1. О прокуратуре РФ: федеральный закон РФ от 17 янв. 1992 г. (№ 2202-1): с изм. и доп. на 24 июля 2007 г. (№ 214 – ФЗ) // Российская газета. – 1995. – 25 нояб.
2. Вопросы Следственного комитета при прокуратуре РФ: указ Президента Рос. Федерации от 01 авг. 2007 г. (№ 1004) // Справочная правовая система «Консультант»
3. Положение о классных чинах прокурорских работников РФ: утв. указом Президента Рос. Федерации от 30 июня 1997 г. (№ 659): с изм. на 01 авг. 2007 г. (№ 1006) // Российская газета. – 1997. – 8 июля; Собрание законодательства РФ. – 2007. – № 32. – Ст. 4124.
4. О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью: указ Президента Рос. Федерации от 18 апр. 1996 г. (№ 567) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 17. – Ст. 1958.
5. О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур: приказ Генерального прокурора Рос. Федерации от 07 мая 2008 г. (№ 84) // Справочная правовая система «Консультант». Версия «Ведомства»
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась – это был конец пары: "Что-то тут концом пахнет". 8253 – | 7897 –
или читать все.
91.146.8.87 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Основные компоненты правовых основ деятельности прокуратуры определены в ст. 3 Закона о прокуратуре. В ней установлено, что организация и порядок деятельности прокуратуры Российской федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией РФ, Федеральным законом о прокуратуре и другими федеральными законами, международными договорами Российской федерации.
· Конституция РФ
В ст. 129 Конституцией РФ определены только общие вопросы организации прокурорской системы и порядка назначения на должность Генерального прокурора РФ и прокуроров субъектов Федерации. Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Президентом по представлению Генерального прокурора, согласованному с субъектами РФ. Прокуроры субъектов РФ освобождаются от должности Президентом. Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом. Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором.
· ФЗ «о прокуратуре РФ» от 17 января 1992 г.
Федеральный закон о прокуратуре содержит основные положения статуса прокурорской системы в целом и различных составляющих ее звеньев. В нем определяется понятие прокуратуры как единой федеральной централизованной системы органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, действующих на территории РФ. Тем самым подчеркивается, что прокуратура, являясь федеральной системой, обеспечивает надзор за исполнением не только федеральных законов, но в равной мере и законов субъектов Федерации, принятых и введенных в действие в установленном порядке. Закон определяет принципы организации и деятельности прокуратуры (ст. 4), функции прокуратуры (ст. 1, 8, 9, 31). В нем содержится совокупность норм, характеризующих прокуратуру РФ как систему, определяются составляющие ее звенья: Генеральная прокуратура (ст. 14), прокуратуры субъектов Федерации и приравненные к ним прокуратуры (ст. 15), прокуратуры городов и районов, приравненные к ним прокуратуры (ст. 16), определяются полномочия прокуроров различных уровней прокурорской системы по руководству подчиненными органами прокуратуры (ст. 17—19). В самостоятельных разделах закона содержатся нормы, характеризующие отдельные виды (отрасли или подфункции) прокурорского надзора. (Глава 1 раздела III Закона "Надзор за исполнением законов (общий надзор)"; глава 2 этого же раздела: "Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина"; глава 3: "Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие"; глава 4: "Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу".) В каждой из этих глав содержится норма, определяющая специфику предмета прокурорского надзора в соответствующей сфере правовых отношений, а также статьи о конкретных полномочиях прокуроров по установлению правонарушений, их проверки и принятию мер воздействия (внесение протеста, представления прокурора, вынесение постановления, предъявление требований прокурора и др.).
· нормативно-правовые акты
ФКЗ «О КС РФ», «О военных судах», «Об ОРД» – в указанных НПА в частности закрепляется право Генерального прокурора РФ и нижестоящих прокуроров выполнять возложенные на них законом полномочия по надзору за исполнением федерального законодательства соответствующими органами, устанавливает обязанность прокурора осуществлять надзор за законностью деятельности этих органов.
· кодифицированные законодательные акты
ТК – государственный надзор за точным исполнением трудового законодательства осуществляет Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры
· процессуальное законодательство
ГПК, УПК, АПК – регулируются основания участия прокурора в рассмотрении дел судами, право обращения прокурора в суд с заявлением и процедура вступления его в дело, основные полномочия прокурора в процессе.
· Международные акты – составляют правовую основу организации прокуратуры лишь в части ее международного сотрудничества. Либо нормы договоров прямо указывают на прокуратуру как на субъект правоотношений, либо это следует из общих положений договоров. Важнейшее направление: заключение и исполнение договоров об оказании правовой помощи. В Федеральном законе от 30.10.2007 N 237-ФЗ "О ратификации Европейской конвенции о передаче судопроизводства по уголовным делам от 15 мая 1972 года" имеется оговорка следующего содержания: "РФ в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Конвенции заявляет, что по вопросам передачи судопроизводства по уголовным делам с назначенными органами Договаривающихся государств сносится Генеральная прокуратура РФ".
Подзаконные акты:
· Указы Президента РФ
Указами Президента РФ от 18.04.1996 N 567 и от 30.06.1997 N 659 утверждены соответственно Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и Положение о классных чинах прокурорских работников. Кроме того, указами главы государства устанавливается предельная численность прокурорских работников, присваиваются классные чины, а также награждаются государственными наградами особо отличившиеся работники органов и учреждений прокуратуры.
· Акты генерального прокурора:
Нормативные правовые акты Генпрокурора РФ. В соответствии с Законом о прокуратуре (п. 1 ст. 17) Генпрокурор РФ издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры России и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников. Регулируемые данными актами вопросы охватывают все важнейшие аспекты организационной деятельности системы прокуратуры.
– приказы направлены на урегулирование ключевых, основополагающих вопросов организации деятельности системы прокуратуры и порядка реализации мер материального и социального обеспечения ее работников («О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур»
– распоряжение для индивидуальных (конкрет.) мер, заданий, адресуемых работникам прокуратуры, порой разового или кратковременного характера "о порядке выдачи, учета, хранения, использования гербовых бланков ген. прокур. РФ"
– положения – НА имеющие сводный кодифиц. характер, расчитан. на длит. действие, опред. структуру, компетенцию того или иного подразделения прокур. системы (например ген. прокурат. опред. устанавливает штаты и структуру ген. прокуратуры)
– инструкции – систематизированная совокупность рекомендаций и предписаний излагаемых в нормативной форме(организация делопроизводства, статистич. учета)
– указания – НА общего характера, принимаются по отдельным вопросам организ. и деятельности прокуратуры, практики применения законов ("применение предостережения о недопустимости нарушения закона")
Правовая основа деятельности прокуратуры
Правовая основа деятельности прокуратуры
1) высшим по юридической силе нормативным правовым актом регламентирующим организацию и деятельность прокуратуры в РФ является Конституция РФ, принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1992 года. В частности вопросам регулирования деятельности прокуратуры РФ посвящена статья 129 Конституции РФ
2) Кодифицированные акты
– УПК РФ, АПК РФ, ГПК РФ, регулирующие участие прокуроров в процессуальных отношениях,
– УК РФ, предусматривающий ответственность за препятствование и вмешательство в деятельность прокурорских работников;
– УИК РФ, закрепляющий нормы, регулирующие надзор за органами, исполняющими наказания;
3) ФЗ от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре Российской Федерации» – основной нормативный правовой акт, регулирующий организацию и деятельность Прокуратуры РФ;
4) ФЗ от 25 июля 1998 г. «О борьбе с терроризмом»;
5) ФЗ от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении», регулирующий полномочия прокурорских работников в случае введения чрезвычайного положения;
6) ФЗ от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности»;
7) ФЗ от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности»;
8) нормативные правовые акты Генерального прокурора РФ: инструкции, приказы, указания, распоряжения, положения.
Также источниками регулирования деятельности Прокуратуры РФ являются международные договоры РФ по вопросам правоохранительной деятельности, и сотрудничества в области правовой помощи.
Не являются источниками права, но играют важную роль в применении норм права акты Конституционного Суда РФ. Конституционный Суд РФ может признать нормативные правовые акты органов власти не соответствующими Конституции РФ, что прекращает их действие.
Прокурорский надзор
Суперека С.В.
2005