![]() |
---|
Мы попробовали разобраться, куда делась культура посещения театра, и почему люди не стесняются опаздывать.
Свет погас, актеры уже на сцене, а зрители на местах – но по залу все еще ходят люди в сопровождении контролера, ищущие свои места с фонариком. Кто они? Почему они опаздывают? Мы спросили это у людей вокруг, и вот что нам ответили.
Ашот Даниэлян, поэт, автор проекта «Человек с табуреткой»:
«Основная проблема в том, что у нас остается все меньше культуры театра как таковой, наш зритель не готов к театру. На собеседование или на свидание те же самые люди вряд ли опоздают, а вот спектакль воспринимают как развлечение… Раньше поход в театр был целым событием: люди готовились к нему, одевались особым образом, например, редко кто мог позволить себе прийти на спектакль без пиджака. Сейчас же этой культуры посещения театра у зрителей становится все меньше. К тому же, билеты в наши театры стоят очень дешево – если бы они стоили $20-50, как в той же России или Украине, люди вряд ли уходили бы с середины спектакля и более осознанно подходили бы к покупке билетов и походу в театр в целом.
В большинстве случаев люди уходят раньше потому, что оказываются неподготовленными к такому огромному потоку информации – его ведь нужно осмыслить, проанализировать, особенно, если это авангардный спектакль. Это ведь сложнее, чем посмотреть сериал, закусывая чипсами. Зрителю становится тяжело, и он уходит. Конечно, бывают плохие спектакли и плохое исполнение – и это единственный случай, когда зритель имеет право уйти.»
Артём Арцегов, видеомейкер:
«Если честно, я не замечал, чтобы в театр опаздывало уж очень много людей. В принципе, на любом мероприятии есть опоздавшие, это нормально, наверное. Так что, возможно, это просто некий театральный стереотип о том, что есть зрители, опаздывающие в театр нарочно. На самом деле зритель может опоздать на спектакль по тысяче причин, и вряд ли кто-то делает это специально – никому ведь не хочется извиняться перед контролером, проходить через полные ряды и искать свое место с фонариком. Ну и еще одна причина, по которой люди не торопятся – это их уверенность в том, что все равно будет много таких же опоздавших, как и они, и из-за этого спектакль начнется позже.»
Анна Тушевская, журналистка:
«Сама я никогда не опаздываю, но вот мои спутники вечно теряются по пути, задерживаются на работе и не знают, где припарковаться. Поэтому я предпочитаю ходить в театр одна. А вообще люди опаздывают на спектакли, потому что знают, что опаздывать можно! В большинстве театров без проблем пускают всех, кто пришел после начала спектакля. Единственное исключение – «Ильхом», там после начала двери закрываются и никого не впускают. Возможно, если бы люди знали, что при опоздании их не пустят ни при каких условиях, они бы выходили из дома пораньше – хотя бы ради того, чтобы деньги, потраченные на билеты, не пропали зря."
Напомним, что согласно театральному этикету опаздывать в театр считается неприличным. После третьего звонка контролер имеет право не пустить вас в зрительный зал – в таком случае вы сможете попасть в него только во время антракта. Если же вас все-таки пустили, постарайтесь занять любое свободное место как можно тише, не отвлекая других зрителей (свое место, указанное в билете, можно будет поискать во время перерыва). Ну а лучше всего приходить в театр заранее – тогда вы без спешки сможете раздеться в гардеробе, поправить одежду и прическу, найти свое место и прочитать программу предстоящего спектакля.
Конечно, в театр лучше вообще не опаздывать, но ситуации бывают разные, кто знает, какие нормы этикета существуют в театре?
Эти выходные у меня были очень активные, была на трех спектаклях, поэтому вопросов о норме поведения появилось много :))
Нет, я везде была вовремя :))) но наблюдала много разных ситуаций.
Ситуация №1
Прошло 30 минут (да, не 10-15, а 30. ) с начала представления. Пришла семья из 4 человек, им нужно пройти в середину ряда.
Всех людей в этом ряду подняли, чтобы пройти к своим местам. Я сижу выше – все это с интересном наблюдаю.
Причин для опозданий может быть много – пробки, дети и т.п. Вопрос не в этом.
Нашли свои места – ура! Но, оказывается, кто-то уже сидит на их местах. Другая семья из четырех человек встает со своих мест и начинает искать другие места.
Не знаю, почему они сели на чужие места – может, перепутали, может, сели, потому что на эти места никто долго не приходил, а, может, это какие-то приглашения без мест?
Кто знает, через какое время ты не можешь претендовать на свое место? Мне кажется, я часто слышу, что после последнего звонка можно садиться на любое место? Я никогда не пересаживаюсь именно из-за боязни, что кто-то придет с опозданием 🙂
И вроде в партер вообще не пускают опоздавших, только на балкон? Или это зависит от конкретного театра?
Ситуация №2
Женщина сидит в середине ряда. Ей срочно надо выйти во время представления – может, срочный звонок или еще по каким-то причинам. Женщина выходит, потом снова заходит и идет к своему месту в центр ряда.
Что такое пройти крупной женщине пол-ряда, вы можете представить.
Как бы поступили вы на месте этой женщине?
Моему ряду тоже "досталось". Мимо нас проходила опоздавшая семья из трех человек. Потом они пошли обратно – я подумала, что ряд перепутали. Через какое-то время снова вернулись и снова пошли по нашему ряду :))
Ситуация №3
Да, я никогда не пойму, почему, когда актеры выходят на поклон, в этот момент уже нужно стоять в очереди в гардероб. Наверное, это какой-то квест и первый прибежавший к гардероб получает подарок 🙂
Но зачем для этого идти из середины ряда, беспокоя других зрителей? 🙂
Сейчас я не говорю про случаи-исключения: кто-то опаздывает на последнюю электричку, кому-то надо срочно уйти и т.п.
Но опаздывающих на электричку всегда так много :)))))
Так сложилось, что театральный этикет во многом повторяет этикет официальных торжеств и приёмов, поэтому у него есть много условностей и ограничений. АиФ.ru напоминает основные принципы поведения в театре.
1. Отправляясь в театр, позаботьтесь о своём гардеробе. В XXI веке женщинам уже не нужно надевать на спектакль вечернее платье, а мужчинам смокинг, если этого не требует специальный дресс-код. Однако приходить в театр рекомендуется одетыми более празднично, чем обычно. Мужчины могут надеть тёмный костюм, светлую рубашку и галстук, а женщины преобразить свой наряд, дополнив его аксессуарами. Однако не следует усердствовать — лучше одеться скромнее, чем выглядеть нелепо.
Дамам следует запомнить, что освежать непосредственно перед спектаклем свои духи — дурной тон. Туалетной водой, пусть даже самой дорогой, нужно пользоваться в меру. В зале смешаются десятки ароматов, которые у некоторых зрителей могут вызвать головокружение или даже аллергическую реакцию.
2. Правила хорошего тона разрешают женщине приглашать спутника в театр, но в любом случае билеты контролёру должен предъявлять мужчина. Он же при входе в театр открывает перед женщиной дверь.
По правилам этикета на спектакль нужно приходить заблаговременно. Двадцати минут будет вполне достаточно, чтобы без спешки сдать верхнюю одежду в гардероб и приобрести программку, которая ознакомит вас с составом исполнителей.
3. Как известно, театр начинается с вешалки. В гардеробе мужчина должен помочь спутнице снять пальто и только потом раздеться сам. Сдав верхнюю одежду, номерки мужчина оставляет у себя, причём не носит их на пальце, как кольцо, а сразу кладёт в карман.
Помните, что разглядывать себя в зеркалах, прогуливаясь по фойе театра в антракте и перед представлением — бестактно. Если нужно что-то поправить, приведите себя в порядок в туалетной комнате.
4. В зрительный зал мужчина входит первым, он же показывает даме дорогу к месту, если этого не делает служащий театра.
К своему месту следует проходить лицом к сидящим и просить извинения за беспокойство тихим голосом или кивком головы (если проход между рядами достаточно широк, то сидящему вставать не обязательно; если же проход узкий, то надо встать и пропустить проходящего). Первым между рядами всегда проходит мужчина, а за ним идёт его спутница. Дойдя до своих кресел, мужчина останавливается возле них и ждёт, когда сядет дама, а потом уже садится сам.
5. Занимайте свои места в зале не позже третьего звонка. Если они в середине ряда, то следует сесть на них заранее, чтобы потом не беспокоить уже сидящих по краям от вас. Если же ваши места расположены не в середине ряда, то можете позволить себе немного задержаться, чтобы потом не вставать много раз, пропуская сидящих в середине зрителей.
6. Если вы обнаружили, что ваши места заняты — предъявите сидящим на них свои билеты и вежливо попросите их освободить. Если же произошла ошибка и на одно место было выписано сразу несколько билетов, то обратитесь к служащим театра, они обязаны решить возникшую проблему.
Помните, что занимать чужие места неприлично. Во-первых, вы доставляете беспокойство тем людям, которым придётся доказывать, что это их места. А, во-вторых, вам самим будет неловко, когда на глазах у всего зала вас будут «прогонять».
7. Опаздывать в театр неприлично (только в ложу можно входить после того, как в зале погасили свет). В остальных случаях служащие театра имеют право не пустить вас в зал до антракта. Но если вам позволили войти, то сделайте это как можно тише и садитесь на первое свободное место. Пробираться на свои места в середине действия недопустимо — в антракте вы сможете занять те, которые указаны в билете.
8. Заняв места в зрительном зале, не следует класть руки на оба подлокотника — это может причинить неудобство вашему соседу. Не стоит сидеть очень близко, прильнув друг к другу, так как сидящие сзади могут не увидеть за вами сцену.
Закидывать ногу на ногу, широко расставлять ноги, сидеть на краю стула, опираться на спинку переднего кресла и упираться в него ногами тоже неприлично.
9. Даже если вам кажется, что в зрительном зале стало душно, не используйте программку в качестве веера. И помните, что нельзя рассматривать в театральный бинокль людей в зале. Он предназначен исключительно для того, чтобы наблюдать за действием на сцене.
10. Главное правило в театре — соблюдение полной тишины. Перед началом спектакля отключите мобильные телефоны, они мешают не только зрителям, но и артистам. Не обсуждайте во время действия игру актёров, а также неуместное поведение других зрителей. Допустимо сделать тихим голосом замечание зрителям, которые нарушают порядок, но помните, что это обязанность служащих театра.
Если вы простужены, то лучше пропустите зрелище: ничто так не мешает публике и артистам, как кашель и чиханье в зале. И, конечно же, во время спектакля недопустимо есть, шуршать сумками, пакетами, постукивать ногами.
11. Во время антракта можно остаться сидеть в зале, посетить буфет или прогуляться по фойе. Здесь соблюдаются те же правила поведения, что и на улице. Встретив знакомых, можно обменяться впечатлениями, но негромко. Если женщина хочет остаться во время антракта на месте, спутник остаётся с ней. А если ему необходимо выйти, он, извинившись, ненадолго покидает её.
12. Уход из зала во время действия — явный показатель низкой культуры зрителя. Даже если вы разочарованы спектаклем, дождитесь антракта и только тогда покиньте театр. Безусловно, недопустимо засыпать во время спектакля, даже если у вас выдался тяжелый день, а постановка оказалась скучной.
Показывать чрезмерное удовольствие от происходящего на сцене во время действия также считается дурным тоном. Аплодисменты должны быть органичными: отдельные хлопки, прозвучавшие в полной тишине, могут сбивать актёров. Но после окончания спектакля можете не скрывать своих положительных эмоций. Аплодисменты — выражение признательности зрителей, а вот свист, крики, топанье ногами в театре недопустимы.
13. Если вы хотите подарить цветы особенно понравившемуся вам актёру, то сделайте это в самом конце спектакля, при этом не поднимаясь на сцену. Дождитесь финальных поклонов, когда все участники представления выстроятся на авансцене, и вручите цветы, стоя в проходе между сценой и первым рядом партера. Также можно передать букет артисту через служащего театра.
14. По окончании спектакля сразу не бегите в гардероб, чтобы получить свою одежду. Артисты выходят на поклон зачастую не один раз, поэтому дождитесь, когда закроется занавес. Только после этого вы можете неспешно покинуть зрительный зал.
Если в силу каких-либо обстоятельств зрителю нужно раньше уйти из театра, то по негласным правилам последний акт он смотрит на балконе, затем, никого не потревожив, уходит.
15. Чтобы не тратить время на стояние в очереди гардероба, можно переждать, прогулявшись в фойе, и обсудить увиденное представление.
В гардеробе мужчина сначала сам должен надеть пальто или плащ, а затем подать верхнюю одежду своей спутнице.