Фин мониторинг при сделках с недвижимостью

Фин мониторинг при сделках с недвижимостью

scire leges non hoc est verba earum tenere, sed vim ac potestatem .

(знание законов – не в том, чтобы помнить их слова, а в том, чтобы понимать их смысл. лат.)

Корпоративные юристы СМЫСЛОВЫ

и Межрегиональный учебный и консультационно-правовой центр финансового мониторинга (МУКПЦФМ):

юридические услуги в области корпоративного права, организации внутреннего контроля по финансовому мониторингу, правила внутреннего контроля, целевой инструктаж и обучение по ПОД/ФТ по всей России

тел.: +7 (903) 686 3187; +7 (964) 705-83-10

Ко мпания основана в 1996 году

Агентство недвижимости и росфинмониторинг: какие сделки с недвижимым имуществом подлежат обязательному контролю?

(опубликовано на www.smyslovy.ru 23.08.2016)

Напомним нашим читателям, что в соответствии с п. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" подлежит обязательному контролю сделка с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает ее.

По вопросу представления сведений о сделках с недвижимым имуществом, подлежащих обязательному контролю Росфинмониторинг еще в 2013 году выпустил Информационное письмо от 02.08.2013 №30 «О разъяснении отдельных вопросов по предоставлению сведений о сделках с недвижимым имуществом, подлежащих обязательному контролю, субъектами Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", не являющимися кредитными организациями».

Воспроизведем некоторые актуальные до сих пор положения вышеуказанного письма Росфинмониторинга №30, немного сократив и упростив их без потери смысла для удобства наших читателей, а также приведя некоторые практические примеры по ним.

Что следует считать датой совершения сделки с недвижимым имуществом для целей представления сведений о ней в Росфинмониторинг?

В соответствии с действующим законодательством РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента государственной регистрации сделки. Поэтому если сделка с недвижимым имуществом подлежит государственной регистрации, датой совершения такой сделки в целях Федерального закона №115-ФЗ следует считать дату государственной регистрации этой сделки. Сведения о такой сделке, зарегистрированной в установленном порядке, должны быть представлены в Росфинмониторинг не позднее трех рабочих дней, следующих за днем ее регистрации.

В случае, если сделка не подлежит государственной регистрации, в том числе в случае, если государственной регистрации подлежит только переход права собственности на недвижимое имущество, то обязанность организации представить информацию в Росфинмониторинг возникает с момента заключения договора. Сведения о такой сделке должны быть представлены в Росфинмониторинг не позднее трех рабочих дней, следующих за днем подписания договора, в рамках которого совершается сделка с недвижимым имуществом.

Так, например, обычный договор купли-продажи недвижимого имущества не подлежит государственной регистрации (государственной регистрации подлежит только переход права собственности на недвижимое имущество по нему), поэтому отчет ФЭС 1-ФМ в Росфинмониторинг о такой сделке должен быть представлен в Росфинмониторинг не позднее трех рабочих дней, следующих за днем подписания договора сторонами, в рамках которого совершается сделка с недвижимым имуществом. А вот договор долевого участия в строительстве, подлежит государственной регистрации, поэтому ФЭС 1-ФМ в Росфинмониторинг о такой сделке должны быть представлены в Росфинмониторинг не позднее трех рабочих дней, следующих за днем ее регистрации.

Каким образом представить сведения о сделке с недвижимым имуществом, подлежащей государственной регистрации, если у субъекта Федерального закона №115-ФЗ отсутствует возможность в установленный срок получить информацию о дате государственной регистрации сделки с недвижимым имуществом?

В случае, если организация или предприниматель не имеет возможности получить информацию о дате государственной регистрации сделки с недвижимым имуществом в день или в течение следующих трех дней после ее регистрации (такое, например, бывает, когда регистрирующий орган анонсировал регистрацию сделки на одну дату, а по факту произвел ее гораздо раньше), то при заполнении ФЭС 1-ФМ в разделе «Сведения об операции» в графе «Дата совершения операции» следует указывать дату государственной регистрации сделки, а в графе «Дата выявления операции» – дату получения информации о регистрации сделки, подтвержденную соответствующими документами.

Для исключения возможности возникновения подозрений в умышленном затягивании сроков представления информации в Росфинмониторинг субъекту Федерального закона №115-ФЗ следует обеспечить хранение у себя документов и информации, свидетельствующих о фактических сроках выявления такой сделки.

Относятся ли сделки с недвижимым имуществом, совершаемые в рамках договора участия в долевом строительстве, к сделкам, подлежащим обязательному контролю?

По мнению Росфинмониторинга заключение договора участия в долевом строительстве будет подлежать обязательному контролю. При этом датой совершения операции будет являться дата государственной регистрации указанного договора.

Аналогичные требования, по мнению Росфинмониторинга, распространяются и на договор об уступке права (требования) по договору участия в долевом строительстве, и на договор участия в долевом строительстве, заключенный с лицом, к которому перешли права и обязанности по такому договору, т.к. данные договоры, исходя из анализа положений Федерального закона №214-ФЗ, также можно отнести к сделкам, подлежащим обязательному контролю, если сумма, на которую они совершаются, равна или превышает 3 000 0000 рублей.

Относятся ли сделки с недвижимым имуществом, совершаемые в рамках договора паенакопления, к сделкам, подлежащим обязательному контролю, в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ?

По мнению Росфинмониторинга договор паенакопления, заключенный на сумму, равную либо превышающую 3 000 000 рублей можно отнести к сделкам, подлежащим обязательному контролю.

Учитывая, что договор паенакопления не подлежит государственной регистрации, информация о таком договоре должна быть представлена в Росфинмониторинг не позднее трех рабочих дней, следующих за днем его подписания.

Кроме того, по мнению Росфинмониториинга, обязательному контролю подлежит сделка по договору купли-продажи пая в жилищном (жилищно-строительном) кооперативе, равно как и по договору об уступке права (требования) по договору паенакопления, сумма которого равна или превышает 3 000 000 рублей.

Подлежит ли договор аренды недвижимого имущества обязательному контролю?

Сделка с недвижимым имуществом, совершаемая в рамках договора аренды, будет подлежать обязательному контролю в случае, если условиями данного договора предусмотрен выкуп арендуемого недвижимого имущества, и сумма сделки равна или превышает 3 000 000 рублей.

На всякий случай еще раз обратим внимание наших читателей на то, что речь здесь идет о договоре аренды, предусматривающем выкуп (!) арендуемого недвижимого имущества.

В рамках договора аренды недвижимого имущества также могут совершаться иные операции, подлежащие обязательному контролю в соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 6 Федерального закона №115-ФЗ.

Читайте также:  Дивиденды уменьшают налог на прибыль

Росфинмониторинг также обращает внимание на то, что если у работников организации или предпринимателя на основании реализации программ осуществления внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, организация и предприниматель обязаны представить соответствующую информацию в Росфинмониторинг независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным ст. 6 Федерального закона №115-ФЗ.

Если договор аренды недвижимого имущества, подлежащий обязательному контролю, заключен на неопределенный срок и в нем не указана общая сумма арендных платежей, с какого момента у организации возникает обязанность проинформировать Росфинмониторинг о такой сделке?

Если в договоре аренды недвижимого имущества, предусматривающем выкуп арендуемого недвижимого имущества (обратите внимание на то, что речь идет о договоре аренды с условием о выкупе арендуемого недвижимого имущества), общая сумма сделки не указана и договор заключается на неопределенный срок, а сумма каждого арендного платежа меньше 3 000 000 рублей, то каждый раз, как только общая сумма платежей достигает 3 000 000 рублей, у субъекта Федерального закона №115-ФЗ возникает обязанность представить информацию об указанной сделке в Росфинмониторинг как об операции, подлежащей обязательному контролю. При формировании ФЭС 1-ФМ о такой операции в графе «Основание совершения операции» указываются сведения о договоре аренды недвижимого имущества (вид договора, номер и дата), а в графе «Дополнительная информация» – сведения об общей сумме платежей, осуществленных по договору аренды недвижимого имущества на дату формирования сообщения, и сведения о номерах сообщений, ранее представленных по указанному договору аренды недвижимого имущества.

Дополнительные популярные вопросы от агентств недвижимости:

Что должны делать агентства недвижимости в рамках взаимодействия с Росфинмониторингом?

Все без исключения агентства недвижимости обязаны:

– встать на учет в Росфинмониторинг;

– разработать правила внутреннего контроля и пакет внутренних документов к ним;

– назначить специальное должностное лицо;

– пройти обучение по финансовому мониторингу (целевой инструктаж);

– сдавать отчетность в Росфинмониторинг, в т.ч. ежеквартальную;

– выполнять иные обязанности, о которых Вам обязательно расскажет специалист по образовательной деятельности в сфере финансового мониторинга Павел Смыслов в учебном центре МУКПЦФМ.

Мы готовы помочь всем без исключения агентствам недвижимости и риелторам в исполнении ими всех вышеуказанных обязанностей, в т.ч. разработать им правила внутреннего контроля, помочь в постановке на учет, провести обязательное обучение и т.д. Обращайтесь к нам по телефонам 8-903-686-31-87 и 8-964-705-83-10.

Мы – агентство недвижимости. Мы считаем Росфинмониторинг несерьезным государственным органом. Отчеты мы в финансовую разведку не сдавали и сдавать не будем. Правила внутреннего контроля нам не нужны. Проходить учебу по финмониторингу не хотим. Могут ли нас наказать?

Вас накажут, причем запросто. Штрафы за неисполнение законодательства по финансовому мониторингу достигают 1 000 000 (одного миллиона) рублей. Быть может все таки стоит начать сдавать отчетность, делать правила внутреннего контроля и проходить обучение по финансовому мониторингу?

Мы надеемся, что эта статья пригодиться агентствам недвижимости в работе по ПОД/ФТ, а обязанности, установленные Федеральным законом от 07.08.2001 г. будут приниматься риелторами более полно и корректно.

эксперт по финансовому мониторингу, канд. истор. наук, юрист Павел Смыслов

При использовании и цитировании материала ссылка на сайт обязательна!

Ознакомьтесь с нашими многочисленными стать ями по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:

Перечень наших практических статей и публикаций по вопросам финансового мониторинга, ПОД/ФТ, «антиотмывочному» законодательству, 115-ФЗ и прочим связанным вопросам

Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:

– любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ);

– обучение и инструктаж по финмониторингу;

– аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ;

– электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу;

– помощь на проверках;

– и многое другое.

Подпишитесь на "Вестник финансового мониторинга" – первый в России бесплатный и регулярный выпуск новостей в сфере финансового мониторинга:

Мы в социальных сетях:

www.corporate-info.ru – наш сервер раскрытия информации

Вы можете связаться с нами по телефонам: 8 (903) 686 3187; 8 (964) 705 8310

Все права защищены © Смыслов П.А. 2006-201 7

Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения Смыслова П.А. или соответствующего правообладателя

ПОСТАНОВКА НА УЧЕТ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОПЕРАЦИИ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИЛИ ИНЫМ ИМУЩЕСТВОМ

Постановка на учет в Росфинмониторинге организаций, осуществляющих операции с денежными или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы

Постановке на учет в территориальном органе Росфинмониторинга подлежат следующие организации и индивидуальные предприниматели:

  • лизинговые компании;
  • операторы по приему платежей;
  • организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
  • индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
  • коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов.

Порядок постановки на учет определен Положением о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 №58 (далее – Постановление Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 № 58).

Постановку на учет организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляют территориальные органы Росфинмониторинга в соответствии с местом государственной регистрации организации или местом жительства индивидуального предпринимателя.

С адресами и контактными телефонами территориальных органов Росфинмониторинга можно ознакомиться непосредственно на официальном сайте Росфинмониторинга в подразделе «Территориальные органы» раздела «Организационная структура» по адресу http//fedsfm.ru/about/departments, а также в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» по адресу www.gosuslugi.ru.

Для постановки на учет организация или индивидуальный предприниматель представляет в территориальный орган Росфинмониторинга карту постановки на учет по форме, утвержденной приказом Росфинмониторинга от 11.02.2019 № 33 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной услуги по ведению учета организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы».

Карта постановки на учет направляется организацией или индивидуальным предпринимателем в течение 30 календарных дней:

  • с даты государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
  • с даты внесения соответствующих изменений в учредительные документы юридического лица в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
  • с даты внесения изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;
  • но не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора об оказании соответствующих услуг.
Читайте также:  Федеральная программа жилище 2011 2015

Организация направляет (представляет) карту постановки на учет в территориальный орган Росфинмониторинга по месту государственной регистрации юридического лица.

Индивидуальный предприниматель направляет (представляет) карту постановки на учет в территориальный орган Росфинмониторинга по месту жительства.

Организация или индивидуальный предприниматель может направить карту постановки на учет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, представить документы лично или направить в электронном виде с использованием Личного кабинета организации или индивидуального предпринимателя в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» по адресу www.gosuslugi.ru (далее – Личный кабинет на сайте госуслуг).

Карта постановки на учет на бумажном носителе может быть заполнена с использованием текстового редактора на компьютере либо рукописным способом (печатными буквами) и подписана руководителем организации или индивидуальным предпринимателем. Подпись скрепляется печатью (при ее наличии). Нотариального свидетельствования подлинности подписи не требуется.

Карта постановки на учет в электронной форме, направляемая с использованием Личного кабинета на сайте госуслуг, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации или индивидуального предпринимателя.

Направление карты постановки на учет через Личный кабинет на сайте госуслуг осуществляется путем заполнения интерактивной формы карты постановки на учет.

Для направления карты постановки на учет в электронной форме необходимо иметь усиленную квалифицированную подпись, выданную в любом аккредитованном Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» удостоверяющем центре.

Информацию об удостоверяющих центрах можно найти по ссылке http:e-trust.gosusiugi.ru

Одновременно с уведомлением о постановке на учет организации или индивидуальному предпринимателю предоставляется доступ к Личному кабинету на сайте Росфинмониторинга, позволяющему осуществлять информационное взаимодействие, в том числе предоставление отчетов, прохождение дистанционных курсов обучения и т. д.

Территориальный орган принимает решение о постановке организации или индивидуального предпринимателя на учет в срок, не превышающий 15 календарных дней со дня получения карты постановки на учет.

Территориальный орган Росфинмониторинга вправе отказать организации или индивидуальному предпринимателю в постановке на учет в случае:

  • представления карты постановки на учет, оформленной ненадлежащим образом (а именно: представление карты постановки на учет в формате приказа, утратившего силу, не заполнение обязательных полей, а также, если текст не поддается прочтению (в случае заполнения карты постановки на учет рукописным способом);
  • наличия в карте постановки на учет недостоверной информации, основываясь на информации Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;
  • представления карты постановки на учет в территориальный орган Росфинмониторинга не по месту государственной регистрации организации или месту жительства индивидуального предпринимателя;
  • представления карты постановки на учет организацией или индивидуальным предпринимателем, в сфере деятельности которых имеются соответствующие надзорные органы.

При изменении сведений, содержащихся в карте постановки на учет, организация или индивидуальный предприниматель в течение 10 календарных дней представляет (направляет) в территориальный орган Росфинмониторинга по месту своей регистрации или месту жительства карту постановки на учет, содержащую новые сведения.

По результатам рассмотрения карты постановки на учет, содержащей новые сведения, территориальный орган Росфинмониторинга направляет организации или индивидуальному предпринимателю уведомление о принятии карты постановки на учет, содержащей новые сведения либо об отказе в принятии карты постановки на учет, содержащей новые сведения.

Организация или индивидуальный предприниматель имеет право на обжалование решений и действий (бездействия) территориального органа Росфинмониторинга, должностных лиц территориального органа Росфинмониторинга, осуществляемых в ходе предоставления государственной услуги (по постановке на учет), в досудебном порядке.

В 2002 году в России вступил в силу закон, отменивший лицензирование риэлторской деятельности, и с этого момента агентом по недвижимости в нашей стране мог работать любой человек. Таким образом правительство продемонстрировало свою лояльность к бизнесу, фактически предоставив карт-бланш мошенникам. Вот уже 12 лет профессия риэлтора не имеет легитимного статуса, по сей день к риэлторам нет требований относительно образования и профессионального опыта. Возникшая анархия в риэлторском деле до сих пор приносит свои плоды, и пожинают их, как правило, наши соотечественники, попавшие в руки псевдопрофессионалов.

Однако контроль над деятельностью риэлторских компаний в России ведется. Указом Президента Российской Федерации от 1 ноября 2001 года № 1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» был создан Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу. В 2004 году комитет был преобразован в Федеральную службу по финансовому мониторингу. В быту – Росфинмониторинг. Сфера полномочий данной организации очень широка: от надзора за финансированием терроризма до контроля деятельности мелких ИП в России. Действует Росфинмониторинг согласно 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Сегодня контролирующая деятельность Росфинмониторинга (РФМ) представляет реальную угрозу для развития риэлторского бизнеса в России, особенно это касается малых компаний и агентств, работающих в регионах. Требования этой организации к профессиональной квалификации предпринимателя и его сотрудникам, документообороту, отчетности о сделках с недвижимостью, сроках сдачи необходимых сведений слишком жесткие, а штрафы за нарушение слишком высокие. МИНИМАЛЬНЫЙ штраф – 200 тыс. руб., а получить его можно за малейшую погрешность в оформлении внутренних инструкций агентства. Изначально РФМ контролировал только «организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества», а летом 2013 года «под прицел» попали и индивидуальные предприниматели. В чем же заключается контролирующая функция Росфинмониторинга в отношении риэлторов, и чем на деле оборачивается для них этот контроль?

На пути предпринимателя Росфинмониторинг возникает уже на этапе регистрации ООО или ИП. Юридическое лицо, занимающееся риэлторской деятельностью, обязано встать на учет в Росфинмониторинге в течение 5 дней. И уже тут могут появиться сложности следующего характера: например, ваши документы о регистрации выходят из налоговой через 4 дня, и за 1 день учредителю агентства недвижимости дополнительно к обычным процедурам, сопровождающим регистрацию юрлица, необходимо успеть отправить документы в РФМ.

Дело в том, что территориальные подразделения РФМ есть далеко не в каждом городе. Особенно актуально для региональных компаний. Например, ближайший офис РФМ для челябинских риэлторов находится в Екатеринбурге. Расстояние – 200 км. «Своими ногами» и почтой можно не успеть, для чего предусмотрена подача документов заказной почтой. Для этого в присутствии нотариуса заполняется и подписывается специальное заявление. Согласитесь, что бюрократия начинает давить на риэлтора уже с первых дней существования его маленького бизнеса? Но это только начало.

Читайте также:  Жениться в 16 лет без согласия родителей

Документооборот в компании должен вестись в соответствии с требованиями РФМ. Для этого в агентстве недвижимости существует ответственное лицо, выполняющее функции по реализации 115-ФЗ. Сотрудник должен иметь высшее юридическое образование (что не каждому из собственников бизнеса бывает необходимо, а тем более, если это индивидуальный предприниматель) и регулярно проходить обучение на предмет ведения документооборота и отчетности согласно правилам РФМ. Обучение проходят и другие сотрудники 1 раз в год или 1 раз три года в зависимости от должности, а стоимость курса составляет 4-6 тыс. руб.

Самым простым и понятным пунктом требований РФМ к риэлторским организациям является отчетность по сделкам с недвижимостью на сумму свыше 3 млн руб. Закрыл сделку – отчитался. Сложность заключается в том, что отчет нужно сдать в день проведения сделки, а сделка порой заканчивается и в 8, и в 9 часов вечера, приходится ехать в офис и в электронном виде делать отчет, для чего на компьютере установлена специальная программа. Если в спешке допущена техническая ошибка, то отчет возвращается и считается поданным не в срок, а за это штраф!

Дальше начинается самое интересное – отчитываться риэлторы должны и по «сомнительным сделкам» независимо от суммы. А вот критерии «сомнительности» крайне расплывчаты. И довольно часто мнение о сомнительной сделке у риэлтора не совпадает с мнением инспектора. Например, случай, когда квартира за последнее время продавалась несколько раз. И эта фраза – последнее время – очень размыта в границах. Для инспектора перепродажа объекта в течение 300 дней кажется подозрительной, а риэлтору, проводившему сделку, ситуация знакома изнутри и кажется вполне себе житейской. За подобный недосмотр также можно получить штраф, о размерах которого упоминалось выше!

Также на риэлторов сегодня государство возлагает функцию по выявлению террористов и прочих преступников. Как это происходит? Агентства недвижимости подключены к базе, в которой есть сведения о террористах и других опасных личностях. Когда к нам приходит человек с просьбой о продаже квартиры, мы должны его проверить по этой базе. И ведь не факт, что человек совершит сделку через нас, но за крайне редкое обращение в базу также можно поплатиться.

Понятно, что Росфинмониторинг регулярно проводит проверки деятельности компаний на местах. Надо сказать, что эти визиты напоминают вылазки чекистов. Официальный план проверок РФМ нигде не опубликован. Проверка происходит спонтанно, а по уровню серьезности не уступает прокурорской. Инспектора изучают все договора с клиентами, по всем квартирам проверяют историю и документы-основания. По результатам проверки агентство может получить штраф за незначительное нарушение в сроках или формах отчетности, размер которого может быть губительным для небольшой компании или ИП. Надо сказать, что случаи оспаривания этих сумм в суде не известны!

Все вышеописанные требования к риэлторам могли быть оправданны, если бы контроль РФМ не был по факту излишним. Дело в том, что летом 2013 года Росреестр и Росфинмониторинг заключили соглашение об информационном взаимодействии с целью противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и, соответственно, все сделки купли-продажи недвижимого имущества, в которых мы, риэлторы, и являемся посредниками, уже подлежат контролю Росреестром в рамках исполнения 115-ФЗ!

Кроме этого, о сделках по покупке квартиры отчитываются и банки, если используются кредитные средства или аккредитивный счет. Отчет должен быть предоставлен, в первую очередь, по сделкам на сумму более 3 млн руб. или подозрительным сделкам. Т.е. применяются те же критерии, что и для риэлторов.

Таким образом, мы насчитали тройное дублирование одной и той же информации. Возможно, вся эта схема реализует задачу «присмотра друг за другом» трех сообществ – банковской сферы, риэлторского сообщества и государственных регистраторов. И контроль, с точки зрения государства, совсем не избыточный, т.к. скоро появится и четвертый крупный «осведомитель» о сделках с недвижимостью – нотариусы, которые точно также будут выполнять 115-ФЗ.

При таком жестком подходе РФМ к риэлторам удивляет тот факт, что многие агентства недвижимости России, особенно периферийные, даже не подозревают о существовании этой организации, т.к. функции Росфинмониторинга и обязательства риэлторов перед ним открыто не публикуются. Получается, что Росфинмониторинг не стремится заявить о себе, предпочитая оставаться тайным инструментом влияния на риэлторский бизнес?! Таким образом в любой момент можно ликвидировать риэлторский бизнес в России – при таком раскладе 99,9% агентств или частных риэлторов после проверки просто закроются. В этом смысле ситуация напоминает судейство американских арбитров из НХЛ. Аналогия близка. Задача арбитра реагировать сразу на нарушения и предотвращать по возможности более крупные последствия. Но весь мир стал свидетелем, как о сдвинутых воротах объявили, только когда было выгодно это сделать.

Можно долго гадать, существует ли действительно какая-то реальная цель в такой ситуации или просто, как часто это бывает, когда-то решили риэлторов обязать подчиняться закону 115-ФЗ, а сейчас просто забыли вычеркнуть нас из списка. Но мы можем точно сказать, что из-за такого четырехуровневого контроля над гражданами в вопросах свободного распоряжения своим имуществом, тратятся бюджетные деньги, в несколько раз превышающие необходимые объемы для содержания Росфинмониторинга, анализа поступающей четырежды продублированной информации и исполнения контрольных функций.

Владеющий арифметикой на уровне начальных классов легко подсчитает, что выделяемый бюджет на исполнение федерального закона 115-ФЗ в части посреднических услуг с недвижимостью можно сократить вдвое! При этом можно сохранить и некоторое дублирование контроля для уверенности нашего государства. Для этого достаточно:

– вычеркнуть риэлторов из этой системы избыточного информирования о сделках;

– оставить нотариусам обязанность докладывать о сделках Росфинмониторингу в случае нотариального заверения сделок;

– освободить Росреестр от дублирования информации от нотариусов, а обязать сообщать лишь из тех случаев, когда разумные люди под руководством профессиональных риэлторов идут напрямую регистрировать свои права и сделки к государственному регистратору;

– а банкам оставить все делегированные уже сегодня полномочия в этом вопросе.

И такое полезное сокращение приведет к уменьшению бюрократии, из-за которой мы регулярно теряем очень много баллов в рейтинге экономик стран «Doing Business».

Максим Пантелеев, генеральный директор АН «Компания АВИТАЛЬ»,

вице-президент «Корпорации риэлторов «Мегаполис-Сервис»

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector