Секретарь собрания собственников жилья не собственник

Секретарь собрания собственников жилья не собственник

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28 февраля 2018 г. № 7252-ЕС/04 О составе счётной комиссии собрания собственников помещений в многоквартирном доме

Департамент жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в рамках своей компетенции рассмотрел обращение, поступившее посредством официального сайта Минстроя России, сообщает следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом и проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.

Исходя из положений части 1 статьи 46 ЖК РФ решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание.

Требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и порядку передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор утверждены приказом Минстроя России от 25 декабря 2015 г. N 937/пр (далее – Требования).

Пунктом 21 Требований предусмотрено, что реквизиты подписи протокола общего собрания содержат сведения о фамилии, инициалах лица, председательствующего на общем собрании, секретаря общего собрания, а также о лицах, проводивших подсчет голосов, и собственноручная подпись указанных лиц, дату ее проставления. В случае если вопрос об избрании лица, председательствующего на общем собрании, а также лиц, осуществляющих подсчет голосов, включен в повестку дня общего собрания и принято решение об отклонении предложенных кандидатур, реквизиты подписи протокола общего собрания содержат сведения о фамилии, инициалах инициатора проведенного общего собрания.

В случае отсутствия прямых норм в требованиях специального законодательства применяются нормы гражданского законодательства, регулирующего сходные отношения.

В указанном случае жилищное законодательство не содержит прямых норм, указывающих на обязательное создание счетной комиссии, в компетенцию которой входит подсчет голосов по итогам проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и не определены требования к лицам, осуществляющим подсчет голосов, следовательно правомерно применение подпункта 4 части 4, подпункта 4 части 5 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), которыми установлено, что в протоколе собрания должны быть отражены сведения о лицах, проводивших подсчет голосов.

Действующее законодательство не содержит требований, в том числе ограничений и запретов к составу счетной комиссии и не ставит состав такой комиссии в зависимость от того, кто является инициатором общего собрания.

На основании изложенного Департамент жилищно-коммунального хозяйства считает возможным включение в состав счетной комиссии председателя общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а равно секретаря такого собрания допустимым, в случае если решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома не установлено иное.

Кроме того, необходимо отметить, что требования к членам счетной комиссии могут содержаться в ранее принятом решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и в соответствии с частью 5 статьи 46 ЖК РФ по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для исполнения.

Таким образом, в состав счётной комиссии могут входить председатель, секретарь собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в виду того, что состав счётной комиссии определяется решением собственников помещений в многоквартирном доме, так как вопросы об избрании председателя и секретаря общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, лицах, проводивших подсчет голосов, рекомендуется включать в повестку дня каждого собрания.

Также пунктом 104 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", разъяснено, что правила главы 9.1 ГК РФ применяются к решениям собраний постольку, поскольку законом или в установленном им порядке не предусмотрено иное (пункт 1 статьи 181.1 ГК РФ).

Согласно статье 181.4 ГК РФ решение собрания может быть оспорено при нарушении требований закона, в том числе в случае, если допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания; у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия; допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении; допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2 ГК РФ).

Аналогичная норма права содержится в части 6 статьи 46 ЖК РФ, согласно которой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований ЖК РФ, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и, если таким решением нарушены его права и законные интересы.

По вопросу отдельного протокола счетной комиссии сообщаем следующее.

Исчерпывающий список требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах установлен приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 937/пр "Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах".

Отсутствие отдельного протокола счетной комиссии по итогам голосования на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома не влияет на легитимность итогов голосования по вопросам повестки дня и не является обязательным требованием действующего законодательства.

При этом, следует отметить, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

Таким образом, письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются экспертной позицией Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Директор Департамента
жилищно-коммунального хозяйства
Е.П. Солнцева

Обзор документа

Жилищное законодательство не содержит прямых норм, указывающих на обязательное создание счетной комиссии, в компетенцию которой входит подсчет голосов по итогам проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах. Не определены требования к лицам, занимающимся подсчетом голосов. В протоколе собрания должны быть отражены сведения о таких лицах.

В состав счетной комиссии могут входить председатель, секретарь собрания.

Читайте также:  Договор на водоотведение сточных вод

Вопросы об избрании председателя и секретаря, о лицах, проводивших подсчет голосов, рекомендуется включать в повестку дня каждого собрания.

Отсутствие отдельного протокола счетной комиссии по итогам голосования на общем собрании не влияет на легитимность итогов голосования по вопросам повестки дня и не является обязательным требованием действующего законодательства.

ТЕКСТ: Анастасия Бинкина, эксперт журнала «Управление многоквартирным домом»

Найти человека, который умеет считать, — что может быть проще? Но чтобы считать голоса собственников на общем собрании, нужны знания и желание общаться. Общее собрание собственников помещений в МКД — это специфическое мероприятие, где встречаются совершенно разные и зачастую малоприятные друг другу люди. Там спорят, ругаются и временами нецензурно выражаются. Собрание нужно вести так, чтобы получить по его результатам принятое решение, а не драку.

Ведущий общего собрания в жилищном законодательстве называется председателем; человек, который оформляет бумаги, — это секретарь общего собрания. Голоса участников собрания подсчитывают члены счетной комиссии. В дальнейшем председателя, секретаря общего собрания и членов счетной комиссии будем называть ответственными лицами.

Из этой статьи вы узнаете:

  • как подойти к выбору кандидатов;
  • какие полномочия есть у ответственных лиц;
  • как часто их избирать;
  • чем грозит отсутствие избранной счетной комиссии.

Как подойти к выбору кандидатов

Требования к тем, кого можно избрать ответственными лицами общего собрания, законодательно не установлены. Их подсказывает практика.

Избираться на роль ответственного лица общего собрания может любое физическое или юридическое лицо, даже если оно не собственник помещения в данном МКД. Мы рекомендуем УО и жилищным объединениям предлагать к избранию в ответственные лица общего собрания своих сотрудников. Еще лучше, если эти люди визуально известны собственникам помещений в МКД и пользуются уважением.

Разберемся с количеством. Председатель — один человек, секретарь — тоже. Это может быть одно и то же лицо, но только для «маленького» общего собрания. Например, в МКД, где не более 30 квартир. В доме с бльшим количеством помещений председателю собрания будет трудно параллельно вести протокол. Счетная комиссия может состоять из одного или нескольких человек — законодательство это тоже не регламентирует.

Помните, что от компетентности ответственных лиц будет зависеть успех собрания и его правомочность.

Мы не рекомендуем предоставлять участникам общего собрания широкий выбор. Предлагайте для голосования одну, максимум две фамилии. Большее количество кандидатов вызовет ненужную растерянность голосующих, которые потребуют уточнения: а кто это, в какой квартире живет, почему именно он (она) и пр.

Какие у кого есть полномочия

Обязанности председателя, секретаря общего собрания, членов счетной комиссии законом не определены. Они сформированы большой практикой общих собраний по всей стране.

Председателя избирают для того, чтобы он вел собрание собственников, а секретаря — для ведения и оформления протокола.

Членов счетной комиссии на общем собрании избирают для того, чтобы они подсчитали голоса участников и подвели итоги голосования по каждому вопросу повестки дня. Члены счетной комиссии выявляют недействительные бланки решений и проверяют полномочия представителей собственников.

По итогам собрания председатель, секретарь и члены счетной комиссии, проводившие подсчет голосов, подписывают протокол собрания собственников. Это определено пп. 3–5 ст. 181.2 ГК РФ и п. 21 Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утв. приказом Минстроя России от 25.12.2015 № 937/пр.

Вопрос

Нужно ли оплачивать Работу председателя, секретаря и членов счетной комиссии?

Оплату труда ответственных лиц на общем собрании ЖК РФ не предусматривает. Но такое решение может принять общее собрание собственников помещений в МКД. Для этого собственники должны определить размер вознаграждения и порядок его выплаты. Включите эти вопросы в повестку дня собрания собственников. Расходы на оплату труда ответственных лиц включите в расходы по финансированию общего собрания. Такой подход соответствует положениям п. 3.5 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ.

Как избирают

Председателя и секретаря общего собрания, а также членов счетной комиссии избирают непосредственно на общем собрании собственников помещений в МКД. Такие выводы находят подтверждение в Методических рекомендациях по порядку организации и проведению общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утв. приказом Минстроя России от 31.07.2014 № 411/пр (далее — Методические рекомендации).

Вопрос

Кто подпишет протокол общего собрания, если собственники не выбрали председателя, секретаря или счетную комиссию?

Протокол общего собрания нужно составлять всегда, и он должен быть оформлен по правилам.

Если вопрос об избрании председателя, секретаря собрания, членов счетной комиссии включен в повестку дня собрания, но собственники отклонили предложенные кандидатуры, протокол подписывают инициаторы проведенного собрания. Это закреплено п. 21 Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утв. приказом Минстроя России от 25.12.2015 № 937/пр.

Как часто избирать

Минстрой России рекомендует в повестку дня каждого общего собрания включать вопросы об избрании председателя, секретаря и членов счетной комиссии (п. 2 разд. VI Методических рекомендаций; см. рисунок). Но эти вопросы будут перегружать повестку дня последующих собраний и увеличивать риск отказа собственников от предлагаемых кандидатур в дальнейшем.

Чтобы избежать такой проблемы, вы можете определить срок действия полномочий выбираемых лиц. Для этого дополните повестку дня соответствующими вопросами. Поскольку срок полномочий ответственных лиц не ограничен законодательно, собрание может установить любой удобный период — например, год.

Если же председатель или секретарь, которых избрали на определенный срок, не смогут присутствовать на каком‑либо собрании, просто включите в повестку дня вопрос об избрании иных лиц. Но если не сможет участвовать кто‑то из счетной комиссии, то ее состав необходимо будет утвердить заново.

Последствия отсутствия на собрании председателя, секретаря и членов счетной комиссии

Сведения о председателе, секретаре и лицах, проводивших подсчет голосов на собрании, а также их подписи в протоколе — это обязательные реквизиты протокола общего собрания собственников. Если этой информации в протоколе нет — значит, он оформлен с нарушениями.

Существенное нарушение правил составления протокола, в т. ч. нормы о письменной форме протокола, может повлечь недействительность решения собрания (подп. 4 п. 1 ст. 181.4 ГК РФ).

Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить решение в силе, если (ч. 6 ст. 46 ЖК РФ):

  • посчитает, что отсутствие в протоколе подписей указанных лиц не является существенным нарушением;
  • решение не повлекло за собой причинения убытков собственникам, которые его обжалуют. 

Вопрос-ответ по теме

Вопрос

В многоквартирном доме создано ТСН и оно передано на управление в управляющую компанию. Вправе ли собственники квартир самостоятельно провести общее собрание, без участия председателя ТСН, по вопросу размещения на наружных стенах дома рекламных конструкций?

Ответ

Инициатором общего собрания может быть любой собственник помещения в доме. В том числе это может быть собственник, не являющийся членом ТСН или его председателем. Инициатором может выступать группа собственников.

Читайте также:  Отдельное поручение следователя упк рф

Каковы основные правила проведения общего собрания собственников помещений в МКДРекомендация поможет заинтересованным лицам узнать основные правила проведения общего собрания собственников помещений в МКД (далее – общее собрание).

Порядок проведения такого собрания регламентирован статьями 45–48 Жилищного кодекса РФ. Чтобы соблюсти его, необходимо разобраться в следующих подходах законодательства по проведению общего собрания:

  • какие существуют виды общего собрания;
  • в каких формах проводится общее собрание;
  • как уведомить о проведении общего собрания;
  • кто вправе участвовать в голосовании на общем собрании;
  • кто может быть администратором и секретарем общего собрания;
  • как определить количество голосов, которым обладает собственник;
  • как определить правомочие (кворум) общего собрания;
  • как принимаются решения на общем собрании;
  • как подвести итоги голосования на общем собрании.

Какие существуют виды общего собрания собственников помещений в МКД

Законодатель предусматривает 2 вида проведения общего собрания:

Собственники помещений в МКД обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание. Оно проводится в течение второго квартала года, следующего за отчетным годом, если иное не установлено общим собранием.

Внеочередное общее собрание собственники помещений в МКД вправе провести в любое время.

Это предусмотрено частями 1, 2 статьи 45 Жилищного кодекса РФ.

В каких формах проводится общее собрание собственников помещений в МКД

Общее собрание собственников помещений в МКД может проводиться посредством:

1) очного голосования – совместного присутствия собственников помещений для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование;

2) заочного голосования – опросным путем, передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания, оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, или с использованием ГИС ЖКХ в соответствии со статьей 47.1 Жилищного кодекса РФ.

Внимание: заочное голосование может быть проведено в случае, если при проведении общего собрания путем совместного присутствия такое собрание не имело кворума. Голосование проводится с той же повесткой дня, что и на очном голосовании, что установлено частью 1 статьи 47 Жилищного кодекса РФ.

3) очно-заочного голосования – очного обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, а также передачи решений собственников в установленный срок в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания.

Формы проведения общего собрания установлены статьей 44.1 Жилищного кодекса РФ.

Ситуация: кто выбирает форму проведения ОСС в случае, если оно проводится на основании обращения собственников помещений в управляющую МКД организацию?

Если УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК проводит общее собрание по обращению собственников, такая организация вправе самостоятельно определить форму его проведения. Формы проведения собраний установлены статьей 44.1 Жилищного кодекса РФ.

Собственники помещений в МКД, обладающий не менее чем 10% голосов от общего количества голосов собственников помещений в МКД вправе обратиться в письменной форме в УО, правление ТСЖ, ЖК, ЖСК для организации проведения общего собрания собственников. В обращении должны быть сформулированы вопросы, подлежащие внесению в повестку дня собрания. Это закреплено частью 6 статьи 45 Жилищного кодекса РФ.

Указания на то, что собственники помещений в МКД в рассматриваемом случае выбирают форму проведения ОСС, Жилищный кодекс РФ не содержит.

Ситуация: обязательно ли местом проведения общего собрания собственников помещений в МКД определять придомовую территорию этого дома

Нет, не обязательно.

Закон не предусматривает, что место сбора собственников для очного обсуждения вопросов повестки дня – это придомовая территория МКД. Инициатор собрания в форме очного или очно-заочного голосования вправе созвать собственников в другом месте ( п. 3 ч. 5 ст. 45 ЖК РФ). Например, таким местом может быть актовый зал УО или помещение администрации города.

Однако при выборе места стоит учитывать, что его удаленность от МКД повлияет на явку собственников. Чем ближе место сбора к дому, тем больше собственников придут.

Как уведомить о проведении общего собрания собственников помещений в МКД

Уведомление о проведении общего собрания осуществляется путем направления соответствующего сообщения. Уведомить о проведении общего собрания необходимо каждого собственника помещения в МКД.

Внимание: при наличии в доме муниципальной или государственной собственности, в зависимости от того, кому принадлежит право собственности на помещение в МКД, письменное уведомление необходимо направить:

  • органу исполнительной власти РФ или субъекта РФ;
  • органу местного самоуправления.

Законодательством предусмотрены следующие способы уведомления о проведении общего собрания:

  • направление заказным письмом;
  • вручение под роспись;
  • размещение в помещении МКД, определенном решением общего собрания и доступном для всех собственников помещений в данном доме;
  • иной способ, определенный общим собранием.

Сообщение о проведении общего собрания направляется не позднее чем за 10 дней до даты его проведения инициаторами общего собрания.

Это предусмотрено частью 4 статьи 45 Жилищного кодекса РФ.

Кто вправе участвовать в голосовании на общем собрании собственников помещений в МКД

Правом голосования на общем собрании обладают собственники помещений в данном доме.

Также лица, которые приняли помещения от застройщика (будущие собственники), могут участвовать в голосовании и принимать решения по любым вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания собственников. Такое право они получили 11 января 2018 года и могут пользоваться им в течение года со дня выдачи разрешения на ввод МКД в эксплуатацию ( ч. 1.1 ст. 44 ЖК).

  • лично;
  • через своего представителя.

Это установлено частью 1 статьи 48 Жилищного кодекса РФ.

Представитель собственника помещения в МКД на общем собрании действует в соответствии с полномочиями, основанными на:1

  • указаниях федеральных законов, актов уполномоченных на то госорганов или актов органов МСУ;
  • составленной в письменной форме доверенности на голосование.

Кто может быть председателем и секретарем общего собрания собственников помещений в МКД

Председателем и секретарем общего собрания может быть любое лицо, в том числе не являющееся собственником помещения в МКД.

Жилищное законодательство не содержит критериев к лицам, которые могут быть избраны председателем и секретарем на каждом общем собрании собственников помещений в МКД.

Председатель собрания избирается для того, чтобы вести собрание собственников, а секретарь – для оформления протокола.

По итогам проведенного собрания указанные лица подписывают протокол общего собрания. Это предусмотрено пунктом 4 Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденных приказом Минстроя от 28.01.2019 № 44/пр.

Ситуация: обязательно ли на каждом собрании собственников помещений в МКД избирать председателя и секретаря

Жилищный кодекс РФ не содержит прямого указания на обязательное избрание председателя и секретаря на каждом общем собрании собственников помещений в МКД.

Вместе с тем, закон прямо указывает на то, что протокол собрания подписывают:

  • председательствующий на собрании;
  • секретарь собрания;
  • лица, проводившие подсчет голосов (члены счетной комиссии).

Это предусматривают пункт 3 статьи 181.2 Гражданского кодекса РФ и пункт 4 Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденных приказом Минстроя от 28.01.2019 № 44/пр.

Читайте также:  Как сохранить чек в госуслугах

Ситуация: может ли сотрудник УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК быть избран председателем, секретарем собрания

Председателем и секретарем общего собрания может быть любое лицо, в том числе не являющееся собственником помещения в МКД.

Жилищный кодекс РФ не содержит критериев к лицам, которые могут быть избраны председателем и секретарем на каждом общем собрании собственников помещений в МКД.

Как определить количество голосов, которым обладает собственник помещения в МКД

Количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в МКД на общем собрании, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме ( ч. 3 ст. 48 ЖК РФ).

Доля в праве общей собственности на общее имущество в МКД собственника помещения пропорциональна размеру общей площади его помещения ( ч. 1 ст. 37 ЖК РФ).

Таким образом, определить количество голосов, которыми обладает конкретный собственник помещения в МКД можно по формуле:

где Sсоб – площадь помещения собственника, пришедшего на общее собрание,

Sобщ – общая площадь всех жилых и нежилых помещений в МКД.

Ситуация: как считать голоса на общем собрании собственников, если дом муниципальный и большая часть квартир принадлежит городу

Собственник помещений муниципального жилищного фонда в МКД – соответствующее муниципальное образование ( ч. 2 ст. 19 ЖК РФ).

Количество голосов такого собственника определите по общим правилам и рассчитайте исходя из общей площади помещения в МКД. Это следует из части 3 статьи 48 и части 1 статьи 37 Жилищного кодекса РФ.

Как определить правомочие общего собрания собственников помещений в МКД

Общее собрание правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания должно быть проведено повторное собрание.1

Внимание: в заочном голосовании принявшими участие считаются собственники помещений в данном доме, решения которых получены до даты окончания их приема ( ч. 2 ст. 47 ЖК РФ).

Высчитать кворум общего собрания можно по следующей формуле:

где Sпс – площади помещений собственников, пришедших на общее собрание,

Sобщ – общая площадь всех жилых и нежилых помещений в МКД.

Как принимаются решения на общем собрании собственников помещений в МКД

Решения на общем собрании принимаются путем голосования по вопросам повестки дня в формулировке "за", "против" или "воздержался".

Способы проведения голосования зависят от формы общего собрания.

Внимание: в случае, когда голосование проходит посредством оформления в письменной форме решений собственников, засчитываются те голоса, где по вопросам оставлен только один из возможных вариантов голосования ("за", "против" или "воздержался"). Оформленные с нарушением данного требования решения признаются недействительными. Голоса по содержащимся в них вопросам не подсчитываются. Однако это не влечет за собой признание указанного решения недействительным в целом. Такой порядок установлен частью 6 статьи 48 Жилищного кодекса РФ.

Для приятия решений собственникам необходимо набрать следующее количество голосов:

  • большинство голосов от общего числа голосов, принимающих участие в данном собрании собственников помещений в МКД;
  • более чем 50 процентов голосов от общего числа голосов собственников помещений в МКД – по вопросам, предусмотренным пунктом 1.1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса РФ;
  • большинство не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в МКД – по вопросам, предусмотренным подпунктами 1, 1.1–1, 1.2, 2, 3, 3.1, 4.2, 4.3 части 2 статьи 44 ЖК.

Решение общего собрания, принятое в установленном Жилищным кодексом РФ порядке по вопросам компетенции такого собрания, обязательно для всех собственников помещений в МКД.

Если все помещения принадлежат одному собственнику, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания, принимаются им единолично и оформляются в письменной форме.

Пример принятия решения большинством голосов, принимающих участие на данном собрании

На общем собрании собственников помещений в МКД по вопросам повести дня "за" проголосовало 49,25% голосов, принимающих участие в голосовании, "против" – 29,67%, "воздержался" – 21,07%.

То есть в данной ситуации на общем собрании приняли участие собственники и их представители, обладающие 99,99% (49,25% + 29,67% + 21,07%) голосов собственников от общего числа голосов. Большинством от общего числа голосов, принимающих участие в данном собрании собственников помещений в МКД, является более 49,995% голосов. Соответственно, если "за" проголосовали 49,25%, то решение не может считаться принятым.

Ситуация: могут ли родители голосовать за несовершеннолетних детей на общем собрании собственников помещений в МКД

Несовершеннолетний ребенок не считается дееспособным, а значит, не вправе голосовать на ОСС. Это следует из части 1 статьи 21 ГК.

При этом собственник помещения в МКД вправе голосовать на ОСС не только лично, но и через своего представителя, в том числе если собственник недееспособен (ч. 1, 2 ст. 48 ЖК). Законными представителями несовершеннолетнего ребенка выступают его родители, усыновители или опекуны ( ч. 1 ст. 64 СК, ст. 28 ГК).

Ситуация: распространяются ли решения общего собрания собственников помещений в МКД на собственников машино-мест

Да, распространяются, если эти решения отвечают двум условиям:

  • приняты в порядке, установленном Жилищным кодексом РФ;
  • относятся к компетенции общего собрания.

Это следует из части 5 статьи 46 Жилищного кодекса РФ.

С 1 января 2017 года машино-место – отдельный объект недвижимого имущества, который можно оформить в собственность ( п. 1 ст. 130 ГК РФ).

Ситуация: можно ли менять повестку дня общего собрания собственников помещений в МКД

Повестка дня формируется до начала общего собрания и должна быть отражена в сообщении о проведении собрания. Такое сообщение направляют за 10 дней до начала собрания каждому собственнику ( ч. 5 ст. 45 ЖК).

Общее собрание не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня данного собрания, а также изменять повестку дня ( ч. 2 ст. 46 ЖК). Если собрание проходит в форме заочного голосования, повестка дня должна быть такой же, как и в очной форме ( ч. 1 ст. 47 ЖК).

Кроме того, решение будет ничтожным, если оно принято по вопросу, не включенному в повестку. Исключение – в собрании приняли участие все собственники помещений в МКД ( п. 1 ст. 181.5 ГК).

Как подвести итоги голосования на общем собрании собственников помещений в МКД

Подведение итогов голосования по вопросам, включенным в повестку дня общего собрания, осуществляется счетной комиссией, члены которой избираются на таком собрании.

Результаты голосования по каждому вопросу, включенному в повестку дня общего собрания, в обязательном порядке заносятся в протокол данного собрания.

Протокол оформляет секретарь общего собрания, кандидатуру которого собственники избирают на общем собрании. Оформить протокол необходимо:

  • в письменной или электронной (если собрание будет проведено с использованием ГИС ЖКХ) форме;
  • в сроки, установленные общим собранием, но не позднее чем через 10 дней с даты проведения общего собрания.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector