Социальная поддержка многодетных семей в россии

Социальная поддержка многодетных семей в россии

Согласно Указу № 431 от 05.05.1992, социальная защита и поддержка многодетных семей в РФ выражается в виде льгот и различных мер. Способы поддержки утверждены не только на федеральном, но и на региональном уровне.

Статус многодетного родителя устанавливается в соответствии с законодательством регионов РФ. Во многих субъектах многодетной признается семья с тремя и более детьми. Для использования преференций родители должны направить заявление и документы в службу соцзащиты по месту жительства, получить соответствующее удостоверение.

Меры поддержки многодетных семей

Указом № 431 от 05.05.1992 установлены основные параметры социальной помощи для многодетных семей. На деле данные преференции не всегда доступны, так как могут быть не предусмотрены региональными правовыми актами. Кроме того, для получения поддержки и льгот необходимо предоставлять пакет документов в органы социальной защиты.

Многодетные семьи согласно Указу № 431 имеют право воспользоваться следующими мерами поддержки:

  • скидка до 30% на оплату услуг ЖКХ, в том числе частичная компенсация топлива, приобретаемого для отопления частных домов;
  • внеочередной прием малышей в дошкольные учреждения;
  • бесплатные медикаменты для детей до 6 лет по рецепту (перечень данных лекарств ограничен);
  • бесплатный проезд на городском и пригородном транспорте для школьников;
  • бесплатное питание (завтрак и обед) для учащихся СОШ и ССУЗов (льгота предоставляется за счет внебюджетных средств, поэтому во многих учебных заведениях нет бесплатного питания);
  • бесплатная школьная форма, одежда для занятий спортом на весь период обучения в СОШ (опять же приобретается только на внебюджетные средства школы, поэтому бесплатной формы практически нигде нет);
  • раз в месяц многодетные родители с детьми имеют право бесплатно посетить музей, выставку, парк культуры;
  • выделение земельных и огородных участков вне очереди;
  • льготные кредиты и ссуды на покупку стройматериалов и строительство.

Указом № 431 предусмотрен ряд мер поддержки многодетных родителей, организующих фермерские хозяйства и коммерческие организации. Это выделение земельных наделов, материальная помощь, ссуды и дотации на развитие, налоговые льготы, освобождение от уплаты сбора с ИП. Региональные власти вправе устанавливать для помощи многодетным родителям и другие преференции.

Все виды льгот для многодетных семей

Льгота Особенности мер поддержки Законодательная основа
Детские пособия Пособия, выделяемые в связи с рождением и воспитанием детей Перечень пособий установлен ФЗ № 81 от 19.05.1995
Ежемесячные выплаты Пособие на третьего и последующего ребенка до 3 лет выплачивается только в некоторых регионах согласно Указу № 606 Указ № 606 от 07.05.2012
Региональный маткапитал РМК выделяется за счет региональных бюджетных средств, назначается при рождении 3-го ребенка Нормативные акты субъектов РФ
Субсидии на ипотеку Льготная ипотека или рефинансирование кредита по ставке 6% доступно семьям, где родился 2-й, 3-й и последующий ребенок в период с 01.01.2018 до 01.03.2023.

Сниженная ставка может действовать 3, 5 или 8 лет

ПП РФ № 1711 от 30 декабря 2017. Изменения в ПП № 857 от 21.07.2018 об изменениях 1711 ПП РФ. Бесплатные земельные участки Предельные размеры участков устанавливаются властями субъектов РФ п. 2.1. ст. 33 ЗК РФ Обеспечение жильем или выплата Вместо земельного участка может быть предоставлено жилое помещение или разовая материальная помощь на строительство, покупку дома, погашение ипотеки.

Льготники могут поучаствовать в программе «Молодая семья» или в других региональных проектах

ФЗ № 487 от 29.12.2014 Субсидия на оплату детсада Субсидия составляет 70% от общей суммы родительской платы за третьего и последующих детей ст. 65 ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» Налоговые льготы К льготам относится стандартный налоговый вычет и частичное освобождение от налогообложения некоторых доходов ст. 217, 218 НК РФ Компенсация трудового стажа Компенсация назначается за периоды ухода за каждым малышом до 1,5 лет ПП № 1015 от 02.10.2014 Право на досрочную пенсию На пенсию раньше установленного срока выходят матери, воспитавшие 5 и более детей ст. 28 ФЗ № 173 от 17.12.2001 Выбор времени для отпуска Многодетные родители вправе раз в год уходить в оплачиваемый отпуск в удобное для них время (если в семье есть трое детей в возрасте до 12 лет) ст. 262.2 ТК РФ

Заключение

Основные направления социальной поддержки многодетных родителей и детей установлены Указом № 431. Но фактически многие льготы доступны, если предусмотрены региональными правовыми актами. Для использования преференций необходимо обратиться в отдел соцзащиты по месту жительства.

Многодетные семьи на сегодняшний день получили достаточно большое распространение на территории Российской Федерации. Это обусловлено, в первую очередь, тем, что осуществляемые ранее государственные меры по стимулированию рождаемости на сегодняшний день получили отражение в виде повышающейся рождаемости в отдельных регионах. Так как именно многодетные семьи на сегодняшний день являются семьями, которые как раз и поднимают уровень рождаемости, государство в лице его органов власти различных уровней (от федерального до муниципального) приняло решение о необходимости активной поддержки тех семей, которые и стали многодетными и подтвердили свой статус.

Одной из сфер, в которой оказывается такая поддержка, следует считать социальную сферу. Каким образом оказывается помощь многодетным семьям в данной сфере, и на какие гарантии могут рассчитывать семьи с подтвержденной юридически многодетностью?

Правовая основа регулирования

Несмотря на то что на территории Российской Федерации количество многодетных семей постоянно растет, единого нормативного акта, который регулировал бы предоставление различных мер социальной поддержки многодетным семьям на территории всего государства, нет. В мае 2018 года на уровне Совета Федерации было принято решение вернуться к рассмотрению Федерального закона №138, который был отложен в 1999 году.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

На сегодняшний день единого нормативного акта так и не принято, по этой причине меры поддержки многодетным семьям регулируются несколькими нормативными актами:

  • Указом Президента Российской Федерации №431, регулирующим собственно предоставление многодетным семьям меры социальной поддержки, направленным на улучшение условий жизни таких семей;
  • Федеральным законом «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей», который направлен на предоставление поддержки семьям, в которых воспитывается более двух детей и которые планируют появление еще одного ребенка;
  • Земельным Кодексом, положения которого сформулированы для исполнения положений Указа Президента №431 в части предоставления земельных участков многодетным семьям.

Так как предоставление социальных мер поддержки многодетным семьям осуществляется не только на уровне федерального, но и на уровне регионального законодательства, следует обращаться также и к региональным нормативным актам.

Социальная помощь

При оказании социальной помощи многодетным семьям им предоставляются следующие виды помощи:

  • субсидии и пособия, направленные на предоставление скидок или компенсаций тех затрат, которые совершают многодетные семьи при оплате коммунальных услуг (наличие такой компенсации предусмотрено в положениях Указа Президента №431);
  • пособия для улучшения уровня жизни, в том числе семей, которые воспитывают детей, посещающих детские сады или образовательные учреждения дополнительного образования;
  • пособия и субсидии в виде скидок на посещение культурных мероприятий, которые подходят для воспитываемых в семье детей по возрастному цензу;
  • пособия на улучшение жилищных условий или предоставление специальных ссуд социального назначения, которые будут использованы с целевой точки зрения, например, для закупки строительных материалов (социальная помощь в данном случае заключается в назначении льготной цены для приобретения строительных материалов);
  • помощь в организации бизнеса и реализации существующих бизнес-моделей, осуществление которых будет направлено на улучшение материального благосостояния конкретной семьи, реализующей ту или иную модель.
Читайте также:  Доверенность на забирание ребенка из детского сада

Социальная помощь предоставляется по разным направлениям в зависимости от того, в какой именно сфере она должна осуществляться.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Социальные меры поддержки

Перечень социальных льгот и мер поддержки, которые должны предоставляться многодетным семьям, на сегодняшний день подробно раскрыт в Указе Президента Российской Федерации №431. В соответствии с положениями данного нормативного акта к числу основных социальных льгот, доступных многодетным семьям, относятся:

  • скидка в размере не менее тридцати процентов на оплату коммунальных услуг по месту проживания многодетной семьи, а если речь идет о собственном доме, в котором отсутствует центральное отопление, то предоставляется также и скидка на используемые теплоносители, которыми и обеспечивается отопление такого дома при проживании в нем многодетной семьи;
  • предоставление права бесплатного проезда в городском или муниципальном транспорте для детей, не достигших возраста шестнадцати лет, а для случаев, когда речь идет о детях, которые посещают загородные лагеря детского отдыха или учреждения санаторно-курортной направленности, то право бесплатного проезда предоставляется в железнодорожном транспорте не только для ребенка, следующего к месту отдыха, но и для сопровождающего его одного взрослого (взрослый получает право бесплатного возвращения в свой город от места отдыха ребенка);
  • право получения бесплатного питания в школьных образовательных учреждениях, а также скидка на оплату учреждений дошкольного и дополнительного школьного образования (размер скидки варьируется в зависимости от того, на какого по счету ребенка она предоставляется, но составляет для дошкольного образования не более семидесяти процентов от стоимости, а для дополнительного школьного образования – не более тридцати процентов);
  • предоставление бесплатной школьной формы или заменяющей ее одежды, а также бесплатных спортивных костюмов для посещения соответствующих занятий в образовательных учреждениях школьного типа независимо от того, какой статус присвоен тому или иному образовательному учреждению;
  • ежемесячное бесплатное посещение различных заведений культурной направленности, если такое посещение осуществляется детьми в соответствии с их возрастом (то есть мероприятия соответствуют возрастному цензу). В противном случае билеты на такие мероприятия родителям придется оплачивать лично;
  • предоставление земельных участков для строительства дома по проекту индивидуального жилищного строительства, а также для ведения сельского хозяйства, если такие действия направлены на улучшение материального благосостояния семьи, а сам участок будет использоваться исключительно по его целевому назначению;
  • предоставление скидок или оказание помощи в приобретении по льготным ценам необходимых строительных материалов для возведения собственного дома, в котором многодетная семья будет проживать;
  • помощь в реализации утвержденных бизнес-моделей, если планируемое получение прибыли от реализации такого бизнеса рассчитано на улучшение благосостояния конкретной семьи. При этом в рамках помощи по реализации бизнеса следует рассматривать несколько направлений, которые осуществляет государство, а именно: выделение земельных участков, предоставление налоговых скидок на период становления бизнеса, предоставление беспроцентных кредитов, ссуд на развитие установленной бизнес-модели, льготы на аренду земельных участков или оборудования, необходимого для ведения того или иного вида бизнеса.

Социальные выплаты и гарантии

Так как многодетная семья на воспитание детей тратит всегда достаточно большое количество финансовых средств, государство приняло решение о необходимости не только предоставления различных мер социальной поддержки, но также и о предоставлении некоторых льгот и пособий. В частности, многодетная семья вправе рассчитывать на получение:

  • единовременного пособия при рождении очередного ребенка, которое выплачивает работодатель одному из родителей (заявление на получение такого пособия пишет тот родитель, который планирует получать остальные выплаты). Если родители не работают, или речь идет об одиноком многодетном родителе, то пособие будет выплачено из регионального бюджета на основании заявления, поданного в органы социальной защиты населения, и подтверждения статуса безработного путем предоставления справки из регионального Центра занятости населения;
  • пособия по уходу за ребенком до достижения возраста полутора и трех лет. Пособие до полутора лет назначается на основании заработка того родителя, который будет его получать, в размере сорока процентов от такого среднего заработка, а пособие до трех лет – на основании установленного в конкретном регионе уровня таких пособий;
  • компенсационной выплаты за увеличение стоимости жизни для семей, в которых есть дети, не достигшие возраста трех лет. Данная выплата является региональной и возможности ее получения следует уточнять в каждом конкретном регионе;
  • выплаты на компенсацию тридцати и более процентов от стоимости жилищно-коммунальных услуг и на оплату домашнего телефона. Внесение такой компенсации осуществляется до достижения детьми возраста совершеннолетия, однако, следует учитывать, что такая субсидия перерасчитывается раз в шесть месяцев и перед каждым перерасчетом следует подтверждать право на ее получение путем предоставления соответствующих документов о необходимости такой субсидии.

Как получить причитающиеся выплаты и меры социальной поддержки?

Независимо от того, о какой именно мере соцподдержки или о какой выплате идет речь, получение их может быть осуществлено только в том случае, если семья подтвердила с документальной точки зрения свой статус многодетной семьи и право на получение таких мер поддержки (особенно такое подтверждение требуется для тех случаев, когда речь идет о крупных региональных выплатах, например, при воспитании в семье десятого или последующего ребенка).

Порядок действий для получения тех или иных выплат и мер поддержки выглядит стандартным в случае обращения в органы социальной защиты населения:

  1. Подача заявления установленного для конкретного вида социальной помощи образца. В тексте заявления следует указать причины, по которым семья нуждается в предоставлении того или иного вида помощи, а также составить перечень документов, которые будут подтверждать статус такой семьи в качестве многодетной и нуждающейся в помощи.
  2. Предоставление пакета сопровождающих документов для получения того или иного вида помощи. Следует понимать, что для каждого конкретного вида помощи речь будет идти о своем перечне документов, так как придется подтверждать разные стороны жизни семьи.
  3. Получение ответа о предоставлении или об отказе в предоставлении того или иного вида помощи от государства. Ответ в любом случае должен быть мотивирован, а в случае отказа формируется также описание причин отказа. Если ответ отрицательный, он должен быть оформлен в письменном виде путем составления специального документа.

К числу основных документов, которые могут понадобиться для получения того или иного вида помощи, следует отнести:

  • паспорт заявителя как представителя многодетной семьи;
  • документы, удостоверяющие личность всех совершеннолетних и несовершеннолетних членов семьи, которые проживают совместно и носят единый статус многодетной семьи;
  • справки о доходах родителей (если, например, речь идет о предоставлении субсидий на компенсацию части расходов, связанных с коммунальными платежами или оплатой детских садов, дополнительных секций и кружков, которые посещают дети);
  • справки о необходимости улучшения жилищных условий (если речь идет о строительстве или капитальном ремонте и предоставлении субсидий для этих действий);
  • документы на право пользования или собственности конкретного жилого помещения, а также об отсутствии задолженностей по имеющимся коммунальным платежам, если речь идет о предоставлении субсидий на оплату таких платежей;
  • справки о том, что семья признана малоимущей (если действительный уровень доходов такой семьи является не соответствующим установленному в регионе прожиточному минимуму);
  • реквизиты банковского счета, на который будут перечисляться те или иные субсидии или пособия (счет должен быть открыт на одного из родителей).
Читайте также:  Подать заявку на лицензию на госуслугах

Многодетные семьи, проживающие на территории Российской Федерации, нередко нуждаются в оказании различных видов помощи, в том числе в виде специальных выплат и субсидий. Это обусловлено тем, что воспитание каждого ребенка требует большого уровня финансовых затрат. Для таких семей государство разработало целый комплекс мер поддержки, получение которых необходимо, однако, подтвердить с помощью предоставления целого спектра документов. Кроме того, от многодетной семьи потребуется подтвердить необходимость предоставления ей того или иного вида помощи и поддержки. Если такого подтверждения не будет, органы социальной защиты населения, которые отвечают за предоставление такой помощи, вправе отказать семье в реализации ее потребностей.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Дата публикации: 06.12.2018 2018-12-06

Статья просмотрена: 705 раз

Библиографическое описание:

Карданова И. В., Астафьева М. В. К вопросу о государственной поддержке многодетных семей в России // Молодой ученый. — 2018. — №49. — С. 130-134. — URL https://moluch.ru/archive/235/54498/ (дата обращения: 01.09.2019).

В данной статье авторы исследуют проблемы многодетных семей и роль государства в их решении. Рассматривается и анализируется понятие «многодетная семья»; региональное и федеральное законодательство, в части регулирования права на социальную защиту многодетных семей; такие виды социального обеспечения как пособия на детей и материнский (семейный) капитал как на федеральном уровне, так и на региональном. Предлагается закрепить на законодательном уровне понятие «многодетная семья» в целях предоставления государственной поддержки и в целях пенсионного обеспечения таких семей.

Ключевые слова: социальное обеспечение, многодетная семья, многодетные родители, пособия, материнский (семейный) капитал, законодательство субъектов РФ, государственная поддержка.

Социальная политика РФ в отношении семей с детьми определяется Конституцией РФ, которая в ст. 38 указывает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства [1].

Важным институтом общества является семья, которая влияет на социализацию личности. Большое внимание в последние годы уделяется многодетным семьям, так как в них воспитывается значительная часть детей общества, которым необходимо обеспечить достойные условия развития.

В российском законодательстве нет точного определения многодетной семьи. Единственным федеральным нормативным правовым актом по вопросу социального обеспечения многодетных семей, является Указ Президента РФ от 5 мая 1992 года № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» (далее Указ Президента) [2]. В нем также указано, что определение категории семей, которых необходимо считать многодетными, находятся в ведении субъектов РФ.

Как показала практика, каждый субъект РФ определяет социальный статус такой семьи, исходя не только из реальных масштабов этого явления в регионе, но и учитывая свои бюджетные возможности, поскольку признание семьи многодетной влечет установление ей льготного статуса и предоставление мер государственной поддержки. Для целей государственной поддержки в современной России многодетной, как правило, считается семья, в которой трое и более детей в возрасте до 16 лет, а также до 18 лет, если дети обучаются в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные программы.

Так, например, в соответствии с Социальным кодексом Санкт-Петербурга, многодетная семья — семья (неполная семья), имеющая в своем составе трёх и более детей (в том числе усыновлённых, находящихся под опекой (попечительством) в возрасте до 18 лет.

Согласно закону г. Москвы «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве», многодетная семья — семья, в которой родились и (или) воспитываются трое и более детей (в том числе усыновленные, а также пасынки и падчерицы) до достижения младшим из них возраста 16 лет (учащимся в образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы, — 18 лет).

В Краснодарском крае в законе «О социальной поддержке многодетных семей в Краснодарском крае» сказано, что многодетной признается семья, в которой воспитываются трое и более детей в возрасте до 18 лет (при обучении в государственных образовательных учреждениях по очной форме обучения на бюджетной основе до окончания обучения, но не более чем достижение ребёнком возраста 23 лет).

Согласно Конституции РФ семья — это конституционно-правовая категория, основанная на браке (юридически оформленном, добровольном союзе мужчины и женщины), порождающая взаимные личные и имущественные права и обязанности, направленные на создание семьи, рождение и воспитание детей (ст.ст. 7, 38, 72).

Учитывая всё вышеизложенное предлагаем сформулировать определение следующим образом: «многодетная семья в целях предоставления государственной поддержки — это совместно проживающие родители, (усыновители) которые воспитывают четырех и более детей (родных, усыновленных) в возрасте до 18 лет (учащихся по очной форме обучения — до окончания ими учебного заведения, но не старше 23 лет). Если указанное количество детей воспитывает одинокий родитель (одинокий усыновитель), то многодетной следует считать семью при наличии трех таких детей.

В целях пенсионного обеспечения многодетным считать одного из родителей, воспитавшего пять и более детей до 8-летнего возраста, если второй родитель не воспользовался правом на досрочное пенсионное обеспечение в отношении этих детей» [3].

Указ Президента выступает основой уровня социальной защиты многодетной семьи, именно этот документ являлся базовым при принятии региональных нормативных правовых актов. Он носит рекомендательный характер. Так, сравнив перечень и виды мер социальной защиты, указанных в законах субъектов, можно заметить, что они существенно различаются и по количеству, и по содержанию. Так, Емельяненко О. С., исследуя эту проблему, выявила, что, если закон Тверской области от 29 декабря 2004 г. № 78-ОЗ «О статусе многодетной семьи в Тверской области и мерах ее социальной поддержки» предусматривает всего два вида социальной защиты, то закон Калужской области от 5 мая 2000 г. № 8-ОЗ «О статусе многодетной семьи в Калужской области и мерах ее социальной поддержки» — 22.

В то же время О. С. Емельяненко отмечает, что региональное законодательство, в отличие от федерального, в части регулирования права на социальную защиту многодетных семей более развито, содержательно и разнообразно. Так, помимо мер, предусмотренных Указом Президента, субъекты РФ установили за счет собственных бюджетных средств дополнительные виды социального обеспечения многодетных семей. Например: субсидии в размере 50 % абонентской платы за телефон (Белгородская область); дополнительное ежемесячное пособие на каждого ребенка из многодетной семьи; бесплатное предоставление физкультурно-спортивных услуг государственными и муниципальными учреждениями физкультуры и спорта (Владимирская и Тамбовская области); бесплатное оказание социально-экономических, социально-медицинских, социально-психологических, социально-бытовых, социально-правовых, социально-педагогических и иных услуг государственными учреждениями (г. Москва); обучение и переобучение членов многодетной семьи в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования с учетом конкретных потребностей экономики области за счет средств областного бюджета (Тамбовская область) и др. [4].

Наиболее массовым видом социальной поддержки многодетных семей является пособие. С 2013 года в субъектах Федерации начался процесс внедрения дополнительных ежемесячных выплат на ребенка в многодетных семьях в рамках реализации Указа Президента РФ Владимира Путина от 07 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» [5]. Это пособие предоставляется многодетным семьям, которые признаны малообеспеченными и только в ряде регионов страны, в которых коэффициент рождаемости ниже среднего значения по стране, пособие обеспечивается на условиях софинансирования из средств федерального бюджета. То есть если в одних субъектах это пособие реализуется, то в прочих регионах принято решение не устанавливать пособие, либо данный вопрос находится в стадии разработки.

Читайте также:  Нужно ли платить налог при сдаче металлолома

Программа материнского (семейного) капитала действует уже с 1 января 2007 г. на основании Федерального закона № 256-ФЗ от 29 декабря 2006 г. «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» [6]. Его действие было установлено до 31 декабря 2016 г. с последующим продлением до 31 декабря 2018 г., но уже с 1 января 2018 г. вступил в силу Федеральный закон, который продлевает действие программы до 2021 г. и вносит ряд изменений в правила расходования средств материнского капитала.

Указанным законом предусматривается принципиально новое направление использование сертификата — получение ежемесячной выплаты наличными при рождении второго ребенка с 1 января 2018 г. до достижения им возраста 1.5 лет в размере одного прожиточного минимума, установленного в регионе в отношении детей. Указанный Закон расширяет возможность использования материнского капитала и предоставляет право направлять средства, до достижения ребенком возраста 3 лет, на оплату услуг по содержанию его в детском саду или яслях.

Согласно пп. «ж» п. 1 ст. 72 Конституции РФ, в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов находятся, в том числе защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.

Законом о материнском капитале органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления наделены правом устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Этим правом воспользовались большинство регионов, запустив наряду с федеральной, свои программы материальной поддержки семей с детьми.

Важнейшим моментом осуществления государственной поддержки семей, имеющих детей, является территория проживания. Если согласно Закону о материнском капитале поддержка оказывается гражданам, проживающим на всей территории РФ, то на региональном уровне существенное значение имеет факт регистрации по месту жительства на территории конкретного субъекта РФ.

Цель регионального материнского капитала — стимулировать рождаемость в семьях и повысить уровень жизни наименее защищенных, с социальной точки зрения, категорий населения отдельных субъектов РФ, а также поддержка молодых и многодетных семей.

На начало 2017 г. региональные программы материнского капитала действуют в 72 субъектах РФ. В остальных меры поддержки семей с детьми реализуются за счет высоких пособий на уровне субъекта (например, в г. Москва).

Территориальный подход к программе материнского капитала характеризуется вариативностью и разнообразием. Рассмотрим условия предоставления регионального материнского капитала в четырех отдельных субъектах. Их можно классифицировать по следующим основаниям:

1. по сроку возникновения прав на региональную государственную поддержку. Так, в Ненецком автономном округе государственная поддержка осуществляется, если третий ребенок в семье родился (усыновлен) с 1 января 2009 г., в Калининградской области и в Краснодарском крае — 01 января 2011 г., в Республике Адыгея– с 1 января 2012 г.;

2. по размеру регионального материнского капитала. Так, в Республике Адыгея его размер составляет 50 000 руб., в Краснодарском крае — 115 206 руб., в Ненецком автономном округе — 352 265 руб. и т. д.

Также в некоторых субъектах РФ установлен дифференцированный подход к размеру материнского капитала. Он связан, как правило, с количеством детей в многодетной семье. Так, в Калининградской области материнский капитал устанавливается при рождении третьего или четвертого ребенка в размере 100 000 руб., пятого или последующих детей — 200 000 руб., при одновременном рождении трех и более детей — 1 000 000 руб.;

3. по направлению использования материнского капитала. В большинстве случаев региональный законодатель установил собственные направления для использования средств регионального материнского (семейного) капитала. Так, в Калининградской области средства могут быть направлены на: ремонт жилого помещения; приобретение предметов длительного пользования (автомобиля, мебели); оплату обследования, лечение ребенка, матери; согласно закону Краснодарского края эти средства можно будет потратить и на газификацию жилища; в Ненецком автономном округе — на покупку снегохода, лодки и (или) мотора к ней, формирование подсобного хозяйства, покупка сельхозтехники, возмещение стоимости товаров длительного пользования. А в Республике Адыгея не предусмотрен официальный перечень направлений.

Анализируя региональное законодательство, были выявлены существенные различия в размере материнского (семейного) капитала, действии его во времени и направлениях распоряжения, но они объясняются обусловленными объективными особенностями социально-экономического развития и финансовыми возможностями субъектов РФ.

Таким образом, перечень мер социальной поддержки многодетной семьи при переезде в другой субъект будет не только улучшаться, но и ухудшаться, так как отсутствует гарантированный минимум мер социальной защиты, а возможности у регионов разные. Возникает ситуация конституционного неравенства прав граждан в зависимости от места их жительства. Каким бы разнообразным и развитым ни было региональное законодательство, это не освобождает государство от обязанности обеспечить единый федеральный стандарт социальной защиты многодетной семьи на всей территории РФ.

Также В. Н. Герасимов выделяет проблему реализации прав многодетных семей. Он считает, что всё, что обещано государством, но записано в виде формулировок «помощь в выделении» и «содействие в предоставлении», на практике не срабатывает, поэтому предоставление беспроцентных ссуд, льготных кредитов и т. п. фактически не происходит. Более половины льгот существует только на бумаге и поставлено в прямую зависимость от состояния платежеспособности бюджетов субъектов РФ. Такое положение вещей не позволяет в надлежащей мере реализовать права детей из многодетных семей на приемлемые условия содержания, воспитания и всестороннего развития [7]. Соглашусь, так как, действительно, нужно не только создать необходимые меры социальной защиты многодетных семей, но и реализовать их права на это.

Сегодня государственная поддержка многодетных семей представляет собой многогранную деятельность, дифференцированную по отношению к различным группам. Многодетная семья нуждается в особой государственной поддержке. Причем поддержка должна быть гарантированной и адресной. Необходима продуманная и взвешенная социальная политика в каждом регионе России, учитывающая его социально-экономические возможности [8].

Мы поддерживаем мнение, высказанное Е. Г. Азаровой в своем исследовании [9], о необходимости разработки и принятии специального федерального закона о государственной поддержке семьи, материнства и детства, закрепляющего гарантируемые государством меры материальной, социальной и иной поддержки семьи и способствующего кодификации правовых актов, направленных на реализацию государственной семейной политики [10], что является решением проблем многодетных семей в РФ.

По сути, на эту же проблему обратил внимание и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на традиционных «Рождественских парламентских встречах» в Совете Федерации РФ 25 января 2018 г. Он отметил важность поддержки многодетных семей, и призвал принять единый закон, регулирующий их статус [11].

До сих пор действует Указ Президента (заменяющий собой федеральный закон). Конституционный суд неоднократно указывал на то, что издание Президентом указа, восполняющего правовые пробелы, допустимо при условии, что его действие во времени ограничивается периодом до принятия соответствующего федерального закона. Таким образом, данный указ носит рекомендательный, временный характер и не освобождает федерального законодателя от необходимости принятия соответствующего документа.

Мы считаем, что в целях правоприменительной практики важно на федеральном уровне систематизировать и определить понятия «многодетная семья», «многодетные родители», «государственная поддержка», «меры поддержки» и др., которыми оперирует законодательство субъектов РФ. Правовое определение понятия многодетной семьи должно быть закреплено в федеральном законе «О государственной поддержке многодетных семей в Российской Федерации» [3].

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector