«Сезам» дошкольного образования
Зарплата педагога — самая болезненная и острая проблема, системного решения которой пока не предвидится. И все-таки заведующие умудряются выискивать дополнительные ресурсы для стимулирования труда своих сотрудников. В Липецке для этого используют надтарифный фонд. Казалось бы, ничего нового в этом нет. За исключением того, что надтарифный фонд в липецких садиках вполне ощутимый и распределяется в условиях гласности и по определенным правилам. В детском саду № 23 на самом видном месте висит длинный список, в котором перечислены сотрудники, получившие премию из надтарифного фонда за прошедший месяц, и указана сумма вознаграждения. Все на виду.
«Надтарифный фонд нашего дошкольного учреждения, — говорит заведующая Тамара Паршикова, — составляет 35 тысяч рублей. Четыре тысячи из этой суммы остается в Департаменте дошкольного образования. Если департамент сочтет нужным премировать меня, заведующую, я получу эти деньги в добавление к зарплате. Остальное — 31 тысяча рублей — распределяется между сотрудниками коллектива. Их в нашем детском саду 80 человек.
В Департаменте дошкольного образования разработаны примерные положения, которыми мы можем руководствоваться при распределении надтарифного фонда. Мы эти положения утвердили на общем собрании. Затем избрали комиссию в составе семи человек, на которую возложена обязанность распределять премиальные деньги. В комиссию входят представители разных категорий работников: и воспитатели, и младший воспитатель, и музыкальный работник. Состав комиссии тоже утвержден общим собранием. Комиссия собирается первого числа каждого месяца и обсуждает, кто, за что и сколько дополнительных денег заслужил за истекший срок. Уравниловки в распределении премий нет. Уровень заболеваемости детей в группе один из важнейших показателей. Если нам для оценки работы того или иного сотрудника нужны дополнительные сведения, мы можем запросить данные у медиков, проанализировать поступающие от родителей жалобы, учитываем активность наших сотрудников при участии в конкурсах, во внутрисадовских и городских мероприятиях. На участке поработали, в ремонтных работах по детскому саду участие приняли — значит, заслужили премию. А если за работником числится нарушение трудовой дисциплины, о каком дополнительном вознаграждении может идти речь? Не начисляем мы премиальные и в том случае, если сотрудник сидел на больничном больше пяти дней. Ничего не поделаешь: мы должны стимулировать людей за работу, а не за болезнь. Случается — хотя и очень редко, — что мы вообще никого не премируем. А бывает, что победители наших конкурсов получают вполне ощутимые прибавки к зарплате. К примеру, у нас проходил конкурс по подготовке групп к началу учебного года. Воспитатели той группы, которая заняла первое место, получили прибавку к зарплате в размере 2,5 тысячи рублей. Это ощутимая премия. И реальный стимул стараться на работе.
И мы, заведующие, можем сравнивать надтарифные фонды своих детских садов с другими — у кого сколько. У нас в департаменте при бухгалтерии на специальном стенде вывешены суммы, которые в качестве надтарифного фонда получает каждый из наших 95 детских садов. Мы всегда можем задать вопрос: «Почему у них больше?» — и всегда получаем вразумительный ответ.
И я своим сотрудникам постоянно объясняю: нам нужно стремиться к тому, чтобы надтарифный фонд нашего сада рос. Как мы можем на этот процесс влиять? А вот как. Надтарифный фонд по действующему законодательству составляет 2% от общего фонда. Чем больше в нашем коллективе сотрудников с высшим образованием, с высшей квалификационной категорией, тем больше у нас фонд заработной платы. Следовательно, и эти 2% выливаются в большую сумму.
Раньше мои воспитатели этот механизм не очень понимали, а теперь поняли.
на собрании трудового коллектива заведующей МБДОУ д/с № 6
МБДОУ д/с № 6 г. Вязьмы Смоленской области _________ Е.Н. Моторина
_______________ протокол № ____
о доплатах из надтарифного фонда
МБДОУ детского сада № 6
г. Вязьмы Смоленской области
Настоящее «Положение» вводится с целью повышения материальной заинтересованности сотрудников МБДОУ, улучшению воспитательно-образовательной деятельности, создавая условия для охраны и укрепления здоровья детей, их эмоционального благополучия, взаимодействия семьи и детского сада.
Обязательным условием доплаты является выполнение сотрудниками своих должностных инструкций, утвержденных заведующей МБДОУ и согласованных с профсоюзным комитетом детского сада.
Доплата производится за работу, не входящую в круг основных обязанностей сотрудников.
1.Заведующий МБДОУ детским садом:
– за привлечение внебюджетных средств;
– за работу с общественными организациями;
– за работу по повышению рейтинга ДОУ в микрорайоне.
50% от должностного оклада
2. Заместитель заведующего воспитательно-методической работе:
– за расширение и укрепление связей с общественными организациями;
– за разъезды без предоставления транспорта;
36% от должностного оклада
– за освоение новых программ воспитания и обучения в детском саду, методических технологий и разработок
15% от должностного оклада
– за освоение новых программ воспитания и обучения в детском саду, методических технологий и разработок
– за преобразование среды развития ребенка;
16% от должностного оклада
– за освоение новых программвоспитания и обучения в детском саду, методических технологий и разработок.
– за использование ИКТ в образовательном процессе;
– за преобразование среды развития ребенка;
17% от должностного оклада
– за освоение новых программвоспитания и обучения в детском саду, методических технологий и разработок.
– за преобразование среды развития ребенка;
– за осуществление экспериментальной деятельности с детьми на уровне учреждения.
18% от должностного оклада
– за использование ИКТ в образовательном процессе;
– за осуществление экспериментальной деятельности с детьми на уровне учреждения;
19% от должностного оклада
7. Музыкальный руководитель
– за освоение новых программ, методических технологий и разработок.
– за дополнительную работу по развитию творческих способностей детей
– создание музыкального оркестра
– за работу с фольклорной группой педагогов
15% от должностного оклада
8. Инструктор по физической культуре
– за дополнительную работу по оснащению процесса оздоровительных мероприятий
– за оформительскую работу
– за организацию культурно-массовых мероприятий с работниками детского сада и детьми;
– за осуществление дополнительного образования детей
18% от должностного оклада
– за работу по взаимодействию с социумом (родители, школа, общественность)
16% от должностного оклада
– за работу по взаимодействию с социумом
– за дополнительное образование детей.
17% от должностного оклада
РАЗОВЫЕ ДОПЛАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ РАБОТНИКАМ
1. Участие в смотрах, выставках, конкурсах по городу 300-1000 рублей
по области 500-1000 рублей
2. Дополнительный объем работы (не входящий в должностные обязанности)
3. Выполнение общественной работы 200-500 рублей
4. Оформительская работа 200-500 рублей
5. Показ открытых мероприятий для методических объединений
по городу – 700-1000 рублей
по саду-300-500 рублей
6. Уход за зимним садом. 300 рублей
7. Оказание дополнительных образовательных услуг (кружки, секции) – 300-500 рублей
8. Ведение сайта детского сада, размещение информации 2000 рублей
9. Выполнение текущих ремонтных работ в ДОУ 300-500 рублей
10. Исполнение ролей в праздниках 50-400 рублей
Трудовой коллектив имеет право вносить изменения и дополнения в «Положение»
Данное «Положение» обсуждалось и было принято на общем собрании детского сада.
Правительство Санкт-Петербурга
КОМИТЕТ ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
от 20 октября 2014 года N 778-р
Об утверждении Методических рекомендаций по расчету надтарифного фонда (фонда надбавок и доплат)
(с изменениями на 31 октября 2016 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга от 31 октября 2016 года N 445-р.
____________________________________________________________________
1. Утвердить Методические рекомендации по расчету надтарифного фонда (фонда надбавок и доплат) согласно приложению.
2. Признать утратившими силу распоряжения Комитета по здравоохранению:
– от 04.08.2011 N 394-р "Об утверждении Методических рекомендаций по расчету надтарифного фонда (фонда надбавок и доплат)";
– от 27.04.2012 N 200-р "О внесении изменений в распоряжение Комитета по здравоохранению от 04.08.2011 N 394-р";
– от 29.03.2013 N 118-р "О внесении изменений в распоряжение Комитета по здравоохранению от 04.08.2011 N 394-р "Об утверждении Методических рекомендаций по расчету надтарифного фонда (фонда надбавок и доплат)";
– от 02.09.2013 N 357-р "О внесении изменений в распоряжение Комитета по здравоохранению от 04.08.2011 N 394-р".
3. Распоряжение вступает в силу с момента издания.
4. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя председателя Комитета по здравоохранению К.С.Клюковкина.
Председатель Комитета
по здравоохранению
В.М.Колабутин
Приложение. Методические рекомендации по расчету надтарифного фонда (фонда надбавок и доплат)
Приложение
к распоряжению Комитета
по здравоохранению
от 20 октября 2014 года N 778-р
(с изменениями на 31 октября 2016 года)
Фонд оплаты труда (далее – ФОТ) – фонд, сформированный в учреждении на оплату труда работников учреждения с учетом всех выплат, предусмотренных законодательством.
Фонд должностных окладов (тарифный фонд) (далее – ФДО) – фонд, направляемый на оплату труда работников, включающий систему окладов с учетом повышающих коэффициентов. Фонд должностных окладов определяется как сумма должностных окладов, полученных в результате проведения тарификации должностей, предусмотренных штатным расписанием (занятые и вакантные).
Надтарифный фонд (фонд надбавок и доплат) – сумма превышения планового фонда оплаты труда над плановым фондом должностных окладов, направленная на компенсацию дополнительных трудозатрат работника, которые связаны с условиями труда, характером отдельных видов работ, а также включающая дополнительные выплаты к окладам, носящие стимулирующий характер.
В состав надтарифного фонда (фонда надбавок и доплат) входят средства на следующие цели:
– расходы на замену лиц, уходящих в отпуск;
– оплата работы в ночное время;
– оплата праздничных дней;
– оплата первых 3 дней временной нетрудоспособности;
– расходы на замену лиц, уходящих на учебу;
– премии и надбавки стимулирующего характера;
– оплата за руководство учебно-производственной и преддипломной практикой;
– расходы на оплату труда медицинских работников, осуществляющих высокотехнологичную медицинскую помощь за счет средств бюджета Санкт-Петербурга;
– денежные выплаты к должностным окладам отдельных категорий специалистов государственных учреждений здравоохранения Санкт-Петербурга, установленные законодательством Санкт-Петербурга о системе оплаты труда работников государственных учреждений здравоохранения;
– ежемесячные процентные надбавки к должностному окладу граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе.
Расчет расходов на замену работников, уходящих в отпуск
Планирование фонда заработной платы на замену лиц, уходящих в отпуск, зависит от того, планируется ли нагрузка (или занятость рабочего места -медрегистратора и т.д.) на все 12 месяцев или только на время плановой работы специалиста (за вычетом отпуска). Так, должность врача-травматолога травматологического пункта должна быть занята постоянно, а замену стоматологов и некоторых других специалистов (когда имеется по несколько специалистов) можно не планировать – посещаемость в период отпусков в летнее время падает. В частности, в амбулаторно-поликлинических учреждениях (подразделениях), доход которых в системе обязательного медицинского страхования формируется по количеству и стоимости оказанных услуг, замена всех врачей амбулаторного приема и обслуживающих их медсестер не обязательна.
Ассигнования на оплату замены уходящего в отпуск постового медицинского персонала не должны предусматриваться, поскольку при расчете штатных нормативов их число рассчитано с учетом необходимости замены уходящих в отпуск. В случае если количество должностей постового персонала установлено в меньшем объеме по сравнению со штатными нормативами (без учета должностей, необходимых для замены уходящих в отпуск), что должно быть подтверждено расчетами, допускается планирование оплаты труда лиц для замены уходящего в отпуск постового медицинского персонала.
Если замена лиц, уходящих в отпуск, не может быть обеспечена в пределах месячной нормы рабочего времени (при полной нагрузке медперсонала), то оплата за замещение может производиться за фактически отработанное время.
Не подлежат замене и не могут быть включены в данный перечень следующие должности:
– руководители всех уровней, имеющие штатных заместителей;
– сезонные работники (садовники, гардеробщики и т.п.);
– узкие штатные специалисты, на время отпуска которых привлекаются врачи-консультанты (эти средства должны быть запланированы в фонде оплаты труда консультантов);
– работники подразделений, уходящих в коллективный отпуск;
– вакантные ставки.
На предполагаемый прирост занятых ставок ассигнования на замену уходящих в отпуск не планируются.
Схема расчета расходов на оплату труда лиц, замещающих уходящих в отпуск работников, приведена в таблице 1.
Таблица 1. Расчет расходов на замену уходящих в отпуск работников