Создание обособленное подразделение юридического лица

Создание обособленное подразделение юридического лица

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

специально для ГАРАНТ.РУ

О том, какие государственные органы и в какие сроки необходимо уведомить при создании обособленного подразделения организации, рассказывает эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Дмитрий Гусихин.

Законодательство не запрещает юридическим лицам создавать обособленные подразделения, которые не являются филиалами или представительствами в смысле ст. 55 ГК РФ. Однако при этом процедура создания таких обособленных подразделений законодательством не урегулирована.

Сведения об этих подразделениях не вносятся в учредительные документы (обратите внимание, что с 1 сентября 2014 года сведения о представительствах и филиалах должны быть указаны в ЕГРЮЛ согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ). Возникновение обособленного подразделения связано не с изданием каких-либо распорядительных актов органами управления юридического лица (соответствующий порядок может определяться внутренними документами организации, однако его несоблюдение никак не влияет на обязанности учреждения, возникающие в связи с созданием рабочих мест вне места своего нахождения), а исключительно с осуществлением организацией текущей хозяйственной деятельности и созданием стационарных рабочих мест вне места нахождения самой организации (ст. 11 НК РФ).

При этом ст. 11 НК РФ определено понятие обособленного подразделения организации, под которым понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Отметим, что в НК РФ не содержится определения термина "рабочее место", однако данный термин определен нормами трудового законодательства. По смыслу п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины трудового законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в трудовом законодательстве, если иное не предусмотрено НК РФ. Следовательно, в целях применения положений НК РФ под рабочим местом следует понимать место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой, и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст. 209 ТК РФ).

Таким образом, возникновение обособленного подразделения организации НК РФ связывает с одновременным выполнением следующих условий:

  • территориальная обособленность;
  • наличие стационарных рабочих мест, созданных на срок более одного месяца и оборудованных вне места государственной регистрации (места нахождения) организации;
  • ведение деятельности через это подразделение;
  • осуществление работодателем контроля рабочего места.

Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории России, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Обязанность организации представить в налоговый орган по месту своего нахождения сообщение о создании обособленного подразделения возникает независимо от того, какому налоговому органу подведомственна территория, на которой создано обособленное подразделение.

Для постановки организации на учет в налоговых органах по месту нахождения ее обособленных подразделений, не являющихся филиалами или представительствами, организация должна представить в налоговый орган по месту своего нахождения сообщение о создании обособленного подразделения (п. 4 ст. 83, пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). Такое сообщение должно быть направлено организацией в налоговый орган по форме № С-09-3-1, утвержденной приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362@, в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения. В течение пяти рабочих дней со дня получения указанного сообщения налоговый орган осуществляет постановку организации на учет по месту нахождения ее обособленного подразделения и выдает организации уведомление о постановке на учет в налоговом органе (п. 6 ст. 6.1, п. 2 ст. 84 НК РФ).

БЛАНК

Сообщение о создании на территории Российской Федерации обособленных подразделений (за исключением филиалов и представительств) Российской организации и об изменениях в ранее сообщенные сведения о таких обособленных подразделениях)

С 1 февраля 2008 года, когда вступил в силу Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ, организации не обязаны представлять заявление о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения. Такая постановка на учет осуществляется теперь самим налоговым органом на основании сведений, сообщенных налогоплательщиком в соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ в течение пяти дней со дня получения этих сведений (п. 4 ст. 83, п. 2 ст. 84 НК РФ). Таким образом, в течение месяца с момента создания обособленного подразделения организация обязана направить сообщение о его создании в налоговый орган по месту своего нахождения. Неисполнение этой обязанности является основанием для привлечения организации к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (см., например, письмо ФНС России от 27 февраля 2014 г. № СА-4-14/3404, письмо Минфина России от 17 апреля 2013 г. № 03-02-07/1/12946), а ее должностных лиц – к административной ответственности в виде административного штрафа в размере от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Следует также принять к сведению, что организация обязана в течение одного месяца письменно сообщить о создании обособленного подразделения и в органы контроля за уплатой страховых взносов по месту своего нахождения (п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", далее – Закон № 212-ФЗ).

Читайте также:  Возражение на увеличение исковых требований

Как следует из письма Минздравсоцразвития России от 9 сентября 2010 г. № 2891-19, исполнение организацией обязанности по сообщению о создании обособленного подразделения не ставится в зависимость от наличия у этого обособленного подразделения отдельного баланса, расчетного счета, а также начисления им выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц.

На основании ч. 1 ст. 3 Закона № 212-ФЗ органами, осуществляющими контроль за уплатой страховых взносов, являются:

  • ПФР и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФР, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в ФФОМС;
  • ФСС России и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС России.

В настоящее время форма сообщения о создании обособленного подразделения, подаваемого в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту нахождения организации, не утверждена, поэтому организация может уведомить фонды о созданном обособленном подразделении в произвольной форме.

В отличие от индивидуальных предпринимателей юридические лица (далее по тексту – ЮЛ) вправе создавать свои обособленные подразделения (далее по тексту — ОП) для различных целей. Законодательство России подробно регламентирует условия и порядок их создания. В данной статье мы ответим на возможные вопросы, возникающие при создании соответствующих подразделений на практике.

Что такое обособленное подразделение организации

Для ответа на этот вопрос вначале надлежит разобраться с соответствующим понятием. Определение данного понятия приводится в пункте 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ.

Согласно указанной норме основными признаками ОП являются:

  • различие адресов мест нахождения ЮЛ и ОП. Финансовое ведомство России отмечает, что обособленность филиала (представительства) от ЮЛ имеет место в случае, если адреса ОП и ЮЛ различны (Письмо от 18 августа 2015 года № 03-02-07/1/47702 );
  • наличие по месту нахождения ОП стационарных рабочих мест (далее по тексту — СРМ). Организованное ЮЛ рабочее место должно функционировать не менее 1 месяца.

Если подразделение установленным критериям не соответствует, оно не признается обособленным подразделением. Что это в таком случае – предмет отдельного рассмотрения, но такая структура не подпадает под понятие ОП в смысле, придаваемом ему законодательством. Следовательно, отсутствует необходимость отражения такого структурного образования в ЕГРЮЛ.

Виды обособленных подразделений

Направлениями деятельности представительства ЮЛ являются представление интересов организации и их защита (статья 55 ГК РФ). Как видим, наименование структуры в полном объеме соответствует предназначению указанного ОП.

Учитывая понятие ОП и направления деятельности представительства, можно сформулировать его основные признаки:

  • расположение по адресу, отличному от адреса головной организации;
  • осуществление функций по представлению интересов ЮЛ и их защите.

Представительство не является ЮЛ, его руководитель действует на основании доверенности от головной организации, а само представительство – на основании соответствующего регламентирующего положения, утвержденного создавшей его организацией.

Представительство может, к примеру, осуществлять рекламную функцию ЮЛ, поиск клиентов для ЮЛ в различных регионах и т.п.

Еще один вид обособленного структурного подразделения — это филиал.

Филиалу могут принадлежать как все функции головной организации, так и их часть. Функция представительства ЮЛ также может принадлежать филиалу (статья 55 ГК РФ).

Несмотря на более обширный по сравнению с представительством спектр полномочий, филиал самостоятельной организацией также не является.

Правовое основание деятельности аналогично представительству:

  • директор филиала получает назначение и доверенность в головной организации;
  • филиал действует на основании принятого головной организацией положения.

Руководитель ОП получает доверенность действовать от имени организации, а не от имени ОП, т.к. правовой статус обособленного подразделения не позволяет его руководителю признаваться единоличным исполнительным (либо иным) органом юридического лица (т. е. головной организации).

Информация о филиалах и представительствах отражается в Едином государственном реестре юридических лиц, откуда попадает в налоговые органы с целью учета.

Если стационарные рабочие места не организованы, то ОП не возникает.

Под созданием стационарного рабочего места понимаются организация условий для осуществления трудовой функции работника, а также непосредственно осуществление трудовой деятельности (Письмо Минфина России от 01 марта 2012 года № 03-02-07/1-50 , Письмо Минфина России от 18 января 2012 года № 03-02-07/1-20 ).

Если стационарное рабочее место создано, то не имеет значения, сколько именно времени работник исполняет должностные обязанности на этом месте (Письмо Минфина России от 18 января 2012 года № 03-02-07/1-20 ).

Выяснив, что обособленное структурное подразделение юридического лица – это филиал или представительство, действующие на основании специальных положений и не являющиеся ЮЛ, переходим к рассмотрению формальностей, необходимых при создании ОП.

В каких случаях открывается обособленное подразделение

Как уже отмечалось, случаи, влекущие необходимость создания ОП, могут быть различными.

К примеру, головная организация, зарегистрированная в городе федерального значения, осуществляет оптовую торговлю в различных субъектах Российской Федерации. Для торговли в соответствующих регионах ей необходимы организация складских помещений и трудоустройство наемных работников, осуществляющих контроль за сохранностью товаров на местах. Если для этого создаются стационарные рабочие места на срок более чем на 1 месяц, у ЮЛ возникают необходимость создания ОП и, как следствие, обязанность по его регистрации в налоговых органах.

Читайте также:  Разделительный баланс составляется при

Создание обособленного подразделения НК РФ связывает с необходимостью постановки его на учет в Инспекции Налоговой службы России по месту нахождения каждого ОП (пункт 1 статьи 83 Налогового кодекса РФ).

Как следует из Письма Финансового ведомства от 11 декабря 2015 года № 03-02-07/1/72669 , если несколько ОП созданы ЮЛ в одном муниципальном образовании, то постановку на учет надлежит осуществить по месту нахождения одного из ОП по усмотрению ЮЛ.

Согласно пункту 3 статьи 83 Налогового кодекса РФ постановка на учет по месту нахождения филиала или представительства ЮЛ осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.

В иных случаях, когда ОП не является филиалом или представительством, подпункт 3 пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса РФ предписывает организациям уведомлять о создании ОП ИФНС России по месту нахождения ЮЛ в течение одного месяца со дня создания ОП.

Создание обособленного подразделения

Законодательство Российской Федерации сегодня знает понятие «обособленное подразделение». При этом эти определения приведены в различных нормативных актах и отличаются в части формулировок. Обособленное подразделение организации – это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. О создании обособленного подразделения читайте в нашей статье.

Исходя из определения, приведенного в статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), и с учетом требований пункта 4 статьи 83 НК РФ можно выделить существенные признаки обособленного подразделения:

– территориальная обособленность имущества, принадлежащего организации на праве владения, от самой организации вне зависимости от факта документального оформления создания соответствующего подразделения;

– наличие рабочих мест (причем законодатель указывает на этот признак во множественном лице), созданных на срок не менее одного месяца (в соответствии с положениями статьи 6.1 НК РФ под месяцем понимается календарный месяц);

– ведение организацией деятельности через соответствующее подразделение.

Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ) обязывает организации, создающие обособленные подразделения в форме филиала и представительства, вносить изменения в учредительные документы и указывать на их наличие (статья 55 ГК РФ). Дополнительная обязанность, предусмотренная гражданским законодательством, – утвердить положение о филиале или представительстве.

Согласно пункту 2 статьи 55 ГК РФ филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

В соответствии с пунктом 3 статьи 55 ГК РФ представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Обособленные подразделения не являются юридическими лицами. Цель, задачи и функции таких структур определяются создавшей их головной организацией. Она же организует в них бухгалтерский и налоговый учет, способы ведения которого должны соответствовать способам, избранным в ее учетной политике.

Филиалы и представительства являются обособленными подразделениями юридического лица, расположенными вне места его нахождения. Последнее означает, что филиалы и представительства не должны находиться по месту государственной регистрации соответствующего юридического лица (то есть на территории, на которую распространяется компетенция налоговой инспекции, зарегистрировавшей юридическое лицо).

Сущность функций, возлагаемых на представительство, заключена в самом названии: оно представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Наличие у юридического лица филиала или представительства подлежит отражению в его учредительных документах, а статус филиала (представительства) фиксируется в положении о филиале (представительстве), принимаемом высшим органом данного юридического лица.

Обособленное подразделение создается на основании приказа (распоряжения) руководителя организации. При этом не требуется решения учредителей организации о внесении соответствующих изменений в устав.

Вопросы определения дня создания обособленного подразделения законом не регламентированы. Им, как правило, считается день создания стационарных рабочих мест.

Момент создания стационарных рабочих мест могут подтверждать:

– приказ о создании рабочих мест;

– факт подписания договора аренды помещения, в котором будут располагаться рабочие места;

– приказ о принятии на работу руководителя обособленного подразделения либо отдельного работника.

Основным признаком обособленного подразделения является его территориальная обособленность, под которой понимается его создание вне местонахождения самой организации.

Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения в течение одного месяца со дня создания подразделения (статья 23 НК РФ).

Постановка на учет в указанном случае осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых (направляемых) этой организацией. Анализ положений налогового законодательства позволяет утверждать, что сообщение следует направлять по месту нахождения организации (статья 84 НК РФ). Налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения должен поставить подразделение на учет на основании данных, полученных из инспекции по месту нахождения организации. Однако целесообразно направлять указанные сообщения и непосредственно в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения.

При этом процедура постановки организации на учет по месту нахождения филиала и представительства сегодня упростилась. В настоящее время достаточно внести изменения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), и автоматически на основании данных сведений организация будет поставлена на учет по месту нахождения филиала и представительства. При этом дополнительно извещать налоговый орган о создании подразделения не требуется.

Читайте также:  Длительность непрерывного допроса не может превышать часов

Так, пункт 2 статьи 23 НК РФ прямо гласит, что налогоплательщики-организации и индивидуальные предприниматели помимо обязанностей, установленных законом, обязаны сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

– обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории Российской Федерации (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях:

1. в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации;

2. в течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении российской организации;

– обо всех обособленных подразделениях российской организации на территории Российской Федерации, через которые прекращается деятельность этой организации (которые закрываются этой организацией):

1. в течение трех дней со дня принятия российской организацией решения о прекращении деятельности через филиал или представительство (закрытии филиала или представительства);

2. в течение трех дней со дня прекращения деятельности российской организации через иное обособленное подразделение (закрытия иного обособленного подразделения);

Письмом ФНС Российской Федерации от 3 сентября 2010 года №МН-37-6/10623@ «Об организации учета в налоговых органах организаций и физических лиц в связи с введением в действие со 2 сентября 2010 года Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ» доведены рекомендуемые формы:

– сообщение о создании на территории Российской Федерации обособленного подразделения российской организации (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные сведения об обособленном подразделении (№С-09-3-1);

– сообщение об обособленном подразделении российской организации на территории Российской Федерации, через которое прекращается деятельность организации (которое закрывается организацией) (№С-09-3-2);

– уведомление о выборе налогового органа российской организацией для постановки на учет нескольких обособленных подразделений (№ 1-6-Учет).

Необходимо отметить, что если обособленное подразделение создается на территории налоговой инспекции, в которой уже стоит на учете головная организация, то налогоплательщик не обязан повторно уведомлять ту же инспекцию.

Статья 83 НК РФ гласит, что постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения организации, месту нахождения ее филиала, представительства, иностранной некоммерческой неправительственной организации по месту осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации через отделение, а также индивидуального предпринимателя по месту его жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).

Постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых (направляемых) этой организацией в соответствии с пунктом 2 статьи 23 НК РФ.

Постановка на учет (снятие с учета) в налоговых органах иностранной организации по месту осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации через обособленные подразделения осуществляется на основании заявления о постановке на учет (снятии с учета) такой организации, если иное не предусмотрено законом. Заявление о постановке на учет подается иностранной организацией в налоговый орган не позднее 30 календарных дней со дня начала осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации. При подаче заявления о постановке на учет (снятии с учета) иностранная организация одновременно с указанным заявлением представляет в налоговый орган документы, которые необходимы для постановки ее на учет (снятия с учета) в налоговом органе и перечень которых утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

В случае, если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно. Сведения о выборе налогового органа организация указывает в уведомлении, представляемом (направляемом) российской организацией в налоговый орган по месту ее нахождения, иностранной организацией – в выбранный ею налоговый орган.

Соответственно, обособленное подразделение должно создаваться организацией в случае, если создано стационарное рабочее место вне места нахождения головной организации. Порядок создания и документального оформления обособленного подразделения зависит от его статуса, определяемого, прежде всего, целями создания.

В уставе организации должны быть зафиксированы сведения об обособленных подразделениях, созданных в форме филиалов и представительств, с указанием их местонахождения. Сведения об обособленных стационарных рабочих местах в уставе организации не отражаются.

В течение одного месяца с момента создания обособленного подразделения (за исключением филиалов и представительств (данные ЕГРЮЛ и ЕГРИП)) организация должна осуществить постановку его на налоговый учет по месту нахождения. При этом если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, то постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемым организацией самостоятельно.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector