Сокращение должностей гражданской службы в государственном органе

Сокращение должностей гражданской службы в государственном органе

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 57-ФЗ статья 31 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции

Статья 31 . Отношения, связанные с гражданской службой, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 31 настоящего Федерального закона

1. При сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 июня 2016 г. N 224-ФЗ пункт 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2016 г.

1) уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 июня 2016 г. N 224-ФЗ пункт 2 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2016 г.

2) уровня его профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы.

2. О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

3. В течение срока, указанного в части 2 настоящей статьи, в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих в соответствии со статьей 48 настоящего Федерального закона. По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 июня 2016 г. N 224-ФЗ часть 4 статьи 31 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2016 г.

4. Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, который имеет более высокую квалификацию, специальность, направление подготовки, соответствующие области и виду его профессиональной служебной деятельности, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 июня 2016 г. N 224-ФЗ в часть 5 статьи 31 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2016 г.

5. Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

6. В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.

7. Представитель нанимателя с письменного согласия гражданского служащего вправе расторгнуть с ним служебный контракт до истечения срока, указанного в части 2 настоящей статьи, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

Государственные служащие имеют свой особый регламент, который является дополнением к обычным трудовым взаимоотношениям, прописанным в ТК РФ. Сокращение с государственной гражданской службы имеет многочисленные нюансы, которые регулируются Федеральными законами № 57 и №79. Выплаты и компенсационные средства также имеют ряд отличий от стандартного порядка.

Особенности и законодательная база

Обычный порядок сокращения прописан в 81 статье ТК РФ . Для гражданских служащих, которые занимают государственные должности, основным регламентом считается закон 79-ФЗ . Он предусматривает кроме самого процесса сокращения должности также возможность перевода на другую должность.

Читайте также:  Бесплатный юрист для пенсионеров в москве

Данное правило отличается от обычного процесса. Например, при ликвидации любого юридического лица его деятельность прекращается. В случае реорганизации или устранения государственного органа его обязанности и полномочия будут переложены на другой государственный орган, что влечет за собой повторное трудоустройство работников. По этой причине государственные служащие гражданского типа являются более защищенной категорией работников, которые имеют больше возможностей для сохранения рабочего места.

Еще двумя важными моментами являются возможность сокращения государственного служащего в досрочном режиме (ч. 7 ст. 31 Закона № 79-ФЗ) и без конкурсная основа при переводе. Последний момент связан с тем, что государственные должности согласно закону занимаются по конкурсному распределению. Но если госслужащий сокращается, то он занимает должность согласно квалификации и распределению. Это закреплено в 22 статье основного закона (79-ФЗ).

Сокращение

Сокращение гражданского служащего имеет несколько значительных отличий от стандартной процедуры в силу имеющихся законодательных регламентов, которые были введены из-за специфики работы.

Для понимания отличия стандартного сокращения от аналогичной процедуры для госслужащего необходимо знать пошаговую процедуру. Именно по этому плану производится сокращение в государственных организациях:

    уведомление сотрудника в зависимости от типа сокращения (при ликвидации или реорганизации – 3 месяца, в остальных 2 месяца) в установленный срок;

Требуется помнить, что госслужащий может рассчитывать на вакантное место по условиям своей квалификации и опыта. Как и при стандартном варианте, должность должна соответствовать навыкам работника.

Расчет и выплаты

Выходного пособия при сокращении госслужащие гражданского характера не получают. Но есть значительный нюанс, если нет трудоустройства (что потребуется подтверждать с помощью центра занятости), то можно получить возможность переквалификации, во время которой безработный получает среднемесячный заработок на последнем месте работы.

В крайний рабочий день выдаются все документы и производится расчет, включающий в себя:

  • компенсацию за отпуск, отпускные, оплату больничного;
  • заработную плату за отработанный период;
  • при наличии премиальных полугодового или квартального типа часть их, соответствующую отработанному в указанный период времени;
  • единовременную компенсацию по сокращению в размере четырехмесячного довольствия.

Все остальные выплаты на бирже труда будут зависеть только от размера ежемесячного заработка и ряда нюансов, так как выходного пособия как такового у гражданских служащих нет.

Сокращение работника государственной службы, который находится на гражданской должности, регламентировано федеральным законодательством, в том числе ФЗ №79. Процедура сокращения имеет много отличий от стандартного варианта из-за специфики работы. Каждый сотрудник может рассчитывать на перевод на другую должность как в госорганизации, так и в других учреждениях государственного образца.

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фактически устанавливает правила расторжения служебного контракта с гражданским служащим в связи с ликвидацией органа государственной власти или сокращением должности государственной гражданской службы. Вместе с тем указанные обстоятельства не всегда влекут прекращение служебных отношений с соответствующим гражданским служащим. Так, эти отношения могут быть продолжены в случае предоставления гражданскому служащему иной должности в том же или другом государственном органе, а также при направлении его на переподготовку или повышение квалификации. В этой связи законодатель не включил соответствующие нормы в главу 6, которая закрепляет основания расторжения служебного контракта. Хотелось бы, однако, отметить, что даже в тех случаях, когда служебные отношения с гражданским служащим продолжаются и после ликвидации государственного органа либо сокращения замещаемой им должности, служебный контракт с ним должен быть расторгнут. Замещение иной должности государственной гражданской службы таким гражданским служащим осуществляется на основе нового служебного контракта.

Действующим законодательством установлен специальный порядок расторжения трудового соглашения в связи с сокращением штата. Прежде всего, при принятии решения о расторжении служебного контракта в связи с сокращением соответствующей должности представитель нанимателя в письменной форме должен сообщить об этом выборному профсоюзному органу гражданских служащих данного государственного органа не позднее, чем за два месяца до сокращения. Порядок учета мнения профсоюза закреплен в ст. 373 ТК РФ.

Гражданские служащие, замещающие сокращаемые должности, также должны быть предупреждены об этом представителем нанимателя не позднее, чем за два месяца до сокращения. Такое предупреждение должно осуществляться в письменной форме. Вместе с тем закон позволяет представителю нанимателя с согласия соответствующего гражданского служащего расторгнуть с ним служебный контракт и без предупреждения об освобождении от замещаемой должности. Однако такое согласие гражданского служащего также должно быть выражено в письменной форме. Нужно отметить, что ст. 180 Трудового кодекса РФ, закрепляющая аналогичное правило, предусматривает в этом случае выплату работнику дополнительной компенсации в размере двухмесячного среднего заработка.

В течение указанного двухмесячного срока предупреждения в государственном органе может быть проведена внеочередная аттестация гражданских служащих. Результаты этой аттестации должны учитываться при предоставлении гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность, иной должности государственной гражданской службы.

По правилам трудового законодательства при сокращении численности или штата работников организации преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» также предоставляет преимущественное право на замещение должности гражданской службы гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности. Исходя из такой формулировки этой нормы, можно сделать вывод, что указанные критерии должны учитываться и при предоставлении гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность, иной должности гражданской службы в том же или другом государственном органе. При равном уровне квалификации, профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы, а также одинаковых результатах профессиональной служебной деятельности применению подлежат правила, установленные ст. 179 Трудового кодекса РФ. Согласно положениям указанной нормы в этом случае предпочтение отдается:

Читайте также:  Мини аборт до какой недели

семейным — при наличии двух или более иждивенцев; лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком;

получившим в данной организации трудовое увечье или профессиональное заболевание;

инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества;

работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.

Действующим законодательством могут быть предусмотрены и иные категории лиц, обладающие преимущественным правом на оставление на работе при сокращении штата. Например, таким правом согласно Закону РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции от 18 июня 1992 г. обладают граждане, перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Согласно нормам трудового законодательства не допускается увольнение в связи с сокращением штата беременных женщин. Как нам представляется, это правило должно применяться и в отношении беременных женщин — гражданских служащих.

Процедура реорганизации государственного органа может включать в себя слияние с другим государственным органом; разделение на два или нескольку самостоятельных органов; выделение из одного государственного органа отдельных структур либо преобразование государственного органа, т.е. изменение его правового статуса, функций и т.п. Сама по себе реорганизация государственного органа не влечет расторжения служебного контракта с гражданскими служащими. При реорганизации государственного органа или изменении его структуры служебные отношения с гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы в это государственном органе, могут быть прекращены только в случае сокращения должностей гражданской службы. При этом должны соблюдаться рассмотренные выше правила расторжения служебного контракта в связи с сокращением замещаемой должности.

В отличие от реорганизации ликвидация органа государственной власти предполагает прекращение его полномочий без перехода принадлежащих ему прав и обязанностей в порядке правопреемства. В данном случае служебный контракт с гражданским служащим расторгается. Однако ему может быть предложена иная должность государственной гражданской службы в другом органе государственной власти либо возможность переподготовки или повышения квалификации.

Общие гарантии для всех Категорий работников, т.е. в том числе и для гражданских служащих при сокращении штата предусмотрены действующим трудовым законодательством. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 81 Трудового кодекса увольнение работника в связи с сокращением численности или штата работников организации допускается, если невозможно перевести работника с его согласия на другую работу. Другими словами, работодатель в этом случае обязан сначала предложить работнику работу или вакантную должность, соответствующую его квалификации, а при отсутствии такой работы — иную имеющуюся в организации вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу, которую работник может выполнять с учетом его образования, квалификации, опыта работы и состояния здоровья. Несколько иначе регулируются отношения, связанные с высвобождением гражданских служащих вследствие сокращения должностей гражданской службы. Прежде всего, в случае невозможности предоставления гражданскому служащему, замещавшему сокращаемую должность, иной Должности в том же государственном органе может быть предложена другая должность государственной гражданской службы в ином государственном органе с учетом его образования, квалификации и занимаемой ранее должности. Аналогичная норма ранее была предусмотрена и ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации». В этой связи Пленум Верховного Суда РФ отметил, что при рассмотрении дел о восстановлении в должности государственных служащих, уволенных при ликвидации государственного органа, сокращении его штата либо численности, ответчик обязан доказать обстоятельства, свидетельствующие о соблюдении указанного выше правила ст. 16 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации». Другими словами, представителем нанимателя должны быть представлены доказательства, подтверждающие, что государственному служащему предлагались вакантные должности в этом государственном органе, а при их отсутствии — хотя бы одна вакантная должность в другом государственном органе, и он отказался от предложенной работы либо отказался от прохождения переподготовки (переквалификации). При этом под предложением вакантной должности следует понимать исходящее от уполномоченного должностного лица государственного органа предложение о назначении на государственную должность государственной службы, в том числе нижестоящую, обязанности по которой государственный служащий может выполнять с учетом его профессии, квалификации и ранее занимаемой должности. Примерный перечень доказательств, подтверждающих выполнение этих требований приводится в указанном выше Постановлении Пленума Верховного Суда РФ. К ним, в частности, относятся:

Читайте также:  Больничный принесли после закрытия месяца

-копии актов о назначении на должность и увольнении с должности;

-копия акта о сокращении штата;

-копия предупреждения о высвобождении;

-копия акта о предложении вакантной должности;

-штатные расписания подразделения государственного органа на день предупреждения об увольнении и на день увольнения;

-справка о денежном содержании государственного служащего.

Необходимо, однако, отметить, что Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» прямо не закрепляет обязанность представителя нанимателя предоставить гражданскому служащему, замещавшему сокращаемую должность, иную должность гражданской службы. Исходя из буквального понимания данной нормы, представитель нанимателя может предоставить гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы по специальности возможность замещения иной должности гражданской службы. В частности, согласно ст. 53 закона гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных нормативными правовыми актами, может предоставляться право на замещение иной должности гражданской службы при реорганизации или ликвидации государственного органа либо при сокращении должностей гражданской службы в соответствии со статьей 31. Таким образом, вопрос о предоставлении такому гражданскому служащему иной должности гражданской службы относится на усмотрение представителя нанимателя.

Помимо иной должности государственной гражданской службы гражданскому служащему при сокращении замещаемой им должности может быть предложена возможность направления его на профессиональную переподготовку или повышение квалификации. Действовавший ранее Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» предусматривал, что возможность переподготовки или переквалификации гарантируется государственному служащему, заключившему трудовой договор на неопределенный срок при невозможности его трудоустройства. При этом за таким государственным служащим на период переподготовки сохранялись денежное содержание по занимаемой до увольнения должности и непрерывный трудовой стаж. Действующее законодательство не предоставляет гражданскому служащему, замещавшему сокращаемую должность, такого объема гарантий. Представитель нанимателя может предложить гражданскому служащему возможность пройти профессиональную переподготовку или повышение квалификации. Такой же вывод можно сделать из формулировки соответствующей нормы ст. 53: гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных нормативными правовыми актами, может предоставляться право на профессиональную переподготовку, периодическое повышение квалификации, стажировку с сохранением на этот период замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.

Продолжительность повышения квалификации и переподготовки в этом случае в зависимости от сложности получаемой профессии составляет от трех до шести месяцев. На период повышения квалификации и переподготовки за государственными служащими сохраняется средний заработок по ранее занимаемой должности. Кроме того, этот период засчитывается в общий трудовой стаж, а при приеме гражданина после повышения квалификации и переподготовки на работу в аппараты органов федеральной государственной власти период повышения квалификации и переподготовки засчитывается в стаж государственной службы. Вместе с тем направление на повышение квалификации или переподготовку не является обязательством по трудоустройству на государственную службу.

В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации служебный контракт с ним прекращается по п. 6 ч. 1 ст. 33 данного закона. Следует заметить, что указанная норма ст. 33 предусматривает прекращение служебного контракта не только в случае отказа от предложенной должности или переподготовки, но также при непредоставлении гражданскому служащему в этих случаях иной должности гражданской службы.

В случае прекращения служебного контракта в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью и месячного оклада в соответствии с классным чином гражданской службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат. Вместе с тем по отдельным должностям гражданской службы может устанавливаться особый порядок оплаты труда в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности. В этом случае, очевидно, размер указанной компенсации должен определяться в порядке, установленном трудовым законодательством, т.е. исходя из среднего месячного заработка, исчисленного за последние 12 месяцев. Выходное пособие, предусмотренное трудовым законодательством при увольнении по этим основаниям, не выплачивается. Однако согласно ст. 178 Трудового кодекса РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата помимо выплаты выходного пособия за уволенным работником сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения. Кроме того, в случае, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в орган службы занятости населения и не был им трудоустроен, средний заработок сохраняется за ним в течение третьего месяца со дня увольнения по решению соответствующего органа занятости. Указанные выплаты не являются выходным пособием, и по смыслу комментируемой нормы должны производиться и в отношении гражданских служащих при увольнении по соответствующим основаниям.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector