Работа в реанимации новорожденных

Работа в реанимации новорожденных

Все виды реанимационной помощи новорожденным — лечение респираторного дистресс-синдрома, инфузионная терапия и парентеральное питание, респираторная поддержка при различных патологических состояниях — реализуются с участием медсестер.

Достижения в области неонатологии и реаниматологии открыли возможность выхаживания глубоко недоношенных детей и новорожденных с серьезными проблемами при рождении.

Однако с этим же обстоятельством связано повышение и без того высокого риска возникновения внутрибольничных инфекций (ВБИ) у новорожденных. Прежде всего, это отражается на заболеваемости пациентов интенсивной терапии и реанимации новорожденных.

В один блок поступают все группы детей после реанимации, которые больше не требуют респираторной и реанимационной помощи, но еще требуют дополнительной подачи кислородо-воздушной смеси или интенсивной терапии. Во второй блок поступают все новорожденные и доношенные и недоношенные из родильных домов города (транспортировку обеспечивает ВРКБ) с теми состояниями, которые требуют неотложной плановой, но не реанимационной помощи.

Отделение развернуто в приспособленном помещении. Включает в себя шесть палат, реанимационный зал и вспомогательные помещения.

Палаты оборудованы централизованной разводкой кислорода и воздуха из расчета две кислородные точки и одна воздушная на одну койку; панелью электропитания из расчета десять розеток европейского стандарта и две стандартные розетки на одну койку. Палаты приспособлены для расположения 2-3 детей.

Штатное расписание отделения реанимации новорожденных и недоношенных детей на 12 коек с Выездной реанимационно-консультативной бригадой и выездной неонатологической консультативной бригадой.

Новорожденные поступают в отделение из родильных домов и других стационаров для хирургической и терапевтической помощи. Работа по разработке системы инфекционного контроля и ее внедрению была начата в середине 1997 года. С этого периода в помощь госпитальному эпидемиологу была введена должность сестры по инфекционному контролю. С 1998 года организовано постоянное эпидемиологическое наблюдение, микробиологический мониторинг, результаты которых периодически докладывались медицинскому персоналу и администрации отделения, создана аптека для приготовления парентеральных лекарственных препаратов. В 1999 году разработана система индивидуальной и когортной изоляции пациентов, введена должность сестры-педагога. В 2000 году введена обработка рук безводным антисептиком, каждое рабочее место обеспечено безводным антисептиком, проведено обучение медицинского персонала правилам обработки рук и работа по улучшению качества. С 2001 года и по настоящее время продолжается работа по улучшению качества медицинской помощи в части обработки рук, внедрению алгоритмов выполнения манипуляций, безопасных в эпидемиологическом отношении и др.

В 1995 г., после начала работы отделения реанимации новорожденных, был проведен хронометраж рабочего времени постовой медсестры. Оказалось, что большая часть ее рабочего времени уходит на предстерилизационную обработку и подготовку к стерилизации расходного материала, забор анализов и доставку их в лабораторию, подготовку наборов для различных манипуляций и т.д. Это вызвало необходимость организационных изменений, благодаря которым постовая медсестра должна была стать центральной фигурой в сестринском деле. Ей нужно было дать возможность сконцентрироваться на уходе за новорожденным. С этой целью была введена должность диспетчера (без медицинского образования), в обязанности которого входят: вызов лаборантов и консультантов; доставка анализов в лабораторию; получение результатов анализов и дополнительных исследований. Процедурный кабинет был снабжен одноразовыми наборами для всех манипуляций, проводимых в отделении. Создан стерилизационный кабинет, который обеспечивает предстерилизационную подготовку, стерилизацию и упаковку всего расходного материала и подготовку к работе аппаратов искусственной вентиляции легких (ИВЛ). Введен круглосуточный пост процедурной медсестры, которая занимается подготовкой сред для инфузионной терапии и парентерального питания, антибиотиков, выполнением разовых медикаментозных назначений. В отделении постоянно решаются вопросы повышения уровня теоретических и практических знаний медсестер. Действует обязательная система повышения квалификации среднего персонала. Поступая на работу, медсестра проходит под руководством опытной коллеги стажировку на рабочем месте в течение 1 мес. Специально выделенная медсестра-инструктор читает теоретический курс и принимает зачет по следующим темам:

• санитарно-эпидемиологический режим в отделении новорожденных;

• протокол реанимации новорожденных в родовом зале;

• поддержание оптимального температурного режима у новорожденных;

• уход за трахеобронхиальным деревом у детей, находящихся на ИВЛ;

• венозный доступ, установка катетера, контроль и уход.

Следующий этап подготовки — обязательная специализация по неонатологии. Цикл проводится 1 раз в год для медсестер отделения реанимации новорожденных, отделений патологии новорожденных и хирургии новорожденных. Специализация осуществляется на базе областного медицинского колледжа без отрыва от производства. Обучение проводят врачи ДГБ. По окончании цикла медсестры сдают тестовый экзамен и получают удостоверение о прохождении специализации.

По данным статистики, каждому десятому новорожденному ребенку оказывают медицинскую помощь в родильном зале, а 1% из всех рожденных нуждается в проведении полного комплекса реанимационных действий. Высокий уровень подготовки медицинского персонала позволяет увеличить шансы на жизнь и уменьшить возможное развитие осложнений. Адекватная и своевременная реанимация новорожденных – первый шаг к снижению количества смертности и развития заболеваний.

Основные понятия

Что такое реанимация новорожденных? Это ряд мероприятий, которые направлены на оживление организма ребенка и восстановление работы потерянных функций. Он включает в себя:

  • сердечно-легочную реанимацию;
  • методы интенсивной терапии;
  • применение искусственной вентиляции легких;
  • установку электрокардиостимулятора и др.

Доношенные дети не требуют проведения реанимационных мер. Они рождаются активными, громко кричат, пульс и ЧСС находятся в пределах нормы, кожа имеет розовый окрас, ребенок хорошо реагирует на внешние раздражители. Таких детей сразу же кладут на живот матери и укрывают сухой теплой пеленкой. Из дыхательных путей аспирируют слизистое содержимое, чтоб восстановить их проходимость.

Проведение сердечно-легочной реанимации считается экстренным оказанием помощи. Она проводится в случае остановки дыхания и работы сердца. После подобного вмешательства, в случае благоприятного результата, применяются основы интенсивной терапии. Подобное лечение направлено на устранение возможных осложнений остановки работы важных органов.

Если пациент не может самостоятельно поддерживать гомеостаз, то реанимация новорожденного включает искусственную вентиляцию легких (ИВЛ) или постановку кардиостимулятора.

Что нужно для проведения реанимации в родильном зале?

Если потребность в оказании подобных мероприятий невелика, то для их проведения потребуется один человек. В случае тяжелой беременности и ожидания проведения полного комплекса реанимационных действий в родильном находятся два специалиста.

Реанимация новорожденного в родильном зале требует тщательной подготовки. Перед процессом родов следует проверить наличие всего необходимого и удостовериться в рабочем состоянии аппаратуры.

  1. Нужно подключить источник тепла, чтоб реанимационный столик и пеленки были прогреты, одну пеленку свернуть в виде валика.
  2. Проверить, правильно ли установлена система подачи кислорода. Должно быть достаточное количество кислорода, правильно отрегулированное давление и скорость подачи.
  3. Следует проверить готовность оборудования, которое требуется для отсасывания содержимого дыхательных путей.
  4. Приготовить инструменты для устранения желудочного содержимого в случае аспирации (зонд, шприц, ножницы, закрепляющий материал), аспиратор мекония.
  5. Подготовить и проверить целостность реанимационного мешка и маски, а также набора для интубации.

Набор для интубации состоит из эндотрахеальных трубок с проводниками, ларингоскопа с разными клинками и запасными батарейками, ножниц и перчаток.

В чем заключается успех мероприятий?

Реанимация новорожденных в родильном зале основывается на следующих принципах успеха:

  • доступность бригады реанимации – на всех родах должны присутствовать реаниматологи;
  • скоординированная работа – бригада должна работать слаженно, дополняя друг друга как один большой механизм;
  • квалифицированные сотрудники – каждый реаниматолог должен иметь высокий уровень знаний и практических навыков;
  • работа с учетом реакции больного – реанимационные действия должны начаться моментально при появлении их необходимости, дальнейшие меры проводятся в зависимости от реакции организма больного;
  • исправность аппаратуры – оборудование для проведения реанимации должно быть исправным и доступным в любое время.
Читайте также:  Снип ii 11 77 приложение 1

Причины необходимости проведения мероприятий

К этиологическим факторам угнетения работы сердца, легких и других жизненно важных органов новорожденного относят развитие асфиксии, родовые травмы, развитие врожденной патологии, токсикоз инфекционного генеза и другие случаи невыясненной этиологии.

Детская реанимация новорожденных и ее необходимость может быть спрогнозирована еще в период вынашивания ребенка. В таких случаях, бригада реаниматологов должна быть наготове, чтоб моментально оказать помощь малышу.

Необходимость проведения подобных мероприятий может появляться при следующих состояниях:

  • много- или маловодие;
  • перенашивание;
  • диабет матери;
  • гипертоническая болезнь;
  • инфекционные заболевания;
  • гипотрофия плода.

Также есть ряд факторов, которые уже возникают в период родов. В случае их появления можно ожидать необходимость проведения реанимационных мероприятий. К таким факторам относятся брадикардия у ребенка, кесарево сечение, преждевременные и стремительные роды, предлежание или отслойка плаценты, гипертонус матки.

Асфиксия новорожденных

Развитие нарушения процессов дыхания с гипоксией организма обусловливает появление расстройств со стороны системы кровообращения, обменных процессов и микроциркуляции. Далее появляется разлад работы почек, сердца, надпочечников, головного мозга.

Асфиксия требует немедленного вмешательства, чтоб уменьшить возможность развития осложнений. Причины появления расстройств дыхания:

  • гипоксия;
  • нарушение проходимости дыхательных путей (аспирация кровью, слизью, меконием);
  • органические поражения головного мозга и работы ЦНС;
  • пороки развития;
  • недостаточное количество сурфактанта.

Диагностика необходимости реанимационного вмешательства проводится после оценки состояния ребенка по шкале Апгар.

Что оценивается 0 баллов 1 балл 2 балла
Состояние дыхания Отсутствует Патологическое, неритмичное Громкий крик, ритмичное
ЧСС Отсутствует Меньше 100 ударов в минуту Более 100 ударов в минуту
Окрас кожи Цианоз Розовая кожа, конечности синюшные Розовый
Состояние мышечного тонуса Отсутствует Конечности немного согнуты, тонус слабый Активные движения, хороший тонус
Реакция на факторы раздражения Отсутствует Слабо выраженная Хорошо выраженная

Оценка состояния до 3 баллов говорит о развитии тяжелой асфиксии, от 4 до 6 – асфиксия средней степени тяжести. Реанимация новорожденного при асфиксии проводится немедленно после оценки его общего состояния.

Последовательность проведения оценки состояния

  1. Ребенок помещается под источник тепла, его кожу высушивают теплой пеленкой. Из носовой полости и рта отсасывается содержимое. Проводится тактильная стимуляция.
  2. Проводится оценка дыхания. В случае нормального ритма и наличия громкого крика, переходят к следующему этапу. При неритмичном дыхании проводят ИВЛ кислородом на протяжении 15-20 мин.
  3. Проводится оценка ЧСС. Если пульс выше 100 ударов в минуту, переходят на следующий этап осмотра. В случае частоты сердечных сокращений менее 100 ударов проводят ИВЛ. Затем проводят оценку эффективности мероприятий.
    • Пульс ниже 60 – непрямой массаж сердца+ИВЛ.
    • Пульс от 60 до 100 – ИВЛ.
    • Пульс выше 100 – ИВЛ в случае неритмичности дыхания.
    • После 30 секунд, при неэффективности непрямого массажа с ИВЛ, необходимо проводить лекарственную терапию.
    • Проводится осмотр окраса кожи. Розовый цвет свидетельствует о нормальном состоянии ребенка. При цианозе или акроцианозе необходимо дать кислород и наблюдать за состоянием малыша.

    Как проводят первичную реанимацию?

    Обязательно моют и обрабатывают руки антисептиком, одевают стерильные перчатки. Время рождения ребенка фиксируется, после проведения необходимых мероприятий – документируется. Новорожденного укладывают под источник тепла, оборачивают сухой теплой пеленкой.

    Чтоб восстановить проходимость дыхательных путей, можно опустить головной конец и положить ребенка на левый бок. Это остановит процесс аспирации и позволит удалить содержимое рта и носа. Аккуратно отсасывают содержимое, не прибегая к глубокому введению аспиратора.

    Если подобные мероприятия не помогают, реанимация новорожденного продолжается путем санации трахеи с помощью ларингоскопа. После появления дыхания, но отсутствии его ритмичности, ребенок переводится на ИВЛ.

    Отделение реанимации и интенсивной терапии новорожденных принимает ребенка после проведения первичных реанимационных мероприятий для оказания дальнейшей помощи и поддержания жизненных функций.

    Вентиляция легких

    Этапы реанимации новорожденных включают проведение искусственной вентиляции. Показания к проведению вентиляции:

    • отсутствие дыхания или появление судорожных дыхательных движений;
    • пульс менее 100 раз в минуту, независимо от состояния дыхания;
    • стойкий цианоз при нормальной работе дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

    Этот комплекс мероприятий осуществляется с помощью маски или мешка. Голову новорожденного немного запрокидывают назад и на лицо накладывается маска. Ее удерживают указательными и большими пальцами. Остальными выводят челюсть ребенка.

    Маска должна находиться на области подбородка, носа и рта. Достаточно вентилировать легкие с частотой от 30 до 50 раз за 1 минуту. Вентиляция с помощью мешка может вызвать попадание воздуха в полость желудка. Убрать ее оттуда можно с помощью желудочного зонда.

    Чтоб проконтролировать эффективность проведения, необходимо обратить внимание на подъем грудной клетки и изменение ЧСС. За ребенком продолжается наблюдения до полного восстановления ритма дыхания и сердечных сокращений.

    Для чего и как проводят интубацию?

    Первичная реанимация новорожденных включает также проведение интубации трахеи, в случае неэффективности ИВЛ на протяжении 1 минуты. Правильный выбор трубки для интубации – один из важных моментов. Его делают в зависимости от массы тела ребенка и его гестационного возраста.

    Интубация проводится также в следующих случаях:

    • необходимость убрать аспирацию мекония из трахеи;
    • проведение продолжительной вентиляции;
    • облегчение управляемости реанимационными мероприятиями;
    • введение адреналина;
    • глубокая недоношенность.

    На ларингоскопе включают освещение и берут в левую руку. Правой рукой придерживают голову новорожденного. Клинок вводится в рот и проводится до основания языка. Приподнимая клинок по направлению к рукоятке ларингоскопа, реаниматолог видит голосовую щель. Трубку для интубации вводят с правой стороны в ротовую полость и проводят через голосовые связки в момент их размыкания. Это происходит на вдохе. Трубка проводится до запланированной отметки.

    Удаляют ларингоскоп, затем – проводник. Правильность введения трубки проверяют сжиманием дыхательного мешка. Воздух попадает в легкие и вызывает экскурсию грудной клетки. Далее подключается система снабжения кислородом.

    Непрямой массаж сердца

    Реанимация новорожденного в родильном зале включает проведение непрямого массажа сердца, проведение которого показано при ЧСС менее 80 ударов в минуту.

    Существует два способа проведения непрямого массажа. При использовании первого, надавливание на грудную клетку проводится с помощью указательного и среднего пальца одной руки. В другом варианте массаж проводится большими пальцами обеих рук, а остальные пальцы участвуют в поддержке спины. Реаниматолог-неонатолог проводит надавливание на границе средней и нижней трети грудины, чтоб грудная клетка прогиналась на 1,5 см. Частота нажатий – 90 в минуту.

    Обязательно необходимо следить, чтоб вдох и нажатие на грудную клетку не проводились одномоментно. В паузе между надавливаниями, нельзя убирать руки с поверхности грудины. Нажатие на мешок делают после каждых трех надавливаний. За каждые 2 секунды нужно провести 3 надавливания и 1 вентиляцию.

    Читайте также:  График работы медсестры в детском саду

    Действия при загрязненности вод меконием

    Особенности реанимации новорожденных включают помощь при окрашивании околоплодных вод меконием и оценке ребенка по шкале Апгар менее 6 баллов.

    1. В процессе родов после появления головки из родовых путей сразу же аспирировать содержимое полости носа и рта.
    2. После рождения и помещения малыша под источник тепла, до первого вдоха желательно провести интубацию трубкой наибольшего возможного размера, чтоб извлечь содержимое бронхов и трахеи.
    3. Если удается извлечь содержимое и оно имеет примесь мекония, то необходимо реинтубировать новорожденного другой трубкой.
    4. Вентиляция налаживается только после того, как все содержимое было извлечено.

    Лекарственная терапия

    Детская реанимация новорожденных основана не только на проведении ручных или аппаратных вмешательств, но и на использовании медикаментозных средств. В случае проведения ИВЛ и непрямого массажа, когда мероприятия неэффективны более 30 секунд, используют лекарственные препараты.

    Реанимация новорожденных подразумевает использование адреналина, средств для восстановления объема циркулирующей крови, гидрокарбоната натрия, налоксона, допамина.

    Адреналин вводится через интубационную трубку в трахею или в вену струйно. Концентрация препарата – 1:10 000. Препарат используется для увеличения силы сокращения сердца и ускорения ЧСС. После эндотрахеального введения продолжают ИВЛ, чтоб препарат мог равномерно распределиться. При необходимости средство вводят через 5 минут.

    Расчет дозы препарата в зависимости от веса ребенка:

    • 1 кг – 0,1-0,3 мл;
    • 2 кг – 0,2-0,6 мл;
    • 3 кг – 0,3-0,9 мл;
    • 4 кг – 0,4-1,2 мл.

    При кровопотере или необходимости восполнить объем циркулирующей крови, используются альбумин, физиологический раствор натрия хлорида или раствор Рингера. Препараты вводятся в вену пуповины струйно (10 мл на 1 кг массы тела ребенка) медленно на протяжении 10 минут. Введение восполнителей ОЦК позволяет повысить артериальное давление, снизить уровень ацидоза, нормализовать частоту пульса и улучшить тканевой обмен.

    Реанимация новорожденных, сопровождаемая эффективной вентиляцией легких, требует введения гидрокарбоната натрия в пупочную вену для уменьшения признаков ацидоза. Препарат нельзя использовать до тех пор, пока не налажена адекватная вентиляция легких ребенка.

    Допамин используется для увеличения сердечного индекса и клубочковой фильтрации. Препарат расширяет сосуды почек и повышает клиренс натрия при использовании инфузионной терапии. Вводится внутривенно микроструйно под постоянным мониторингом АД и ЧСС.

    Внутривенно вводится налоксон из расчета 0,1 мл препарата на 1 кг массы тела ребенка. Средство применяется в случае, когда окрас кожи и пульс нормальный, но есть признаки угнетения дыхания. Новорожденному нельзя вводить налоксон тогда, когда мать употребляет наркотические препараты или проходит лечение с помощью наркотических анальгетиков.

    Когда прекращать реанимирование?

    ИВЛ продолжается до тех пор, пока ребенок не наберет 6 баллов по Апгар. Такая оценка проводится через каждые 5 минут и длится до получаса. Если по истечении этого времени новорожденный имеет показатель менее 6, то его переводят в ОРИТ роддома, где проводится дальнейшая реанимация, интенсивная терапия новорожденных.

    Если эффективность реанимационных мер полностью отсутствует и наблюдается асистолия и цианоз, то мероприятия продолжаются до 20 минут. При появлении хоть малейших признаков эффективности, их продолжительность увеличивается на все то время, пока меры дают положительный результат.

    Отделение реанимации новорожденных

    После успешного восстановления работы легких и сердца новорожденного переводят в отделение реанимации и интенсивной терапии. Там работа врачей направлена на предотвращение возможных осложнений.

    Новорожденный после реанимации нуждается в профилактике возникновения отечности головного мозга или других нарушений ЦНС, восстановлении работы почек и выделительной функции организма, нормализации кровообращения.

    У ребенка могут появляться обменные нарушения в виде ацидоза, лактатацидоза, что обусловлено нарушениями периферической микроциркуляции. Со стороны головного мозга возможно появление судорожных приступов, кровоизлияния, инфаркта головного мозга, отека, развитие коматозного состояния. Также могут появляться нарушения функции желудочков сердца, острая недостаточность почек, атония мочевого пузыря, недостаточность надпочечников и других эндокринных органов.

    В зависимости от состояния малыша, его помещают в кувез или кислородную палатку. Специалисты наблюдают за работой всех органов и систем. Кормить позволяют ребенка только через 12 часов, в большинстве случаев – через назогастральный зонд.

    Ошибки, допускать которые запрещено

    Строго запрещается проводить мероприятия, безопасность которых не доказана:

    • обливать малыша водой;
    • сжимать ему грудную клетку;
    • наносить удары по ягодицам;
    • направлять в лицо кислородную струю и тому подобное.

    Раствор альбумина нельзя использовать для увеличения начального ОЦК, поскольку это повышает риск летального исхода новорожденного.

    Проведение реанимационных мероприятий не обозначает, что малыш будет иметь какие-либо отклонения или осложнения. Многие родители ожидают патологических проявлений после того, как находился новорожденный в реанимации. Отзывы о подобных случаях показывают, что в дальнейшем дети имеют такое же развитие, как и их сверстники.

    Попадание ребенка в отделение интенсивной терапии и реанимации – всегда стресс для родителей. А если малыш еще и недоношенный, то это стресс вдвойне. Цель персонала отделения реанимации – сохранить жизнь малышу с наименьшими негативными последствиями для здоровья. Развитие неонатальной интенсивной терапии убедительно свидетельствует, что решающим фактором успеха выхаживания недоношенных детей является не обеспеченность самой дорогой аппаратурой и медикаментами (хоть это и очень важные слагаемые успеха), а наличие слаженной, подготовленной и мотивированной команды медработников. А эффективное взаимодействие с этой командой – важная задача для родителей маленького пациента, поскольку их объединяет общая цель – здоровье малыша.

    Персонал отделения интенсивной терапии и реанимации новорожденных

    Команда отделения включает врачебное звено, средний и младший медицинский персонал. Руководит отделением заведующий, который является главным из врачей, а сестрами и младшим персоналом управляет старшая медсестра.

    Наибольшее количество времени с малышами проводят медсестры. Они круглосуточно находятся с маленькими пациентами, ухаживают за ними, выполняют врачебные назначения, наблюдают за малейшими изменениями состояния детей, показаниями мониторов, и (если необходимо) информируют врача, а также докладывают о динамике состояния ребенка на врачебных обходах. Каждая сестра отвечает за определенное количество новорожденных, а если состояние ребенка очень тяжелое, то на сестру приходится только один пациент (и при этом она бывает постоянно занята, поскольку нестабильность состояния диктует постоянную смену лечения). Поскольку медсестры отделения работают посменно, то родители глубоко недоношенных детей успевают познакомиться со многими из них. Без сомнения медсестра – центральная фигура в выхаживании недоношенных, его «мама» на период нахождения в отделении. Хорошие сестры «чувствуют» малышей, поскольку имеют не только доброе сердце и умелые руки, но и наблюдательность с интуицией. Они всегда укажут доктору на проблемы в состоянии пациента, с ними хорошо и спокойно всем – и пациентам и врачам. К сожалению, роль сестры часто недооценивается родителями – некоторые из них не считают нужным даже поздороваться с медсестрами при входе на лечебный блок.

    Кроме медсестер, работающих на постах, в больших отделениях есть также бригадные медсестры, которые вместе с дежурными врачами принимают новых пациентов из родильного зала или других стационаров, а также переводят деток на следующий этап выхаживания, при необходимости готовят их для транспортировки в другие стационары. Также есть медсестры, которые обеспечивают проведение инфузионной терапии и лечебного питания новорожденным и следят за состоянием внутрисосудистых катетеров и систем для инфузии, сестры, которые следят за состояние медицинского оборудования, ответственные за стерилизацию инструментария, обучение персонала и пр.

    Читайте также:  Расторжение соглашения о сотрудничестве

    В лечении новорожденных задействованы и другие представители среднего медперсонала: лаборанты, которые производят забор анализов, медсестры отделения лучевой диагностики (рентгенлаборанты), которые осуществляют рентгеновские снимки, компьютерную и магнитно-резонансную томографию, а также помогают в ультразвуковых исследованиях, анестезистки, работающие в операционных, медсестры-ассистенты врача-эндоскописта и офтальмолога.

    Основные врачи отделения – анестезиологи-реаниматологи, количество которых всегда меньше, чем медсестер. Задачи врача отделения очень ясные – постановка диагноза, разработка программы интенсивной терапии, мониторинг и корректировка лечения. Ежедневно, минимум раз, врач проводит общий осмотр, выслушивает сердцебиение и характер дыхания ребенка. При необходимости осмотр может повторяться многократно в течение суток. Состояние пациентов контролируется следящей аппаратурой и медсестрами, а также во время врачебных обходов, которые проводятся днем и ночью каждые 3 часа. На каждом обходе врач оценивает состояние ребенка: стабильность дыхания, работы сердца, достаточность питания. Доктор определяет, какие исследования и как часто надо проводить, какое лечение требуется малышу – в частности решает, нужна ли искусственная вентиляция легких и в каком режиме, сам контролирует и изменяет ее параметры и решает вопрос о ее прекращении. Также врач оценивает необходимость и объем медикаментозной поддержки сердечной деятельности, целесообразность назначения антибиотиков для защиты от инфекций, разрабатывает программу лечебного питания и, наконец, решает, когда ребенка можно отсоединить от аппарата ИВЛ, и когда его можно перевести из отделения реанимации на второй этап выхаживания.

    Кроме этого, дежурные врачи оказывают помощь недоношенным детям в родильном зале, осуществляют их перевод в отделение, проводят первичную стабилизацию и лечение до конца своей смены, а также наблюдение и лечение пациентов в вечернее и ночное время и выходные дни. Кроме этого, в обязанности дежурных врачей входит прием пациентов извне и транспортировка их в другие стационары при необходимости.

    Часто в отделение реанимации приходят врачи-консультанты (их приглашают лечащие врачи и заведующий отделением). Это могут быть детские неврологи, оценивающие развитие ребенка и его неврологический статус, офтальмологи, которые проводят обследование состояния глаз, врачи лучевой диагностики, осуществляющие ультразвуковые исследования, а также кардиологи, генетики, оториноларингологи и хирурги. Пациенты, лечение которых представляет особую сложность, обсуждаются консилиумом врачей, нередко разных специальностей.

    Младший персонал представлен младшими медсестрами и санитарками, которые обеспечивают чистоту в отделении. Это тоже ответственная работа, поскольку санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к лечебным блокам, близки к тем, что есть в операционных.

    Взаимодействие родителей с персоналом отделения интенсивной терапии и реанимации новорожденных

    По Закону о здравоохранении законными представителями новорожденного ребенка являются его родители (ст.18), которым лечащий врач предоставляет информацию о состоянии пациента (ст. 17). Наиболее полная информация предоставляется в личной беседе в специально отведенное время (по телефону невозможно убедиться, что на другом конце действительно мама или папа маленького пациента). Лечащий доктор имеет самое полное представление о диагнозе, изменении состояния, данных лабораторных и инструментальных исследований своих пациентов, поэтому все подробные вопросы имеет смысл задавать именно ему. По телефону также можно осведомиться о состоянии малыша (лучше в специально отведенные часы), но вам кратко сообщат лишь его динамику. Подобные требования законодательства иногда вызывают недовольство бабушек и дедушек, но не стоит предъявлять претензии медработникам – просто таковы правила.

    Очень важно, чтобы родители получали самую полную и точную информацию, поэтому не стесняйтесь задавать любые вопросы о вашем ребенке, даже если они кажутся вам неудобными, неуместными или глупыми. Бывает полезно записывать вопросы по мере их появления, чтобы потом задать их врачу и ничего не забыть.

    Что стоит спрашивать у лечащего доктора:

    1. Каково состояние моего ребенка?
    2. С чем связана тяжесть состояния?
    3. Как лечат малыша (из чего состоит программа интенсивной терапии)?
    4. Какие обследования планируются?
    5. Какова вероятность нормального развития и возможных осложнений?
    6. Как получать информацию об изменении состояния и когда можно приходить навещать малыша?
    7. Можно ли провести таинство (обряд) крещения?
    8. Чем я могу помочь выздоровлению своего ребенка? Может быть, необходимы какие-либо предметы ухода, медикаменты или питание?

    Что не надо спрашивать у лечащего доктора:

    1. "У моего ребенка все хорошо, правда?" Ваш сын или дочка находится в отделении интенсивной терапии, где лечатся самые тяжелые дети во всей больнице. Это значит, что у него есть очень серьезные (часто потенциально смертельные) проблемы со здоровьем. Когда ситуация стабилизируется, пациент будет переведен из реанимации в плановое отделение, а когда станет все хорошо, то будет выписан домой.
    2. "Как себя чувствует малыш?" Чтобы ответить на вопрос о своих ощущениях надо не только иметь некий жизненный опыт, но просто уметь говорить. Недоношенные дети пока не говорят, поэтому более корректно спросить «Как состояние малыша?».
    3. "А доктор его сегодня смотрел?" Специфика отделения реанимации такова, что врачи осматривают пациентов минимум раз в три часа на врачебных обходах.
    4. "Как наши анализы?" Тяжесть состояния пациентов предполагает, разнообразность и большую кратность лабораторных исследований. К примеру, анализ кислотно-основного состояния крови крайне тяжелым новорожденным делается каждые 2-3 часа. Если вы разбираетесь в медицине, то уточните, пожалуйста, какие именно анализы вас интересуют.

    Зачастую врачам реанимации приходится говорить родственникам вещи, которые никто не хотел бы слышать, однако объективное информирование родителей о состоянии здоровья их детей – это часть ежедневной работы. Родителям пациентов отделения в свою очередь стоит помнить, что врач отделения – не психолог и не священник, его задача – лечить вашего ребенка, а не активно вам сопереживать.

    Во время встреч с врачами у родителей появляется возможность увидеть и пообщаться со своими детьми, однако нужно соблюдать определенные правила:

    – Иметь с собой чистый медицинский халат (лучше одноразовый) и бахилы;

    – Перед входом на лечебный блок обрабатывать руки антисептиком (медработники покажут, где он находится);

    – Стараться не шуметь, поскольку это тревожит недоношенных новорожденных.

    В большинстве отделений реанимации можно организовать проведение таинства (обряда) крещения ребенка. Как это сделать, подскажет лечащий врач. Посещения ограничиваются в период эпидемий ОРВИ и гриппа, чтобы оградить тяжело больных новорожденных от инфекции, которая может ухудшить их состояние.

    Если малыш дышит самостоятельно, не дает остановок дыхания, смесь или грудное молоко усваивает, т.е. достигнута стабилизация состояния, ребенок переводится на второй этап выхаживания, задача которого – подготовить ребенка и его родителей к жизни вне стационара.

    Витушко А.Н. Кандидат медицинских наук, врач отделения анестезиологии-реанимации с палатами для новорожденных детей РНПЦ «Мать и дитя».

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock detector