Разница между конституционным и верховным судами

Разница между конституционным и верховным судами

С институциональной точки зрения Конституционный Суд – один из высших государственных органов, независимо и самостоятельно существующий и действующий наряду со всеми другими высшими органами государственной власти Российской Федерации. С позиций функциональной характеристики Конституционный Суд представляет собой судебный орган, осуществляющий свою деятельность в форме конституционного судопроизводства. Этот аспект, если его соотнести с практикой организации государственной власти, является преобладающим. Именно поэтому решения Конституционного Суда, по смыслу Конституции и Закона о Конституционном Суде, не являются актами выражения политической воли; Суд не рассматривает политические вопросы, его решения всегда должны быть решениями о праве.

Важной особенностью юридической природы Конституционного Суда Российской Федерации является то, что он должен не только применять Конституцию и право, но и "находить" право. Этот аспект правовой природы судебного конституционного контроля является предметом спора и в странах, обладающих давними и прочными традициями такого контроля. Как отмечает известный американский юрист Л.Фридмэн, "прежде всего судебный контроль не является системой, выражающей волю большинства. Верховный суд никем не избирается. Избиратели выбирают конгрессменов, сенаторов, президентов, которые будут ими управлять.

Почему должен суд переиначивать то, что решает общественность через своих представителей? Действительно, Конституция является высшим законом страны. Но только самые наивные верят, что Верховный суд просто "интерпретирует" текст, то есть исследует, что документ означает или что подразумевали в нем люди, которые его писали. Суд идет дальше простой интерпретации. Суд изобретает и расширяет конституционную доктрину; некоторые из положений доктрины связаны с основным текстом легкими паутинками, если вообще связаны"1.

Иначе говоря, конституция, если она является живым законом, подчинена тем законам жизни, которые действуют в политической и юридической надстройке всякого общества. Речь идет не только о взаимодействии и взаимовлиянии конституции и действующего права или структур власти, государства, его органов и агентов, но и о постепенном преобразовании самой конституции под влиянием общественного развития. Так, Конституция США в 1996 году – это документ, существенно отличающийся от того, который был принят в 1787 году, хотя в тексте Конституции никаких изменений, за исключением принятых в течение этого времени 27 поправок, нет. Конституция изменилась без изменения ее текста. Это свидельство того, что именно суд, наделенный правом конституционного контроля, обладает правом трансформировать конституцию.

В правовой системе России официальное толкование Конституции согласно статье 125 предоставлено только и исключительно Конституционному Суду Российской Федерации. Это не означает, что толкование не предпринимается другими органами государственной власти. Оно осуществляется всяким правоприменителем, а также гражданами, но только Конституционный Суд принимает такие акты толкования, которые строго обязательны для всех субъектов российского права и обладают по существу нормативным характером.

Это отличает Конституционный Суд от всех иных судов или иных органов государственной власти, которые могут в своей деятельности руководствоваться краткосрочными интересами или принимать решения под влиянием давления различных общественных групп. Конституционный Суд в этом смысле является хранителем долгосрочных конституционных ценностей, на основе которых выверяются решения органов законодательной или исполнительной власти.

На это прямо ориентируют некоторые положения Закона о Конституционном Суде Российской Федерации. В частности, Суд разрешает дела и дает заключения, руководствуясь Конституцией Российской Федерации и правосознанием. Разумеется, правосознание не может бить оторвано от Конституции, оно формируется на ее основе, осознании ее содержания, роли и места в организации социума1.

Более определенно указанный аспект юридической природы Конституционного Суда Российской Федерации выражен в положении Закона о Конституционном Суде Российской Федерации, устанавливающем, что Конституционный Суд отказывает в рассмотрении ходатайства о проверке конституционности международного договора или нормативного акта в случае, если вопрос, разрешаемый законом, иным нормативным актом или не вступившим в силу международным договором, конституционность которых предлагается проверить, не получил разрешения в Конституции Российской Федерации или по своему характеру и значению этот вопрос не относится к числу конституционных. Но отсутствие в Конституции способа правильного разрешения спора конституционного значения не является для Конституционного Суда непреодолимым препятствием; в этом случае он должен руководствоваться "общими началами и смыслом" Конституции Российской Федерации.

Стало быть, в ситуации правовой неопределенности принципы Конституции Российской Федерации приобретают непосредственно регулирующее значение. Речь идет о принципе народовластия как основе государства, федерализме, государственном суверенитете, правах и свободах человека как высшей ценности, верховенстве права, политическом плюрализме, разделении властей, многообразии форм экономической деятельности, полноправном участии России в мировом сообществе.

Основой концепции нового конституционного строя России выступают великие гуманистические идеи, исходящие из незыблемости и неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина. Права человека – главный критерий деятельности Конституционного Суда, который во многом имеет универсальное значение и оказывает влияние практически на каждое решение о проверке конституционности тех или иных актов.

Таким образом, нет оснований рассматривать деятельность Конституционного Суда как чисто судебную, но именно судебная деятельность может и должна рассматриваться как преобладающая для Конституционного Суда. В противном случае может возникнуть реальная опасность политизации конституционного судопроизводства, питательной почвой для которой в конкретных условиях Российской Федерации является отсутствие должной правовой урегулированности некоторых сфер общественных отношений, а возможно, и желание (осознанное или неосознанное) законодателя или исполнительной власти переложить на Конституционный Суд решение отдельных вопросов, входящих в их компетенцию (прежде всего взаимоотношений федеральных властей или взаимоотношений федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации).

Опасность политизации Конституционного Суда может быть заложена и в самом законодательстве, определяющем компетенцию этого органа судебной власти. В частности, статья 1651 прежней Конституции Российской Федерации, существенно расширившая его полномочия, предусматривала, что Конституционный Суд наряду с другими делами разрешает дела о конституционности политических партий и общественных объединений. В части второй статьи 7 Конституции Российской Федерации в редакции, утвержденной VII Съездом народных депутатов Российской Федерации в декабре 1992 года, говорилось, что "не допускается создание и деятельность партий, общественных организаций и движений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание не предусмотренных Конституцией и законами Российской Федерации структур власти, незаконных вооруженных формирований, разжигание социальной, национальной и религиозной розни, включая пропаганду исключительности и любых форм дискриминации по признакам этнической, национальной, расовой, религиозной принадлежности".

Читайте также:  Осаго по генеральной доверенности

Тем самым Конституционный Суд был поставлен законодателем в условия, когда он обязан дать ответ на вопрос, в какой мере создание (организационный аспект) и деятельность (функциональный аспект) политической партии, общественной организации и массового движения опасны для конституционного строя государства. И в этом последнем случае чрезвычайно остро вставал вопрос о разграничении права и политики, правового решения и акта политической воли.

Российская юриспруденция никогда не проводила непреодолимой границы между правом и политикой, между политическим и юридическим, напротив, она неизменно подчеркивала их взаимозависимость и взаимодействие. Закрепляя указанное полномочие Конституционного Суда, законодатель, по-видимому, исходил из того, что политические вопросы, имеющие конституционное значение, могут быть решены юридическими средствами и, следовательно, между судебным постановлением и политическим решением нет противоположности, которую было бы невозможно преодолеть. При такой исходной позиции предметом разрешения в конституционном судопроизводстве является юридическая форма, в которой выражается тот или иной акт политического волеизъявления, и именно в этом смысле Конституционный Суд Российской Федерации "не рассматривает политические вопросы".

В этой связи для исследователя может представлять интерес решение Конституционного Суда от 28 октября 1992 года "О заявлении представителя стороны, возражающей против ходатайства о неконституционности КПСС и КП РСФСР, адвоката А.В.Клигмана по поводу распоряжений и действий Председательствующего в заседании Конституционного Суда 16 октября 1992 года", помещенное в приложениях к данной книге, в котором предпринята попытка разграничения "политического" и "юридического". "Конституционный Суд, – отмечается в указанном решении, – неоднократно обращал внимание на то, что он не рассматривает в данном процессе политические вопросы, которые не являются предметом правового регулирования. Вопрос же о конституционности политических партий является юридическим вопросом, поскольку статья 1651 Конституции Российской Федерации наделяет Конституционный Суд полномочиями разрешать дела о конституционности политических партий, оценивая соответствие их деятельности Конституции Российской Федерации и действующему законодательству"1.

* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

Создание и упразднение российских судов регламентируется Федеральным конституционным законом. Статья 17 указывает, что Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды РФ, созданные на основе Конституции, могут упраздняться только внесением в нее соответствующих поправок. Процедура создания и упразднения других судов федерального значения определяется федеральным законодательством, мировых и конституционных судов законами субъектов РФ.

Наши судебные эксперты и юристы узаконят Ваш объект. Срок от 40 дней, стоимость от 150 000 руб.

При этом ни один суд не не может подлежать упразднению, если относящиеся к его рассмотрению вопросы, не были переданы в компетенцию другого суда. Федеральный закон провозглашает Конституционный суд инструментом конституционного контроля, осуществляющим самостоятельное и независимое конституционное судопроизводство и устанавливает сферу его компетенции, порядок создания и деятельности.

Высшим органом правосудия по административно-градланским, уголовным и другим делам, попадающих под область действия судов общей юрисдикции является Верховный Суд РФ. Основные положения, касающиеся Верховного Суда, сформулированы ст. 19 Федерального конституционного закона: ВС РФ осуществляет контроль за решениями судов общей юрисдикции, в том числе специализированных и военных федеральных судов, в рамках своих полномочий ВС занимается рассмотрением дел в исполнение надзорных функций и по вновь открывшимся обстоятельствам, как суд второй инстанции, а в ситуациях, оговоренных законодательством, в качестве суда первой инстанции, в отношении верховных республиканских, краевых, областных судов, судебных органов городов федерального значения, автономных областей и округов, военных округов, различных родов войск, флотов, ВС РФ считается вышестоящей инстанцией, ВС РФ дает необходимые разъяснения по проблемам судебной практики.

В статье 20 закреплены основные положения, касающиеся верховных республиканских, краевых (областных) судов, судов автономных областей и округов, а также городов федерального значения: в рамках компетенции данных судов находится рассмотрение дел в качестве суда как первой, так и второй инстанции, в порядке контроля и в связи с вновь открывшимися обстоятельствами, упомянутые суды являются вышестоящими судебными органами для районных судов, работающих на территории субъектов РФ.

Полномочия районных судов определены положениями ст.21:

при рассмотрении дел районный суд правомочен выступать в качестве суда обеих инстанций и выполняет обязанности, предусмотренные законодательством, для мировых судей, действующих в границах территории определенного судебного района, районный суд является вышестоящей инстанцией. Порядок создания, деятельность и полномочия судов всех вышеперечисленных судов регламентируется федеральным конституционным законом. Эти же правила предусмотрены для деятельности военных судов, созданных по территориальному признаку.

Правовое регулирование высшей инстанции судебной системы РФ

Согласно ст. 118 Конституции РФ правосудие осуществляется только судом. Значимость правового положения судебной ветви власти прослеживается в правовом регулировании: основополагающие нормативно-правовые акты, регулирующие структуру судебной системы, приняты в форме федеральных конституционных законов, особенностью которых является специфический порядок принятия, изменения и отмены (ст. 108 Конституции РФ).

Судебная система РФ на настоящий момент выглядит следующим образом (ст. 4 ФКЗ от «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 № 1-ФКЗ):

Как видно из представленной схемы, помимо территориального принципа деления градация судебных инстанций происходит также по типу судопроизводства. Так, гражданское, уголовное и административное направления входят в сферу деятельности Верховного Суда РФ, а оставшаяся конституционная ветвь ограничивается Конституционным Судом РФ. Указанное деление на виды судопроизводства также прослеживается в структуре высших судов, о чем будет рассказано далее.

Читайте также:  Список профессий требующих предсменного медицинского освидетельствования

Некоторые особенности высших судов РФ

Наравне с законодательной и исполнительной ветвями власти судебная власть самостоятельна и подчиняется только закону. Вступившие в законную силу постановления любого из судов государства являются обязательными для исполнения на всей территории страны и для всех субъектов права. Неисполнение решений суда, а также проявление неуважения к суду влекут ответственность по ст. 297 Уголовного кодекса РФ.

Отличительной особенностью решений высших судов РФ является их окончательность и непреодолимость юридической силы. Ни решения Конституционного Суда, ни решения Верховного Суда обжалованию не подлежат, а потому имеют особую юридическую силу сродни силе закона. Именно поэтому судебная практика в зарубежных странах носит законодательный характер и применяется как источник права. Однако в России мнение суда высшей инстанции может рассматриваться как источник права только после его оформления в виде изменения в соответствующий закон, о чем будет рассказано далее.

Помимо особого порядка создания и регулирования деятельности высших судов РФ специфику имеет также процесс их упразднения: Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ, в отличие от остальных элементов судебной системы, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию РФ (ст. 17 закона о судебной системе). Примером служит Высший арбитражный суд. Он функционировал на основании ст. 127 Конституции и ФКЗ от 28.04.1995 № 1-ФКЗ (ст. 9–23), упразднен на основании закона РФ о поправке к Конституции РФ «О ВС РФ и прокуратуре РФ» от 05.02.2014 № 2-ФКЗ.

Конституционный суд РФ — суд высшей инстанции РФ по вопросам конституционного контроля

Высший суд РФ по вопросам конституционного контроля — Конституционный Суд РФ (далее — КС):

  • самостоятельно и независимо осуществляет судебную власть в рамках своих полномочий;
  • решает исключительно вопросы права;

  • состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, при этом срок их деятельности не ограничен (ст. 4 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.1994 № 1-ФКЗ);
  • правомочен осуществлять свою деятельность при наличии 2/3 от общего числа судей;
  • функционирует по самостоятельно разработанному и принятому внутреннему регламенту (последняя редакция от 10.10.2017).

В отличие от предшествующей редакции закона о КС, на настоящий момент КС структурно не разделяется на палаты. Однако помимо судей в КС функционирует аппарат КС, который осуществляет организационное, информационное, материально-техническое, социально-бытовое и иное обеспечение деятельности КС.

Аппарат КС состоит:

  • Из секретариата. Рассматривает в предварительном порядке поступающие в КС обращения и осуществляет организационное, научно-аналитическое, информационное и иное возложенное на него обеспечение деятельности КС (положение о секретариате КС, утв. решением КС от 13.07.2000). Общее руководство деятельностью секретариата возложено на председателя КС, текущее — на руководителя секретариата.
  • Управления государственной службы и кадров.
  • Финансового управления.
  • Управления делами.

Также в целях взаимодействия КС с научными организациями создается научно-консультативный совет (параграф 75 Регламента КС).

Полномочия Конституционного Суда РФ

Выделим некоторые из многочисленных полномочий КС (ст. 3 закона о КС РФ):

  1. Разрешает дела о соответствии Конституции РФ:
    • федеральных законов, нормативных актов высших государственных органов;
    • региональных нормативных актов, изданных в сферах ведения РФ и совместного ведения РФ и регионов;
    • договоров между органами государственной власти;
    • не вступивших в силу международных договоров РФ.
    • Разрешает споры о компетенции:
      • между федеральными органами государственной власти;
      • федеральными и региональными органами государственной власти;
      • высшими государственными органами субъектов РФ.
      • Дает толкование Конституции РФ (например, постановление КС «По делу о толковании ст. 91 и 92 (ч. 2) Конституции…» от 11.07.2000 № 12-П).
      • Дает заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
      • Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

      Следует отметить, что право законодательной инициативы использовалось КС несколько раз — при инициировании принятия закона о КС и соответствующих изменений к нему.

      Учитывая особую направленность своей деятельности, Конституционный Суд РФ не вправе отходить от заданных Конституцией РФ направлений устройства и функционирования государства. Так, разрешая споры о компетенции, КС обязан исходить из установленного Конституцией РФ разделения власти на судебную, законодательную и исполнительную, не допускать двойственности или смешения полномочий.

      Высшим судебным органом судов общей юрисдикции является Верховный Суд РФ

      Верховный Суд РФ (далее — ВС) является высшим судебным органом судов общей юрисдикции по делам по разрешению экономических споров, гражданским, уголовным, административным и иным делам, не отнесенным к компетенции КС (ст. 19 ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» от 05.02.2014 № 3-ФКЗ).

      ВС осуществляет свою длительность в качестве суда надзорной, апелляционной и кассационной инстанций, а также суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

      Кроме того, ВС дает судам разъяснения по вопросам судебной практики в форме:

      • постановлений — обобщенного анализа судебной практики по специальной тематике без ссылки на конкретные дела (например, постановление Пленума ВС «Об оспаривании крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность» от 26.06.2018 № 27);
      • обзоров — подборки актуальных, требующих особого внимания судебных дел с разъяснениями ВС (например, Обзор судебной практики ВС № 2 (2018), утв. Президиумом ВС 28.03.2018).

      Деятельность ВС в части разъяснения и обобщения судебной практики направлена на приведение к единообразию позиции судов государства и минимизации двойственности толкования закона.

      Разъяснения ВС РФ могут даже стать причиной пересмотра судебного акта, если точка зрения суда высшей инстанции на разрешенный судом вопрос разъяснилась, был сформирован иной подход (например, п. 5 ч. 4 ст. 392 Гражданского процессуального кодекса РФ).

      Всего в ВС работают 170 судей, которые назначаются Советом Федерации Федерального собрания РФ по представлению Президента РФ.

      В целях слаженного функционирования ВС формируется аппарат ВС. Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по принципиальным вопросам судебной практики при ВС действует научно-консультативный совет, состав которого утверждается Пленумом ВС (постановление Пленума ВС от 03.10.2017 № 36).

      Читайте также:  Адидас возврат товара в магазин

      Структура Верховного Суда РФ

      Структура ВС выглядит следующим образом (ст. 3 закона о ВС):

      1. Пленум (постановление Пленума ВС «Об утверждении Регламента Верховного суда РФ» от 07.08.2014 № 2).
      2. Президиум.
      3. Судебные коллегии.
      4. Апелляционная коллегия.
      5. Дисциплинарная коллегия (постановление Пленума ВС «Об утверждении Положения о Дисциплинарной коллегии Верховного суда РФ» от 07.08.2014 № 5).

      Как отмечалось ранее в настоящей статье, разделение полномочий КС и ВС происходит по типу судопроизводства. И если к ведению КС относится одно направление, конституционное, то ВС регулирует остальные направления, что без должной организации было бы проблематично.

      В этой связи в структуре ВС выделены судебные коллегии по административным, гражданским и уголовным делам, экономическим спорам и делам военнослужащих. Именно они вправе рассматривать дела, отнесенные к ведению ВС в качестве суда первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам. Кроме того, коллегии дают обобщения судебной практики по вопросам своего ведения и реализуют иные полномочия. Каждая коллегия состоит из председателя, который вместе с тем является заместителем председателя Пленума ВС, а также судей соответствующей коллегии.

      Апелляционная коллегия ВС выступает в качестве суда второй инстанции в отношении дел, рассматриваемых в судебных коллегия ВС в качестве суда первой инстанции, а также рассматривает дела по новым и вновь открывшимся фактам. Состоит из председателя, заместителя председателя и 10 судей ВС, избираемых Пленумом ВС по представлению председателя ВС сроком на 5 лет.

      Руководящие структуры Верховного Суда РФ — Пленум и Президиум

      Пленум ВС состоит из председателя, первого заместителя председателя, заместителей председателя — председателей судебных коллегий и судей. При этом стоит отметить, что по приглашению председателя в заседаниях Пленума вправе принимать участие председатель КС, генеральный прокурор, министр юстиции и другие лица.

      Помимо прочих Пленум осуществляет следующие полномочия:

      • рассматривает материалы анализа и обобщения судебной практики и дает судам разъяснения по вопросам судебной практики;
      • обращается с запросами в КС РФ;
      • утверждает Регламент ВС.

      Постановления Пленума принимаются большинством голосов от общего числа присутствующих на заседании членов Пленума, при условии что присутствовало более 2/3 от числа действующих судей ВС, подписываются председателем и секретарем Пленума.

      Президиум же состоит из председателя, его заместителей — председателей судебных коллегий и судей и выполняет следующие функции:

      • рассматривает дела в порядке надзора, в порядке возобновления производства по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, вступившие в силу судебные акты;
      • обеспечивает координацию деятельности судебных коллегий ВС;
      • утверждает положение об аппарате ВС, его структуру и штатное расписание;
      • рассматривает отдельные вопросы судебной практики;
      • осуществляет иные полномочия.

      Заседание Президиума проводится по мере необходимости, но не реже 1 раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует большинство членов Президиума.

      Постановления Президиума принимаются большинством голосов членов Президиума, участвующих в заседании.

      Право законодательной инициативы Верховного Суда РФ

      Наряду с высшими органами государственного управления право законодательной инициативы принадлежит КС и ВС в рамках осуществляемой ими деятельности. Как было указано ранее в настоящей статье, КС несколько раз использовал право законодательной инициативы — при внесении закона о КС и поправок к нему.

      Деятельность ВС по вопросу законодательной инициативы значительно шире. Так, на настоящий момент за 2018 год ВС внес в Государственную думу РФ 9 проектов федеральных законов (например, постановление Пленума ВС от 21.06.2018 № 25). К постановлению по вопросам законодательной инициативы прикладывается проект изменений соответствующего закона, пояснительная записка и финансово-экономическое обоснование.

      Так, на основании постановления Пленума ВС от 15.03.2016 № 4 был принят ФКЗ «О внесении изменений в статьи 37 и 39 ФКЗ “О военных судах РФ”» от 03.07.2016 № 7-ФКЗ; на основании постановления Пленума ВС от 13.07.2017 № 28 — ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон “О судебной системе Российской Федерации” и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции» от 29.07.2018 № 1-ФКЗ.

      Порядок обращения в Верховный Суд РФ

      При подаче документов в ВС к ним предъявляются специальные требования для соответствующей категории дел:

      1. По административным делам — гл. 12, 21–23, 26, 27, 34, 35, 36, 37 Кодекса административного судопроизводства РФ.
      2. Гражданским делам — гл. 1, 39, 41, 41.1, 42 Гражданского процессуального кодекса РФ.
      3. Уголовным делам — гл. 45.1, 47.1, 48.1, 49, 56 Уголовно-процессуального кодекса РФ.
      4. Делам по разрешению экономических споров — гл. 35, 36.1, 37 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
      5. Делам об административных правонарушениях — гл. 30 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

      Как и при обращении в иные судебные инстанции, при обращении в ВС заявителем уплачивается госпошлина (ст. 333.17–333.22, 333.36–333.37, 333.40, 333.41 Налогового кодекса РФ).

      К подаваемым в ВС документам, которые различаются в зависимости от того, является документ электронным образом оригинального документа на бумажном носителе или изначально созданным в электронный форме, предъявляются следующие требования:

      ***

      В международной практике сложилось два подхода к формированию высших судов страны:

      • моносистемность — один высший суд для всех категорий дел (например, в США);
      • полисистемность — несколько высших судов, рассматривающих соответствующие категории дел (например, в Германии).

      Судебная система РФ служит примером второго подхода. Высшие суды РФ разделены по сферам деятельности: ВС, рассматривающий споры, и КС, проверяющий законы на соответствие Конституции. А также существует структурное деление ВС на коллегии по характеру рассматриваемых дел.

      Статья оказалась полезной? Подписывайтесь на наш канал RUSЮРИСТ в Яндекс.Дзен!

      Ссылка на основную публикацию
      Adblock detector