Должен ли учитель писать поурочные планы

Должен ли учитель писать поурочные планы

Образовательные вебинары
для педагогов

Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058

2 КПК и 15 вебинаров

Вот что нашла в Интернете.
1. О том, что в кабинете должны быть в наличии тематическое и поурочное планирование указано в Письме Минобрнауки РФ от 01.04.2005 N 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательного учреждения». В Письме Минобразования РФ от 07.02.2001 N 22-06-147 «О содержании и правовом обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учреждений» указано, что работники на которых возложена ответственность за осуществление внутришкольного контроля большую часть рабочего времени должны отводить на документальное изучение результатов деятельности учителя (классные журналы, тематическое и поурочное планирование, анализ освоения образовательных программ).
2. Учителя, действительно, могут не писать поурочные планы, но при проведении проверки обязаны представить информацию по проведению урока и самоанализ урока, в котором должно быть отражено следующее: тип и вид урока, какое место занимает урок в изучаемой теме, цели, задачи урока и т.п. Если учитель затрудняется представить данную информацию, по итогам проведенной проверки, можно вынести замечание учителю и обязать его писать поурочные планы.

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОУРОЧНОМ ПЛАНЕ УЧИТЕЛЯ

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом №273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации», Типовым положением № 1117 от 28 августа 1997г. «Об оздоровительном ОУ санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении» , Уставом ОУ.

1.2. Поурочный план – документ, регламентирующий деятельность на уроке:

– учителя – по организации учебно-воспитательного процесса;

– обучающихся – по овладению знаниями, умениями и навыками в соответствии с требованиями ФКГОС (предметными, метапредметными и личностными результатами в соответствии с требованиями ФГОС) общего образования.

1.3. Поурочный план урока – способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся.

Поурочный план урока – обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы учителя ОУ.

1.4. Поурочный план составляется учителем в соответствии с рабочей программой и календарно-тематическим планированием по предмету, учебного курса, дисциплины (модуля).

1.5. Наличие поурочного плана на каждом уроке обязательно.

1.6. Основные задачи поурочного плана:

– определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе;

– определение триединой цели урока;

– постановка задач урока и группировка отобранного содержания учебного материала, определение последовательности его изучения;

– выбор форм, методов обучения и форм организации познавательной деятельности обучающихся, направленных на создание условий для усвоения ими учебного материала.

2. Разработка поурочного плана урока.

2.1. Основными компонентами поурочного плана являются:

целевой: постановка целей учения перед обучающимися как на весь урок, так и на отдельные его этапы;

коммуникативный: определение уровня общения учителя с классом;

содержательный: подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т. д.;

технологический: выбор форм, методов и приемов обучения;

контрольно-оценочный: использование оценки деятельности обучающегося на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса;

2.2. Определение триединой цели на каждый урок обязательно.

2.3. Триединая цель включает следующие аспекты:

образовательный: вооружение обучающихся системой знаний, умений и навыков;

развивающий аспект: развитие у обучающихся познавательного интереса,

творческих способностей, речи, памяти, внимания, воображения.

воспитательный: формирование у обучающихся научного мировоззрения, положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нравственных качеств личности;

2.4. Этапы планирования урока:

– определение типа урока, разработка его структуры;

– отбор оптимального содержания учебного материала урока, разделение его на ряд опорных знаний;

– выделение главного опорного учебного материала в общем содержании урока;

– выбор технологий, методов, средств, приемов обучения в соответствии с типом урока и каждым отдельным его этапом;

– выбор организационных форм деятельности обучающихся на уроке и оптимального объема их самостоятельной работы;

– определение формы и объема домашнего задания;

Читайте также:  Личный кабинет военнослужащего войти без регистрации вход

– определение форм подведения итогов урока, рефлексии;

– поурочный план должен отражать работу с наглядным материалом и с современными информационно-коммуникационными средствами;

– оформление поурочного плана

2.5. Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение планируемого урока:

– учет индивидуальных возрастных и психологических особенностей обучающихся класса, уровня их знаний, а также особенностей всего классного коллектива в целом;

– подбор разнообразных учебных заданий и ситуаций, которые способствуют актуализации познавательной активности обучающихся на уроке и развитию универсальных учебных действий;

– дифференциация учебных заданий;

– продумывание приемов педагогической техники.

3. Оформление поурочного плана урока

3.1. Поурочный план урока оформляется в виде конспекта, в котором учитель фиксирует необходимую информацию.

3.2. Конспект поурочного плана должен содержать две основные части: формальную и содержательную.

3.3. Формальная часть конспекта включает:

– дата и тема урока;

– триединая цель урока;

– оборудование, материально-техническое оснащение.

3.4. Содержательная часть конспекта включает описание этапов урока, названия, последовательность и содержание которых зависит от конкретного предмета.

3.5. Примерный перечень этапов урока и их содержание в поурочном плане:

Повторение опорных знаний (определение понятий, законов, которые необходимо активизировать в сознании обучающихся, чтобы подготовить их к восприятию нового материала;

– самостоятельная работа обучающихся, ее объём, формы;

– способы развития интереса обучающихся к предмету, к теме;

– формы контроля за работой класса, отдельных обучающихся.

Усвоение новых знаний (новые понятия, законы и способы их усвоения);

– определение познавательных учебных задач урока (т.е. что должны узнать и освоить обучающиеся);

– самостоятельная работа и ее содержание;

– проблемные и информационные вопросы;

– варианты решения проблемы;

– варианты закрепления изученного материала.

Формирование умений и навыков (конкретные умения и навыки для отработки;

– виды устных и письменных самостоятельных работ и упражнений;

– способы «обратной» связи с обучающимися;

– фамилии обучающихся, которые будут опрошены.

3.6. Домашнее задание (что повторить и приготовить к уроку; творческая самостоятельная работа; объем и сроки выполнения домашнего задания).

3.7. В содержательной части конспекта поурочного плана могут присутствовать пометки об индивидуальной работе с обучающимися, имеющими проблемы в обучении, с одаренными и высокомотивированными обучающимися.

3.8. Учитель самостоятельно определяет объем содержательной части конспекта поурочного плана и форму его оформления, но все должно быть подчинено удобству работы учителя с данным поурочным планом и прозрачности деятельности участников образовательного процесса.

3.9. Конспект урока оформляется следующим образом:

по (предмету) для _____ класса

по теме «_________» дата:_________

4. Порядок хранения поурочного плана урока

4.1. Поурочный план может быть рукописным или напечатанным.

4.2. Рекомендовано учителю хранить поурочный план в течение учебного года.

Российская система образования — самая забюрократизированная в мире. К такому выводу пришли авторы международного исследования Teaching and Learning International Survey. Они выяснили, что в среднем учитель в России трудится свыше 46 часов в неделю. При этом 15 часов педагоги тратят на заполнение планов и отчетов, а также на подготовку к урокам. По этим показателям российские преподаватели — самые загруженные среди коллег из 36 стран (источник http://kommersant.ru/doc/2735258).

В связи с многочисленными обращениями учителей о растущей отчетности, не связанной с их должностными обязанностями, вопрос о ее сокращении был рассмотрен на заседании Государственного совета Российской Федерации 23 декабря 2015 г. под руководством Президента Российской Федерации В. В. Путина. По итогам заседания Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено принять меры по уменьшению нагрузки учителей, связанной с составлением ими отчетов, ответов на информационные запросы, направляемые в образовательные организации, а также с подготовкой внутренней отчетности образовательных организаций. Во исполнение поручения проведен анализ документооборота образовательных организаций, реализующих программы начального, основного и среднего общего образования, с привлечением общественности и экспертов, в том числе из числа руководителей и учителей школ. В результате анализа выявлено:

— избыточное количество документов, разрабатываемых и принимаемых школой;

— отсутствие контроля за актуальностью информации, находящейся в открытом доступе;

Читайте также:  Кто подписывает характеристику с места работы

— применение нерациональных и (или) морально устаревших форм документооборота школы (в том числе электронного документооборота);

— дублирование бумажных и электронных форм документов и информации;

— принуждение учителей к выполнению обязанностей, относящихся к должностным обязанностям администрации или иных работников школ.

По итогам проделанной работы было подготовлено совместное письмо Министерства образования и науки РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ (письмо № НТ-664/08 от 16.05.2016 г. «Рекомендации по сокращению и устранению избыточной отчётности учителей»; далее — Письмо). В данном письме указаны основные рекомендации по сокращению избыточной отчётности, а также перечислены основные документы, которые в обязательном порядке должны быть в образовательной организации, а часть из них — размещаться на официальном сайте образовательной организации.

Давайте разберёмся — какие документы должен заполнять педагог и что можно требовать от него в обязательном порядке?

Начнём с требований Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации». В ч. 1 п.1. статьи 48 «Обязанность и ответственность педагогических работников» указано, что педагоги обязаны «осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой».

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее — ФГОС) рабочие программы учебных предметов, курсов являются обязательным компонентом содержательного раздела основной образовательной программы образовательной организации.

Рабочие программы учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учетом основных направлений программ, включенных в структуру основной образовательной программы, и должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

В письме Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 г. № 08–1786 «О рабочих программах учебных предметов» отмечается, что «педагогическими работниками, как показывает практика, при составлении своей рабочей программы копируется в полном объеме примерная основная образовательная программа (примерная рабочая программа учебного предмета) и объем такой рабочей программы может достигать до 600 страниц.

Документ такого объема, безусловно, не может выполнять функцию эффективного инструмента для учителя и формально является документом, составленным для администрации образовательной организации». В связи с этим было принято решение пересмотреть требования к структуре рабочей программы (данное решение зафиксировано в вышеуказанном письме, а в декабре 2015 года были внесены соответствующие изменения в федеральные государственные образовательные стандарты соответствующих уровней образования) и на сегодняшний день основными элементами рабочей программы учебного предмета, курса, в соответствии с подготовленными изменениями, являются:

1) планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

2) содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;

3) календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:

1) личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;

2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;

3) календарно-тематическое планирование.

Кроме того, авторские программы учебных предметов, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС и с учетом примерной основной образовательной программы соответствующего уровня образования, также могут рассматриваться как рабочие программы учебных предметов. Решение о возможности их использования в структуре основной образовательной программы принимается на уровне образовательной организации.

Таким образом, учитель в обязательном порядке должен разрабатывать и иметь в наличии рабочую программу по учебному предмету, внеурочной деятельности, структура которой существенно пересмотрена в сторону сокращения её объёма!

Участие учителей в формировании отчетной документации школы определяется должностными обязанностями, предусмотренными трудовыми договорами и должностными инструкциями, положения которых не могут противоречить Федеральному закону, трудовому законодательству, коллективному договору и соглашениям.

В качестве основы для разработки должностных инструкций учителей до вступления в силу соответствующих профессиональных стандартов применяются квалификационные характеристики, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761-н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (с изменением, внесенным приказом Минздравсоцразвития России от 31 мая 2011 г. № 448н). Ранее, до вступления в силу Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», наличие должностных инструкций у учителей не было предусмотрено в нормативно-правовых актах системы образования (многие ограничивались трудовым договором, т. к. основной круг обязанностей в нём фиксировался). Теперь должностная инструкция должна быть у всех работников образовательной организации (прямое указание на это даётся в ч.6 ст.47 и в ч.3 ст.52 вышеуказанного закона).

Читайте также:  Статья 162 часть 2 условный срок

В соответствии с указанными квалификационными характеристиками должностные обязанности учителя предусматривают ведение контрольно-оценочной деятельности с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся). Зачастую на практике встречаешься с наличием двойной работы, которую выполняет педагог, в случае необходимости заполнять бумажный и электронный журнал. К сожалению, но это очень распространённое явление, о котором на просторах сети Интернет уже многое написано. Законом «Об образовании в Российской Федерации» подчёркивается автономия образовательной организации «под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации» (статья 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации»).

В связи с этим образовательная организация самостоятельно принимает решение о том в каком виде вести учёт успеваемости обучающихся. На это есть прямое указание п. 11 ч. 3 ст. 28 — «индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся, а также хранение в архивах информации об этих результатах и поощрениях на бумажных и (или) электронных носителях». Таким образом нет необходимости ждать какого-либо распорядительного документа «сверху» об отмене «бумажных» журналов.

Можно задать встречный вопрос — почему же нельзя вести только «бумажный» журнал? Все мы знаем, что часть услуг уже успешно предоставляется нам через портал государственных (муниципальных) услуг, т. е. в электронном виде. Распоряжением Правительства РФ от 25.04.2011 г. № 729-р установлен перечень услуг, который предоставляется в электронном виде. В сфере образования одной из услуг является «Предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение дневника и журнала успеваемости». Из этого следует, что образовательная организация на сегодняшний день уже не может вести только бумажные журналы. В противном случае на портале государственных услуг не будет отображаться информация по успеваемости обучающихся, а это уже можно рассматривать как непредоставление услуги.

Что ещё необходимо включить в обязательный перечень необходимой документации? При выполнении учителем функций классного руководителя рекомендуется включать в обязанности учителя формирование документации, связанной с ведением классного журнала, выполнением соответствующего плана работы.

Обратите внимание! В Письме указано, что «выполнение учителем обязанностей администрации школы, составление отчетности, разработка и актуализация документов, за исключением документов, ведение которых учителем напрямую предусмотрено федеральным законодательством и (или) трудовым договором и должностными обязанностями, осуществляется за дополнительную оплату, размер которой определяется по соглашению сторон, и исключительно на добровольной основе с письменного согласия учителя».

Таким образом, учитель в обязательном порядке должен иметь разработанную учебную программу по предмету (курсу), вести учёт успеваемости обучающихся (заполнять классный журнал); всё остальное оговаривается трудовым договором, должностной инструкцией, локальными актами образовательной организации, следовательно, является требованием конкретной организации! Уважаемые педагоги, прочитайте внимательно свой трудовой договор (второй экземпляр у каждого из вас должен быть «на руках»), должностную инструкцию — может быть от Вас требую то, что вы и не должны выполнять?

В заключении отметим, что администрация образовательной организации должна стремиться к тому, что минимизировать «бумажную» работу педагога, т. к. в противном случае времени на непосредственную работу с детьми будет хронически не хватать, а это уже потянет за собой вопросы качества образования и не только…

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector