Штраф за остановку на обочине

Штраф за остановку на обочине

12.1. Остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине, а при ее отсутствии – на проезжей части у ее края и в случаях, установленных пунктом 12.2 Правил, – на тротуаре.

На левой стороне дороги остановка и стоянка разрешаются в населенных пунктах на дорогах с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей посередине и на дорогах с односторонним движением (грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на левой стороне дорог с односторонним движением разрешается лишь остановка для загрузки или разгрузки).

12.2. Ставить транспортное средство разрешается в один ряд параллельно краю проезжей части. Двухколесные транспортные средства без бокового прицепа допускается ставить в два ряда.

Способ постановки транспортного средства на стоянке (парковке) определяется знаком 6.4 и линиями дорожной разметки, знаком 6.4 с одной из табличек 8.6.1 — 8.6.9 и линиями дорожной разметки или без таковых.

Сочетание знака 6.4 с одной из табличек 8.6.4 — 8.6.9, а также линиями дорожной разметки допускает постановку транспортного средства под углом к краю проезжей части в случае, если конфигурация (местное уширение) проезжей части допускает такое расположение.

Стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам в местах, обозначенных знаком 6.4 с одной из табличек 8.4.7, 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6 — 8.6.9.

12.3. Стоянка с целью длительного отдыха, ночлега и тому подобное вне населенного пункта разрешается только на предусмотренных для этого площадках или за пределами дороги.

12.4. Остановка запрещается:

  • на трамвайных путях, а также в непосредственной близости от них, если это создаст помехи движению трамваев;
  • на железнодорожных переездах, в тоннелях, а также на эстакадах, мостах, путепроводах (если для движения в данном направлении имеется менее трех полос) и под ними;
  • в местах, где расстояние между сплошной линией разметки (кроме обозначающей край проезжей части), разделительной полосой или противоположным краем проезжей части и остановившимся транспортным средством менее 3 м;
  • на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними;
  • на проезжей части вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги при видимости дороги менее 100 м хотя бы в одном направлении;
  • на пересечении проезжих частей и ближе 5 м от края пересекаемой проезжей части, за исключением стороны напротив бокового проезда трехсторонних пересечений (перекрестков), имеющих сплошную линию разметки или разделительную полосу;

12.5. Стоянка запрещается:

  • в местах, где запрещена остановка;
  • вне населенных пунктов на проезжей части дорог, обозначенных знаком 2.1;
  • ближе 50 м от железнодорожных переездов.

12.6. При вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена, водитель должен принять все возможные меры для отвода транспортного средства из этих мест.

12.7. Запрещается открывать двери транспортного средства, если это создаст помехи другим участникам дорожного движения.

12.8. Водитель может покидать свое место или оставлять транспортное средство, если им приняты необходимые меры, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства или использование его в отсутствие водителя.

Запрещается оставлять в транспортном средстве на время его стоянки ребенка в возрасте младше 7 лет в отсутствие совершеннолетнего лица.

Добрый день, уважаемый читатель.

В предшествующей статье "Правила выполнения остановки и стоянки" были рассмотрены понятия "остановка" и "стоянка", а также было подробно описано, каким образом транспортные средства должны располагаться на проезжей части при выполнении остановки и стоянки.

В этой статье речь вновь пойдет о понятиях остановка и стоянка, однако рассматриваться они будут с другого ракурса. Если говорить конкретнее, то будут рассмотрены места, где запрещена остановка и стоянка транспортных средств, а также штрафы за неправильную остановку и стоянку.

Где запрещена остановка?

Существует достаточно длинный список мест, на которых запрещена остановка. Необходимо запомнить указанные места и не останавливать на них свой автомобиль. Полный перечень приводится в пункте 12.4 правил дорожного движения, который и будет рассматриваться в этой статье.

1. Трамвайные пути

12.4. Остановка запрещается:

  • на трамвайных путях, а также в непосредственной близости от них, если это создаст помехи движению трамваев;

Остановка запрещается в непосредственной близости от трамвайных путей, если это создаст помехи движению трамваев. В этой части пункта все просто и понятно.

При этом спорным остается следующий момент. Водителю непонятно, запрещается ли остановка на трамвайных путях в любом случае либо она запрещается только в том случае, если автомобиль создаст помехи движению трамваев.

Вторая ситуация может возникнуть, например, если в населенном пункте есть трамвайные пути, которые раньше использовались для движения трамваев, а в настоящее время заброшены. Поскольку трамваи по этим путям не ездят, то создать помехи их движение невозможно. Можно в этом случае останавливаться на трамвайных путях или нет?

На практике рекомендую не останавливаться на трамвайных путях и рядом с ними. Ведь даже по заброшенным путям иногда ездят трамваи, а рядом с ними — сотрудники ГИБДД, которые с удовольствием выпишут соответствующий штраф.

2. Тоннели, эстакады, путепроводы, мосты

12.4. Остановка запрещается:

  • на железнодорожных переездах, в тоннелях, а также на эстакадах, мостах, путепроводах (если для движения в данном направлении имеется менее трех полос) и под ними;

Особенности остановки и стоянки на железнодорожных переездах подробно рассматривались в этой статье. Рекомендую с ней ознакомиться.

Перейдем к тоннелям, путепроводам и эстакадам. Остановка всегда запрещена в тоннелях и под путепроводами и эстакадами. Единственная сложность, с которой может столкнуться водитель, состоит в том, как отличить мост, эстакаду и путепровод друг от друга. Если говорить коротко, то мосты располагаются над реками, эстакады над автомобильными дорогами, а путепроводы — над железными дорогами.

Читайте также:  Как пишется слово переподписать слитно или раздельно

Что касается остановки на мостах, эстакадах и путепроводах, то она запрещается лишь в том случае, если для движения в данном направлении предусмотрены только 1 или 2 полосы движения. В остальных случаях (3 и более полос в данном направлении) остановка на мостах, эстакадах и путепроводах разрешается.

3. Остановка близко к разметке

12.4. Остановка запрещается:

  • в местах, где расстояние между сплошной линией разметки (кроме обозначающей край проезжей части), разделительной полосой или противоположным краем проезжей части и остановившимся транспортным средством менее 3 м;

Суть этого пункта заключается в том, что если оставшееся расстояние между Вашим автомобилем и противоположным краем проезжей части, сплошной линией разметки или разделительной полосой меньше 3х метров, то остановка запрещается.

Т.е. при выборе места для остановки водитель должен оставить достаточно места, чтобы другие автомобили могли проезжать без нарушения правил.

4. Остановка запрещена на пешеходных переходах

12.4. Остановка запрещается:

  • на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними;

Остановка запрещается непосредственно на пешеходных переходах, а также перед ними. Сразу же после пешеходного перехода остановка разрешена.

Чтобы Вам было проще понять разницу между понятиями "перед" и "после" перехода, руководствуйтесь следующим правилом. Если на дороге расположен переход, то сначала проезжайте через него, а лишь затем делайте остановку.

Существует и одно исключение из этого правила. Если Вы хотите остановиться на левой стороне двухполосной дороги, то сразу после перехода останавливаться нельзя. Необходимо либо проехать 5 метров после перехода, либо остановиться не доезжая до перехода.

В любом случае не следует останавливать автомобиль таким образом, чтобы он сделал пешеходов "невидимыми" для водителей.

5. Ограниченная видимость

12.4. Остановка запрещается:

  • на проезжей части вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги при видимости дороги менее 100 м хотя бы в одном направлении;

Остановка запрещена в том случае, если перед Вашим автомобилем находится опасный поворот (обозначается знаками 1.11.1, 1.11.2 "Опасный поворот") или перелом продольного профиля дороги (вершина холма) и при этом видимость дороги менее 100 метров.

Отмечу, что это требование относится лишь к остановке на проезжей части. Остановка на обочине не будет являться нарушением требований правил дорожного движения.

1.11.1, 1.11.2 "Опасный поворот". Закругление дороги малого радиуса или с ограниченной видимостью: 1.11.1 — направо, 1.11.2 — налево.

В местах с ограниченной видимостью оставлять автомобиль не стоит в любом случае, т.к. вероятность ДТП существенно возрастает.

6. Пересечения проезжих частей

12.4. Остановка запрещается:

  • на пересечении проезжих частей и ближе 5 м от края пересекаемой проезжей части, за исключением стороны напротив бокового проезда трехсторонних пересечений (перекрестков), имеющих сплошную линию разметки или разделительную полосу;

Остановка запрещается на пересечениях проезжих частей и ближе чем в пяти метрах от них. Пересечения проезжих частей совершенно точно присутствуют на перекрестках, а вот является ли выезд с прилегающей территории пересечением проезжих частей вопрос весьма спорный.

На практике рекомендую не останавливаться ближе 5 метров как к перекресткам, так и к выездам с прилегающих территорий, т.к. такие остановки приводят к неудобствам поворачивающих транспортных средств.

7. Остановки маршрутных транспортных средств и такси

12.4. Остановка запрещается:

  • ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси, обозначенных разметкой 1.17, а при ее отсутствии — от указателя места остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси (кроме остановки для посадки и высадки пассажиров, если это не создаст помех движению маршрутных транспортных средств или транспортных средств, используемых в качестве легкового такси);

Остановка запрещается на остановках маршрутных транспортных средств или такси, а также вблизи них. При этом расстояние 15 метров отсчитывается либо от разметки 1.17, либо от знаков 5.16, 5.17, 5.18.

1.17 (цвет — желтый) — обозначает места остановок маршрутных транспортных средств и стоянки такси;

5.16 "Место остановки автобуса и (или) троллейбуса".

5.17 "Место остановки трамвая".

5.18 "Место стоянки легковых такси".

В данном случае следует обратить внимание, что используется фраза "от мест остановки", т.е. зона запрета остановки распространяется во всех направлениях.

Например, на двухполосных дорогах запрещается останавливаться в том числе и на противоположной стороне дороги, т.к. расстояние оказывается меньше 15 метров.

Что касается той стороны дороги, где расположена остановка общественного транспорта, то остановка запрещена как перед, так и после остановки (в отличие, например, от пешеходного перехода, о котором речь шла выше).

Кроме того, существует и одно исключение. На остановках общественного транспорта и вблизи них можно останавливаться для посадки и высадки пассажиров, однако при этом нельзя создавать помех общественному транспорту.

8. Знаки и светофоры

12.4. Остановка запрещается:

  • в местах, где транспортное средство закроет от других водителей сигналы светофора, дорожные знаки, или сделает невозможным движение (въезд или выезд) других транспортных средств (в том числе на велосипедных или велопешеходных дорожках, а также ближе 5 м от пересечения велосипедной или велопешеходной дорожки с проезжей частью), или создаст помехи для движения пешеходов (в том числе в местах сопряжения проезжей части и тротуара в одном уровне, предназначенных для движения маломобильных граждан);

Запрещается останавливать транспортное средство, если при этом оно закроет сигналы светофора или дорожные знаки. Это требование в большей степени относится к грузовым автомобилям, однако в некоторых случаях и легковая машина может закрыть дорожные знаки (например, временные) от других участников дорожного движения.

Читайте также:  Подготовка к собеседованию при приеме на работу

Также запрещается закрывать автомобилями въезды и выезды (например, с прилегающей территории) и создавать помехи движению пешеходов. Это требование распространяется, например, на те случаи, когда остановка на тротуаре разрешена знаком 6.4 и табличками 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6 — 8.6.9. Подробнее об остановке на тротуаре Вы можете узнать в статье "Правила выполнения остановки и стоянки".

В конце 2018 года в данный пункт добавлен также запрет на парковку на велосипедных и велопешеходных дорожках, ближе 5 метров от пересечений велосипедных и велопешеходных дорожек с проезжей частью и рядом с низкими бордюрами, предназначенными для спуска с тротуаров маломобильных граждан.

9. Остановка на полосе для велосипедистов

12.4. Остановка запрещается:

  • на полосе для велосипедистов.

Запрещается остановка транспортных средств на полосе для велосипедистов, выделенной дорожным знаком 5.14.2:

10. Автомагистраль

16.1. На автомагистралях запрещается:

  • остановка вне специальных площадок для стоянки, обозначенных знаком 6.4 или 7.11;

Остановка на автомагистрали разрешается только на специальных площадках, обозначенных знаками "Место стоянки" или "Место отдыха":

Если подобных знаков нет, то останавливаться на автомагистрали запрещено.

Где запрещена стоянка?

С местами, где запрещена стоянка транспортных средств, дело обстоит несколько проще, а относящийся к ним пункт 12.5 правил дорожного движения значительно короче.

1. В местах, где запрещена остановка

12.5. Стоянка запрещается:

  • в местах, где запрещена остановка;

В данном случае речь идет о всех пунктах, которые были перечислены выше. Там где запрещена остановка всегда запрещена и стоянка.

2. На главной дороге вне населенного пункта

12.5. Стоянка запрещается:

  • вне населенных пунктов на проезжей части дорог, обозначенных знаком 2.1;

Если вне населенного пункта Вы едете по дороге, обозначенной знаком 2.1, то имейте в виду, что останавливаться для стоянки Вы можете только на обочинах. На проезжей части этого делать нельзя.

2.1 "Главная дорога". Дорога, на которой предоставлено право преимущественного проезда нерегулируемых перекрестков.

3. Вблизи железнодорожных переездов

12.5. Стоянка запрещается:

  • ближе 50 м от железнодорожных переездов.

Подробнее про правила стоянки вблизи железнодорожных переездов Вы можете узнать в этой статье. В частности, там подробно разбирается, как отмерить 50 метров от переезда, не прибегая при этом к помощи рулетки и других измерительных средств.

Знаки остановка запрещена и стоянка запрещена

Знак остановка запрещена

Кроме перечисленных выше условий в правилах дорожного движения существует специальный знак "Остановка запрещена":

Знак "Остановка запрещена" может устанавливаться на любых участках дорог и действует, как правило, до ближайшего перекрестка.

Например, этот знак устанавливается на мостах, границы которых водитель не может определить во время движения.

Обратите внимание, что хотя знак носит название "Остановка запрещена", он запрещает не только остановку, но и стоянку транспортных средств.

Знак стоянка запрещена

По аналогии со знаком "Остановка запрещена" в ПДД есть и знак "Стоянка запрещена":

Этот знак на 100 процентов соответствует своему названию и запрещает только стоянку транспортных средств.

Кроме того, не следует забывать и про знаки "Стоянка запрещена по нечетным" и "Стоянка запрещена по четным":

Знак 3.27 запрещает и остановку, и стоянку, 3.28 — только стоянку, 3.29 — стоянку только по нечетным числам месяца, 3.30 — стоянку только по четным числам месяца.

Зона действия знаков

Напомню некоторые особенности применения этих запрещающих знаков.

Перечисленные выше знаки действуют от места их установки до ближайшего перекрестка или до конца населенного пункта. Кроме того, зона действия знаков может быть ограничена следующими способами:

1. Совместно со знаком устанавливается табличка 8.2.2:

2. Устанавливается повторный знак 3.27 — 3.30 с табличкой 8.2.3:

3. Устанавливается знак 3.31 "Конец зоны всех ограничений":

4. Если знак применяется совместно с желтой линией разметки, то он действует до конца этой линии разметки:

Следует помнить, что знаки распространяют свое действие лишь на ту сторону дороги, на которой они установлены. Т.е. если знак 3.27 расположен на правой стороне дороги, то он не запрещает поставить транспортное средство на стоянку на левой стороне. Например, на дороге с односторонним движением.

Штрафы за неправильную остановку и стоянку

Штрафы за неправильную остановку и стоянку транспортных средств приведены в статье 12.19 главы 12 Кодекса об административных правонарушениях:

Остановка или стоянка В Москве или Санкт-Петербурге В других регионах
на железнодорожном переезде 1 000 рублей или
лишение прав на 3-6 месяцев
на месте для инвалидов 5 000 рублей
на пешеходном переходе 3 000 рублей 1 000 рублей
на тротуаре 3 000 рублей 1 000 рублей
на остановке общественного транспорта или такси 3 000 рублей 1 000 рублей
на трамвайных путях 3 000 рублей 1 500 рублей
далее первого ряда 3 000 рублей 1 500 рублей
в тоннеле 3 000 рублей 2 000 рублей
с созданием препятствий
для других ТС
3 000 рублей 2 000 рублей
в зоне действия
запрещающих знаков
3 000 рублей 1 500 рублей
в других случаях 2 500 рублей предупреждение или 500 рублей

В общем, в настоящее время штрафы за нарушение правил остановки достаточно разнообразны и варьируются от предупреждения до 5 000 рублей.

Обратите внимание, при оплате перечисленных штрафов можно получить скидку в размере 50 процентов. Для этого нужно оплатить штраф в течение 20 дней с момента нарушения.

Читайте также:  В течении шестидесяти календарных дней

Кроме того, за нарушение правил парковки автомобиль может быть эвакуирован на штрафстоянку:

Ведомство объясняет свою инициативу тем, что из-за "парковки" в неположенном месте на скоростных дорогах, где можно развивать скорость более 90 километров в час, происходят ДТП. Например, в конце августа прошлого года водитель фуры остановился на обочине трассы М-4 "Дон". И в него въехал автобус с пассажирами. Пострадали восемь человек. Движение на трассе было практически парализовано.

И это не единичный случай. По статистике, которую приводит минтранс в пояснительной записке к проекту поправок в Кодекс об административных правонарушениях, ДТП с участием машин, остановившихся на обочине, всегда имеют тяжкие последствия.

Количество погибших в дорожных авариях с наездом на стоящий автомобиль только на трассах "Автодора" составляет 15,2 процента от общего числа погибших на дорогах, которые находятся в управлении госкомпании. Чаще всего аварии происходили в темное время суток.

Статистика ДТП показывает, что на дорогах, где запрещено движение тихоходных транспортных средств, идет увеличение числа погибших из-за тех, кто решил отдохнуть на обочине. В 2018 году на дорогах "Автодора" в таких ДТП погибли 59 человек, а в 2017-м — 39 человек. Только с начала 2018 года по 19 сентября включительно на трассах, находящихся в доверительном управлении "Автодора" (М-1 "Беларусь", М-3 "Украина", М-4 "Дон", М-11 "Москва — Санкт-Петербург", А-107 "ММК"), произошло 114 наездов на стоящие транспортные средства. Это четвертый из видов ДТП по количеству — после столкновений, наездов на дорожные сооружения и наездов на пешеходов.

Остановить рост числа таких аварий может увеличение денежного наказания за остановку в неположенном месте, считают в минтрансе.

В сентябре 2013 года размер административных штрафов за нарушение правил остановки и стоянки на дороге увеличили, это поубавило число желающих прокатиться по такой "резервной полосе" или припарковать машину на обочине. В следующем, 2014 году количество происшествий, связанных с наездом на стоящие у автотрасс транспортные средства, сократилось на 25 процентов, вспомнили в минтрансе. Кроме того, новое повышение штрафов позволит пополнить дорожные фонды различных уровней. Именно из них финансируется ремонт, строительство дорог.

Снижение числа ДТП является одной из основных целей национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги". По проекту смертность в результате ДТП должна уменьшиться в 3,5 раза по сравнению с 2017 годом — до уровня, не превышающего четырех человек на 100 тысяч населения, а к 2030 году приблизиться к нулевому уровню. Освобождать обочину требует и перспектива развития беспилотного транспорта. Для автомобиля, который сам едет по трассе, необходимы "маяки", позволяющие ему ориентироваться на местности. В случае если датчики будут загорожены, например, для беспилотного каравана из фур, это может привести к сбою в управлении движением и создаст большой риск возникновения аварий или заторов на автобане.

Опасная стоянка

Останавливаться на скоростной магистрали даже на обочине, особенно ночью, — это крайне опасное мероприятие. Так считают большинство экспертов. Даже короткая остановка на обочине МКАД может привести к трагическим последствиям. А что говорить о тех трассах, где максимальная скорость движения ограничена 130 км/ч?

Напомним не столь давнюю историю с известным автомобилистам членом общественного совета при ГУ МВД России по Москве Петром Шкуматовым. Ночью в левом ряду на трассе М-4 вдруг возникла стоящая машина без аварийных сигналов, без выставленного заранее знака. А девушка-водитель этого автомобиля бродила вокруг в темной одежде. Шкуматов с трудом увернулся от удара по остановившемуся автомобилю, чудом не сбил девушку и в результате врезался в отбойник. Ситуацию спас один из умных водителей. Он поставил перед ее машиной свою, включил аварийку, чтобы предупредить тех, кто едет следом, и ушел за отбойник, чтобы не стать жертвой случайного ДТП.

Поэтому повышение ответственности на таких дорогах за остановку в том числе и на обочине имеет смысл. Тем более что, по словам сотрудников Гос­автоинспекции, довольно часто на скоростных магистралях около отбойников бросают свои машины грибники, рыбаки и прочие граждане, охочие до красот природы.

Такие стихийные парковки возникают, например, вдоль М-9, то есть Новорижского шоссе в Подмосковье. На той же М-4 или М-2 таких проблем нет. Там помимо отбойников в лесистых местах поставлены еще и сетки, которые не дают диким животным выходить на дорогу.

Но стоит напомнить, что в данном случае документ предусмаривает увеличение штрафа за такую парковку. Статья была и ранее. Просто редко применялась.

От увеличения штрафа вряд ли изменится частота наложения взыскания. Ведь не будет инспектор ожидать на дороге, когда вернется из леса грибник за своей машиной.

Второй вопрос — в количестве мест, предусмотренных для остановок. Случилась беда с машиной: кончилось топливо, пробиты два колеса, двигатель хлебнул поддельного топлива. Что делать?

На платных трассах подъедет патруль и поможет. Его даже можно вызвать. А на других магистралях? Остается уповать только на собственное везение. Понятно, что если водитель сможет доказать необходимость остановки именно техническими проблемами, то сурового штрафа он избежит.

Но чтобы таких проблем вовсе не возникало, необходимо обустраивать площадки для остановки машин. Причем довольно частые.

Это стоит больших денег. Но без них водители по прежнему будут врезаться в случайно остановленные на обочине машины. И высокий штраф — это не решение проблемы. Решение в самой организации движения на таких магистралях.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector