Досудебная проверка уголовного дела

Досудебная проверка уголовного дела

Предварительная проверка проводится правоохранительными органами до возбуждения уголовного дела с целью установления признаков преступления.

В ст. 144 УПК РФ описан порядок проведения доследственной проверки, в процессе которой дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа должны принять, а также проверить сообщения относительно совершенного или готовящегося преступления. Решение должно быть принято на протяжении 72-х часов с момента поступления соответствующего сообщения.

В ходе проверки сообщения о преступлении следователь, представитель органа дознания или руководитель следственного органа имеют право получать: соответствующие пояснения; образцы для проведения сравнительных исследований; истребовать получение необходимых предметов и документов, которые изымаются в установленном УПК РФ порядке; назначать судебную экспертизу; участвовать в проведении экспертизы; получать заключение экспертов; самостоятельно проводить осмотр места преступления, документов и прочих предметов; привлекать к расследованию необходимых специалистов; поручать органу дознания проведение оперативно-розыскных мероприятий.

Доследственная проверка проводится таким образом, что в соответствии с УПК РФ всем лицам, которые участвуют в производстве процессуальных действий, разъясняются права и обязанности, в том числе обеспечивается возможность реализации этих прав в той сфере, где производимые процессуальные действия и решения могут затронуть их интересы. В частности это касается права пользоваться услугами адвоката, отказа от свидетельствования против себя, своих родственников и близких, а также жаловаться на действия или бездействие соответствующих органов дознания, следователя и других должностных лиц в соответствии с шестнадцатой главой УПК РФ.

В соответствии со статьей 161 УПК РФ каждый участник проведения проверки поступившего сообщения предупреждается о неразглашении данных досудебного производства. После приема сообщения о преступлении при наличии необходимости в обеспечении безопасности участника досудебной проверки производится ее обеспечение в установленном порядке.

Все сведения, которые были получены в ходе проведения проверки, могут быть использованы как доказательства, если соблюдены условия, которые устанавливаются 75-й и 89-й статьей УПК РФ. Если же со стороны потерпевшего или защиты поступит ходатайство о проведении дополнительной либо повторной судебной экспертизы, то такое ходатайство подлежит удовлетворению даже после возбуждения уголовного дела.

Проверку сообщения о преступлении, которое размещено в СМИ, проводит орган дознания по поручению прокурора. По первому требованию соответствующего органа редакция средств массовой информации должна предоставить все имеющиеся сведения (документы, материалы, данные о лице, сообщившем информацию), если источник информации не предоставлял данные на условиях анонимности.

Сроки доследственной проверки

Сроки доследственной проверки могут быть продлены до десяти суток руководителем следственного органа или органом дознания на основе мотивированного ходатайства соответствующего следователя. Кроме того, прокурор по ходатайству дознавателя имеет право продлить сроки доследственной проверки до тридцати суток при указании необходимых оснований для подобного продления.

Заявитель получает на руки документ о принятии сообщения о преступлении, где указывается дата и время принятия, а также информация о лице, принявшем сообщение.

В соответствии со ст. 124 и ст. 125 УПК РФ отказ в приеме к производству сообщения о преступлении подлежит обжалованию через суд или у прокурора. Статья 318 Уголовно-процессуального кодекса РФ регулирует порядок рассмотрения судьей поступившее заявление от потерпевшего или его законного представителя.

После рассмотрения сообщения о преступлении органы дознания могут принять решение:

  • О необходимости возбуждении уголовного дела;
  • Об отказе в возбуждении уголовного дела;
  • Передаче полученного сообщения в судебные инстанции.

О принятом решении органы доследственной проверки сообщают заявителю. Кроме того, заявителю сообщается о возможности обжалования данного решения, а также порядке обжалования.

Читайте также:  Как поменять группу в детском саду

О принятом решении соответствующие следственные органы в установленном порядке сообщают заявителю. При этом заявителю должно быть разъяснено его право обжаловать данное решение, а также непосредственный порядок обжалования.

После окончания доследственной проверки орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа или следователь в пределах своей компетенции возбуждают уголовное дело и выносят постановление при выявлении соответствующих оснований.

Понятие, цели и задачи предварительной проверки

Одним из важнейших условий соблюдения законности в уголовном процессе является своевременное и обоснованное возбуждение уголовного дела. Однако на пути от выявления преступления до привлечения к ответственности и наказания виновного лица правоохранительные органы осуществляют огромный объем работы, положительный результат которой чаще всего определяется на первоначальном этапе уголовного процесса. Это, в свою очередь, во многом зависит от эффективности проверки, предшествующей вынесению постановления о возбуждении уголовного дела либо об отказе в таковом.

Деятельность органов внутренних дел при получении заявления и сообщения о преступлении и непосредственном обнаружении признаков преступления, предусмотрена Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Законом «О полиции» [1] , Законом «Об оперативно-розыскной деятельности» [2] и иными ведомственными подзаконными актами.

Предварительная проверка — это деятельность следователя, дознавателя и органа дознания, направленная на установление достоверности содержащейся в заявлении (сообщении) информации о событии, имеющем признаки преступления, и сбор дополнительных сведений, которые необходимы для принятия решения о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела либо о передаче материала по подследственности.

Целью предварительной проверки является установление достаточности данных, указывающих на признаки преступления (совокупность сведений о следах и причинно-следственных связях между последствиями и деяниями определенного лица, позволяющих охарактеризовать это событие как противоправное и общественно опасное). Установление таких сведений необходимо для принятия законного и обоснованного решения.

Для достижения указанной цели необходимо:

  • 1) объективно и всесторонне изучить и проанализировать информацию, содержащуюся в заявлении (сообщении), поступившем в правоохранительные органы;
  • 2) собрать дополнительные сведения о предполагаемом преступном событии.

В соответствии со ст. 140 УПК РФ поводами для возбуждения уголовного дела являются: заявление о преступлении; явка с повинной; сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников; постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании, а также материалы налоговых органов.

Наличие указанных поводов влечет за собой начало уголовно-процессуальной деятельности и порождает процессуальные права и обязанности.

Каков бы ни был источник сведений о преступлении, поступившее сообщение всегда нуждается в проверке, которая заключается либо в правовой оценке заявленных сведений (так как в заявлении уже есть достаточная информация об общественно опасном деянии), либо в проведении конкретных проверочных действий, направленных на его подтверждение или опровержение.

Получение информации о событии, имеющем признаки преступления, состоит из двух взаимосвязанных этапов: непосредственного приема заявления (сообщения) и его документального оформления, т.е. регистрации.

Информация о преступлении независимо от места и времени его совершения принимается в любом ОВД круглосуточно дежурными, их помощниками, а также работниками, назначенными дежурными в установленном порядке, и регистрируется в Книге учета сообщений о преступлениях.

Уполномоченное лицо, получившее первоначальную информацию о преступлении, должно выяснить:

  • 1) о каком общественно опасном и уголовно наказуемом деянии поступила информация и является ли она заявлением (сообщением) по форме и но существу;
  • 2) требуется ли принять меры для пресечения или предотвращения преступления; закрепления его следов; имеются ли пострадавшие, необходима ли им помощь и т.д.;
  • 3) каким является преступление — подготавливаемым, совершаемым или оконченным;
  • 4) есть ли необходимость проведения оперативно-розыскных или проверочных действий в целях выявления данных, указывающих на признаки преступления;
  • 5) относится ли разрешение заявления (сообщения) к юрисдикции данного органа дознания или оно подлежит передаче по подследственности.
Читайте также:  Количество грузовых мест в ттн

Результатами оценки информации является решение о регистрации сообщения (заявления) и его проверке либо об отказе в регистрации. При этом на письменном документе проставляется штамп регистрации ОВД, включающий дату, номер регистрационной записи, фамилию дежурного. При обращении граждан с устным заявлением это обращение оформляется в виде протокола заявления в соответствии с требованиями ст. 141 УПК РФ.

Письменное сообщение, поступившее в секретариат ОВД по общим правилам входящей корреспонденции, докладывается начальнику ОВД, который в зависимости от содержащейся в сообщении информации дает письменное указание в дежурную часть о регистрации данного сообщения и принимает решение о порядке его проверки.

Если в сообщении достаточно сведений для принятия решения о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном УПК РФ, то следователь или дознаватель обязан принять такое решение. В остальных случаях, по установившейся практике, проводятся дополнительные проверочные мероприятия.

Проверка сообщения о преступлении и принятие решения. Объектом проверки является событие, содержащее признаки преступления. Если эти признаки очевидны, то проверка носит чисто аналитический характер и является краткосрочной. Однако далеко не всегда исходная информация позволяет решить вопрос о признаках конкретного преступления. Одно и то же обстоятельство может быть как признаком преступления, так и признаком иного события, преступным не являющегося. В таких случаях необходим комплекс мероприятий, заключающихся в исследовании и оценке первичных материалов, а также проведении конкретных проверочных действий. Тогда объем предварительной проверки расширяется, сроки и количество лиц, участвующих в проверке, увеличиваются.

Получив заявление (сообщение), уполномоченное должностное лицо тщательно изучает его, а также все первичные материалы, поступившие с ним вместе и, оценивая полученную информацию, отвечает на вопросы:

  • 1) усматривается ли в деянии состав преступления, если да, то по какой статье УК РФ оно может быть квалифицировано;
  • 2) являются ли сообщенные сведения достоверными, а события и факты, изложенные в заявлении (сообщении), — реально имевшими место;
  • 3) возможно ли использовать существующие сведения для формулирования выводов о каких-либо признаках (отсутствии признаков) состава преступления;
  • 4) не содержит ли заявление (сообщение) данных о деянии, в силу малозначительности не представляющем общественной опасности;
  • 5) является ли имеющаяся в распоряжении органа дознания совокупность сведений достаточной для принятия какого-либо решения, предусмотренного ст. 145 УПК РФ.
  • 6) выявлены ли в ходе рассмотрения заявления обстоятельства, исключающие возбуждение уголовного дела, согласно ст. 24 УПК РФ.

После этого определяются обстоятельства, подлежащие проверке, ее средства и сроки, необходимые для реализации задач проверочной деятельности, а также выдвигаются так называемые проверочные версии.

Общие проверочные версии выдвигаются с целью получения ответа на вопрос: имеет ли исследуемое событие, о котором стало известно правоохранительным органам, преступный характер. Важно подчеркнуть, что подтвержденная в процессе проверки версия трансформируется затем в общую следственную версию, которая находит свое выражение в постановлении о возбуждении уголовного дела по конкретной статье УК РФ.

Субъект проверки должен определить, какие факты нужно установить в целях проверки каждой из выдвинутых версий, очередность и объем проверочных мероприятий. Для планирования предварительной проверки характерно, что объем проверочных действий, намеченных первоначально, может быть сужен, а иногда, напротив, расширен. Иными словами, на этапе предварительной проверки, как и в ходе расследования, действует принцип динамичности планирования.

Читайте также:  Формовщик ручной формовки участвующий в литье

Но результатам проведенной проверки могут быть сделаны выводы о наличии либо отсутствии признаков преступления. Тогда орган дознания, дознаватель, следователь согласно ст. 145 УПК РФ принимает одно из следующих решений:

  • • о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном ст. 146 УПК РФ;
  • • об отказе в возбуждении уголовного дела;
  • • о передаче сообщения по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК РФ, а по уголовным делам частного обвинения — в суд в соответствии с ч. 2 ст. 20 УПК РФ.

Решение о возбуждении уголовного дела, так же как и решение об отказе в таковом, оформляются соответствующим и п оста н о в л е н и я м и.

Уголовно-процессуальное законодательство России дает право проводить доследственную проверку (досудебную проверку). Доследственная проверка представляет собой комплекс мероприятий, которые осуществляют представители правоохранительных органов власти для того, чтобы установить наличие признаков преступления либо найти их отсутствие (на момент наступления (совершения) события).

Доследственная проверка УПК РФ (144-145 – это статьи, регламентирующие порядок ее проведения) является предварительной стадией уголовного судебного производства.

В рамках доследственной проверки уполномоченные лица правоохранительных органов могут осуществлять ряд действий:

  • Обследовать места происшествий.
  • Разбирать документацию.
  • Исследовать тела умерших, вещи, предметы.
  • Проводить документальные осмотры.
  • Заниматься ревизией.
  • Опрашивать очевидцев происшествия (свидетелей).

Проводится доследственная проверка до возбуждения дела уголовного характера.

Основания для досудебной проверки:

  • Заявление о злодеянии.
  • Сообщение о преступлении.
  • Явка виновного с повинной.
  • Оперативные сведения от правоохранительных органов.
  • Результаты какой-либо осуществленной проверки и т.д.

После того как доследственная проверка будет окончена, последует вынесение решения:

  • Возбудить уголовное дело.
  • Отказать в возбуждении дела УПК.

На стадии предварительной (досудебной проверки) происходит формирование, первоначальное оформление собранных сведений об определенном событии. Вся указанная информация в дальнейшем будет использована при расследовании дела уголовного характера. Данные обретут процессуальные формы, доказательственное значение. От оформления, оценки соответствующей информации (об обстоятельствах), полученной при доследственной проверке, будет зависеть, в той или иной мере, дальнейшее расследование уголовного дела.

В ходе досудебной проверки работники правоохранительных органов имеют полное, предусмотренное законодательством право требовать от физлиц, организаций, учреждений, компаний предоставление им определенной документации.

Сроки, отведенные на законодательном уровне для осуществления досудебной проверки

Временные рамки доследственной проверки составляют три дня. В это период поступает сообщение о совершенном преступлении, которое регистрируется в журналах правоохранительных органов власти, и выносится по нему соответствующее решение.

Сроки проведения доследственной проверки могут составить до десяти суток, если решение об их продлении было принято начальником органа, ведущего следствие либо руководителем органа, занимающегося дознанием.

Может возникнуть необходимость в увеличении сроков доследственной проверки (для осуществления документального разбирательства, исследования документации, вещей, тел трупов, проведения ревизий). Сроки доследственной проверки могут продлеваться до тридцати дней согласно соответствующему решению, принятому начальником органа следствия, прокурором.

Доследственная проверка в течение тридцати дней осуществляется при:

  • Налоговых правонарушениях.
  • Экономических правонарушениях.
  • При ДТП.
  • При проведении необходимых экспертиз.

Досудебная проверка на протяжении месяца также возможна при проведении широкомасштабной исследовательской деятельности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector