Факт излишней уплаты налога что это значит

Факт излишней уплаты налога что это значит

Процедура возврата (зачета) излишне уплаченного (взысканного) налога регулируется положениями статей 78–79 Налогового кодекса РФ. К сожалению, Кодекс не дает нормативного определения соответствующих правовых категорий. Автор статьи предлагает читателю анализ одной из проблем, порожденных этим правовым пробелом

Суть проблемы

Вопрос квалификации налога как излишне уплаченного (взысканного) в настоящее время разрешается в основном на уровне судебной практики.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.02.2006 № 11074/05 дано общее определение: излишне уплаченной или взысканной суммой налога может быть признано зачисление на счета соответствующего бюджета денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенные налоговые перио­ды. Сходное определение используется в Таможенном кодексе РФ (см. текст на полях, с. 52).

Таким образом, изначально следует признать, что некоторая сумма, ошибочно перечисленная (взысканная) в бюджет под видом налога, может считаться излишне уплаченным (взысканным) налогом только тогда, когда денежные средства фактически поступили в бюджет. На необходимость разграничения налога, считающегося уплаченным в силу презумпций статьи 45 НК РФ, и налога уплаченного (в том числе излишне) указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 23.09.2008 № 6673/08.

Аналогичный подход применяется и при определении момента, когда государство будет считаться исполнившим свою обязанность по возврату налогоплательщику излишне уплаченных (взысканных) сумм, – момента фактического поступления соответствующей суммы в указанный получателем средств банк 1 .

Кроме того, пункт 14 статьи 78 и пункт 9 статьи 79 НК РФ устанавливают единые в рамках этих статей режимы для излишне уплаченных и взысканных налогов, авансовых платежей, сборов, пеней, штрафов. Заметим, однако, что излишне уплаченные (взысканные) платежи не являются ни налогами, ни сборами, ни пенями, ни штрафами. Излишне уплаченная (взысканная) сумма просто находится в бюджете без правовых оснований, поэтому неважно, каким именно образом (в виде налога, авансового платежа, сбора, пени, штрафа и др.) она поступила в бюджет.

Тем не менее, исходя из упомянутого Постановления Президиума ВАС РФ от 28.02.2006 № 11074/05, факт излишней уплаты (взыскания) налога может быть выявлен путем сопоставления налоговых обязательств налого­плательщика за определенный налоговый период с платежными (инкассовыми) документами, относящимися к данному периоду. Очевидно также и то, что привязка к налоговому периоду может отсутствовать (например, при излишней уплате пеней, штрафов).

Подходы к квалификации некоторой суммы как излишне уплаченного (взысканного) налога в настоящее время более или менее единообразны. Однако однозначное разграничение излишне уплаченного и излишне взысканного налога пока представляет определенную проблему.

Необходимость данного разграничения продиктована по меньшей мере двумя обстоятельствами:

1) обращение налогоплательщика в суд с требованием о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок (п. 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5);

2) проценты, на которые может рассчитывать налого­плательщик, в случае излишне уплаченного налога начинают начисляться при нарушении налоговым органом месячного срока со дня получения заявления о возврате налога (п. 6 и 10 ст. 78 НК РФ), а в случае излишне взысканного налога – со дня, следующего за днем взыскания (п. 5 ст. 79 НК РФ), по день фактического возврата.

Правовая позиция высших судов

В 2009 г. Конституционный Суд РФ принял Определение от 23.06.2009 № 832‑О‑О (далее – Определение № 832-О-О), которое, на наш взгляд, в совокупности с ранее принятыми судебными актами КС РФ и ВАС РФ позволяет однозначно разграничить излишне уплаченный и излишне взысканный налоги.

В Определении № 832-О-О рассмотрена ситуация, в которой гражданин на основании налогового уведомления уплатил земельный налог. Впоследствии выяснилось, что он не является плательщиком земельного налога. В этой ситуации гражданин счел, что поступившая в бюджет сумма является излишне взысканной, поэтому проценты должны начисляться по правилам пункта 5 статьи 79 НК РФ. Суды общей юрисдикции в удовлетворении требования налогоплательщику отказали.

Учитывая особенности ситуации и наличие вступивших в законную силу судебных актов, КС РФ в Определении от 23.06.2009 № 832‑О‑О высказался достаточно осторожно: положения абзаца первого пункта 5 статьи 79 НК РФ, предусматривая начисление процентов на сумму излишне взысканного налога, представляют собой дополнительные гарантии защиты прав граждан и юридиче­ских лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти. Что касается положений пункта 10 статьи 78 НК РФ, то они не препятствуют получению выплат компенсационно‑восстановительного характера в случаях, когда государственный орган не исполнил возложенные на него законом обязанности.

Ранее, в Определении от 21.06.2001 № 173‑О, КС РФ придерживался следующей правовой позиции: норма статьи 78 НК РФ направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой‑либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовест­ного заблуждения, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов.

Кроме того, исходя из Определения КС РФ от 27.12.2005 № 503‑О, излишняя уплата налога, как правило, имеет место, когда налогоплательщик по какой-либо причине исчисляет подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно, без участия налогового органа 2 . Если же зачисление налога в бюджет происходит на основании требования об уплате налога, в котором согласно пункту 4 статьи 69 НК РФ указывается подлежащая уплате в бюджет исчисленная налоговым органом сумма налога (такое требование, в частности, направляется налогоплательщику по результатам камеральной налоговой проверки или в ходе производства по делу о налоговом правонарушении), то в случае неверного расчета налоговых сумм нет оснований говорить о факте излишней уплаты налога и, соответственно, статья 78 НК РФ применена быть не может.

В свою очередь, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.03.2005 № 13592/04 разъяснено, что выставление требования об уплате налога является мерой принудительного характера и перечисление денежных средств во исполнение решения налогового органа не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов и сборов. Перечисление денежных средств в уплату доначисленных решением налогового органа налога и пеней носит характер взыскания налоговым органом недоимки.

Таким образом, можно однозначно утверждать: если излишнее поступление сумм в бюджет произошло без участия налогового органа, при самостоятельном расчете налога налогоплательщиком, то налог можно квалифицировать как излишне уплаченный. Если же суммы поступили в бюджет в результате незаконного (ошибочного) расчета налога налоговым органом, то налог следует квалифицировать как излишне взысканный. Соответ­ственно, излишне взысканным будет налог, уплаченный налогоплательщиком добровольно во исполнение незаконного налогового уведомления (решения по результатам налоговой проверки, требования об уплате налога, направленного во исполнение такого решения) (см. текст на полях, с. 54).

С точки зрения эксперта

По нашему мнению, вполне возможны и ситуации, когда налог, фактически взысканный принудительно, не может быть квалифицирован как подлежащий возврату (зачету) по правилам статьи 79 НК РФ.

Например, налогоплательщик, самостоятельно исчисляющий налог, представил налоговую декларацию, но налог в установленный срок не уплатил. Налоговый орган, не усомнившись в задекларированной сумме, на основании статьи 69 НК РФ направил налогоплательщику требование и взыскал налог по правилам статей 46–48 НК РФ. Если впоследствии налогоплательщик обнаружил ошибку, представил уточненную налоговую декларацию и потребовал вернуть налог из бюджета, говорить об излишнем взыскании, представляется, нет оснований, хотя сама по себе процедура взыскания и имела место. В случае если налоговый орган, кроме налога, взыскал и пени, то в силу их акцессорного характера 3 они также будут считаться излишне уплаченными, а не излишне взысканными.

Читайте также:  Почему из горячего крана течет теплая вода

Учитывая правила статьи 52 НК РФ, возлагающей обязанность по исчислению налога не только на налогоплательщика, налоговый орган, но и на налогового агента, следует исследовать и третий вариант – излишнее (ошибочное) удержание налога налоговым агентом (ст. 24 НК РФ) с последующим его перечислением в бюджет. В данной ситуации налогоплательщик не исчисляет налог самостоятельно и практически лишен возможности влиять на действия налогового агента.

Очевидно, возможность истребовать налог из бюджета у налогоплательщика имеется, но квалифицировать его как излишне взысканный изложенные выше правовые позиции КС РФ и ВАС РФ не позволяют. В частности, исходя из определений КС РФ от 27.12.2005 № 503‑О и от 23.06.2009 № 832‑О‑О, статья 79 НК РФ предусматривает начисление процентов на сумму излишне взысканного налога как дополнительную гарантию защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных дейст­вий (бездействия) органов государственной власти. Налоговый агент к органам власти не относится, хотя и выполняет квазипубличные функции. С точки зрения приоритета прав налогоплательщика разумно было бы квалифицировать налог, удержанный налоговым агентом, как излишне взысканный, но на это необходимо прямо указать в НК РФ.

Итак, сказанное позволяет сделать вывод, что примененные в НК РФ термины «излишне уплаченный налог» и «излишне взысканный налог» изначально были избраны законодателем неудачно и должны быть заменены на более адекватные либо специально определены. Сейчас же, если налог уплачен самим налогоплательщиком, с точки зрения правовых позиций КС РФ он может оказаться излишне взысканным. И наоборот, в случае фактического взыскания налоговым органом, для целей НК РФ налог может считаться излишне уплаченным.

По нашему мнению, разграничение следует проводить не по наличию или отсутствию самого факта взыскания, а по критерию, вытекающему из статьи 52 НК РФ, – кто именно исчисляет налог. Следует только учесть, что налоговый орган рассчитывает налог как для последующего направления налогового уведомления, так и по результатам налогового контроля, закрепляя доначисление в решении по результатам проверки.

В качестве альтернативы существующим терминам можно было бы предложить, например, такие: «налог, поступивший в бюджет в излишней сумме в результате его неверного исчисления налогоплательщиком или налоговым агентом» и «налог, поступивший в бюджет в излишней сумме в результате его неверного исчисления налоговым органом».

Более радикальным вариантом могло бы стать введение единого режима для возврата (зачета), а также начисления процентов по обоим видам платежей (например, со дня поступления платежа в бюджет). Но, скорее всего, различное правое регулирование сохранится – маловероятно, что государство предоставит налогоплательщику компенсацию за временное использование сумм, ошибочно исчисленных и перечисленных в бюджет самим налогоплательщиком.

Пункт 1 ст. 355 Таможенного кодекса РФ

Излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качест­ве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством РФ.

Однозначного разграничения излишне уплаченного и излишне взысканного налогов в законода­тельстве нет

Пример из судебной практики

(Постановление ФАС ВВО от 16.11.2009 по делу № А43‑7911/2009‑45‑107)

По ходатайству организации суд принял обеспечительные меры и приостановил действие оспариваемого решения налогового органа по результатам проверки. Поскольку организация являлась производителем алкоголя, для продолжения работы ей требовались федеральные специальные марки, но в их выдаче налоговый орган отказывал, ссылаясь на наличие задолженности по спорному решению. По этой причине организация до вынесения судом решения оплатила доначисленные суммы и получила специальные марки. Впоследствии суд признал оспариваемое решение недействительным.

Организация расценила уплаченные ею суммы как излишне взысканные и потребовала у налогового органа их возврата с процентами (ст. 79 НК РФ). Вернув только уплаченные организацией суммы налогов, налоговый орган полагал, что организация уплатила доначисления добровольно, в период действия обеспечительных мер их взыскание невозможно.

Суды квалифицировали налог как излишне взысканный, фактически имело место косвенное принуждение налогоплательщика к уплате налога.

Если суммы поступили в бюджет из‑за ошибки налогового органа, их следует квалифицировать как излишне взысканные

1 См.: п. 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации».
2 См. также: Определение КС РФ от 21.06.2001 № 173‑О.
3 См.: Определение КС РФ от 08.02.2007 № 381‑О‑П.

Ключевые слова: «уплата налога» – «возврат переплаты» – «проценты» – «взыскание налога» – «ошибка»

К поступлению в бюджет излишних сумм налогов (пеней, штрафов) приводят действия не только налогоплательщиков, но и налоговых органов.

Так, на практике распространена ситуация, когда налоговые органы доначисляют организации или индивидуальному предпринимателю налоги, пени, штрафы, но в последующем суд признает доначисления неправомерными. Если на момент вступления судебного решения в силу эти суммы перечислены в бюджет, они считаются излишне взысканными.

Важно отличать излишне взысканные платежи от излишне уплаченных, так как первые налоговый орган должен вернуть вам с процентами (п. 5 ст. 79 НК РФ). Что касается излишне уплаченных налогов (пеней, штрафов), то по ним проценты начисляются только при нарушении налоговым органом срока возврата переплаты налогоплательщику (п. 10 ст. 78 НК РФ).

Критерием разграничения излишне взысканных и излишне уплаченных налогов (пеней, штрафов) служит основание их перечисления в бюджет (Постановление Президиума ВАС РФ от 24.04.2012 N 16551/11 ).

Выводы, приведенные в данном Постановлении Президиума ВАС РФ в части оценки сумм налогов как излишне уплаченных или излишне взысканных, были включены в Обзор судебной практики рассмотрения налоговых споров, направленный ФНС России нижестоящим налоговым органам для использования в работе (Письмо от 24.12.2013 N СА-4-7/23263).

Если вы сами (без участия налогового органа) исчислили налог или пени в излишнем размере или ошиблись при указании платежа в платежном поручении, то сумма признается излишне уплаченной (Определение Конституционного Суда РФ от 27.12.2005 N 503-О, Постановление Президиума ВАС РФ от 27.07.2011 N 2105/11).

Если же излишнюю сумму налога (пеней, штрафа) начислил налоговый орган, отразив это в решении по итогам налоговой проверки и (или) в требовании, платеж признается излишне взысканным (Постановления Президиума ВАС РФ N 16551/11 , от 29.03.2005 N 13592/04). При этом не имеет значения, уплатили вы соответствующую сумму самостоятельно (на основании такого требования либо решения) или ее принудительно взыскал налоговый орган.

В некоторых случаях суд может признать излишне взысканной сумму, уплаченную налогоплательщиком по инициативе инспекции, даже если налоговая проверка не проводилась и (или) требование об уплате налога (пеней, штрафа) не выставлялось.

Девятый арбитражный апелляционный суд рассмотрел следующий спор. В карточке расчетов с бюджетом инспекция отразила задолженность налогоплательщика по НДС. Задолженность налогоплательщик погасил. При этом требование об уплате налогов (пеней, штрафов) не выставлялось, налоговая проверка не проводилась. Затем по итогам сверки инспекция признала, что задолженность в карточке расчетов с бюджетом была отражена ошибочно.

Читайте также:  Должностное лицо это физическое или юридическое лицо

Суд пришел к выводу, что перечисление денежных средств в бюджет носило принудительный характер. Принудительный характер платежа в этой ситуации не изменяет и перечисление указанной налоговым органом недоимки до принятия им решения и выставления требования. Поэтому суд посчитал, что возврат такой переплаты должен производиться по правилам возврата излишне взысканных платежей в порядке ст. 79 НК РФ (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2012 N 09АП-34166/2012). ФАС Московского округа с выводами апелляционной инстанции согласился (Постановление от 20.03.2013 N А40-79011/12-108-76).

Обнаружить факт излишнего взыскания налогов (пеней, штрафов) может как налогоплательщик, так и налоговая инспекция. Если налоговый орган самостоятельно выявил излишне взысканные суммы, он обязан сообщить вам о них в течение 10 рабочих дней со дня установления данного факта (п. 6 ст. 6.1, п. 4 ст. 79 НК РФ). Форма такого сообщения утверждена Приказом ФНС России от 03.03.2015 N ММВ-7-8/90@. Указанное сообщение может быть передано вам (вашему представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения (п. 4 ст. 79 НК РФ).

СИТУАЦИЯ: Является ли излишне взысканной сумма, которую налогоплательщик перечислил по неправомерно выставленному требованию об уплате налога, пеней, штрафа?

Если налогоплательщик в установленный срок не перечислил налог в бюджет, то по общему правилу налоговый орган приступает к принудительному взысканию указанной задолженности по налогам. Такой вывод следует из анализа п. п. 1, 2, 6 ст. 45 НК РФ. Процедура принудительного взыскания начинается с выставления требования об уплате налога (п. 1 ст. 45 НК РФ). До погашения задолженности по налогам на ее сумму начисляются пени (п. п. 3, 4 ст. 75 НК РФ). Отметим, что по неуплаченным пеням, штрафам налоговый орган также вправе приступить к принудительному взысканию и выставить соответствующее требование (п. п. 1, 8 ст. 45 НК РФ). Чтобы избежать процедуры принудительного взыскания налога (пеней, штрафа), некоторые налогоплательщики перечисляют платежи по выставленному требованию, даже если не согласны с их начислением.

Взыскание не производится в случаях, предусмотренных п. 2.1 ст. 45 НК РФ. Это следует из п. п. 2, 2.1 ст. 45 НК РФ.

Допустим, что в последующем вышестоящий налоговый орган или суд признал взыскание налога, пеней, штрафов незаконным. Можно ли считать эти суммы излишне взысканными и требовать выплаты процентов?

В Налоговом кодексе РФ специальные нормы относительно данной ситуации отсутствуют.

В судебной практике сложился подход, согласно которому такой платеж является излишне взысканным и на него должны начисляться проценты в соответствии с п. 5 ст. 79 НК РФ. В качестве примера приведем Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22.01.2014 N А11-2390/2013. Причем суды при рассмотрении таких ситуаций, как правило, ссылаются на Определение Конституционного Суда РФ от 27.12.2005 N 503-О .

Это Определение было издано в период, когда положения о начислении процентов на сумму излишне взысканного налога содержались в п. 4 ст. 79 НК РФ, а не в п. 5 данной статьи НК РФ, как в настоящее время. Конституционный Суд РФ в нем указал, что положение п. 4 ст. 79 НК РФ предполагает обязанность налоговых органов осуществить возврат сумм налога, перечисленных налогоплательщиком в бюджет на основании требования об уплате налога, признанного впоследствии незаконным (недействительным), с начисленными на них процентами.

СИТУАЦИЯ: Является ли излишне взысканной сумма, которую налогоплательщик перечислил по неправомерному решению о привлечении к налоговой ответственности до выставления требования об уплате налога, пеней, штрафа?

В течение 20 рабочих дней с даты вступления в силу решения по итогам налоговой проверки инспекция должна направить налогоплательщику требование об уплате доначисленной суммы недоимки, пеней и штрафов (п. 6 ст. 6.1, п. п. 2, 3 ст. 70, п. 3 ст. 101.3 НК РФ). Однако некоторые организации и индивидуальные предприниматели перечисляют в бюджет доначисленные платежи на основании решения по итогам проверки, не дожидаясь выставления требования.

Срок направления требования по результатам налоговой проверки продлен до 20 дней (пп. “б” п. 17 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 N 248-ФЗ). Эти изменения вступили в силу 24 августа 2013 г. (ч. 1 ст. 6 Закона N 248-ФЗ). Есть неопределенность с датой начала действия документа, подробнее см. Справочную информацию.

Ранее срок направления требования по результатам налоговой проверки составлял 10 рабочих дней (п. 6 ст. 6.1, п. 2 ст. 70 НК РФ).

Возникает вопрос: будут ли доначисленные суммы являться излишне взысканными, если в последующем вышестоящий налоговый орган или суд признает их незаконными?

Официальные разъяснения относительно этой ситуации отсутствуют.

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 24.04.2012 N 16551/11 указал, что платежи, которые налогоплательщик добровольно перечислил на основании решения по итогам налоговой проверки, нельзя считать излишне уплаченными. Иными словами, в случае признания решения инспекции недействительным такие налоги, пени, штрафы являются излишне взысканными и должны быть возвращены вам с процентами.

Отметим, что до вынесения Президиумом ВАС РФ этого Постановления отдельные суды приходили к противоположному выводу (см., например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23.06.2011 N А46-11313/2010 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 12.08.2011 N ВАС-10395/11)).

Кроме того, отметим, что выводы, приведенные в Постановлении Президиума ВАС РФ N 16551/11 в части оценки сумм налогов как излишне уплаченных или излишне взысканных, включены в Обзор судебной практики рассмотрения налоговых споров, направленный ФНС России нижестоящим налоговым органам для использования в работе (Письмо от 24.12.2013 N СА-4-7/23263). Это может значительно повлиять на квалификацию территориальными налоговыми органами сумм налогов, уплаченных на основании решения по результатам проверки до выставления требования. Следовательно, возрастает вероятность получения налогоплательщиками процентов, начисленных на излишне взысканные суммы налога на основании п. 5 ст. 79 НК РФ, без обращения в суд.

СИТУАЦИЯ: Является ли излишне взысканной сумма переплаты, которую налоговый орган неправомерно зачел в счет недоимки (задолженности по пеням, штрафам)?

Переплату по налоговым платежам инспекция может самостоятельно зачесть в счет погашения недоимки, а также задолженности по пеням и штрафам (п. 5 ст. 78 НК РФ).

Иногда после этого вышестоящий налоговый орган или суд отменяет, например, решение инспекции по результатам выездной налоговой проверки и признает, что задолженности у вас не было.

Можно ли зачет переплаты в счет погашения недоимки (пеней, штрафов) считать излишним взысканием платежей в бюджет?

Официальные разъяснения относительно этой ситуации отсутствуют.

Президиум ВАС РФ указал, что в данном случае зачтенные инспекцией платежи являются излишне взысканными (Постановление от 11.06.2013 N 17231/12).

Данные выводы, приведенные в Постановлении Президиума ВАС РФ от 11.06.2013 N 17231/12, включены в Обзор судебной практики рассмотрения налоговых споров, направленный ФНС России нижестоящим налоговым органам для использования в работе (Письмо от 24.12.2013 N СА-4-7/23263).

Нижестоящие суды и до выхода упомянутого Постановления придерживались аналогичной позиции. При этом при возврате таких сумм из бюджета налогоплательщику должны выплачиваться проценты по п. 5 ст. 79 НК РФ. Выплата процентов производится независимо от того, как был осуществлен зачет:

Читайте также:  Внесение изменений в заявку на товарный знак

– с согласия налогоплательщика – по его заявлению, поданному в соответствии с абз. 3 п. 5 ст. 78 НК РФ (Постановление ФАС Московского округа от 24.01.2012 N А40-26877/11-129-120);

– без согласия налогоплательщика в порядке абз. 1 п. 5, абз. 2 п. 6 ст. 78 НК РФ (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.01.2012 N А52-733/2011).

Излишне уплаченные (взысканные) штрафы будут возвращать в том же порядке, что и переплату по налогам. Известить плательщика о возникшей переплате, а также принять решение о зачете (возврате) налоговики должны будут в более короткие сроки. Изменился порядок расчета процентов за несвоевременный возврат платежей (кроме возврата акцизов). Добавлена формула для расчета процентов за просрочку в возврате возмещаемого НДС. Приказ Федеральной налоговой службы от 15.09.05 № САЭ-3-19/446 (в ред. приказа Федеральной налоговой службы от 03.07.07 № ММ-3-19/411 )

ШТРАФЫ ВЕРНУТ БЕЗ СУДА

С 1 января 2007 года Налоговый кодекс РФ прямо разрешает вернуть не только переплаченные в бюджет налоги, но и переплаченные штрафы. Только сейчас налоговики привели свои внутренние документы в соответствие с Налоговым кодексом РФ и установили порядок для возврата и зачета излишне уплаченных (взысканных) штрафов.

Он теперь полностью аналогичен порядку возврата и зачета иных излишне уплаченных (взысканных) платежей: налогов, сборов, пеней (ст. 78, 79 НК РФ).

Налоговики обязаны самостоятельно зачесть сумму излишне уплаченного штрафа (что не лишает плательщика права обратиться в инспекцию с заявлением о зачете). А возврат производится по письменному заявлению организации.

Подать налоговикам заявление о возврате уплаченного штрафа можно в течение трех лет со дня уплаты. Заявление о возврате взысканного штрафа – в течение одного месяца со дня, когда вам стало известно о факте взыскания или со дня вступления в силу решения суда. Но через суд вернуть взысканный штраф можно в течение трех лет с такой даты.

При нарушении налоговиками сроков возврата на излишне уплаченную сумму санкций начисляются проценты по ставке рефинансирования.

ФНС России исключила из комментируемого приказа пункт 2.6. В нем говорилось, что зачет и возврат штрафа возможны только на основании письменного заявления плательщика и только по решению суда.

О ПЕРЕПЛАТЕ ИЗВЕСТЯТ БЫСТРЕЕ

Налоговики привели в соответствие с НК РФ сроки вручения плательщикам извещений о фактах излишней уплаты (взыскания) платежей и фактах принятия решений об их зачете (возврате) и возмещении НДС.

Извещение о факте излишней уплаты (взыскания) платежей и их сумме должны вручить в течение 10 дней со дня обнаружения (установления) этого факта (п. 3 ст. 78, п. 4 ст. 79 НК РФ).

Извещение о принятом решении о зачете (возврате) излишне уплаченного налога, сбора, пеней или штрафа – в течение пяти дней со дня принятия такого решения (п. 9 ст. 78 НК РФ).

Извещение о принятом решении о возмещении (полностью или частично), о принятом решении о зачете (возврате) суммы НДС, подлежащей возмещению, или об отказе в возмещении – в течение пяти дней со дня принятия такого решения (п. 9 ст. 176 НК РФ).

Статья 79 НК РФ не обязывает налоговиков сообщать плательщикам о принятии решения о зачете (возврате) излишне взысканных платежей.

Поэтому важно учитывать, что комментируемый приказ устанавливает этот срок: пять дней со дня принятия названного решения.

ПРОЦЕНТЫ РАССЧИТАЮТ ИНАЧЕ

Сумма процентов за нарушение налоговиками сроков возврата платежей теперь станет меньше: формулы расчета этих процентов изменились.

Во всех формулах в качестве множителя теперь будут использовать не 1/360 ставки рефинансирования Банка России, которая действовала в период просрочки, а 1/365 (если год високосный – 1/366).

Например, формула расчета процентов при нарушении налоговиками сроков возврата излишне уплаченных платежей раньше была такой:

гр. 57 = (гр. 42 – гр. 54 (в части сумм, уплаченных в рамках одного месяца со дня подачи заявления на возврат) x на 1/360 ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в эти дни, x количество дней просрочки и деленная на 100%), где:

– гр. 57 – показатель графы 57 «Сумма процентов, подлежащих доначислению, руб.» раздела II «Учет операций налогового органа по осуществлению зачетов и возвратов излишне уплаченных сумм»;

– гр. 42 – показатель графы 42 «Подлежит возврату на расчетный счет налогоплательщика, сумма, руб.» раздела II;

– гр. 54 – показатель графы 54 «Исполнение решения налогового органа финансовым органом, сумма, руб.» раздела II.

Сейчас в этой формуле вместо множителя «1/360» надо использовать множитель «1/365» или «1/366» (если год високосный). А вот расчет процентов за несвоевременный возврат акциза (п. 3.4.9 приказа № САЭ-3-19/446) не изменился. То есть в качестве множителя при расчетах по-прежнему надо использовать «1/360».

Кроме того, ФНС России добавила формулу расчета процентов за несвоевременный возврат возмещаемого НДС (п. 3.4.10 приказа № САЭ- 3-19/446):

гр. 53.1 = гр. 53 x количество дней, исчисляемых начиная с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, указанной в гр. 66.1, по день принятия решения (указан в гр. 51) x 1/365 (1/366 – если год високосный) ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в эти дни, и деленная на 100 процентов, где:

– гр. 53.1 – сумма начисленных процентов;

– гр. 53 – сумма НДС, которая подлежит возврату плательщику;

– гр. 51 – дата принятия решения о возврате.

ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИКАЗЕ № САЭ-3-19/446

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ

КАК БЫЛО

КАК СТАЛО

Штраф теперь можно возвратить (зачесть) в общем порядке (п. 2.6, абз. 1 п. 3.1.1, абз. 2 п. 3.1.4)

Сумма излишне уплаченного (взысканного) штрафа может быть возвращена только на основании письменного заявления плательщика и по решению суда

Ограничение исключили, возврат и зачет излишне уплаченного (взысканного) штрафа происходят в общем порядке

Срок вручения плательщику извещения о факте излишней уплаты (излишнеговзыскания) (абз. 5 п. 3.1.3)

Извещение должно быть вручено в месячный срок со дня, следующего за днем обнаружения факта излишней уплаты (излишнего взыскания) платежей

Извещение должно быть вручено в течение 10 дней со дня обнаружения (установления) факта излишней уплаты (излишнего взыскания) платежей

Срок вручения плательщику извещения о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченных (взысканных) платежей (абз. 13 п. 3.1.4, абз. 10 п. 3.2.4, абз. 10 п. 3.3.5, абз. 10 п. 3.4.7)

Должно быть вручено не позднее двух недель со дня вынесения этого решения

Должно быть вручено не позднее пяти дней со дня вынесения решения

Сроки вручения извещения о принятии решения о возмещении НДС и акциза путем зачета в порядке статьи 176 и 203 НК РФ (абз. 10 п. 3.4.2)

Должно быть вручено в течение 10 дней со дня вынесения решения

Расчет процентов (в том числе подлежащих доначислению) при нарушении налоговиками сроков возврата (абз. 4 п. 3.2.7, абз. 4 п. 3.3.6)

Применялась 1/360 ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в период просрочки

Применяется 1/365 (а в високосный год – 1/366) ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в период просрочки

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector