Торговля на ярмарке без ккм

Торговля на ярмарке без ккм

Все правовые нюансы выставок-ярмарок

В п. 3 ст. 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" содержится норма, согласно которой организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении "торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами".

В приведенной выше норме речь идет исключительно о торговле с открытых прилавков внутри крытых помещений, то есть о торговле через необустроенные торговые места (например, с лотков и вразнос). Закон N 54-ФЗ не поясняет, какие торговые места считать обустроенными. Судебная практика по таким спорам складывается неоднозначно.

Как показывает практика, а также разъяснения специалистов финансового и налогового ведомств, во всех остальных случаях необходимо применять кассовую технику (Письмо Минфина России от 11 июня 2007 г. N 03-01-15/7-228 и аналогичное Письмо УФНС России по г. Москве от 8 мая 2007 г. N 22-12/042249 "Об обязанности применять ККТ при продаже выставочного экспоната на выставке").

При организации выставочно-ярмарочного мероприятия его участникам предоставляют в аренду экспозиционные площади и обеспечивают соответствующим стендовым оборудованием, а также комплексом выставочных услуг (сервис, охрана, связь и др.). Применять ККТ необходимо, если торговое место в силу его конструктивных особенностей обеспечивает показ и сохранность товара, то есть с витрин (стеллажей) товар на ночь не убирается, а само торговое место защищено от неблагоприятных климатических воздействий (температуры, осадков и т.п.).

Если торговля ведется рядом с выставочным стендом со стула и стола, который служит прилавком, то и в этом случае без ККТ не обойтись (даже если продажи носят разовый, эпизодический характер). Такое торговое место признается единым, стационарным и обустроенным и не имеет отношения к торговле в развоз, вразнос и "с лотка", когда применять ККТ необязательно. Таково мнение Минфина.

По общему правилу регистрировать ККТ необходимо либо по месту нахождения организации либо её обособленного подразделения, в связи с чем, если участие в выставке займет больше месяца, имеет место фактическое создание обособленного подразделения, а значит и необходимость встать на учет в территориальной налоговой инспекции, где и будет зарегистрирована выставочная ККТ. При длительности выставки менее месяца организация может применять на выставке ККТ, зарегистрированную по месту регистрации юридического лица (советую добавить в адреса осуществления деятельности – “выездная торговля”).

Реализация продукции собственного производства (изготовления) в целях исчисления единого налога на вмененный доход розничной торговлей не является, поэтому участники выставок-продаж могут быть признаны плательщиками ЕНВД только в отношении торговли покупными товарами в розницу. При этом с 2013 года применение ЕНВД носит добровольный характер. И хотя, действительно "вмененщики" вправе не применять ККТ, выдавая по требованию покупателя документ об оплате при осуществлении соответствующих видов деятельности они могут не применять ККТ (п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ), в случае торговли собственной продукцией это применить невозможно.

Согласно п. 1.1 Положения под кассовыми операциями понимаются операции по приему наличных денег, включающие их пересчет, выдаче наличных денег. Пунктом 1.6 Положения установлено, что кассовые операции ведутся у юридического лица кассовым или иным работником, определенным из числа своих работников (далее — кассир), с установлением ему соответствующих должностных прав и обязанностей, с которыми кассир должен ознакомиться под роспись.

Под неоприходованием денежной наличности в кассу следует понимать неоприходование ее в кассу в день получения выручки. При учете денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением ККТ используются формы первичной учетной документации, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132. Из Указаний по применению и заполнению форм N КМ-4 "Журнал кассира-операциониста", N КМ-6 "Справка-отчет кассира-операциониста", N КМ-7 "Сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации" следует, что соответствующие документы составляются на конец рабочего дня (смены), при этом выручка принимается и приходуется по кассе на основании приходного кассового ордера.

Об обязанности кассира ежедневно составлять кассовый отчет и сдавать выручку вместе с кассовым отчетом по приходному ордеру указано также в п. 6.1 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением.

В то же время суды учитывают наличие фактической возможности своевременного полного оприходования денежной наличности. Как указано в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 30.07.2007 N А56-5665/2007, факт несвоевременного внесения соответствующей записи в кассовую книгу организации по причине удаленности торговых точек (мест получения выручки) от места нахождения организации обоснованно не может расцениваться как нарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.1 КоАП РФ (Определением ВАС РФ от 26.02.2008 N 16126/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ). Аналогичный вывод содержится в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 18.05.2010 N А56-66333/2009.

Оприходование выручки, полученной в месте проведения выставки, на дату возвращения работников из командировки не образует состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Тем не менее, возможно по аналогии с порядком ведения кассовой книги, установленным для обособленных подразделений, закрепить внутренним актом организации порядок ведения отдельной кассовой книги по месту осуществления выставочной торговли.

По мнению отдельных арбитражных судов, наличие в приказе об учетной политике и утвержденном графике документооборота особого порядка оприходования выручки ККТ в кассу организации в зависимости от конкретных условий ведения деятельности может являться основанием для освобождения организации от административной ответственности (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 30.09.2008 N А12-5238/2008).

Кроме того отметим, что позиция большинства арбитражных судов складывается в пользу того, что ответственности за несвоевременное оприходование выручки, в том числе с задержкой в несколько дней, если это не повлекло к расхождениям учетных данных ККТ и денежных средств, отраженных в кассовой книге, норма ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ не предусматривает. По данному вопросу смотрите подробнее Постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2010 N А65-22216/2010, Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2010 N А12-8886/2010.

Руководитель издает приказ о создании временной кассы на период продаж вдалеке от офиса, а работника, принимающего наличные, назначает временным кассиром и дает ему право подписи кассовых документов. Работнику выдаются бланки ПКО и новую кассовую — он сам будет ежедневно составлять ПКО (а если сдаст деньги в банк — еще и РКО) и делать записи в своей кассовой книге.

Читайте также:  Уровень звука в децибелах

Пересылать листы «выездной» кассовой книги в головное подразделение не нужно — это обязаны делать обособленные подразделения, а для вас это право.

По возвращении работник вместе с деньгами сдает свою «выездную» кассовую книгу. Последним в ней будет зарегистрирован РКО на сдачу наличных в основную кассу. После этого с работника снимаются обязанности кассира. А привезенная им выручка текущим днем приходуется по отдельному ПКО в основной кассовой книге.

Важно отслеживать соблюдение лимита остатка наличных в кассе. Например, кассир перед уходом может сообщать продавцам, сколько еще осталось до лимита, чтобы излишек они могли вовремя сдать в банк. Работник, который принимает наличные в поездке, может ежедневно сообщать кассиру (по телефону, факсу, электронной почте) сумму полученной выручки.

Учитывая вышеизложенное, полагаем, что в рассматриваемой ситуации оприходование выручки, полученной командированными работниками в месте проведения выставки, на дату возвращения работников из командировки не образует состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ. Справедливость данного вывода подтверждается в Постановлении ФАС Поволжского округа от 27.12.2010 N А12-12488/2010, рассмотревшего дело со схожими обстоятельствами.

Тем не менее, наличие арбитражной практики свидетельствует о достаточно большой вероятности возникновения претензий со стороны контролирующих органов. В такой ситуации для снижения риска, возможно по аналогии с порядком ведения кассовой книги, установленным для обособленных подразделений, закрепить внутренним актом организации порядок ведения отдельной кассовой книги по месту осуществления выставочной торговли (п. 2.5 Положения). Для данного случая исходя из требований п. 5.6 Положения после выведения в дополнительной кассовой книге суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня лист кассовой книги за этот рабочий день не позднее следующего рабочего дня должен быть передан юридическому лицу. При этом в соответствии с абз. 3 п. 5.6 Положения допускается передача таких листов кассовой книги юридическому лицу в электронном виде в соответствии с законодательством РФ. В этом случае передача листа кассовой книги на бумажном носителе осуществляется в соответствии с правилами документооборота, утвержденными юридическим лицом.

Выручка от реализации товаров на выставке-продаже (без учета НДС) для целей налогообложения прибыли признается доходом:

  • на дату такой реализации — при использовании метода начисления (п. 3 ст. 271 НК РФ);
  • день поступления денежных средств, иного имущества, работ, услуг, имущественных прав в оплату реализованных товаров — при использовании кассового метода (п. 2 ст. 273 НК РФ).

Расходы на участие в выставке считаются рекламными. При расчете налогооблагаемой прибыли доходы от реализации уменьшаются на расходы по производству и реализации экспонируемых товаров. Согласно пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов учитываются затраты на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ — расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям их розыгрышей во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на виды рекламы, не поименованные в абз. 2 — 4 п. 4 ст. 264 НК РФ, признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации. Следовательно, для начисления НДС в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ (при передаче для собственных нужд) в данном случае оснований нет.

Могут возникнуть проблемы если организация будет участвовать в «непрофильных» мероприятиях – налоговые органы такие расходы наверняка признают необоснованными и снимут. По мнению арбитражных судей, пункт 4 статьи 264 НК РФ подразумевает открытый перечень расходов на участие в выставках, а значит списать целиком можно, по сути, любые издержки, которые компания понесла из-за выставки. В частности, полностью учитывают гонорары, выплаченные артистам за выступление (постановление ФАС Московского округа от 16 марта 2009 г. № КА-А40/1402-09). Целиком можно списать плату за аренду площади и стенда в выставочном комплексе, сборку-демонтаж стендов и витрин, оплату услуг рекламных агентств и охранных фирм и еще многое другое. При этом обязательное условие – работы или услуги непосредственно связаны с участием в выставке, а также документально подтверждены. Но все-таки некоторые затраты безопаснее нормировать — средства, истраченные на сувениры, которые по своей природе аналогичны расходам на призы, и затраты на дегустации, средства, истраченные на оригинал-макеты рекламных материалов (письмо Минфина России от 29 марта 2010 г. № 03-03-06/1/201, письмо Минфина России от 4 августа 2010 г. № 03-03-06/1/520).

Налог на добавленную стоимость

Реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ является объектом обложения НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Следовательно, при реализации товаров на выставке-продаже необходимо исчислить налог на добавленную стоимость к уплате в бюджет.

Кроме того, согласно статье 39 НК РФ безвозмездная передача товаров (результатов выполненных работ, оказанных услуг) для целей налогообложения также признается их реализацией. Поэтому в случаях раздачи рекламных материалов в ходе выставки-продажи необходимо исчислить НДС. При этом налоговая база определяется как рыночная стоимость рекламных материалов без учета НДС (п. 2 ст. 154 НК РФ). Если рыночную стоимость определить невозможно, то по правилам статьи 40 НК РФ для расчета налоговой базы берется величина затрат организации на изготовление рекламных материалов.

Вместе с тем передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 руб., освобождается от налогообложения НДС (подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ). При этом «входной» НДС по этим товарам (работам, услугам) вычету не подлежит, а включается в их стоимость (подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Если в соответствии с главой 25 НК РФ расходы принимаются для целей налогообложения прибыли по нормативам, тогда суммы НДС по таким расходам подлежат вычету в размере, соответствующем указанным нормам (п. 7 ст. 171 НК РФ). «Входной» НДС по ненормируемым затратам на участие в выставке-продаже принимается к вычету в полном размере

Напомним, что налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные пунктом 3 статьи 149 НК РФ, вправе отказаться от освобождения таких операций от обложения НДС. Для этого ему нужно представить соответствующее заявление в налоговый орган по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика. Сделать это следует в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого он намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование (п. 5 ст. 149 НК РФ).

В то же время, если налогоплательщик не отказался от освобождения, он не имеет права предъявлять НДС покупателю и составлять счет-фактуру иначе, чем со словами «Без налога (НДС)» (п. 5 ст. 168 НК РФ). Если же налогоплательщик все-таки предъявил НДС покупателю и составил счет-фактуру с нарушением (то есть вместо слов «Без налога (НДС)» он указал ставку и сумму налога), то согласно пункту 5 статьи 173 НК РФ сумма налога, указанная в таком счете-фактуре, подлежит уплате в бюджет. Причем у этого налогоплательщика не возникнет права на применение налогового вычета по покупкам, предназначенным для осуществления такой операции. Ведь данная операция, несмотря на то, что налогоплательщик по собственной воле (без подачи заявления об отказе от освобождения) исчислил НДС, все равно будет рассматриваться как освобождаемая от налогообложения. «Входной» налог в рассматриваемой ситуации следует учитывать в стоимости покупки по правилам пункта 2 статьи 170 НК РФ.

Читайте также:  Нужно ли регистрировать перепланировку в квартире

Для применения налогового вычета необходимо одновременное выполнение обязательных условий, перечисленных в статьях 171 и 172 НК РФ. То есть приобретенные товары (работы, услуги) должны быть приняты на учет на основании соответствующих первичных документов и предназначаться для использования в деятельности, облагаемой налогом на добавленную стоимость. Кроме того, налогоплательщик обязан иметь счета-фактуры, выставленные продавцами данных товаров (работ, услуг), которые оформлены в соответствии с положениями статьи 169 НК РФ.

Обычно затраты, связанные с выставкой, берет на себя организатор мероприятия, учитывая эти суммы во вступительном взносе. Организация списывает все затраты на основании одного договора и счета контрагента (это можно сделать целиком – без учета лимита). Если же расходы несет организация, важно, чтобы во всех документах было четко прописано наименование товаров, работ или услуг. Дополнительно обосновать участие в выставке поможет отчет о ранее проведенных аналогичных мероприятиях (если они были), фотографии с выставки, фото – или видеосъемка мероприятия.

При передаче товаров для участия в выставке, а также их возврате на склад (магазин) заполняют два экземпляра накладной на внутреннее перемещение — форма бланка № ТОРГ-13. Уценку экспонатов оформляют актом о порче, бое, ломе ТМЦ по форме № ТОРГ-15 в трех экземплярах.

Проводки по выдаче в подотчет для продажи продукции на выставке могут быть следующие:

  • Дебет 41 субсчет "Товары, выданные для торговли на выставке" Кредит 41 субсчет "Товары на складе" — выданы товары работникам для торговли на выставке;
  • Дебет 62 Кредит 90-1 — отражена выручка от реализации товаров покупателям;
  • Дебет 50 Кредит 62 — денежные средства, полученные от покупателей, сданы в кассу организации;
  • Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС" — начислен к уплате в бюджет налог на добавленную стоимость с выручки от реализации;
  • Дебет 41 субсчет "Товары на складе" Кредит 41 субсчет "Товары, выданные для торговли на выставке" — возвращены на склад не проданные покупателям товары по себестоимости;
  • Дебет 90-2 Кредит 41 субсчет "Товары, выданные для торговли на выставке" — отражена себестоимость реализованных товаров.

Правительство Российской Федерации в 2016 году утвердило Федеральный закон №54 «Об онлайн кассах». В 2017 году в нормативный акт внесли поправки. Изменения коснулись перечня тех, кто должен пользоваться кассовыми аппаратами онлайн. В этой связи возникает вопрос, нужна ли онлайн касса на рынке, ярмарке или выставке.

Что представляет собой касса онлайн

Организации, индивидуальные предприниматели, ведущие розничную торговую деятельность, должны использовать контрольно-кассовые машины. Это помогает государственным службам следить за потоком денежных средств, вырученных ИП, поддерживать порядок в онлайн-магазинах и защищать потребителей от мошеннических действий продавцов.

Оборудование онлайн отличается от обычного тем, что оно связано с интернетом и передаёт фискальные данные в Федеральную Налоговую службу. Новые устройства дают возможность сообщить покупателю в онлайн-режиме посредством СМС о совершённой покупке (выдача электронного чека).

Принцип работы онлайн ККТ от обыкновенной не отличается. Новшеством является фискальный накопитель. Его функция – передача информации через интернет в налоговый орган.

Особенности контрольно-кассового оборудования нового образца:

  1. В чеке содержится QR-код.
  2. Устройство отправляет фискальные данные в налоговый орган без участия кассира.

Нужно ли использовать онлайн-ККТ на ярмарках и рынках

Пункт 2 статьи 2 Федерального закона №54 гласит, что отказаться от применения ККТ могут организации и индивидуальные предприниматели, которые торгуют на розничных ярмарках, в выставочных комплексах и других специально отведённых местах при условии, что товар не реализуется с определённых торговых точек. Таковыми являются:

  1. Павильоны и магазины.
  2. Палатки и киоски.
  3. Автомагазины, автолавки, автофургоны.
  4. Помещения контейнерного вида.
  5. Открытые прилавки, находящиеся внутри крытых помещений, когда ведётся реализация непродовольственных товаров, содержащихся в списке Правительства РФ.

Разбёрем несколько ситуаций:

  1. Организация реализует с лотка на открытом воздухе канцелярские принадлежности. Без контрольно-кассовой машины можно обойтись.
  2. Место для торговой деятельности специально организовано, но не обеспечивается сохранность реализуемой продукции – продажа ведётся фактически из палатки. Налоговая структура предъявит претензии, если не будет новых ККТ.
  3. Предприниматель торгует непродовольственными товарами с отрытого прилавка. Кассовый аппарат не нужен.

Связанные с использованием контрольно-кассовой техники вопросы решают, опираясь на положения Федерального закона № 54 от 22.05.2003 года. В законодательном акте отражены все случаи использования ККМ юридическими лицами и ИП при осуществлении безналичных и наличных расчётов с покупателями.

Чем можно торговать на рынке без использования новых ККТ

Согласно обновлённым условиям, онлайн касса на рынке не потребуется при осуществлении следующих видов деятельности:

  1. Продажа безалкогольных напитков и мороженого.
  2. Оказание услуг по ремонту обуви или одежды.
  3. Работа в аптечном пункте при медучреждении в сёлах и деревнях, в которых других аптек нет.
  4. Продажа молока на розлив.
  5. Изготовление и ремонт ключей.
  6. Реализация сезонных фруктов и овощей вне павильонов.
  7. Продажа журналов и газет в ларьках и крытых киосках.

Закон разрешает вести торговлю без онлайн кассы, если человек реализует изделия ручной работы: картины, нарисованные собственноручно, и аналогичную продукцию.

Кому требуется ККМ-онлайн

Без онлайн касс на ярмарках не обойтись в следующих случаях:

  1. Продажа продукции, требующей особых условий хранения.
  2. Торговля непродовольственными товарами из перечня 2017 года на прилавках в крытой части рыночной территории.
  3. Наличие своего магазина, ларька, фургона или киоска на рыночной территории, если реализуются непродовольственные и продовольственные товары из перечня от 14 апреля 2017 года.

В официальном постановлении Правительства РФ и списке от 14 апреля 2017 года появились товары, оборот которых невозможен без использования касс. При торговле на рынке без ККМ нового образца запрещено реализовывать:

  1. Одежду, кроме нижнего белья, чулочно-носочных изделий, текстильных носовых платков.
  2. Мебель.
  3. Изделия, изготовленные из натуральной кожи, за исключением вкладных стелек, деталей кожаной обуви.
  4. Ковры.
  5. Химические вещества (бытовая химия, лекарственные средства).
  6. Электронное оборудование, компьютеры.
  7. Изделия из резины и пластмассы.
  8. Спортивные товары (исключение – оснащение для рыбаков).
  9. Ортопедические изделия.
  10. Музыкальные инструменты.
  11. Транспортные средства, полуприцепы и прицепы.

Сроки перехода на оборудование нового образца были продлены до 1 июля 2018 года.

Ответственность за работу без ККТ

Если индивидуальный предприниматель и организация пренебрегает новыми правилами и не применяет онлайн кассу на рынке, предусмотрена административная ответственность. Согласно положениям КоАП РФ (ст. 14.5, ч.2) за данное нарушение налагается штраф:

  1. Для организаций – 30 000 рублей как минимум. Они обязаны отдать от 75 до 100% вырученных средств, которые получили наличностью или через электронные системы оплаты без применения ККМ.
  2. Для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей – 10 000 рублей как минимум. Они должны уплатить от 25 до 50% суммы выручки, полученной при продажах без касс.
Читайте также:  Договор зачета взаимных требований образец

Многие торговцы, работающие на ярмарках, ошибочно полагают, что налоговые органы не узнают об этом и не пользуются ККТ. Налоговая служба регулярно осуществляет «контрольные закупки», чтобы проверить, выдаются ли потребителям чеки.

Какое выбрать оборудование для работы на открытых торговых точках

Для ведения торговли на рыночной территории подойдёт надёжная техника переносного типа. Устройства компактные, качественные и удобные. Их легко переносить для обслуживания покупателей в любом месте. Аппараты мобильные, лёгкие и способны решать важные задачи.

Онлайн кассы на открытых рынках должны соответствовать требованиям:

  1. Малые габариты.
  2. Небольшой вес.
  3. Наличие выхода в интернет для передачи информации оператору фискальных данных и налоговой службе. Подключиться к всемирной сети можно посредством Wi-Fi.
  4. Автономная работа от аккумулятора.
  5. Выполнение всех важных функций.
  6. Слаженная и стабильная работа на улице при отрицательных температурах.

Если хотите купить надёжную кассовую технику для торговли на ярмарке, обратите внимание на следующие модели:

  1. ПТК «MSPOS-К».
  2. Эвотор Смарт-терминал.
  3. Меркурий 130Ф.
  4. Меркурий 180Ф.
  5. Пионер 114Ф.
  6. АТОЛ 90Ф.

Торговля на рыночной территории представителям малого бизнеса без ККМ разрешалась до 01.06.2018. По окончании этого срока индивидуальные предприниматели обязаны пользоваться ККТ-онлайн при торговле на ярмарках и выставочных комплексах. Это установлено Федеральным законом РФ №54. В противном случае на юридических лиц и ИП налагаются административные штрафы. Для продажи товаров на улице есть специальные мобильные кассовые аппараты, которые функционируют без подключения к электричеству – от аккумулятора и выдерживают минусовые температуры.

Автор: С. А. Чернов

Торговое предприятие (применяющее УСНО) планирует принять участие в региональной выставке-ярмарке «Школьный базар». Должно ли оно оборудовать торговое место ККТ либо торговлю можно осуществлять без применения кассового аппарата (выдавать покупателям по их требованию квитанции)?

Правила применения ККТ при осуществлении расчетов на территории РФ установлены Федеральным законом от 22.05.2003 №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (далее Закон №54-ФЗ.

Законодатель предусмотрел необходимость применения ККТ не во всех случаях осуществления торговли, а в зависимости от места торговли, его обустроенности, приспособленности для обеспечения показа и сохранности товара, а также вида товара.

В соответствии с п. 2 ст. 2 названного закона организации и предприниматели могут производить расчеты без применения ККТ при осуществлении торговли на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли:

  • магазинов, павильонов;
  • киосков, палаток;
  • автолавок, автомагазинов, автофургонов;
  • помещений контейнерного типа;
  • других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов);
  • открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами, кроме торговли непродовольственными товарами, которые определены в перечне, утвержденном Правительством РФ[1].

Таким образом, для ответа на вопрос торговое предприятие – «упрощенец» должно четко представлять себе, как будет организована торговля на ярмарке, а также учитывать свой ассортимент товаров. Ниже приведем несколько возможных вариантов.

* Аналогичная ситуация рассматривалась в Постановлении ФАС МО от 24.02.2009 по делу № А41-8433/08: торговля осуществлялась обществом на открытом прилавке территории выставки-ярмарки. Сохранность товара обеспечивалась продавцом как материально ответственным лицом, при закрытии торговой точки товар накрывался занавеской. Суд в данном споре поддержал организацию, указав, что применение ККТ в описанной ситуации необязательно.

Кстати, до 1 июля 2018 года розничные продавцы – организации, применяющие систему налогообложения в виде уплаты ЕНВД, а также предприниматели, получившие патент, вправе не применять ККТ при условии выдачи потребителю подтверждающего оплату документа (п. 7 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ).

Административная ответственность

В соответствии с ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ неприменение ККТ в установленных законодательством РФ случаях влечет наложение административного штрафа:

– на должностных лиц – в размере от 1/4 до 1/2 размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 000 руб.;

– на юридических лиц – от 3/4 до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 30 000 руб.

Отклонение времени на ККТ не должно превышать пяти минут от текущего времени (разд. 2 протокола Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам от 15.06.2000 № 2/56-2000). Расхождение времени покупки с реальным временем на выданном чеке более чем на пять минут является основанием для привлечения организации к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ (Постановление ВС РФ от 24.11.2015 № 308-АД15-10504, Информация ФНС РФ от 30.12.2015). Нарушителю может быть вынесено предупреждение, либо на него может быть наложен штраф:

– на должностных лиц – в размере от 1 500 до 3 000 руб.;

– на юридических лиц – в размере от 5 000 до 10 000 руб.

Внимание – контрольная закупка

Итак, как уже указывалось выше, невыдача организацией или предпринимателем покупателю (клиенту) при осуществлении с ним наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанного ККТ кассового чека, то есть неприменение ККТ, нарушает требование, преду­смотренное абз. 3 п. 2 ст. 5 Закона № 54-ФЗ, и влечет административную ответственность в соответствии с ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.

Контроль за применением ККТ возложен на налоговые органы, к компетенции которых, в частности, относится проведение проверки выдачи организациями и предпринимателями (продавцами) кассовых чеков.

Таким образом, действия сотрудника налогового органа, выразившиеся в совершении им как покупателем (клиентом) расчетов с продавцом, в рамках проводимой проверки (контрольной закупки) осуществляются в пределах предоставленных законом полномочий и не подпадают под регулирование Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» в части, касающейся оперативно-разыскных мероприятий по проведению проверочной закупки (вопрос 15 Обзора судебной практики ВС РФ № 2 (2015), утвержденного Президиумом ВС РФ 26.06.2015).

Более того, судьи вправе приобщить к материалам дела не только акт контрольной закупки, но и иные, собранные по делу доказательства, в том числе протокол об административном правонарушении, объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания свидетелей и другие документы, в том числе материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи.

[1] В настоящее время такой перечень не утвержден.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector