Формирование доступной среды для инвалидов

Формирование доступной среды для инвалидов

Десять лет назад приняли государственную Программу «Доступная среда» для инвалидов, направленную на создание комфортной жизни в населенных пунктах. Среди многомиллионного населения нашей страны 8,2% жителей – это люди с заболеваниями, как следствие — ограниченными возможностями. У многих из них инвалидность диагностируется в раннем возрасте. Этот факт ставит перед властью и государством серьезные вопросы адаптации этой категории людей.

Суть Федеральной программы

Организация безбарьерной среды для инвалидов — проект, проработанный органами власти, первоочередная цель которого в защите, поддержке слоев общества, если они в силу любых причин ограничены в действиях.

Государственная программа была первоначально утверждена осенью 2008 года после документа, исходящего от Правительства РФ. Это стало очередным подтверждением: в стране готовы бороться за права инвалидов. Общество волнует предоставление доступа инвалидов к государственным услугам, обслуживанию в клиниках, иным услугам, которые для простых граждан привычны, поскольку у них отсутствуют проблемы, связанные со сложностью их получения. Первоначально организацию доступной среды для инвалидов запланировали на минимальный срок, однако положительное отношение граждан к ней доказало необходимость продолжения.

Цели и задачи программы

В стране среди граждан с ограниченными в разной степени возможностями огромная доля талантливых лиц. До принятия закона отсутствовал доступ в Российской Федерации к объектам социальной жизни, к праву на занятие творческим делом. Это было связано с абсолютным отсутствием базы для осуществления практики. Принятие новых нормативно-правовых актов стало возможностью заниматься любимым делом и не чувствовать себя, обделенными в обществе.

  1. Создание законодательной базы, выступающей гарантом получения инвалидами доступа к объектам и услугам социальной инфраструктуры наравне с гражданами, которые абсолютно здоровы физически.
  2. Возведения в городах новых учреждений, необходимых для оздоровления, дальнейшей реабилитации граждан, их образования.
  3. Подготовка новых кадров в сфере предоставления помощи гражданам, как с плохим зрением, так и с не менее сложными другими заболеваниями.
  4. Оказание адресной поддержки инвалидам по слуху / зрению в устройстве на работу в различные учреждения для развития и демонстрации доступности социальной среды. Главный вектор направления данного проекта – сбор обратной связи от граждан. Полученные данные должны касаться моментов сотрудничества с инвалидами по слуху и гражданами, у которых по иным причинам ограниченные возможности. Программа становится отличным способом налаживания продуктивной работы физически здорового населения с инвалидами.

Исходя из списка основных целей, федеральные законы ставят перед всеми действующими в стране учреждениями две главные задачи:

  • организация новых мест для работы всем категориям граждан в стране;
  • предоставление абсолютно бесплатного для инвалидов обслуживания во всех работающих медицинских учреждениях.

Создание доступной среды для инвалидов

На федеральном, областном уровне органы управления обязаны проводить целый список важных действий в рамках действующей федеральной программы. Важно повышать действующее значение установленных показателей. Должны быть доступны для всех инвалидов услуги и объекты в любой сфере деятельности. Четкие временные границы, конкретный порядок разработки данных мер законодательно утверждены нормативно-правовыми актами, вступившими в законную силу относительно недавно, в 2016 году. Регионы также с 2016 года самостоятельно реализуют на своих территориях требования всех ФЗ и иных законов в рамках проекта.

Недавно заместитель председателя Комитета ГД РФ по труду и социальной политике отметил: » Благодаря реализации проекта почти сразу удалось четко определить нюансы комплексного подхода. В каждом городе уже прописан план мероприятий на ближайшее будущее до 2020 года».

Развитие инфраструктуры

В одном из столичных законов, касающегося доступности для инвалидов объектов для социализации, отмечается: каждый обязательно должен быть оснащен оборудованием:

  • информация в наглядном, звуковом формате,
  • указатели, расположенные вблизи зданий, которые ремонтируются или строятся,
  • сигнализация на каждом действующем светофоре,
  • средства связи, удобные в использовании для всех инвалидов. Ими в обязательном порядке до 2020 года во избежание штрафных санкций должны быть оборудованы все объекты.
  • комнаты санитарно-гигиенического типа,
  • пандусы,
  • специальные указатели для движения в облагороженных парках, иных рекреационных зонах.

В 2017 году Федеральный закон, касающийся защиты интересов инвалидов, был дополнен обязанностью всех компаний оказывать услуги населению. Он стали обязаны проводить подробные инструктажи работникам, которые заняты абсолютно любой деятельностью с людьми с ограниченными возможностями, в части вопросов полного обеспечения социальной среды для всех людей.

Подпрограммы «Доступной среды»

Серьезные задачи разделены для быстрого их достижения на маленькие сегменты в целях конкретизации и детализации их воплощения.

Начиная с 2017 года, выделяются интересные подпрограммы:

  1. Усовершенствование действующего процесса по предоставлению государственных услуг.
  2. Повышение существующего уровня адаптации граждан. Как пример, это принятие новых законодательных актов.
  3. Совершенствование предоставления услуг в клиниках. Как пример, выработка дополнительных объективных критериев, используемых при проведении медицинской экспертизы.

Закон о доступной среде для инвалидов

Внедрение инноваций началось давно. Согласно принятой Конвенции ООН, посвященной правам инвалидов, люди, у которых ограниченные с рождения возможности представляют собой самостоятельных личностей, имеющих по ФЗ России право на участие в любой сфере жизни. Государство по условиям документов обязано обеспечить формирование открытого доступа ко всем необходимым услугам, объектам.


Олег Смолин, занимающий пост одного из председателей Комитета ГД РФ в сфере образования подчеркнул: «Согласно положениям государственной программы число инвалидов, работающих в различных фирмах в разрезе общего количества инвалидов трудоспособного возраста через два года в стране должно быть на отметке в 40 % , а впоследствии и вовсе переступить отметку в 50%».

Обустройство сооружений имеет не один десяток нюансов. Серьезное внимание должно уделяться вопросу качества используемых при строительстве материалов и безопасности конструкций. Во время возведения построек важно учитывать государственные стандарты, своды правил и правила безопасности, касающиеся вопросов использования платформ нового типа для людей с ограниченными возможностями.

Реализация программы

Подробная проработка наравне с реализацией широкого комплекса мероприятий, касающихся выполнения условий формирования в стране безбарьерной для общества атмосферы – дело не одной недели, а возможно нескольких лет. Объединяются ресурс из смежных разных сфер. Поэтому государство вводит на это время привычный период переходного типа.

Проект реализации состоит из конкретного количества мероприятий по созданию комфортной среды, обеспечения каждому желающему беспрепятственного доступа к необходимым услугам.

Цель, которую стремится достигнуть вся страна – комфорт.

На этапе проработки комфортной среды для проживания используются ориентиры. Государство предлагает разнообразные изменения, смежные тем или иным образом с основным вопросом помощи инвалидам:

  1. В документы, закрепляющие процесс реализации избирательных гражданских прав введено дополнительное требование, распространяющееся на специально предназначенное для голосования оборудование в зданиях, чтобы участники отдавали голос в комфортной для себя среде.
  2. В законы, которые регламентируют перевозки по стране, дополнительно внесены изменения.

Заключение

Федеральную программу такого уровня невозможно переоценить. Уже с детства такие люди в социальной среде не должны чувствовать себя оторванными хоть на чуть-чуть от общества. По этой причине поддержка, содействие власти в получении услуг людьми с ограниченными возможностями важны. Благодаря системе мер, которая сформировалась в последнее время, постепенно удастся добиться реконструкции всех действующих социально значимых объектов, а это значит, что инвалиды с раннего детства смогут находиться в социуме со своими ровесниками.

Библиографическая ссылка на статью:
Терскова С.Г. Механизм формирования доступной среды для инвалидов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 7. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/07/12062 (дата обращения: 26.03.2019).

Проблема создания доступной среды жизнедеятельности уже на протяжении многих десятилетий является одной из самых актуальных для всего мирового сообщества. В России тема создания безбарьерной среды получила особую приоритетность лишь в последние десятилетия.

В настоящее время в российском обществе пока не сложился четкий устойчивый механизм формирования доступной среды для маломобильных категорий населения, обеспечивающий реализацию всех прав и свобод людей с ограниченными возможностями здоровья.

Проблематику доступной среды исследуют ученые, среди них Н.А. Антонова, О.В. Баркунова, Л. М. Билалова, О. М. Иванова, М. Н. Максимова, С. В. Орлов, А. Ф. Шакирова, Е.Р. Ярская-Смирнова и другие.

На сегодняшний день используют различные понятия, характеризующие комфортную среду обитания для инвалидов доступная среда, безбарьерная среда, универсальный дизайн, инклюзивная среда и др. Попытаемся рассмотреть каждый из них.

Доступная среда – это такая организация окружающего пространства, при которой любой человек, независимо от своего состояния, физических возможностей и других ограничений, имеет возможность беспрепятственного доступа к любым объектам социальной, общественной, транспортной и иной инфраструктуры, а также может свободно передвигаться по любому выбранному маршруту [1].

Читайте также:  Шейермана мау берут ли в армию

Например, в Своде правил по проектированию и строительству зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения, доступность определяется как свойство здания, помещения, места обслуживания, позволяющее беспрепятственно достичь места и воспользоваться услугой [3].

Конвенция ООН «О правах инвалидов» дает следующую трактовку понятия доступности как необходимой предпосылки для социальной интеграции и реализации прав человека: «… важна доступность физического, социального, экономического и культурного окружения, здравоохранения и образования, а также информации и связи, поскольку она позволяет инвалидам в полной мере пользоваться всеми правами человека и основными свободами» [3].

Таким образом, исходя из представленных определений, доступной является такая среда, которая создает условия для свободного перемещения, комфортного функционирования, успешной реабилитации и самореализации гражданина.

В широком аспекте термин доступная среда включает комфортную городскую инфраструктуру, доступные услуги, доступность связи, толерантность со стороны населения, возможность для инвалида использовать любой транспорт, обучаться, заниматься трудовой деятельностью, беспрепятственно посещать культурные, образовательные, спортивные, медицинские и иные массовые учреждения.

Термин безбарьерная среда является синонимичным термином доступной среды, но исходя из формулировки первого термина, мы акцентируем свое внимание, прежде всего, на присутствии «барьеров». Барьеры бывают физические и нефизические, в первом случае – это ступеньки, узкие проходы, высокие бордюры, ямы и голдобины на тротуарах и т.д. Эти барьеры можно преодолеть посредством обустройства пандусов, установкой поручней, частичной реконструкцией зданий и сооружений.

Обратим внимание на термин «механизм формирования доступной среды». В целом, под механизмом принято понимать внутреннее устройство машины, прибора, аппарата, приводящее их в действие. В социологическом словаре социальных механизм – взаимодействие социальных структур, норм, институтов, образцов поведения и т.д., посредством которого обеспечивается четкое функционирование социальной системы.

Идея обращенности к доступной среде, и к механизму исправления ее качеств, впервые была выдвинута К. Линчем в работе «Образ города». Интерес представляет идея о создании механизмов связи между проектировщиками, пользователями и средой, служащей объектом деятельности. Актуальность создания таких механизмов связи усиливается, если речь идет о людях, имеющих особые потребности к качеству и характеру городского пространства. Из-за позиции социального меньшинства их потребности часто игнорируются. Обеспечение доступности создает предпосылки для реализации потенциала инвалидов и, следовательно, способствует социальному и экономическому развитию государства [10].

По мнению автора, механизм формирования доступной среды включает учреждения, ресурсы, средства разработки и проведения политики доступности, правовые регуляторы, направляющие формирование безбарьерной среды, а также формы и методы их контроля.

Данный механизм формируется на базе политики доступности – системе непрерывных мероприятий, осуществляемых на основе единой стратегии и заинтересованности всех субъектов политики, и осуществляется на различных территориальных уровнях. Постараемся подробнее разобрать все компоненты механизма.

Формирование доступной среды является обязанностью федеральных, региональных и местных органов власти. Законодательство РФ обязывает власти формировать и реализовывать районные и городские программы по обеспечению доступности объектов городской инфраструктуры.

В условиях децентрализации формирование политики доступности на местном уровне имеет приоритетное направление. Обратим внимание на сеть учреждений, участвующих в решении проблем по обеспечению доступной среды жизнедеятельности инвалидов. Она представлена различными ведомствами на муниципальном уровне: комитет градостроительства и земельных ресурсов, комитет социальной защиты, комитет ЖКХ, управление дорожно-коммунальным хозяйством и благоустройства, комитет по физической культуре и спорту, комитет по делам молодежи, комитет образования и науки, управление здравоохранения, управление по транспорту и связям, общественные организации инвалидов (ВОИ, ВОГ, ВОС).

Например, комитет градостроительства и земельных ресурсов выступает первичным звеном в формировании доступной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья. Он осуществляет выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию зданий и сооружений. К сожалению, мы можем наблюдать, что дома, которые недавно построены, в полной мере не соответствуют принятым нормам доступности. Возможно, это связано с недоработкой законодательной базы или с отсутствием заинтересованности со стороны работников служб.

Для осуществления активной деятельности представленных подразделений и организация по формированию доступной среды необходимы ресурсы: нормативно-правовые, материально-технические, информационные, финансовые, кадровые.

Нормативно-правовые ресурсы – документы, которые принимаются на уровне предприятия или подразделения, отражающие приоритетность и важность доступной среды и обязывающие ее исполнение.

Материально-технические и информационные ресурсы представляют собой конкретные материальные приспособления и услуги, обеспечивающие комфортное перемещение и информированность маломобильных граждан. Сюда можно отнести знаки доступности (информационные и предупреждающие), контрастную маркировку, мнемосхемы, информационные табло и таблички, звуковые маяки и информаторы, систему навигации, телефоны с крупными кнопками, видеоувеличители, бегущие строки, столы с микролифтом, информационные системы, FM-системы, информационные терминалы, оформление стоянок для инвалидов и др.

Для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата двери с автоматическим открыванием, реализация системы вызова помощника, противоскользящие покрытия, мобильные и лестничные подъемники и др.

Наиболее оснащенными материально-техническими и информационными ресурсами доступности являются крупные российские города (Москва, Санкт-Петербург), в остальных городах столь существенных изменений с постсоветского периода не наблюдается.

Финансовые ресурсы являются наиболее важными и дефицитными в современных условиях кризиса. Финансирование мероприятий по созданию доступной среды на сегодняшний день осуществятся в основном за счет бюджетных средств и в рамках реализации программы «Доступная среда» на 2011-2015 гг. Общий объем финансирования программы составляет 452749,5 тысяч рублей. Финансирование распределено по приоритетным сферам жизнедеятельности:

  • социальная защита (63213,0 тыс. рублей);
  • культура (33810,0 тыс. рублей);
  • спорт (30041,6 тыс. рублей);
  • образование (117765,0 тыс. рублей);
  • транспорт (82889,0 тыс. рублей);
  • охрана здоровья населения (30700,0тыс. рублей);
  • труд и занятость (81880,9 тыс. рублей);

информация и связь (12450,0 тыс. рублей) [6].

Учитывая большой объём работы и материальных затрат, финансирования катастрофически не хватает, что обязывает искать дополнительные средства для создания доступной среды (спонсоры, налоговые послабления для работодателей и т.д.).

Без кадровых ресурсов, специалистов в области «доступной среды» очень трудно «построить» доступную среду, ведь необходимо, чтобы специалист был квалифицирован в данной сфере. В последние годы в России проводятся курсы повышения квалификации и семинары для представителей социальных, архитектурно-строительных и транспортных подразделений региональных и муниципальных органов власти, учреждений социального назначения с целью их обучения в области эффективного развития доступной среды для людей с инвалидностью в России. Однако специалистов, прошедших подобное обучение очень мало.

К средствам формирования политики доступности можно отнести все формы СМИ, рекламные продукты, конкурсы тематических проектов, конференции, выставки специального оборудования, дополнительные образовательные программы по безбарьерной среде и др.

Одним из важнейших компонентов формирования доступной среды являются правовые регуляторы – совокупность определённых норм , законодательных актов, упорядочивающих поведение людей или состояние иных объектов регулирования в сфере доступной среды жизнедеятельности. Они регламентируют и направляют формирование доступной среды и отношения во взаимодействии с инвалидами. Выделяют следующие уровни правовых регуляторов:

  • Первый уровень – это учредительные акты, пакты, конвенции, рекомендации и резолюции международных организаций;
  • Второй уровень – это юридические акты федерального значения, включая федеральные законы, указы Президента и правительства Российской Федерации;
  • Третий уровень – деятельность региональных и муниципальных учреждений, которые руководствуются законодательными актами высшего уровня и нормативно-правовыми документами субъектов РФ.

На данный момент в России активно формируется политика доступности окружающей среды, что нашло свое отражение в ряде принятых нормативных документов и социальных программ на различных территориальных уровнях.

3 мая 2012 года Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов. В результате наша страна взяла на себя обязательства выполнять положения Конвенции, направленные на обеспечение полного участия людей с инвалидностью в гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни общества [2].

Первым нормативным документом РФ, в котором были четко освещены права инвалидов в вопросах доступности прав и услуг стал указ Президента РФ «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» от 2 октября 1992 г.

Существует ряд других федеральных законов, которые направлены на формирование доступности окружающей среды для инвалидов. Среди них: Конституция РФ, ФЗ от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; ФЗ от 7 июля 2003 года «О связи»; Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и др.

Читайте также:  Справка из росреестра об отсутствии собственности

Настоящим прорывом в политике доступности стало принятие программы «Доступная среда». В 2011 году Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу «Доступная среда», которая рассчитана на 2011 – 2015 гг. Данная программа направлена на формирование к 2015 году условий, которые бы обеспечивали равный доступ инвалидов, наравне с другими людьми, к физическому окружению, транспорту, информации и связям, а также объектам и услугам открытым для населения [4].

Основные ожидания от программы: во-первых, повышение уровня и качества жизни, уровня конкурентоспособности инвалидов на рынке труда, эффективность их реабилитации за счет повышения доступности объектов социальной инфраструктуры; во-вторых, повышение эффективности и результативности расходов бюджетов всех уровней на решение проблем инвалидности и инвалидов посредством внедрения унифицированных подходов, а также использование создаваемой информационной базы данных; в–третьих, повышение инвестиционной привлекательности производств товаров и услуг для инвалидов, развитие товаропроизводителей и рост конкурентоспособности производимых ими товаров и услуг; в-четвертых, интенсификация процесса формирования доступной среды в стране, включая общероссийские общественные организации [1].

27 октября 2014 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение Правительства РФ №2136-р «О продление до 2020 года срока реализации государственной программы «Доступная среда».

Для того, чтобы среда для инвалидов была доступной, необходимо при проектировании зданий и сооружений учитывать потребности людей с ограниченными возможностями. В результате был принят нормативный документ «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения» утвержденный Постановлением Госстроя РФ от 16. 07. 2001 года №70.

Среди строительных норм и правил по формированию доступной среды можно выделить два наиболее важных: СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», СП 35-102-2001 Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам.

В настоящее время все нормативные документы в области технического регулирования (в том числе проектирования и строительства) делятся на две категории: обязательные и добровольные.

Среди обязательных СНиП 35–01–2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Разделы 3 (пункты 3.1–3.37, 3.39, 3.52–3.72), 4 (пункты 4.1–4.10,4.12–4.21,4.23–4.32)., СНиП 31–06–2009 «Общественные здания и сооружения». Разделы 3 (пункты 3. 1–3.13, 3.15–3.20, абзац первый пункта 3.21, пункты 3.22–3.25), 4,5 (пункты 5.1–5.19,5.30–5.32, 5.34–5.40),7–9.

К сожалению, стандарты и правила, не включённые в этот Перечень, не являются обязательными. Из всех имеющихся сегодня нормативных документов в сфере обеспечения доступности (включая новые актуализированные редакции старых) только некоторые части СНиП 35–01–2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (утв. Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 г. №73) является обязательным для исполнения [5, C. 8]. Поэтому строители могут на законных основаниях не учитывать интересы инвалидов.

В России в отличие от европейских государств [7, C. 40], ответственность за исполнение законодательства и оказание социальной поддержки и защите прав инвалидов ложится на структуры, занимающиеся проблемами незащищенных категорий населения (учреждения социальной защиты населения), остальные структуры выпадают из этого процесса. Да и сама идеология формирования безбарьерного городского пространства предполагает, что отношения «инвалид-среда-общество» строятся так, что изменяться должны последние, а не наоборот, как это было принято считать долгие годы [7, C. 44].

Россияне, посетившие США отмечают абсолютную доступность окружающей среды, возможность всегда и везде попасть в любое здание и комфортно передвигаться по городу. Данный опыт подтверждает, что человека делает инвалидом несовершенство окружающей среды.

В 1991 г. в США был принят Акт о гражданах-инвалидах, который гарантировал возможность доступа людей с инвалидностью ко всем объектам жилой, социальной и транспортной инфраструктур, а также объектам коммуникации. В результате было создано специальное агентство, которое следило за выполнением принятого Акта, в случае нарушений к виновникам применялись санкции, вплоть до судебного разбирательства. Коммерческие структуры, вкладывающие собственные средства в создание условий архитектурной доступности для инвалидов, получили возможность вывести потраченные на это суммы из налогооблагаемой базы [8, C. 25].

Подобный опыт практикуется и в российских городах, но среди работодателей нет особой заинтересованности, что связано с недоступностью городской среды, отношенческими барьерами и пассивностью населения.

Периодом активного внимания к инвалидам за рубежом были 1983 -1992 годы названные десятилетием инвалидов. Положительные результаты по обеспечению доступной среды жизнедеятельности инвалидов были в тех странах, где инициаторами создания доступной среды были инвалиды.

На сегодняшний день программный подход формирования доступной среды является самым актуальным и самым действующим, так как ставит между собой большое количество целей, которые непременно нужно достичь совместными усилиями.

Контролирующим элементом механизма формирования доступной среды являются формы и методы контроля. Сюда можно отнести проведение социологических исследований (социологическое сопровождение), независимых экспертиз зданий со стороны общественных организаций инвалидов и иных учреждений, паспортизация зданий и сооружений и др.

Таким образом, на сегодняшний день в России осуществляется институционализация механизма формирования доступной среды для маломобильных категорий населения. Комплекс предпринятых мер нацелен на то, чтобы сделать окружающую среду комфортной и удобной для всех людей. Последовательно проводится работа, которая направлена на социальную защиту инвалидов, а также улучшение их социального положения, повышения доходов и улучшение качества жизни [4, C. 15].

Программный подход формирования доступной среды спровоцировал нарастание интереса со стороны научного сообщества и чиновников в вопросах создания безбарьерной среды для маломобильных категорий населения. Достижение поставленных целей требует нормативных коррективов в области доступной среды для инвалидов, комплексной, системной и кропотливой работы различных служб, ведомств, организаций и местного сообщества. Только совместными усилиями можно создать универсальную среду обитания.

В результате можно выделить наиболее важные проблемы по формированию механизма доступной среды жизнедеятельности инвалидов на городском уровне:

  • ведомственная разобщенность в вопросах формирования доступной среды;
  • неэффективная координация и взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, бизнеса и общественных организаций инвалидов по созданию доступной среды, в том числе при реализации ведомственных, региональных целевых программ и отдельных мероприятий;
  • несовершенство законодательства, связанное с необязательным исполнением нормативных документов при проектировании и строительстве капитальных объектов (в частности, Свод правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения») и как следствие незаинтересованность органов в сфере градостроительства и коммунального хозяйства вопросами доступности среды;
  • отсутствие системы независимой экспертизы и контроля в области проектирования, строительства и реконструкции объектов с позиции доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения;
  • отсутствие механизмов привлечения контролирующих органов и общественных объединений инвалидов по обеспечению доступной среды жизнедеятельности инвалидов;
  • отсутствие четкой стратегии и мероприятий по формированию толерантного отношения к инвалидам в обществе.

Для решения вышеперечисленных проблем, можно предложить ряд мероприятий:

  • Необходимо вести контроль за проектированием и строительством объектов и учитывать интересы инвалидов; систематически проводить независимые экспертизы в области строительства, проектирования, реконструкции зданий и сооружений с привлечением общественных организаций инвалидов и всех ответственных подразделений за создание доступной среды.
  • Внести изменения в нормативные документы, в частности, утвердить все нормативные документы в области проектирования и строительства как обязательные для исполнения, увеличить размер штрафных санкций за отсутствие пандуса, необорудованной территории возле здания, узких дверных проемов и т.д.
  • В первую очередь доступными нужно сделать дорожную инфраструктуру, а также формировать доступную среду в комплексе, а не отдельными элементами.
  • Необходимо обеспечить подготовку квалифицированных специалистов по доступной среде, исключить текучку кадров.
  • Больше уделять внимания инвалидам в СМИ с позиции активного субъекта; разработать мероприятия для привлечения волонтеров и автоволонтеров, обеспечивающих маломобильным инвалидам возможность получать инклюзивное образование и добираться до места работы и учебы.

По статистическим данным 2017 года, в России насчитывается около 15 млн инвалидов, что составляет 10% от общей численности населения. В это сложно поверить, так как в общественных местах встретить инвалида можно нечасто. Виной тому инфраструктура российских городов, абсолютно не адаптированная под нужды людей с ограниченными возможностями. Исправить сложившуюся ситуацию Правительство РФ намерено с помощью федеральной программы «Доступная среда». Рассмотрим, в чем заключаются основные задачи и этапы данной программы, а также каких результатов удалось добиться на сегодняшний день.

Законодательство

Власти озаботились созданием комфортных условий существования для людей с ограниченными возможностями после подписания Россией в сентябре 2008 года конвенции ООН «О правах инвалидов». В этот же год правительством было принято распоряжение №1663р от 17.11.2008 г., которое стало отправной точкой программы «Доступная среда». Позже программу еще не раз продлевали, и последним действующим в ее отношении нормативным документом является Постановление Правительства №1297 от 01.12.2015 г. (в ред. от 09.11.2017 г.).

Читайте также:  К открытой инфляции относятся

Сроки реализации программы

Согласно последнему постановлению, общий срок реализации программы приходится на 2011-2020 годы. Он включает в себя 4 этапа.

  1. Подготовка законодательной базы в период с 2011 по 2012 годы.
  2. Формирование материальной базы с 2013 по 2015 год. Здесь подразумевается дооборудование общественных объектов специальными устройствами для инвалидов, строительство реабилитационных центров, их техническое оснащение и т. п.
  3. На 2016-2018 годы приходится реализация основных задач госпрограммы, которые мы рассмотрим позже.
  4. С 2019 по 2020 год планируется период подведения итогов проделанной работы и выработка дальнейших направлений развития.

Органом, ответственным за поэтапную реализацию госпрограммы, было назначено Министерство труда и социального развития. Среди других участников Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, министерства образования, спорта, жилищного строительства, финансов и другие ведомства. Разумеется, также важна деятельность и инициативы региональных органов власти.

Цели и задачи программы «Доступная среда»

Главная цель программы – повышение качества жизни инвалидов и интеграция их в общество. Ее реализация планируется за счет достижения следующих задач.

  1. Создание доступной средыдля маломобильных категорий населения к жизненно необходимым объектам и услугам городской инфраструктуры.
  2. Обеспечение доступных реабилитационных и абилитационных (формирование новых навыков) услуг для граждан с ограниченными возможностями. Эта же задача подразумевает доступ к образовательным услугам и трудоустройству.
  3. Повышение прозрачности работы экспертов МСЭ и объективности принимаемых ими решений.

На реализацию поставленных задач запланирован бюджет в размере 401 млрд рублей. В частности в 2018 году планируется расход свыше 45 млрд рублей. Источниками формирования бюджета программы выступают федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды.

На основании каждой из вышеуказанных задач составлены отдельные подпрограммы.

Подпрограмма №1

Первая подпрограмма направлена на оценку существующего уровня доступности для инвалидов жизненно важных объектов городской среды, а также создание условий для ее повышения.

В состав мероприятий в рамках данной подпрограммы входит следующее.

  1. Проектирование новых зданий и модернизация уже существующих с учетом потребностей инвалидов. Это пандусы и лифты для свободного передвижения малоподвижных граждан, создание дополнительных баннеров, упрощающих поиск нужного объекта, и т. п. Адаптировать к возможностям инвалидов необходимо не только государственные ведомства, но и строящиеся жилые дома.
  2. Установка на улицах светофоров и остановок со звуковым сопровождением.
  3. Оснащение общественного транспорта выдвижными пандусами и внедрение новых единиц с пониженным уровнем пола.
  4. Обеспечение детям-инвалидам возможности получать образование наравне с остальными сверстниками. Это касается не только создания безбарьерной среды, но и технического оснащения школ оборудованием для физического и психологического восстановления детей (тренажеры, компьютеры для детей с ограничениями по слуху и зрению, сенсорные комнаты для релаксации и др.). Не менее важно иметь в штате образовательного учреждения психологов, оказывающих ребенку-инвалиду поддержку при возникновении проблем в общении со сверстниками.
  5. Финансирование спортивных учреждений, деятельность которых направлена на развитие адаптивной физкультуры и паралимпийского спорта.
  6. Проведение культурных мероприятий, предполагающих участие лиц с ограниченными возможностями.
  7. Внедрение сурдоперевода в трансляции главных российских телеканалов.

На реализацию подпрограммы №1 запланирован бюджет в размере 35 млрд рублей.

Подпрограмма №2

Вторая подпрограмма направлена на повышение качества и доступности реабилитационных и абилитационных услуг для инвалидов. Другой важной целью является создание условий для получения ими профессиональной подготовки и дальнейшего трудоустройства наравне с теми гражданами, которые не имеют ограничений по здоровью.

Для реализации поставленных целей запланирован ряд мероприятий.

  1. Оценка потребностей инвалидов и создание в соответствии с ними отрасли по изготовлению специализированных товаров.
  2. Открытие центров, ориентированных как на общую реабилитацию инвалидов посредством медикаментозного лечения и санаторно-курортных услуг, так и медицинскую абилитацию в виде реконструктивной хирургии и протезирования.
  3. Введение в образовательную программу уроков, направленных на формирование адекватного восприятия детей-инвалидов остальными сверстниками.
  4. Организация совместных мероприятий органами соц. защиты и центрами занятости по профессиональной подготовке граждан, из-за проблем со здоровьем лишившихся возможности работать по прежней специальности.
  5. Стимулирование работодателей с помощью налоговых льгот на создание рабочих мест для инвалидов.

На реализацию данных целей предусмотрено финансирование в размере 33,5 млрд рублей.

Подпрограмма №3

Третья подпрограмма нацелена на повышения объективности решений МСЭ. Цель планируется достигнуть за счет осуществления следующих мероприятий.

  1. Разработка новых методик проведения экспертизы.
  2. Совершенствование критериев назначения групп инвалидности.
  3. Оснащение бюро МСЭ современным диагностическим оборудованием.
  4. Создание системы независимой оценки эффективности работы экспертов МСЭ.
  5. Налаживание эффективного взаимодействия между учреждениями МСЭ разных уровней.
  6. Повышение квалификации сотрудников.
  7. Создание при главных бюро МСЭ общественных советов, рассматривающих обращения граждан по поводу неэтичного поведения экспертов.
  8. Противодействие коррупции. С этой целью планируется внедрить в деятельность МСЭ такие современные технологии, как электронная очередь, аудио- и видеонаблюдение.

На реализацию подпрограммы №3 планируется выделить 103 млрд рублей.

Ожидаемые результаты

К моменту окончания действия программы «Доступная среда» в 2020 году планируется получить такие значения целевых показателей:

  • повышение доли доступных для маломобильных граждан объектов инженерной и транспортной инфраструктуры до 55%;
  • формирование у 52,5% инвалидов положительной оценки по поводу отношения к ним в обществе;
  • оснащение реабилитационными центрами до 44,7% регионов;
  • увеличение доли граждан, прошедших курсы по реабилитации и абилитации, до 53,6% среди взрослого населения и до 69,3% среди детей;
  • повышение занятости среди трудоспособных инвалидов до 40%;
  • оснащение 100% главных бюро МСЭ современным диагностическим оборудованием.

Это целевые показатели, актуальные на 2018 год. Но в программу ежегодно вводятся дополнения, которые отражаются и на ее конечных целях.

Промежуточные итоги программы

По итогам 2017 года в сфере повышения качества жизни инвалидов удалось достигнуть следующих результатов.

  1. С 1 января 2017 года начал функционировать федеральный реестр инвалидов. Он представляет собой информационный сервис, в котором каждый участник имеет доступ к личному кабинету с информацией по всем полагающимся ему выплатам и льготам. Система позволяет получать доступ к государственным услугам в электронной форме без посещения ведомств.
  2. Доля общественного транспорта, дооборудованного специализированными устройствами для инвалидов, составила 11,1%. На начало реализации программы показатель был равен 8,3%.
  3. В 5 раз увеличилось количество субтитрированных телевизионных передач.
  4. Доступность медицинских учреждений для маломобильных граждан повысилась до 50,9%.
  5. Доля доступных учреждений культуры достигла 41,4%.
  6. Среди спортивных объектов для инвалидов стали доступны 54,4%.
  7. В сфере образования 21,5% школ адаптировано под потребности детей-инвалидов. На начало реализации программы этот показатель составлял всего 2%.
  8. В 2017 году началась реализация пилотного проекта по внедрению системы комплексной реабилитации лиц с ограниченными возможностями в Свердловской области и Пермском крае. На его реализацию за год потрачено порядка 300 млн рублей.
  9. На обеспечение нуждающихся граждан вспомогательными техническими средствами за год выделено 32,84 млрд рублей, что позволило охватить 1,6 млн человек.
  10. В ноябре 2017 года депутаты в третьем чтении приняли проект по внесению изменений в федеральный закон «О занятости населения в РФ». Его цель – привести российское трудовое законодательство в соответствие с конвенцией ООН «О правах инвалидов». Законопроект предполагает взаимодействие учреждений МСЭ с центрами занятости в плане повышения доли трудоустроенных инвалидов. На настоящий момент только 25% от трудоспособных граждан с ограниченными возможностями имеет постоянное место работы. В Европе этот показатель достигает 40%.

Масштаб реализации госпрограммы в тех или иных субъектах РФ также зависит от активности и финансовых возможностей региональных властей. Некоторые из них добились значительных результатов в улучшении качества жизни инвалидов. Так, в столице Бурятии для людей с ограниченными возможностями спроектирован целый жилой квартал. Помимо жилого фонда, он включает в себя медицинские учреждения, магазины, спортивные объекты. Адаптированные под нужды колясочников дома также активно строятся в Москве и Санкт-Петербурге.

Реализация программы «Доступная среда» осуществляется уже на протяжении 7 лет. За это время удалось добиться серьезных улучшений в качестве жизни инвалидов и их положении в российском обществе. Первые значительные результаты подтверждают правильность избранного направления, в связи с чем правительством рассматривается возможность о продлении госпрограммы до 2025 года.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector