Кавер версия авторское право

Кавер версия авторское право

Многие из нас достаточно часто посещают ночные клубы, где одним из привлекающих посетителей факторов является выступление музыкальной группы. Поклонники музыки нередко просят музыкантов, кроме своих композиций, исполнить известные хиты. Законно ли без разрешения правообладателя такое использование чужой музыки, которое принято называть исполнением кавер-версий музыкальных произведений? Нет, незаконно и может повлечь за собой самые серьезные последствия!

Что говорят статьи ГК?

В статье 1259 Гражданского кодекса РФ указано, что к объектам авторского права относятся музыкальные произведения с текстом и без него, а также производные (переработки) этих произведений, например, как в нашем случае, кавер-версии известных композиций. Только автор (правообладатель) владеет исключительным правом на использование произведения. Под использованием произведения подразумевается, в том числе, его публичное исполнение. В статье 1270 ГК РФ под публичным исполнением музыкального произведения понимается представление произведения в живом исполнении (с помощью технических средств) в открытом для свободного посещения месте, или где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи. Это значит, что, если исходить строго из требований закона, чужую песню вы можете исполнить только дома перед своими близкими или, в лучшем случае, под гитару на природе, но в очень узком кругу.

Авторское право не имеет срока давности, но имеет срок действия – 70 лет со времени смерти автора, то есть через 70 лет после смерти автора (авторов) музыкального произведения вы можете на вполне законных основаниях, не получая никаких разрешений, исполнять это музыкальное произведение. Правомерное публичное исполнение музыкальных композиций, срок действия авторского права на которые не истек, будет законным только после получения разрешения у правообладателя или представляющей его организации, которая на коллективной основе управляет авторскими правами. В Российской Федерации наиболее известной такой организацией является РАО – Российское авторское общество, некоммерческая общественная организация, которая создана авторами с целью охраны интеллектуальных прав. Действительно, тяжело получить согласие от большого количества авторов, в том числе иностранных, композиции которых вы собираетесь исполнять, например, в ночном клубе. Но через систему коллективного управления, подписав один договор с РАО или подобной организацией, можно получить разрешение на использование произведений от практически неограниченного круга правообладателей.

Каковы же санкции?

Санкции за нарушение авторских прав более чем серьезные. ГК РФ предусматривает, что правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации в размере от 10 тыс. до 5 млн. рублей, но конкретную сумму определяет суд. Кроме того, в случае неоднократности нарушений авторских прав суд может принять решение о ликвидации юридического лица или о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя. В случае, если инициатор преследования за нарушения авторских прав докажет причинение ущерба на сумму более 50 тыс. рублей и умышленность действий, то нарушитель может быть привлечен к уголовной ответственности по статье 146 Уголовного кодекса РФ.

Кто защищает авторские права?

Действительно, даже на первый взгляд кажется очень опасным исполнение в клубах без соответствующего разрешения композиций отечественных групп, их права точно кто-то охраняет и в любой момент может предъявить вам претензии. Но велика ли вероятность, исполняя, например, композиции известных западных рок-групп 60-70-х годов, что кто-то инициирует привлечение вас к ответственности за нарушение авторских прав? Есть ли в настоящее время в России организация, которая охраняет авторские права на композиции групп, которые записали свои лучшие композиции несколько десятков лет назад? Допустим, ваша группа исполнила в одном из клубов композицию группы Led Zeppelin «Stairway To Heaven» и композицию группы The Doors «Light My Fire», всем известные мировые рок-хиты. Возможно, вы будете сильно удивлены, но на территории РФ управление правами на данные композиции осуществляет уже знакомая нам организация – Российское авторское общество. Точно такая же ситуация с творчеством The Beatles, The Rolling Stones, Pink Floyd и далее по списку.

Насколько велик риск исполнения кавер-версий?

Риск быть привлеченным к ответственности за исполнение чужого музыкального материала уже в настоящее время достаточно велик, и он с каждым годом все возрастает. РФ широкими шагами идет в сторону ВТО (Всемирной торговой организации) и перед нашим государством поставлено одно из условий вступления в данную организацию: наведение порядка с защитой авторских прав. Поэтому правоохранительные органы постоянно проводят всякие операции и рейды, направленные на выявление административных правонарушений, а возможно и преступлений, связанных с нарушением авторских прав. Особенно этот риск велик в Москве, Петербурге и других крупных городах из-за наличия в них представительств различных авторских обществ, а также спецподразделений МВД по защите прав на интеллектуальную собственность. В частности, РАО с каждым годом все активнее обращается в суд с исками к нарушителям, которые сами исполняют или организуют публичное исполнение известных музыкальных произведений, с авторами которых у РАО заключен договор. В подавляющем большинстве случаев данные иски судами удовлетворяются, корректируются лишь суммы финансовых претензий к нарушителям.

Как можно узаконить исполнение кавер-версий

Платить или нет, каждый должен сделать сам этот выбор! Наша задача – рассказать вам обо всех возможных рисках и последствиях нарушения авторских прав.
Представим, что вы с друзьями несколько лет назад создали группу, вскоре начали играть в клубах, где по известным причинам вынуждены исполнять кавер-версии композиций известных западных групп, научились зарабатывать этим довольно неплохие деньги. И вот вы решили как-то узаконить свое использование чужих произведений. Каковы могут быть ваши действия?

В данном случае необходимо:

— составить примерный список авторов, композиции которых ваша группа в основном исполняет;
— выяснить, кто в РФ представляет права этих авторов (вполне возможно, что это будет какое-то одно из крупнейших авторских обществ);
— обсудить с авторским обществом условия и заключить лицензионный договор.

При этом, учитывая характер работы вашей группы, вполне возможно, что заключение договора обойдется вам во вполне приемлемые деньги. Но зато теперь вы можете спокойно исполнять известные хиты и посредством этого зарабатывать себе на жизнь.

Вас могут заинтересовать следующие статьи

6 декабря — Рок & блюз

22 ноября — Джем советских песен (вокальный)

Некоторые из Вас задумываются над тем, на каких условиях можно петь чужие песни на концерте в школе, на городском празднике, на конкурсе или фестивале? Насколько законно исполнение каверов без разрешения автора? Когда и как нужно получать разрешение от правообладателя — автора песни или артиста, исполняющего песню на радио? Что будет, если петь чужую песню без получения разрешения? Можно ли выкладывать чужие песни в своём исполнении в Ютубе (Youtube)?

А если Вы поёте чужие песни, но ни разу не задавались вопросом, насколько это законно, то совершенно зря! Сразу скажу, ответственность за исполнение песен без разрешения правообладателя (автора) очень суровая.

В этом вопросе очень много противоречивых мифов. Даже руководители музыкальных коллективов часто не знают реальные правила. Интернет полон голословных ответов «знатоков» и «экспертов».

Кто-то пишет, что можно свободно петь любые песни, которые уже пелись на радио (были обнародованы). Кто-то считает, что можно свободно петь чужие песни на городских праздниках, конкурсах и даже в ресторанах, в случаях, если артист сам не получает за это вознаграждение. Откуда берутся такие мифы, а вернее, непрофессиональные ответы – совершенно не понятно.

Всё это не имеет никакого отношения к реальности! Например, для некоммерческого исполнения действуют ровно те же правила, что и для коммерческого. И Вы можете получить ровно те же проблемы за нарушение законодательства, даже если не пытались заработать на своём пении.

Россия совсем недавно (по мировым стандартам) вступила на путь охраны авторских прав. Поэтому в большинстве случаев, действительно, никто не предъявляет претензий. Но это – только до случая. Претензии могут возникнуть неожиданно и в том числе за прошлые «грешки».

Если Вы не хотите, чтобы через пару-тройку лет Вам выкатили огромную сумму штрафа за незаконное исполнением чужих песен, то лучше знать правила. Как минимум понимать:

  • Какие разрешения нужно получить, чтобы исполнять песню, написанную не Вами?
  • Когда можно не получать разрешение на исполнение чужой песни?
  • В каких случаях можно законно не платить авторский гонорар при исполнении чужой песни?
  • Когда можно не указывать автора песни?
Читайте также:  Высота еврофуры от земли до верха

Давайте попробуем разобраться. Ответы на все эти вопросы можно найти в Гражданском Кодексе Российской Федерации. Статей, которые придётся прочитать, достаточно много. Поэтому я выписал основные положения. Но если Вы хотите сами убедиться в достоверности изложенного, то прочитайте главы «70» и «71» ГК РФ.

Указание автора произведения

Необходимо различать право на исполнение произведения БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ автора и право на исполнение произведения БЕЗ УКАЗАНИЯ автора.

При исполнении песни ВСЕГДА нужно указывать автора музыки и слов! Отсутствие указания автора песни незаконно.

Исключением является наличие у Вас явного (письменного) разрешения от автора (или его представителей) на публикацию произведения без указания автора.

Это правило не имеет срока. Даже если автор уже давным-давно умер.

Внесение в песню изменений без разрешения автора

Внесение при исполнении песни каких-то дополнений, правок, изменения слов или музыки, в том числе и сокращения песни (пропуска слов) и дополнения новыми словами без разрешения автора — незаконно. Самое странное, что без согласия автора не допускается даже сопровождение песни какими-либо дополнительными иллюстрациями, комментариями, предисловиями и послесловиями. Исключением является только сурдоперевод (перевод песни для глухих).

Обратите внимание на то, что обязанность указания автора и недопустимость искажений охраняются бессрочно!

Законное исполнение песни без разрешения автора

На радость артистам существуют случаи, когда можно совершенно законно исполнять чужие песни, не получая разрешение автора (правообладателя), и даже не заботиться об оплате авторского гонорара. Правда, их не так много, как некоторые думают. Вот эти случаи:

  • Вы поёте в обычном кругу семьи, не выкладывая потом Ваше исполнение в Интернет (в Ютуб, Инстаграмм, ВК и т.п.).
  • Со смерти автора и с момента первого публичного исполнения песни прошло более 71 года (точнее — 70 лет, считая от 1 января года, следующего за годом смерти автора). Существуют также случаи, когда данный срок продлевается (для авторов участников ВОВ, и репрессированных авторов). Это правило действует, только если автор не запретил исполнение его песни в письменной форме, например, в завещании, что бывает крайне редко.
  • Вы «в живую» поёте песню в детском саду, школе, больнице, дет-доме, доме престарелых, или в иной образовательной, медицинской организации, организации социального обслуживания, или учреждении уголовно-исполнительной системы.
    Но! Во-первых, при этом Вы должны иметь непосредственное отношение к деятельности данной организации. То есть, быть учителем или учеником этой школы, врачом или пациентом этой больницы, и т.п. Во-вторых, исполнение песни не должно предусматривать коммерческих целей.
    Также это исключение не относится к премьерам песни – в данном случае речь идёт только о песнях, которые уже исполнялись (были обнародованы) ранее.
  • Вы исполняете песню во время официальной или религиозной церемонии, либо похорон. Здесь также действует правило, что песня не должна быть новой. Кроме того, песня может исполняться только в объёме, оправданном характером такой церемонии.
  • Вы поёте отрывок песни в качестве примера к какому-то рассказу в рамках образовательной теле- или радио-передачи. Например, в передаче о том, как нужно развивать голос. Этим исключением не стоит злоупотреблять. Закон позволяет исполнить песню только в необходимом объёме, оправданном учебной целью передачи. Здесь также речь идёт об уже исполненных ранее песнях.

Интересно также, что без разрешения автора песни Вы можете создать и исполнять пародию. Полагаю, что авторы переделок и пародий могут ликовать! Однако, злоупотреблять не стоит. Граница между переделкой и искажением произведения очень зыбкая!

Есть также и другие случаи, когда Вы можете законно петь песню без разрешения автора. Но они встречаются крайне редко. Поэтому я не стал их сюда переписывать. Если у Вас очень сложный случай, почитайте статьи ГК РФ (начиная со статьи 1271), либо обратитесь к юристу.

Когда исполнение песни без разрешения автора или публикация песни в Интернет, например в Ютубе (Youtube) нарушают закон?

Внимание! Во всех остальных случаях исполнения чужой песни (кавера) закон требует получение разрешения автора! Причём за нарушение этого правила предусмотрена суровая ответственность!

  • Без получения разрешения автора незаконно петь песню на публичных мероприятиях, в том числе городских праздниках, концертах, конкурсах, фестивалях. Даже если Вы не получаете ни копейки за исполнение! И даже если Вы являетесь детским коллективом! Причём к публичным в данном случае относятся любые мероприятия, на которых присутствует кто-то кроме членов Вашей семьи.
    Соглашусь, что очень странная обязанность, получать разрешение автора для того, чтобы попеть известные песни с друзьями на кухне или в подъезде или у костра. Но закон есть закон. Лучше его не нарушать, даже когда он несовершенен.
  • Без получения разрешения автора незаконно петь песню даже на школьном конкурсе, если Вы не являетесь учеником или учителем этой школы.
  • Без получения разрешения автора нельзя выложить Ваше исполнении чужой песни в Интернет для публичного доступа. В том числе в Ютубе (Youtube), в социальных сетях. Тем более, если к аккаунту имеют доступ не только члены Вашей семьи. Даже если к Вашему аккаунту имеют доступ только друзья. Даже если само исполнение было законным (например, Вы пели песню дома или в своей школе), размещение этого исполнения в сети интернет всё-равно будет считаться нарушением.
  • И т.п.

Что касается исполнения песен в караоке-клубах. Караоке-клубы вместе с приобретением музыкального контента получают соответствующие лицензии от правообладателей, которые регулируют возможность исполнения песен. Соответственно, продюсеры караоке-дисков уже урегулировали за Вас с авторами возможность исполнения песен. А караоке-клубы за Вас заплатили авторские гонорары. Так-что исполнение Вами песен в караоке без разрешения авторов – вполне законно. По крайней мере, отвечать перед автором будет владелец клуба. Но вот если Вы выложите Ваше исполнение в Интернет, например, в Ютуб, то это уже нарушение, за которое наступает Ваша ответственность!

Если Вы участвуете в телевизионном конкурсе на федеральном канале, где предполагается исполнение чужих песен (каверов), то часто сами организаторы получают разрешение авторов на использование песни в конкурсе. Именно поэтому на таких конкурсах участнику часто предоставляется выбор песни из числа предложенных организаторами.

Также важно понимать, что ограничения применяются, даже если Вы исполняете только отрывок из песни.

Более того, во всех случаях, Вы не только обязаны получать разрешение автора на исполнение песни, но и выплачивать гонорар за это исполнение. Опять-таки, вне зависимости от того, получали ли Вы сами какие-то деньги за исполнение или пели на благотворительном концерте!

Причём с претензиями к Вам может обратиться не только сам автор. Но ещё и Российское Авторское Общество (РАО).

Можно ли не получать разрешение автора на исполнении песни, если я плачу авторский гонорар с исполнения?

Эту скучную главу Вы можете пропустить, если не платите гонорар РАО. 😉

Необходимо различать штрафы за нарушение авторского права и авторский гонорар.

Даже если автор взял с исполнителя деньги за разрешение петь его песню, он всё-равно вправе получать авторский гонорар с каждого исполнения этой песни. Это — небольшая плата, и, как правило, взимается с артистов и организаторов концертов Российским Авторским Обществом, а затем распределяется между авторами прозвучавших произведений.

РАО вправе требовать с Вас авторский гонорар в любом случае – в том числе, и при законном исполнении чужой песни. Причём вне зависимости от того, просил ли автор об этом РАО. РАО сначала потребует с Вас уплаты авторского гонорара, а потом будет искать автора, которому перечислить причитающееся. Были разъяснения, что РАО имеет право требовать авторский гонорар с исполнителя даже тогда,… когда сам исполнителем сам является автор песни. Вот так!

А вот наказание за нарушение авторского права возникает только при отсутствии согласия автора. В некоторых случаях разрешение на исполнение может представлять само РАО по поручению автора. Но далеко не всегда.

Поэтому не надо путать! Отсутствие претензий от РАО по уплате в РАО авторского гонорара и отсутствие возможных штрафов за нарушение исключительного права (претензии от правообладателя за незаконное исполнение его песни без разрешения) – это совершенно разные вещи!

Читайте также:  Снос бани судебная практика

Если Вы оплатили авторский гонорар в РАО, или РАО по иным причинам не имеет к Вам претензий по его уплате, это совершенно не обозначает, что Вы застраховались от претензий за нарушение исключительного права автора или артиста, которому автором переданы исключительные права. Если Вы не получали права на исполнение чужой песни (кавера), то правообладатели вполне могут оштрафовать Вас за нарушение их исключительных прав на распоряжение произведением и его исполнение без разрешения.

И наоборот. Получение разрешения на исполнение песен от автора, как правило, не освобождает от законной обязанности уплаты авторского вознаграждения через систему РАО при каждом исполнении песен.

Что будет, если не получать разрешение автора, исполняя чужие песни (или каверы)?

Наверное, логичный вопрос, а что же бывает за исполнение чужой песни без разрешения автора или другого правообладателя? Может быть, нет смысла напрягаться? Ну, сделают замечание, тогда и исправимся?

Нет. Всё намного серьёзнее. Замечанием могут не ограничиться. Статья 1301 ГК РФ предусматривает ответственность вплоть до 5 миллионов рублей за нарушение авторских прав. У Вас есть лишние 5 миллионов? За каждую песню?

Я конечно, ни разу не видел, чтобы ребят из подземного перехода оштрафовали наследники Виктора Цоя. Да и на бардовских фестивалях все как-то спокойно поют чужие песни. Пока.

Следует понимать, что отсутствие претензий сегодня, не гарантирует спокойную жизнь завтра. Сегодня, может быть, Вам ничего не сказали, а через пару лет, автор, его наследники, или артист, имеющий исключительную лицензию, решат поправить своё материальное положение, найдут запись в интернете или свидетелей и…. за всё, что было Вами спето без разрешения… 5 миллионов рублей. Оно Вам нужно?

Поэтому рекомендую с авторскими правами не шутить!

Как получить разрешение автора?

Если Вы собираетесь петь песню не в кругу своей семьи (вне зависимости от того, получаете ли Вы за это деньги), необходимо убедиться, что Вы не станете нарушителем авторских прав и исполняете чужую песню законно.

Если Ваш случай не подходит под короткий список ситуаций, когда Вы можете исполнять чужую песню без разрешения автора, то ничего не остаётся, как получить такое разрешение.

Благо, это не так сложно. По крайней мере, проще, чем потом ходить по судам и собирать деньги на штраф.

Сначала поищите координаты автора в интернете. Если не нашли, то попробуйте обратиться в РАО (rao.ru). Многие авторы (по крайней мере, те авторы, чьи песни звучат на радио) регистрируются в РАО и оставляют там контакты на случай возникновения вопросов, связанных с использованием их произведений. А иногда даже поручают РАО управлять своими правами.

Дальше нужно связаться с автором песни и получить от него официальное разрешение на законное исполнении песни. Разумеется, в письменном виде.

Для того, чтобы потом не стать участником разбирательств, желательно получить от автора гарантию, что он не передавал исключительные права на исполнении песни другим артистам. Очень часто автор передаёт артисту «исключительное право» на исполнение произведения. Это означает, что сам автор уже не вправе разрешать исполнение песни другим. В таком случае разрешение на исполнение нужно спрашивать у артиста (или продюсерского центра), которому переданы исключительные права. Но иногда автор может помочь Вам с ними связаться и посодействовать в переговорах.

Желательно иметь разрешение на исполнение чужой песни (кавера) именно Вами. Однако законом предусмотрена также возможность использования «открытой лицензии» — когда автор официально разрешает петь песню любому желающему. Подробнее об открытой лицензии можно прочитать в статье 1286.1 ГК РФ.

Также важно, чтобы в разрешении на исполнение песни было указано как можно больше способов её использования. И уж точно указан тот способ, которым собираетесь её использовать именно Вы. Например, если Вы хотите выложить исполнение чужой песни в Ютубе, то в разрешении (лицензии) желательно указать возможность размещения (публикации) песни в Вашем исполнении в сети Интернет в сопровождении иллюстраций и видеоматериалов. Кроме того, не лишним будет сразу оговорить возможность размещения рекламных материалов рядом с Вашей видеоверсией чужой песни, особенно если Ваш канал в Youtube настроен на монетизацию.

Исполнение моих песен

Что касается моих песен. Информацию о правах я размещаю на персональных страничках песен на своём сайте olhanskiy.ru .

На некоторые из моих песен исключительные права никому не передавались. Поэтому я легко подпишу Вам разрешение на исполнение.

На некоторые песни исключительные права переданы артистам. Но у меня есть их контакты. Они все — вполне адекватные люди. Если Вы не собираетесь отнимать у них заработок, петь песню на федеральных каналах или ездить с ней по всей стране, то мы попробуем уговорить их подписать лично Вам право на исполнение песни на локальных концертах, конкурсах и т.д.

Просто напишите мне по электронной почте свою просьбу, укажите координаты, и я с Вами свяжусь. Наличие таких разрешений от автора и артиста будет являться гарантией того, что к Вам не возникнет претензий в будущем.

Ну и напомню, что все мои песни без исключения Вы легко можете исполнять на школьных концертах и конкурсах, если являетесь учеником этой школы. Для этого совершенно не обязательно получать разрешение ни у меня ни у официального исполнителя песни. Более того, в таких случаях с Вас никто никогда не вправе потребовать авторский гонорар. Смело пойте и смело делитесь со мной своими успехами! Мне будет очень приятно, если Вы напишите, как прошло Ваше выступление.

ELI5 (explain like I’m five)* – новый веб-журнал о праве опубликовал статью юриста ЮФ Гелон Анны Успенской о кавер-версиях с точки зрения авторского права.

О кавер-версиях песен с точки зрения авторского права

Кавер-версия или просто кавер (от англ. “cover version”) – это исполнение либо запись (иногда в оригинальной переработке) ранее обнародованной музыкальной композиции кем-то иным, чем оригинальный исполнитель (автор). Если говорить проще, это «перепевка» известной песни другим исполнителем.

Использование кавер-версий выгодно, поскольку исполнитель получает в свои руки 100% хит, проверенный временем и полюбившийся публике. Иногда незначительная переработка композиции дает «второе дыхание» песне. Случается, также, что переработка становится популярнее оригинала, принося своим исполнителям мировую известность.

В это сложно поверить, но такие мировые хиты как «I will always love you» в исполнении Уитни Хъюстон, рок-н-рольная «Blue Suede Shoes» в исполнении Элвиса Прэсли, “Twist and Shout” в исполнении The Beatles, «Nothing Compares to You» в исполнении Шинед О`Коннор, “Cometogether” в исполнении Aerosmith (этот список можно продолжать) – ни что иное как каверы ранее исполненных хитов.

В Украине в последнее время начался настоящий бум на кавер-группы и исполнен ие каверов. Рынок нестабилен, участились отмены концертов зарубежными звездами – по неофициальным данным только за половину 2014 года было отменено более 500 культурных мероприятий. В таких условиях местные артисты, исполняющие, к тому же, любимые песни, популярны у зрителя как никогда.

Source: imcreator.com " Getting ready for a show" by Ryan McGuire.

Creative commons license (Free for commercial use, attribution to the creator is required).

Законно ли использовать чужую песню?

Бытует мнение, что, если перед исполнением песни указать имя автора и/или исполнителя, а также ее название, авторские права не будут нарушены. На самом деле, использование песни возможно только в случае получения разрешения от правообладателя либо тогда, когда закончился срок правовой охраны произведения.

Напомним, что в Украине авторские права на песню действуют на протяжении жизни автора, а также 70 лет после его смерти. Соответственно, чтобы получить права на использование песни, автор которой умер, необходимо получить разрешение у наследников автора. Бывают также случаи, когда права на песню были переданы (проданы) автором при жизни по договору отчуждения авторских прав.

По окончанию указанного срока песня становится «общественным достоянием» (публичной собственностью) и может быть свободно использована любым лицом. Песни, перешедшие в разряд общественного достояния можно назвать настоящей находкой для кавер-исполнителей, поскольку у них возникают авторские права на кавер, и при этом нет необходимости платить роялти.

Другим исключением может служить использование песен по лицензии creative commons – лицензии, разработанные одноименной неприбыльной организацией, которые позволяют авторам в упрощенном порядке предоставлять разрешения на свободное использование своего творчества на территории всего мира на определенных условиях.

Читайте также:  При попытке суицида ставят на учет

Следует добавить, что указанное «исключение» для Украины достаточно условно, так как нашим законодательством установлены требования к форме лицензионного договора – он должен быть оформлен письменно. С другой стороны, маловероятно ожидать претензию от автора, распространяющего произведения в сети интернет по лицензии creative commons.

Во всех иных случаях, необходимо обращаться за разрешением к правообладателю. На практике бывает сложно определить лицо, которому принадлежат имущественные авторские права. Поэтому сбором отчислений (роялти) за использование песен занимаются также отдельные организации – коллективные организации управления авторскими правами. Можно обратиться в одну из таких организаций для «очистки прав».

Чем же является кавер-версия с точки зрения авторского права?

Кавер может на слух отличаться от оригинала либо полностью его повторять. Но и в том, и в другом случае в основе остается одна и та же мелодия. Именно поэтому, с точки зрения авторского права кавер-версию нельзя назвать самостоятельным произведением.

Если был изменен ритм и/или гармония мелодии либо произведена аранжировка (оркестровка) музыкального произведения – речь идет о производном произведении. Согласно определениям Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах», производное произведение – это произведение, являющееся творческой переработкой другого существующего произведения без нанесения вреда его охране.

Важно отметить, что у лица, осуществившего переработку песни, возникают авторские права на переработанную песню (кавер). Но это законно только лишь в том случае, если перед переработкой песни было получено соответствующее разрешения у автора (правообладателя).

Песня – это музыкальное произведение, состоящее из музыки и слов. Авторские права возникают отдельно и на музыку, и на слова. К тому же, и у музыки, и у слов могут быть разные авторы или даже несколько авторов. Для легального использования песни, в том числе для создания на ее основе кавер-версии, необходимо получить разрешения от каждого лица, которому принадлежат авторские права.

Иная сложность заключается в том, что в каверы не всегда привносится что-либо новое. Без оригинальной переработки у кавер-артиста возникают только смежные права на исполнение.

Действующим законодательством Украины не предусмотрено определение понятия «кавер-версия», поэтому необходимо со всей ответственностью подходить к подготовке лицензионных договоров. В лицензионном договоре рекомендуется четко указывать, что подразумевается под кавер-версией, способы использования оригинального произведения и границы такого использования.

Плюсы от лицензионного использования оригинала песни однозначны как для автора, так и для кавер-исполнителя. Например, Долли Партон – автор песни «I Will Always Love You» еще в 1992 году заработала на авторских отчислениях от исполнения песни Уитни Хьюстон не менее шести миллионов долларов.

В то же время, организаторы трибъют концертов (концерты, в которых используются исключительно кавер-версии) охотнее будут сотрудничать с артистами, которые побеспокоились об «очистке» авторских прав. Нередко правообладатели предъявляют претензии не к кавер-группам, а непосредственно к организаторам выступлений.

О кавер-версиях на You Tube

Большую популярность имеет создание видео с исполнением каверов с последующим их размещением на You Tube. Некоторые пользователи услуг этого сервиса считают, что поскольку администраторы не удаляют их контент, такое размещение легально. Другие стремятся разместить ссылки на автора либо правообладателя, тем самым якобы снимая с себя ответственность.

Безусловно, You Tube не может физически отследить все правонарушения, но с каждым годом это все активнее делают правообладатели. Выявив нарушение, правообладатель может либо «монетизировать» Ваш ролик по отдельному соглашению с You Tube, либо же потребовать удаление контента, размещенного с нарушением авторских прав.

С точки зрения пользования сервисом You Tube, жалоба правообладателя грозит нарушителю удалением аккаунта. Но этим ответственность за нарушение авторских прав не ограничивается, так как не исключена возможность предъявление иска к правонарушителю в судебном порядке. Особенно если ролик успешен коммерчески.

Не стоит наивно полагать, что компания You Tube будет привлечена соответчиком по делу. В условиях использования сервиса прописаны правила, в соответствии с которыми каждый пользователь несет персональную ответственность за размещенный контент и гарантирует You Tube наличие прав на его размещение.

О механической лицензии и распространенных заблуждениях размещения роликов на You Tube

В следствии развитой музыкальной индустрии в США, кавер-исполнители нередко выбирают для создания каверов популярные песни артистов из этой страны. При этом, продвинутые пользователи стараются найти максимально легкий и дешевый способ получить лицензию.

Одной из таких возможностей является получение так называемой «механической лицензии» (mechanical license), которые достаточно распространены в США. Получить их можно онлайн на сайтах специализированных компаний, например, Harry Fox Agency.

Механическая лицензия позволяет воспроизводить и распространять защищенные авторским правом музыкальные композиции (песни) на компакт-дисках, пластинках, кассетах, в качестве рингтонов, делать их доступными для скачивания в цифровом формате и прослушивания онлайн на специальных сервисах (iTunes, и т.д.). Подходит механическая лицензия и для создания и распространения записи кавер-версии, если основная мелодия и текст оригинального произведения существенно не изменяется.

Плата за получение механической лицензии, как правило, небольшая и может зависеть от предполагаемого количества загрузок кавера, длины выбранной песни, вида сервиса, где планируется размещение кавера и прочих подобных условий.

Тем не менее, не смотря на всю привлекательность данного типа лицензии, пользователи You Tube нередко заблуждаются относительно полных условий использования, передаваемых по механической лицензии.

К примеру, получив лицензию, важно разобраться на какую территорию распространяется ее действие. Игнорирование этого правила является типичной ошибкой лицензиата, получившего механическую лицензию. Механические лицензии могут быть предоставлены только на песни, которые были созданы и распространяются в США и только на использование таких песен на территории США.

Это означает, что нерезидент США может использовать приобретенную механическую лицензию только на территории США, включая продвижение на территории США через сеть Интернет. При этом, не имеет значения где физически находится компьютер либо сервер передачи цифровых данных лицензиата.

В правилах использования You Tube указано, что стороной, которая предоставляет услуги на данном сервисе является LLC You Tube. Согласно правилам, LLC You Tube зарегистрирована и ведет основную деятельность в штате Калифорния, США. You Tube работает по правилам материального права штата Калифорнии без учета его положений коллизионного права.

Именно поэтому, в сети Интернет можно найти информацию о том, что механическая лицензия идеально подходит для размещения видео с кавер версией на этом сервисе. И это второе популярное заблуждение, так как механическая лицензия не предоставляет лицензиату права на создание видеоряда с использованием песни, на которую получены права.

По американскому законодательству, для создания видеоролика, у пользователя должно быть 2 лицензии – механическая лицензия, а также лицензия на синхронизацию (synchronization license), которая предоставляет право использовать песню при создании таких аудиовизуальных произведений, как видеоролики, фильмы, телевизионные передачи, контент для вебсайта, а также в компьютерных и прочих играх.

И, безусловно, третьим распространенным заблуждением можно считать убеждение пользователя о возможности использовать песню американского артиста для последующего создания и распространения кавера на территории Украины либо иных стран без соответствующего разрешения.

Вместо выводов

Если Вы хотите создать и использовать кавер-версию:

– получите разрешение у автора(ов) либо правообладателя(ей), если Ваш случай не предусматривает возможность свободного использования произведения;

– закрепите разрешение в лицензионном договоре;

– внимательно проверьте существенные условия договора, обращайте особое внимание на определение понятия «кавер-версия», а также детальное описание способов использования произведения.

– если Вы не можете найти правообладателя, это не дает Вам автоматическое право использовать произведение. В таком случае, обратитесь за консультацией к специалисту либо в организацию коллективного управления авторскими правами.

– лицензия, выданная в одной стране, может не распространяться на другую страну;

– если вы автор и дали разрешение на создание и использование кавер-версии, вы, вероятнее всего, в последующем не сможете запретить использование его использование, так как у автора кавер-версии возникают авторские права на кавер.

Специально для ELI5

юрист, специалист по защите прав

интеллектуальной собственности

Успенская Анна

юридическая фирма «Гелон»

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector