Диспетчер по выпуску автотранспорта на линию

Диспетчер по выпуску автотранспорта на линию

Порядок выпуска автотранспортных средств на линию

Общие сведения о выпуске подвижного состава на линию

25.12.2017 года вступил в силу Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 06 апреля 2017, № 141 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств». Новый порядок устанавливает требования к организациям по проведению предрейсового контроля технического состояния автотранспортных средств.

В общем случае за выпуск на линию подвижного состава автотранспортных предприятий несут ответственность три должностных лица:

– диспетчер – за правильность оформления путевой документации и проверку водительского удостоверения (нельзя выдавать путевку, не проверив водительское удостоверение);

– медицинский работник – за проверку состояния здоровья водителя;

– механик-контролер (механик КТП) – за исправность транспортного средства, выпускаемого на линию. Каждое должностное лицо подписывает путевой лист в соответствующих графах.
Механик проверяет автомобиль последним, и после его проверки транспортное средство (ТС) может выезжать на линию, поэтому он должен убедиться не только в исправности автомобиля, но и в наличии допусков ТС к работе со стороны диспетчера и медика.

В отдельных случаях допускается совмещение обязанностей диспетчера и механика-контролера одним должностным лицом.
На должность механика-контролера (в отдельных случаях – механика-диспетчера) по выпуску автотранспорта принимается лицо, имеющее высшее техническое образование и стаж работы по специальности на инженерно-технических должностях не менее 1 года или среднее специальное образование и стаж работы по специальности на инженерно-технических должностях не менее 3 лет.

Последовательность операций, выполняемых механиком-контролером (механиком КТП) перед выпуском автомобиля на линию приведена ниже.

Проверка документации

Механик проверяет наличие в путевых листах:

  • штампа предприятия и подписи диспетчера;
  • штампа и подписи медицинского работника;
  • записей о дате выпуска ТС на линию и дате возвращения в транспортное предприятие (фиксирует в планшете механика);
  • записей показаний спидометра и остатков топлива;
  • отметок о метеорологических и дорожных условиях;
  • записей и отметок работников ГИБДД и других должностных лиц.

После того, как транспортное средство подано на КТП для проверки, необходимо взять у водителя путевой лист (путевка выдается диспетчером, после чего водитель обязан пройти медицинский осмотр у медика) и проверить правильность его заполнения, в т. ч.:

  • проверить правильность даты и времени выезда автомобиля на линию и возвращения с линии; зафиксировать эти данные в планшете механика;
  • проверить соответствие фамилии водителя в путевом листе с фамилией водителя, выезжающего на линию (при необходимости – по водительскому удостоверению);
  • проверить наличие в путевке подписи диспетчера и штампа медицинского работника о допуске водителя к работе;
  • проверить соответствие типа подвижного состава характеру перевозимого груза (т. е. на бензовозе, например, нельзя перевозить песок и т. п.);
  • проверить наличие в путевке специальных записей для водителей автомобилей, осуществляющих перевозку опасных грузов, а также записей о метеорологических и дорожных условиях;
  • проверить соответствие реальных показаний спидометра записям в путевом листе.

В случае фиксации нарушений механик запрещает выезд автомобиля на линию, отправляя водителя устранить выявленные недостатки.
В случае, если на механика КТП возлагается контроль за своевременностью прохождения транспортными средствами планового технического обслуживания (ТО1, ТО2, СО), необходимо проверить, нет ли выпускаемого автомобиля в списках на очередное ТО.

Следует отметить, что с 1 марта 2019 года в порядок оформления путевых листов введены некоторые изменения. Так, например, при оформлении путевого листа нет необходимости ставить штампы (слово «штамп» в новых требованиях не упоминается вообще). Поэтому механик-контролер не должен требовать от водителя наличия штампов медика либо какого-нибудь другого должностного лица, да и вообще каких-либо штампов в путевом листе, поскольку новым законом это требование не предусмотрено.
Кроме того, медицинский работник при оформлении путевого листа обязан ставить в соответствующей графе только свою фамилию и инициалы, тогда как ранее требовалось полностью указывать фамилию, имя и отчество.

Еще одно изменение касается сроков, на которые можно выдавать путевой лист водителю. Если раньше закон разрешал выдачу путевого листа сроком на один месяц, при этом в течение этого периода водитель мог неоднократно выезжать и заезжать в гараж, то в настоящее время путевой лист должен выдаваться либо на один день, либо на один рейс, при этом продолжительность рейса не ограничивается. Т. е. если водитель занят перевозкой грузов во всей стране, и длительность его поездки превышает месяц или даже значительно больше, закон разрешает весь этот период использовать один путевой лист.
Но стоит водителю вернуться в гараж к месту постоянной дислокации, следующий выезд разрешается только по новому путевому листу.

Некоторые новшества введены в терминологию. Так, в новых нормативных документах термины «гараж», «место постоянной стоянки» и т. п. заменены единым понятием – «парковка» («парковочное место»). Также в терминологии добавлено новое понятие «предсменный контроль технического состояния», которое используется наряду с понятием «предрейсовый контроль».

Как и ранее, в путевом листе необходимо указывать точную информацию о владельце транспортного средства. Юридические лица указывают ОГРН, индивидуальные предприниматели – ОГРИП. Как упоминается выше, печать и штамп в заголовочной части путевки теперь не являются обязательными реквизитами.

Читайте также:  Как продать часы без документов

(Приказ министерства транспорта Российской Федерации «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» в редакции от 1 марта 2019 года.)

Осмотр автотранспортного средства

После проверки правильности оформления путевой документации механик приступает к проверке технического состояния автотранспортного средства.
При этом в обязательном порядке проверяются:

Внешний вид автотранспортного средства , общая комплектность и наличие повреждений на кузове и элементах конструкции:

  • автомобиль должен быть чистым, не иметь подтеков ГСМ из агрегатов и систем;
  • автомобиль должен быть укомплектован в соответствии с конструктивными требованиями: наличие зеркал заднего вида, стандартных номерных знаков (в т. ч. нанесенных на кузов), стекол кабины, фар, фонарей, запасного колеса (или колес), брызговиков и т. п.;
  • если на автомобиле планируется перевозить насыпные грузы он должен быть укомплектован палаткой для предохранения от россыпи;
  • на автомобиле не должно быть следов повреждений, имеющих признаки участия в ДТП, если таковые не зарегистрированы ранее;
  • проверяется исправность замков дверей кабины, бортов, пробок топливных баков и горловин цистерн;
  • проверяется отсутствие внесения в транспортное средство конструктивных изменений в нарушение законодательства (например, незаконная установка газового оборудования, дополнительного топливного бака, световых приборов и т. п.)

В кабине автомобиля проверяются следующие элементы:

  • приборная панель на наличие сигналов предупреждающих значков, свидетельствующих о неисправностях, которые могут влиять на безопасность дорожного движения;
  • проверка обзорности с места водителя (лобовые стекла не должны иметь трещин, затемнений, штор и т. п., другие стекла кабины должны иметь хороший обзор);
  • проверка обзора в зеркалах заднего вида;
  • проверка ремней безопасности и подголовников;
  • проверка исправности механизмов фиксации подушки и спинки водительского сиденья;
  • проверка работоспособности устройств обдува и обогрева стекол;
  • проверка укомплектованности транспортного средства аптечкой, огнетушителем, противооткатными упорами и знаком аварийной остановки;
  • работоспособность тахографа (при наличии);
  • исправность оборудования спутниковой навигации и работоспособность устройства для вызова экстренных и оперативных служб (если это оборудование обязательное)

Проверка исправности тормозной системы:

  • утечка тормозной жидкости (визуально по подтекам на колесах со стороны рабочих цилиндров, из трубопроводов и шлангов, главного цилиндра и гидровакуумного усилителя);
  • утечка воздуха из пневматического привода тормозов (на слух при заглушенном двигателе и номинальном давлении в пневмоприводе);
  • ход штоков тормозных камер (для пневмоприводных тормозных систем);
  • свободный и полный ход педали тормоза;
  • работа гидровакуумного (вакуумного) усилителя тормозов
  • работоспособность стояночного тормоза



Проверка исправности рулевого управления:

  • общий осмотр состояния и крепления элементов рулевой трапеции и рулевого механизма;
  • проверка отсутствия деформации рулевых тяг (особенно поперечной тяги);
  • проверка люфта в шарнирных сочленениях рулевых тяг (водитель слегка вращает рулевое колесо в разные стороны, при этом люфта в сочленениях тяг и рычагах быть не должно);
  • проверка герметичности рулевого механизма (отсутствие подтеков смазки) и ГУР (отсутствие подтеков жидкости из трубопроводов и элементов усилителя);
  • проверка свободного хода рулевого колеса; для автомобилей с ГУР или ЭУР выполняется при заглушенном двигателе, после чего двигатель запускается и проверяется эффективность работы усилителя руля

Проверка состояния колес и шин:

  • соответствие шин данному типу транспортного средства;
  • состояние протектора (глубина рисунка, однотипность шин на всех колесах);
  • крепление колес к ступицам (крепежные элементы должны быть хорошо затянуты; проверяется визуально или простукиванием специальным молотком с длинной ручкой);
  • давление в шинах (проверяется манометром);
  • отсутствие признаков отслоения и повреждения элементов покрышки (визуально);
  • наличие и состояние шипов или цепей противоскольжения (при необходимости);
  • проверка состояния держателя запасного колеса

Проверка работоспособности световой и звуковой сигнализации , световых приборов и электрооборудования (водитель по сигналу механика включает приборы):

  • состояние и работоспособность фар (ближний и дальний свет, габаритная подсветка фар);
  • состояние и работоспособность габаритов, указателей поворота, стоп-сигнала, фонаря заднего хода, фонарей подсветки номерных знаков (обращать внимание на цветовую гамму приборов – запрещается размещение впереди фонарей красного цвета);
  • состояние и работоспособность дополнительных световых сигналов (указатель автопоезда, сигнализатор перевозки опасных грузов и т. п.); работоспособность стеклоочистителей;
  • исправность клаксона (звукового сигнала);
  • наличие установленных без соответствующего разрешения дополнительных световых приборов

Если автомобиль-тягач выпускается на линию с прицепом или полуприцепом:

  • проверка состояния тягово-сцепного устройства (фаркопа): фаркоп должен быть надежно закреплен в поперечине, детали головки не иметь значительных люфтов, износ зева фаркопа не должен превышать нормы, обязательно наличие предохранительной шпильки;
  • наличие и состояние страховочных тросов, предохраняющих увод прицепа при самопроизвольной расцепке с тягачом;
  • состояние дышла прицепа (износ петли дышла, наличие повреждений и деформаций элементов конструкции дышла);
  • состояние седельного устройства тягача;
  • проверка положения опор полуприцепа и работоспособность механизма их подъема и опускания;
  • проверка состояния тормозной системы и системы световой сигнализации прицепного ТС осуществляется совместно с соответствующими системами тягача
Читайте также:  Обустройство тротуаров вдоль дороги

По результатам проведенного технического осмотра в путевом листе проставляется соответствующая отметка о допуске ТС к работе, подтверждаемая подписью механика.
В случае фиксации нарушений механик запрещает выезд автомобиля на линию, отправляя водителя устранить выявленные недостатки.

Ответственность

В соответствии с действующим законодательством за выезд транспортного средства на линию без предрейсового осмотра предусмотрена административная ответственность, по части 3 статьи 12.31.1 КоАП РФ.
При этом должностные лица, ответственные за выпуск подвижного состава на линию, а также водители, уклонившиеся от предрейсовых процедур, в зависимости от правонарушения, могут быть подвержены административному наказанию в виде штрафа от 20 тыс. руб (для должностных лиц) до 100 тыс. руб (для юридических лиц).

Следует иметь в виду, что механик-контролер подчиняется непосредственно руководителю автотранспортного предприятия (либо предприятия, эксплуатирующего автотранспорт для нужд производства), и на его действия и решения не могут влиять другие должностные лица (главный инженер, заместители директора и т. п.). Т. е. распоряжениям со стороны, например, главного инженера ". ладно, пусть сегодня выезжает, а завтра обязательно починим. " механик-контролер подчиняться не обязан, и за выпуск неисправного транспорта на линию ответственность будет нести он, а не главный инженер.

Предлагаем Вашему вниманию типовой пример должностной инструкции диспетчера автомобильного транспорта, образец 2019 года. На данную должность может быть назначен человек, имеющее высшее образование без предъявления требований к стажу работы или среднее специальное образование и стаж работы по оперативному управлению движением автотранспорта не менее 3 лет. Не забывайте, каждая инструкция диспетчера автомобильного транспорта выдается на руки под расписку.

На сайте hr-portal представлена типовая информация о знаниях, которыми должен обладать диспетчер автомобильного транспорта. Об обязанностях, правах и ответственности.

Данный материал входит в огромную библиотеку должностных инструкций нашего сайта, которая обновляется ежедневно.

1. Общие положения

1.1. Диспетчер автомобильного транспорта относится к категории специалистов.

1.2. Диспетчер автомобильного транспорта назначается на должность и освобождается от нее приказом руководителя организации по представлению руководителя диспетчерской службы (иного должностного лица).

1.3. На должность диспетчера автомобильного транспорта назначается лицо, имеющее высшее образование без предъявления требований к стажу работы или среднее специальное образование и стаж работы по оперативному управлению движением автотранспорта не менее 3 лет.

1.4. В своей деятельности диспетчер автомобильного транспорта руководствуется:

  • нормативными правовыми актами, другими руководящими и методическими материалами, касающимися вопросов оперативного управления движением автотранспорта;
  • Уставом организации;
  • приказами, распоряжениями руководителя организации (непосредственного руководителя);
  • настоящей должностной инструкцией.

1.5. Диспетчер автомобильного транспорта должен знать:

  • нормативные правовые акты, другие руководящие, методические и нормативные материалы вышестоящих органов, определяющие организацию оперативного управления движения автотранспорта;
  • правила автомобильных перевозок грузов (пассажиров);
  • порядок оформления и обработки путевого листа;
  • схему дорог и их состояние;
  • адреса обслуживаемых предприятий и режимы их работы;
  • правила эксплуатации автомобилей;
  • тарифы и правила их применения;
  • расписание движения и остановочные пункты;
  • правила перевозки пассажиров и багажа;
  • маршрутную сеть и условия движения, обеспечивающие безопасность перевозки пассажиров;
  • инструкции водителя автомобиля, кондуктора;
  • средства вычислительной техники и правила ее эксплуатации;
  • экономику, организацию производства, труда и управления;
  • основы трудового законодательства;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

1.6. В случае временного отсутствия диспетчера автомобильного транспорта его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом руководителя организации, которое несет ответственность за надлежащее их исполнение.

1.7. Диспетчер автомобильного транспорта подчиняется непосредственно руководителю диспетчерской службы (иному должностному лицу).

1.8. Диспетчер автомобильного транспорта осуществляет взаимодействие с работниками структурных подразделений организации по вопросам, входящим в его компетенцию.

2. Должностные обязанности диспетчера автомобильного транспорта

Диспетчер автомобильного транспорта исполняет следующие обязанности:

2.1. Организует и контролирует работу водителей автомобилей на линии.

2.2. Осуществляет контроль за работой линейных диспетчерских пунктов, регулирующих движение автобусов и такси на маршрутах.

2.3. Инструктирует водителей автомобилей об условиях и особенностях перевозок на маршрутах, уделяя при этом особое внимание состоянию дорог, особенностям движения на отдельных участках в конкретных метеорологических условиях.

2.4. Поддерживает постоянную связь с клиентурой, погрузочно-разгрузочными и линейными диспетчерскими пунктами, автовокзалами, автостанциями для обеспечения оперативного руководства перевозками.

2.5. Принимает меры по ликвидации сверхнормативных простоев автомобилей.

2.6. Заполняет, выдает и принимает путевые листы и другие документы, отражающие выполненную работу, проверяет правильность их оформления.

2.7. Составляет оперативные сводки о работе и происшествиях за смену.

2.8. Осуществляет постоянный контроль за выполнением графика движения грузовых автомобилей, автобусов на линии и принимает меры к соблюдению расписания и интервалов движения автобусов.

2.9. Перераспределяет автобусы между маршрутами при изменении пассажиропотоков.

2.10. Организует специальные маршруты или отдельные рейсы.

2.11. Изучает загрузку автобусов на маршрутах и представляет руководству предложения по улучшению обслуживания пассажиров.

2.12. Осуществляет контроль за исполнением заказов на такси.

2.13. Принимает меры по оперативному устранению сбоев транспортных процессов.

2.14. Координирует работу автотранспортных средств организаций различной ведомственной принадлежности, автотранспорта и других видов пассажирского транспорта.

Читайте также:  Почему не приходят алименты на карту

2.15. Обеспечивает контроль и учет выполненных перевозок.

2.16. Принимает меры по загрузке порожних автомобилей в попутном направлении.

2.17. Контролирует состояние подъездных путей, а также соблюдение водителями автомобилей транспортной дисциплины.

2.18. Организует в необходимых случаях оказание своевременной технической помощи подвижному составу на линии.

3. Права диспетчера автомобильного транспорта

Диспетчер автомобильного транспорта имеет право:

3.1. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности.

3.2. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей должностной инструкцией обязанностями.

3.3. В пределах своей компетенции сообщать непосредственному руководителю обо всех недостатках в деятельности организации (структурного подразделения, отдельных работников), выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей, и вносить предложения по их устранению.

3.4. Запрашивать лично или по поручению руководства организации от подразделений организации и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.5. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.

4. Ответственность диспетчера автомобильного транспорта

4.1. Результаты работы диспетчера автомобильного транспорта оценивает руководитель диспетчерской службы (иное должностное лицо).

4.2. Диспетчер автомобильного транспорта несет ответственность за:

  • неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей;
  • несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, правил и норм охраны труда и пожарной безопасности;
  • причинение материального ущерба организации – в соответствии с действующим законодательством.

Должностная инструкция диспетчера автомобильного транспорта – образец 2019 года. Должностные обязанности диспетчера автомобильного транспорта, права диспетчера, ответственность диспетчера.

Диспетчер автотранспорта — сотрудник, контролирующий движение автотранспорта, а также принимающий сообщения от водителей и клиентов, отвечающий за ведение документации. Профессия подходит тем, у кого нет интересов к школьным предметам (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Краткая информация

Сегодня эта профессия не слишком востребованная ввиду низкой заработной платы, высокой ответственности и большого количества работы, которую в течение дня должен выполнять диспетчер.

Представители этой профессии могут работать в организациях, занимающихся перевозками. Именно диспетчер координирует действия воителей и принимает заказы клиентов, являясь связующим звеном между ними.

Особенности профессии

Для работы в этой сфере достаточно среднего технического образования, хотя, что зависит от компании, на работу могут принять человека, который окончил только среднюю школу. Зарплата диспетчеров невысокая, зато перечень обязанностей впечатляет:

  • оформление путевых листов;
  • знание правил транспортировки багажа, пассажиров, грузов;
  • составление отчетов;
  • прием входящих/исходящих звонков;
  • знание правил перевозок грузов и людей;
  • знание логистики и ПДД;
  • знание тарифов на разные виды перевозок, которыми занимается компания;
  • расчет маршрутов;
  • работа с современными программами для ПК и планшетов;
  • целесообразное использование автопарка;
  • ведение диспетчерского журнала;
  • составление схемы движения транспортных средств;
  • наблюдение за работой водителей;
  • проведение инструктажа;
  • ведение табеля рабочего времени и другие.

На замену диспетчерам автотранспорта приходят ПК и планшеты, поэтому профессия постепенно изживает себя. Работу в этой сфере выбирают женщины, которые хотят трудиться в спокойной обстановке, получать фиксированный оклад и оплачиваемый больничный лист.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  1. Не требуется высшее образование.
  2. Профессия не слишком популярная, поэтому поиск работы не займет много времени.
  3. Официальное трудоустройство.
  4. Претендовать на вакансию диспетчера автотранспорта могут студенты или люди пенсионного возраста, которым нужна подработка.
  5. Представители профессии смогут найти работу и в мегаполисе, и в маленьком городе.
  6. Работа не связана с физическими нагрузками, поэтому является идеальным вариантом для женщин.
  7. Специалист может координировать работу автопарка из дома, используя мобильный или городской телефон.
  8. Работа в комфортных условиях (теплый офис или родной дом).

Минусы

  1. Работа нервная.
  2. Ненормированный рабочий день
  3. Невысокая заработная плата.
  4. Отсутствуют перспективы карьерного роста.
  5. Профессия нетворческая и скучная.
  6. Низкая престижность профессии.
  7. Придется трудиться и днем, и ночью.
  8. Высокая ответственность, ведь в случае аварийных или спорных ситуаций вина за ошибки и материальные потери ложится на плечи диспетчера.
  9. Необходимость составлять отчеты и структурировать огромное количество данных.
  10. Работа с людьми, которые не всегда отличаются вежливостью.

Важные личные качества

Специалисты, работающие диспетчерами автотранспорта, должны отличаться выдержкой, коммуникабельностью, умением работать в коллективе и задатками руководителя. Чаще всего представителя профессии окружают нервные и несдержанные люди, поэтому он должен обладать воистину спартанским спокойствием и умением выходить победителем из любой конфликтной ситуации.

К другим важным личным качествам диспетчера автотранспорта обязательно нужно отнести:

  • сдержанность;
  • решительность;
  • вежливость;
  • умение идти на уступки;
  • задатки лидера;
  • оперативность;
  • находчивость;
  • пунктуальность;
  • честность;
  • тактичность;

Также диспетчер автотранспорта должен иметь правильную речь, приятный голос, отличную память. Специалист должен быть морально подготовлен к хамству, стрессовым ситуациям и понижению заработной платы, которую могут урезать в том случае, если случился форс-мажор.

Обучение диспетчеров автотранспорта

На эту должность в большинстве случаев претендуют женщины, которые имеют среднее, среднее техническое или высшее образование. Если человек желает трудиться в службе такси или доставки, то он может перенять опыт коллег или пройти обучение на курсах.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector