Следователи расследующие уголовные дела

Следователи расследующие уголовные дела

Следователь — важнейший фигурант при рассмотрении уголовного дела. Как сотрудник правоохранительных органов он обязан расследовать обстоятельства преступления и направлять ход следствия.

В этой статье мы поговорим о должностных обязанностях следователя, его правах во время следственного процесса и в суде.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28

Это быстро и бесплатно !

Кто такие следователи

Согласно ст.38 УПК РФ следователь – должностное лицо, которое обязано вести делопроизводство по уголовным делам и выполнять определенные следственные действия. Следователь работает в органах предварительного следствия, принимает решения касательно возбуждения дела и имеет широкий спектр процессуальных полномочий.

В отличие от дознавателя он имеет право проводить досудебное производство в любой форме, какая ему удобна, но в рамках законодательства РФ.

Следователь вправе выполнять свою работу:

Независимо ведомства следователь обладает процессуальной независимостью. Об этом термине мы поговорим чуть ниже.

У должности есть своя иерархия:

  • следователь;
  • старший следователь;
  • следователь по особо важным делам;
  • старший следователь по особо важным делам.

Чтобы работать следователем, понадобится законченное юридическое образование. Затем нужно проработать несколько лет помощником следователя. Только после этого у кандидата появляется шанс подняться по карьерной лестнице.

Обязанности при расследовании уголовных дел

Согласно гл.6 УПК РФ следователь обязан сохранять объективность при расследовании и выяснить все обстоятельства совершенного преступления в ходе процессуальных действий.

Более подробные задачи:

  • выявить и преследовать правонарушителя;
  • гарантировать права, закрепленные в Конституции РФ, всем участвующим в уголовном процессе (как подозреваемому, так и потерпевшему);
  • выявить обстоятельства и мотивы преступления;
  • составить характеристику личности злоумышленника;
  • определить степень причиненного им вреда;
  • доказать вину обвиняемого в преступлении, собрав все имеющиеся факты;
  • собрать обвинения и оправдательные доказательства в результате обращения обвинения и при его отсутствии;
  • опровергнуть защитников, направленных на оправдание обвиняемого;
  • снять с него ответственность за злодеяние, если нет доказательств его вины;
  • если в ходе расследования обнаруживаются доказательства, относящиеся к юрисдикции ст.1 ч.24 и ст.1 ч.27 УПК РФ, то закончить его и закрыть.

Конечно, это далеко неполный список, но основные функции следователя здесь перечислены.

Если говорить об обязанностях общественного помощника следователя следственного комитета, то главная из них — качественное исполнение всех требований и указаний со стороны его непосредственного руководителя.

Второстепенные задачи:

  • проверять материалы по делу;
  • проводить расследование “мелких” правонарушений;
  • выполнять комплекс мероприятий при проверке поступающих заявлений;
  • изучать личность преступника;
  • проводить опрос свидетелей и т.д.

Права следователя

По ст.38 УПК РФ в права следователя в уголовном процессе входят следующие:

  • инициация уголовного дела, если на это есть разрешение со стороны прокуратуры;
  • прием дела для расследования;
  • его отправка в прокуратуру для подследственности;
  • принятие решений о выполнении следственных действий или тех, что предусмотрены по УПК РФ.

Это ключевые права, но есть некоторые специфические для каждого из этапов проведения уголовной процедуры. Рассмотрим ниже права и обязанности следователя во время следствия и в суде.

Во время следствия

После инициации дела следователь имеет полное право опрашивать свидетелей преступления, а также проводить допрос подозреваемых в его совершении.

Если ему необходимо провести обыск, арест или другие действия в интересах следствия, для этого ему понадобится санкция суда или прокурора. Это входит в непосредственные обязанности следователя при расследовании уголовных дел.

Он самостоятельно проводит расследование и оценивает доказательства, которые он решил приобщить к делу.

Если расследование проводится в отношении гос.учреждений, он вправе проводить в них ревизию, требовать у них все необходимые документы или вещественные доказательства, но только в рамках УПК.

Важно! Следователь имеет право задерживать подозреваемого и оформлять его признание в законном порядке, а также использовать в его отношении меры пресечения и прочие меры принуждения по закону.

При выяснении невиновности обвиняемого он имеет право прекращать ведение уголовного дела или отправлять его в прокуратуру.

В суде

Когда дело переходит в суд, должностные обязанности следователя МВД не только не сужаются, но даже могут расшириться, как и его права.

Он вправе обжаловать действия прокурора и не соглашаться с ними, если они нарушают права и обязанности граждан. Для этого он обращается к вышестоящему начальству с письменным заявлением.

Также он имеет право проводить дополнительные мероприятия по подготовке доказательств и всех материалов при их передаче в суд. Затем все собранное и должным образом оформленное он обязан предоставить суду.

Во время судебного производства он проводит допросы, но в обязанности следователя следственного комитета не входит отчет о своей проделанной работе перед подсудимым или его адвокатом, а также ответы на какие-либо их вопросы.

Что такое процессуальная самостоятельность следователя

Согласно действующему законодательству, прокурор имеет полное право требовать от следователей устранения нарушений ФЗ, если они имели место во время дознания или предварительного следствия.

Однако следователи вправе не согласиться с требованиями прокурора, о чем обязаны уведомлять в письменном виде начальника следственного комитета.

Руководитель информирует прокурора о возражениях следователей и изучает ситуацию с позиций законности. После просмотра всех данных он либо подтверждает указанные прокурором нарушения следователям, либо отправляет первому мотивированные доказательства их отсутствия.

Важно! Хотя прокурор и наделен достаточно широкими полномочиями, следователь имеет право несколько критиковать его действия и отстаивать свое мнение.

Он также имеет право обжаловать указания руководителя, ходатайствовать о передаче дела другому следователю или его изъятии, обвинения подозреваемого и т.д. Так выражается его самостоятельность во всем процессе.

Читайте также:  Как обратиться к незнакомому человеку на улице

Заключение

Следователь – это должностное лицо в правоохранительных органах, отвечающее за проведение следственных действий в отношении уголовного дела. Его права и обязанности закреплены в УПК РФ и строго регулируются со стороны законодательства РФ.

У него есть и процессуальная самостоятельность, которая выражается в том, что он вправе обжаловать решения как прокурора, так и своего руководства.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28

Это быстро и бесплатно !

Подследственность – это определение органа следствия или дознания, в ведении которого должно находиться расследование преступления, классифицированного по определенным признакам. Иными словами, это порядок, определяющий, к чьей юрисдикции относится расследование конкретного преступного деяния. Рассмотрим более подробно, какой бывает подведомственность уголовных дел (УД), и каким актом Уголовно-Процессуального Кодекса (УПК) РФ она регламентируется.

Подследственность в уголовном процессе

Подследственность уголовных процессов классифицируется по 2 факторам:

  • сочетанию признаков преступного деяния;
  • полномочиям следственных органов различных ведомств.

Разбирательство по УД доверяется дознавателям или следователям, в соответствии с тяжестью совершенного преступления. Так, дела малой тяжести ведут дознаватели, а средней тяжести и тяжкие – следователи. Например, небольшую кражу, классифицируемую по ст. 158, ч. 1 Уголовного Кодекса (УК) РФ , рассматривает дознаватель, а кражу по ст. 158, ч. 2 или ч. 3 – следователь.

Органы дознания:

  • отдел внутренних дел (ОВД);
  • государственная пожарная служба (ГПС);
  • служба судебных приставов (ССП);
  • командиры воинских частей.

Функции органов дознания сводятся к инициированию заведения УД, квалифицированных по их подследственности, сбору доказательной базы и проверке сообщений по совершенным и потенциальным преступлениям. Например, сотрудник ССП вправе инициировать возбуждение УД на злостного неплательщика алиментов.

Законодательное регулирование

Если же ведением УД будет заниматься следственный орган ненадлежащей подследственности, то вся собранная доказательная база и сделанные выводы не смогут являться основанием для рассмотрения данного дела в суде и вынесения приговора. К примеру, преступное деяние, совершенное сотрудником ОВД, не может расследоваться органами внутренних дел, даже иной территориальной подследственности. Расследовать данное преступление вправе только Следственный комитет.

Если же при расследовании преступления выяснится, что дело имеет иную подследственность, то оно направляется прокурору для адресации другому следственному органу. Например, при пожаре инспектор (дознаватель) ГПС выявил, что был совершен умышленный поджог. В данной ситуации он обязан собрать необходимый следственный материал, а затем обратиться к прокурору с заявлением о передаче уголовного дела по подследственности.

Виды подследственности

Подследственность подразделяется по следующим классифицирующим факторам:

Классифицирующий признак Детальное определение
Предметный (родовой) Определение подследственности в соответствии с составом противоправного деяния.

По данному признаку УД распределяются таким образом:

  • Следственный комитет РФ расследует:
    1. убийства,
    2. причинение смерти по неосторожности,
    3. доведение до самоубийства,
    4. изнасилования,
    5. преступные деяния против государства и конституционных прав,
    6. преступления против органов правосудия, военной службы, безопасности человечества;
    7. Федеральная служба безопасности (ФСБ) РФ ведет дела, связанные с контрабандой, угрозой общественной и государственной безопасности;
    8. Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) РФ рассматривает дела по незаконному обороту наркотических препаратов.
    Смешанный (альтернативный) Дела, расследование по которым может находиться в юрисдикции разных ведомств. Например, преступление, связанное с незаконным оборотом наркотиков, могут вести как следователи ОВД, так и следователи ФСКН. Дело будет разбирать ведомство, которое выявило это преступление. Территориальный (по месту совершения преступления) Данная подследственность означает, что преступление рассматривается тем подразделением следственных органов, на территории которого оно совершено. Если преступное деяние было начато на территории, подведомственной одному ОВД, а закончено на другом, то подследственность будет определена территорией того ОВД, где преступление было завершено. Персональный (по субъекту преступления) Определение дела в подследственность в зависимости от субъекта, совершившего противоправное деяние или в отношении которого оно было совершено.
    К данной подследственности относятся УД, где фигурантами преступления являются:
    • сотрудники МВД, ФСБ, Вооруженных сил РФ;
    • служащие государственных органов власти;
    • лица с психическими расстройствами.

    Таким образом, расследование каждого конкретного преступления должно проводиться теми органами, которые уполномочены законом на проведение следственных мероприятий в рамках подследственности данного уголовного дела.

    А.В. БУЛДАКОВ
    Булдаков А.В., заместитель Глазовского межрайонного прокурора Удмуртской республики, советник юстиции, аспирант НИИ проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры РФ.
    С введением в действие с 1 июля 2002 года нового УПК РФ уголовное судопроизводство России претерпело существенные изменения.
    Практика его применения показала, что новый УПК далек от совершенства. В нем имеются многочисленные пробелы, коллизии, которые вызывают двоякое толкование норм, что явно не способствует единообразному правоприменению. Отмеченные недостатки коснулись и института подследственности, нормы которого изменились коренным образом.
    Вопросы, возникающие при применении норм УПК, регулирующих подследственность, достаточно многочисленны, в связи с чем мной рассматриваются лишь некоторые из них, как представляющие наибольший интерес с практической точки зрения.
    Подследственность в УПК РФ регулируется множеством норм начиная со ст. 37, регламентирующей полномочия прокурора, и заканчивая ст. 434, закрепляющей обязательность предварительного следствия по уголовным делам о преступлениях, совершенных лицом в состоянии невменяемости, или лицом, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение.
    Ряд дискуссионных вопросов подследственности законодателем был замечен еще до введения в действие нового УПК, в результате чего уже в мае 2002 года были внесены изменения.
    Так, было устранено существовавшее противоречие между полномочиями прокурора и следователя, касающееся передачи уголовных дел по подследственности.
    Пункт 9 ч. 2 ст. 37 УПК закрепляет полномочие прокурора передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому с соблюдением правил подследственности. Однако в п. 2 ч. 2 ст. 38 УПК также закреплялось полномочие следователя передавать уголовное дело другому следователю или дознавателю в соответствии с правилами подследственности, т.е. следователю предоставлялось право самостоятельно определять, какой орган должен расследовать уголовное дело. Указанная норма ограничивала надзорные функции прокурора.
    Внесенными изменениями это полномочие было скорректировано. Теперь следователь вправе направить уголовное дело по подследственности только через прокурора.
    Безусловно, вопросы подследственности относятся не только к стадии предварительного расследования, но и к стадии возбуждения уголовного дела.
    Так, п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК предусматривает, что по результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь или прокурор могут передать сообщение по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК. Здесь возникает вопрос: может ли соответствующий орган, принявший сообщение о преступлении, расследование которого ему не подследственно, принять одно из двух решений, указанных в п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 145 УПК, – о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении уголовного дела? По моему мнению, орган, принявший сообщение о преступлении и установивший при проверке признаки состава преступления, расследование которого должен производить другой орган предварительного расследования, вправе, а в ряде случаев обязан возбудить уголовное дело. Это вытекает из ч. 1 ст. 157 УПК, закрепляющей требование о том, что при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия. В то же время возможность возбуждения уголовного дела без соблюдения правил подследственности ограничивается кругом органов, компетентных возбуждать такие уголовные дела. В частности, полномочиями возбуждать уголовные дела о преступлениях "не своей" подследственности обладают только органы дознания. Следователю же такое полномочие не предоставлено. Это следует из анализируемой выше ст. 157 УПК, где говорится лишь об органе дознания, а также из положения ч. 1 ст. 146 УПК, согласно которому при наличии повода и основания следователь с согласия прокурора возбуждает уголовное дело только в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом. Наряду с этим ч. 4 ст. 20 УПК предоставляет следователю с согласия прокурора возбудить уголовное дело о любом преступлении, указанном в частях второй и третьей настоящей статьи (т.е. уголовные дела частного и частно-публичного обвинения), при условии, что преступление совершено в отношении лица, находящегося в зависимом состоянии или по иным причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами.
    Если же говорить о полномочиях по принятию решения об отказе в возбуждении уголовного дела по сообщению о преступлении "не своей" подследственности, то, на мой взгляд, каких-либо ограничений по органам, уполномоченным принимать такое решение, УПК РФ не содержит. Так, в ч. 1 ст. 144 УПК указано, что дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор обязаны принять, проверить сообщение О ЛЮБОМ СОВЕРШЕННОМ ИЛИ ГОТОВЯЩЕМСЯ ПРЕСТУПЛЕНИИ (выделено автором). Указанная норма не содержит указания на необходимость соблюдения подследственности. В пределах своей компетенции указанные должностные лица и орган дознания обязаны принять только решение по поступившему сообщению. В то же время, если в ходе проверки не будет установлен состав какого-либо преступления, то любое должностное лицо или орган дознания вправе принять решение об отказе в возбуждении уголовного дела.
    На практике очень часто возникают споры о том, как процессуально оформить передачу сообщения о преступлении по подследственности. УПК РФ не закрепляет процессуальную форму такого решения. Если исходить из того, что по результатам рассмотрения сообщения о преступлении в соответствии со ст. 145 УПК принимается одно из трех решений: о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела и о передаче сообщения по подследственности, первые два из которых оформляются в форме постановления, – то и решение о передаче по подследственности также должно оформляться аналогичным образом. Для единообразного применения УПК следует закрепить это требование, внеся соответствующие дополнения.
    Коллизии, на мой взгляд, возникают при определении подследственности уголовных дел, в ходе расследования которых обнаруживаются также признаки другого преступления, расследование которого подследственно другому органу. П. 9 ст. 37 УПК РФ указывает, что прокурор вправе передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому С СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВИЛ ПОДСЛЕДСТВЕННОСТИ (выделено автором). Как можно соблюсти правила подследственности, если, например, уголовное дело по ст. 105 УК РФ расследуется следователями прокуратуры, а по ст. 162 УК РФ, состав преступления по которой может быть установлен дополнительно, следователями органов внутренних дел? Кто в таком случае должен расследовать уголовное дело? Этот вопрос действующим УПК РФ не урегулирован. В той же ст. 37 имеется п. 8, закрепляющий такие полномочия прокурора, как изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, передавать уголовное дело от одного следователя другому. Можно ли применять эту норму для определения органа, который должен расследовать уголовное дело, применительно к рассматриваемому случаю? Я считаю, что целью законодателя, разделившего полномочия прокурора и закрепившего их в разных пунктах (п. 8 и п. 9), тогда как в УПК РСФСР эти полномочия не разграничивались подобным образом, было предоставление прокурору возможности в полной мере реализовать свою функцию по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия путем изъятия у органа дознания уголовного дела о любом преступлении и передачи его для расследования, например, более опытному следователю либо передачи от одного следователя другому ввиду, например, особой общественной значимости преступления. Эта цель прослеживается из формулировки первой части п. 8 – изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю. В то же время, продолжая формулировку полномочий прокурора, законодатель несколько размыл поставленную цель, не конкретизировав, следователю того же либо другого ведомства возможна передача уголовного дела. Отвечая на поставленный выше вопрос, можно сделать вывод, что если в ходе расследования уголовного дела, подследственного органу дознания, выявится дополнительный состав преступления, уголовное дело о котором подследственно следователю того либо иного ведомства, то прокурор вправе передать это уголовное дело для производства предварительного следствия следователю соответствующего ведомства. А формулировка полномочий прокурора, позволяющих передавать уголовное дело от одного следователя другому, в той редакции, которая закреплена в п. 8 ст. 37 УПК, не дает возможности однозначно ответить на указанный вопрос. Поэтому следовало бы изложить п. 8 в следующей редакции: "Изымать любое уголовное дело у органа дознания либо следователя и передавать его следователю того же либо другого ведомства с обязательным указанием оснований такой передачи". При такой формулировке вопрос о подследственности уголовных дел о различных преступлениях автоматически снимается.
    Определяя подследственность таких уголовных дел, прокурор, по моему мнению, должен будет руководствоваться одним из следующих правил:
    1) уголовное дело будет расследовать тот орган, который раньше возбудил свое уголовное дело;
    2) расследовать будет тот орган, который расследует уголовное дело о более тяжком составе преступления;
    3) расследовать будет тот орган, который расследует уголовное дело особой общественной значимости;
    4) расследовать будет тот орган, в котором имеются более опытные следователи либо в котором нагрузка на следователей менее высокая.
    Именно эти правила прокурор должен использовать для обоснования передачи уголовных дел.
    По уголовным делам альтернативной подследственности рассматриваемая проблема не возникает, поскольку вопрос решается в соответствии с ч. 6 ст. 151 УПК РФ. Так, например, если следователем органа внутренних дел расследуется уголовное дело по ч. 2 ст. 159 УК РФ, то при установлении дополнительного состава преступления, например, предусмотренного ст. 285 УК РФ, уголовное дело будет расследовать тот же следователь.
    При соединении уголовных дел о преступлениях, подследственных разным органам предварительного расследования, следует руководствоваться ч. 7 ст. 151 УПК РФ, согласно которой подследственность в этих случаях определяется прокурором с соблюдением подследственности, установленной настоящей статьей. До внесения изменений в п. 8 ст. 38 УПК РФ, на мой взгляд, положения ч. 7 ст. 151 УПК заслуживают внимания при определении подследственности уголовного дела о разных преступлениях. Возвращаясь в связи с этим к рассматриваемому выше примеру, на мой взгляд, из уголовного дела о преступлении, предусмотренном ст. 105 УК РФ, расследуемом следователем прокуратуры, следует выделить материал по ст. 162 УК РФ в соответствии со ст. 155 УПК (если эти преступления не связаны), который направляется прокурору для принятия решения о возбуждении уголовного дела. После возбуждения уголовного дела прокурор может соединить уголовные дела и определить подследственность в соответствии с ч. 7 ст. 151 УПК. Но следует подчеркнуть, что это касается случаев, когда преступления, хотя и совершенные одним и тем же лицом, не связаны между собой. Если же связь имеется, то остается и проблема с подследственностью.
    Следует отметить, что в новом УПК РФ законодателем не закреплена процессуальная форма решения о передаче уголовного дела по подследственности, так же как и о передаче по подследственности сообщения о преступлении, за исключением ч. 4 ст. 150 УПК, где говорится, что уголовные дела, указанные в п. 1 ч. 3 настоящей статьи (т.е. уголовные дела о преступлениях, по которым производится дознание. – Пояснение автора.), могут быть переданы для производства предварительного следствия по письменному указанию прокурора.
    Закрепление в УПК РФ подследственности дознавателей различных органов дознания выявило еще одну проблему: следователь какого ведомства должен расследовать уголовное дело в случае, если: а) виновное лицо не установлено, б) если истекли сроки дознания.
    Такой вопрос возникает по уголовным делам, дознание по которым производят дознаватели органов Пограничной службы РФ (п. 3 ч. 3 ст. 151 УПК), дознаватели органов службы судебных приставов МЮ РФ (п. 4), дознаватели таможенных органов РФ (п. 5), дознаватели органов Государственной противопожарной службы (п. 6). Эта проблема также требует законодательного решения. А пока прокурорам остается разрабатывать свои критерии определения подследственности таких уголовных дел для практического применения.
    ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

    Читайте также:  Как платятся декретные на работе

    "УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР"
    (утв. ВС РСФСР 27.10.1960)
    "УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
    (принят ГД ФС РФ 24.05.1996)
    "УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
    от 18.12.2001 N 174-ФЗ
    (принят ГД ФС РФ 22.11.2001)
    Российский следователь, N 8, 2003

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock detector