молодых людей, приехавших из Армении, заканчивают российские вузы по ІТ, инженерным и гуманитарным специальностям. Не редкость, когда студенты по окончании вуза остаются здесь работать. Большее количество трудовых мигрантов из Армении живут и работают: в Москве и прилегающих регионах, в Краснодарском и Ставропольском краях; в Санкт-Петербурге, Ленинградской и Ростовской областях, в Поволжье и на Северном Кавказе.

Ответственность за нарушение правил

Если нарушены правила оформления любого документа по трудоустройству, ответственность несет и иностранный гражданин, и работодатель.

Работодатель, который устраивает к себе мигранта понесет наказание, если

  • не убедился в законности его нахождения на российской территории, и у его сотрудника-гражданина Армении документы с истекшим сроком действия;
  • не уведомлены миграционные службы об иностранном наемном работнике;
  • принял на работу гражданина кавказской республики у без оформления, работодатель не имеет на это права, это незаконно;
  • с нарушениями оформил трудовой договор;
  • нарушает требования охраны труда;
  • Армянина ждет административное наказание, если истек срок действия трудового договора, а он остался жить в РФ нелегально (штраф 7000 рублей);

Предусмотрены также выдворение из страны и ответственность — трехлетний запрет на въезд в Россию. За повторное нарушение граждан названной страны ждет запрет на въезд на территорию РФ на протяжении 10 лет.

Армяне часто уезжают в другие страны. Причин тому несколько – низкий уровень жизни, малые доходы, безработица. На деньги, заработанные в России, в Армении можно жить достойно. Работа для граждан Армении на российской земле – это минимум бюрократии. И не имеет значения, идет речь о пересечении границы или трудоустройстве. Доходы в РФ выше, чем на родине и вакансий сравнительно больше. Эти «плюсы» вынуждают граждан Армении с терпимостью относиться к разлуке с семьей, не самыми лучшими условиями проживания, контролем миграционных служб.

В случае отсутствия проблем с законом, временно находящийся на российской территории мигрант из Армении может рассчитывать в перспективе на гражданство в Российской Федерации и проживать в России постоянно.

Содержание статьи

Прием на работу гражданина армении

Добрый день. Вопрос такой: при оформлении на работу гражданина армении должен ли работодатель уведомить кроме УФМС – ФНС и Центр занятости?

Работодатель должен уведомить только УФМС.

Согласно ст. 13 п. 8. Закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» — Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции обмениваются с органами исполнительной власти, ведающими вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, и налоговыми органами сведениями о привлечении работодателями и заказчиками работ (услуг) иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности. Обмен сведениями осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия или иным способом в электронном виде при условии соблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных.http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173779/?frame=15#p486© КонсультантПлюс, 1992-2015

Прием на работу гражданина Армении

Здравствуйте! Каков порядок приема на работу гражданина Армении, что должен требовать работодатель при приеме на работу. Спасибо.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector