Централизованная бухгалтерия бюджетных учреждений

Централизованная бухгалтерия бюджетных учреждений

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Минфина России от 18 января 2017 г. N 02-08-05/1949 Об особенностях передачи ведения бюджетного (бухгалтерского) учета централизованной бухгалтерии

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее – Департамент) рассмотрел обращение и сообщает.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 02 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" рассмотрению подлежат следующие виды обращений граждан:

предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

просьбы граждан о содействии в реализации их конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщения о нарушении законов или иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

жалобы граждан – просьбы о восстановлении или защите их нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав и свобод или законных интересов других лиц.

Содержащийся в обращении вопрос (обращение по пояснению) не соответствует приведенным видам обращений, подлежащих рассмотрению федеральными органами государственной власти.

Кроме того, в силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации", Министерством финансов Российской Федерации не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций, а также не даются разъяснения действующего законодательства Российской Федерации и практики его применения.

Вместе с тем, Департамент обращает внимание, что в соответствии с требованиями части 1 статьи 7 Федерального закона от 06 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее – Закон N 402-ФЗ), руководитель любого экономического субъекта обязан организовать:

– ведение бухгалтерского учета;

– хранение документов бухгалтерского учета.

Согласно Закону N 402-ФЗ, Бюджетному кодексу Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ и Инструкции, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению", руководители любого государственного (муниципального) бюджетного или автономного учреждения вправе:

– возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо;

– заключить договор (соглашение) об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета с другим госучреждением (централизованной бухгалтерией) или организацией негосударственного сектора.

При этом руководитель учреждения принимает решения в пределах его компетенции, которая определяется учредительными документами и контрактом.

Необходимо отметить, что централизованные бухгалтерии могут создаваться в форме бюджетного или казенного государственного (муниципального) учреждения.

Создание централизованных бухгалтерий, в том числе создание единых централизованных информационных систем учета и отчетности в организациях госсектора публично-правового образования, является важной составляющей деятельности по оптимизации расходов бюджета.

В настоящее время имеется широкая положительная практика ведения бюджетного (бухгалтерского) учета специализированными бухгалтериями, созданными в форме казенных государственных (муниципальных) учреждений.

В то же время, по мнению Департамента, данное решение должно быть экономически оправданно.

В соглашении о передаче ведения бюджетного (бухгалтерского) учета централизованной бухгалтерии (приложении к соглашению) должны быть установлены: регламент взаимодействия руководителя учреждения с централизованной бухгалтерией, содержащий обязательные гарантии по предоставлению своевременной, качественной, достоверной и оперативной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе по требованию руководителя учреждения, порядок информационного взаимодействия между руководителем (ответственными лицами) учреждения и централизованной бухгалтерией, порядок обмена электронными документами и сведениями, порядок оформления и принятия к учету первичных учетных документов, регламентация организации взаимодействия централизованной бухгалтерии и руководителя (ответственных лиц) учреждения по иным вопросам, необходимым для принятия экономических и хозяйственных решений субъектом учета.

Кроме того, в соглашении должна быть прописана ответственность централизованной бухгалтерии по исполнению обязательств по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета, хранению документов, осуществлению внутреннего контроля за правильностью совершения хозяйственных операций и (или) по оформлению первичных учетных документов, по своевременности сроков формирования бюджетной (бухгалтерской) и налоговой отчетности, по подготовке платежных документов и иных функций, предусмотренных переданными полномочиями.

В соглашение следует включить требования к уровню квалификации работников централизованной бухгалтерии, осуществляющих ведение бюджетного (бухгалтерского) учета и составление отчетности по переданным полномочиям, в соответствии с требованиями, установленными Законом N 402-ФЗ и приказом Министерства труда Российской Федерации от 22.12.2014 N 1061н "Об утверждении профессионального стандарта "Бухгалтер".

При определении состава функций, передаваемых централизованной бухгалтерии от учреждения, необходимо учитывать, что законодательством Российской Федерации не предусмотрена передача функций иному учреждению, в том числе централизованной бухгалтерии, по принятию и исполнению обязательств учреждения в результате его финансово-хозяйственной деятельности, а также передача планово-экономических функций. При этом создание централизованных бухгалтерий не предполагает осуществление ими наличных денежных расчетов в интересах учреждения.

По вопросу ведения учета на единой программной платформе, Департамент обращает внимание на положения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", регулирующие вопросы государственных закупок на контрактной системе.

Заместитель директор Департамента
бюджетной методологии
и финансовой отчетности
в государственном секторе
С.В. Сивец

Обзор документа

Минфин России разъяснил, что руководитель любого экономического субъекта обязан организовать ведение бухучета; хранение документов бухучета.

Руководители любого государственного (муниципального) бюджетного или автономного учреждения вправе возложить ведение бухучета на главного бухгалтера или иное должностное лицо; заключить договор (соглашение) об оказании услуг по ведению бухучета с другим госучреждением (централизованной бухгалтерией) или организацией негосударственного сектора. При этом руководитель учреждения принимает решения в пределах своей компетенции, определяемой учредительными документами и контрактом.

В то же время, по мнению Министерства, данное решение должно быть экономически оправданно.

Читайте также:  Как снять заглушку с газовой трубы самостоятельно

При определении состава функций, передаваемых централизованной бухгалтерии от учреждения, необходимо учитывать, что законодательством России не предусмотрена передача функций иному учреждению, в т. ч. централизованной бухгалтерии, по принятию и исполнению обязательств учреждения в результате его финансово-хозяйственной деятельности, а также передача планово-экономических функций. При этом создание централизованных бухгалтерий не предполагает осуществление ими наличных денежных расчетов в интересах учреждения.

При ведении учета на единой программной платформе необходимо обращать внимание на положения Закона о контрактной системе, регулирующие вопросы госзакупок на контрактной системе.

Централизованный бухгалтерский учет перестал быть прерогативой бюджетных учреждений. По этому принципу работают уже и крупные частные компании, небольшие фирмы предпочитают отказываться от идеи создания собственного штата бухгалтеров и обращаются в специализированные аутсорсинговые организации.

Что такое централизованная бухгалтерия (ЦБ)

Централизованная бухгалтерия (ЦБ) представляет собой учреждение, которое выполняет функции бухгалтерских служб сразу нескольких предприятий. Такой орган специализируется на ведении бухгалтерского и налогового учета. ЦБ может быть организована в нескольких формах:

  • Аутсорсинговая компания.
  • Инсорсинговые услуги.
  • Создание отдельного юридического лица, которое должно объединить решение всего комплекса финансовых вопросов головного предприятия и его дочерних структур.

При аутсорсинге бухгалтерская фирма по договору получает на возмездной основе полномочия по ведению бухгалтерского и налогового учета деятельности других юридических лиц. В случае с инсорсингом учетные функции аккумулируются в головной организации.

КСТАТИ! Отличительная черта централизации бухгалтерских служб в бюджетной сфере: выполнение обязательств реализуется в соответствии с заключенными договорами, но не предполагает оплату таких услуг.

По степени централизации можно выделить такие способы ведения учета:

  • вариант с полной централизацией;
  • форму частичной централизации;
  • контроль деятельности в отдельном сегменте – в сфере централизованных закупок ТМЦ;
  • подготовку сводной отчетной информации – все подопечные организации самостоятельно ведут учет, формируют отчеты, подают их в головной орган, который составляет сводные данные для выявления общей эффективности деятельности компании.

Необходимость создания централизованной бухгалтерии

Письмо Минфина России от 19.082003 № 03-01-01/11-241 указывает на основную цель централизации учета в бюджетной сфере: необходимость минимизации расходов и повышения эффективности работы бухгалтерских служб. К перечню задач, решаемых усилиями ЦБ, можно отнести:

  • увеличение степени достоверности учетных данных;
  • возможность применять к разным случаям единую методологию;
  • понижение уровня налоговых рисков;
  • оперативную подготовку всех видов отчетности;
  • обеспечение экономии фонда оплаты труда за счет сокращения общего штата финансовых сотрудников;
  • уменьшение расходов на организацию учета на предприятии.

ВАЖНО! В Законе № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» говорится о праве руководителя хозяйствующего субъекта самостоятельно принимать решение о том, как будет вестись учет в организации: своими силами, третьими лицами или специализированными компаниями на договорной основе (п. 3 ст. 7).

Обязанности централизованной бухгалтерии

Централизованные бухгалтерские органы должны в процессе реализации своей деятельности составлять и утверждать локальные нормативные акты в форме:

  • приказов и распорядительной документации, визируемых руководителем;
  • коллективного договора;
  • положения об учетной политике и премировании сотрудников, системе оплаты труда, об охране руда;
  • правил внутреннего распорядка.

Предназначение ЦБ – ведение налогового и бухгалтерского учета. Функциональные обязанности специалистов единого финансового органа дополнительно включают:

  • подготовку отчетов;
  • отражение всех операций в учете не только в стоимостном выражении, но и в натуральном;
  • проверку первичной документации, контроль своевременности ее оформления и представления в бухгалтерию;
  • мониторинг изменений в количественном и качественном составе ТМЦ;
  • контроль использования трудовых ресурсов и управление финансовыми потоками предприятий;
  • реализацию расчетов с контрагентами и сотрудниками, привлеченными для выполнения отдельных работ физическими лицами.

В область задач центральной бухгалтерии может входить подача отчетной документации в контролирующие органы и ведение управленческого учета, подготовка аналитических материалов, расчет смет доходов и расходов для частных и бюджетных организаций и проверка выполнения утвержденного бюджета. Работники ЦБ могут принимать участие в инвентаризациях и оказывать консультационные услуги. Отдельный сегмент работ – систематизация и организация хранения документации обслуживаемых предприятий.

Преимущества и недостатки

Положительными последствиями внедрения централизованной бухгалтерии могут стать:

  • отсутствие необходимости содержать штат финансового, планового и бухгалтерского отделов;
  • управленческие расходы сокращаются;
  • реализация запланированных проектов и программ происходит в сжатые сроки;
  • единый подход в выполнении разных задач бухгалтерского учета;
  • контролирующие действия унифицированы;
  • использование ресурсной базы предприятия происходит более эффективно благодаря двойной системе мониторинга: со стороны руководства компании и специалистов ЦБ;
  • не надо тратить средства и время на организацию курсов повышения квалификации и спецоценку условий труда для бухгалтерской службы;
  • риски хозяйственной деятельности минимизируются, так как уровень квалификационной подготовки всех специалистов ЦБ очень высокий.

К недостаткам можно отнести сокращение возможностей для руководителя в отношении расходования средств – централизованная бухгалтерия будет соотносить все виды трат с планом доходов и расходов на текущий год. Введение дополнительных обязанностей для сотрудников ЦБ возможно только при условии увеличения платы по договору.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для бюджетной сферы прямые рычаги воздействия на перечень оказываемых услуг у предприятия-заказчика отсутствуют. Степень централизации учета определяется не обслуживаемой организацией, а главными распорядителями средств и органами местного самоуправления.

Как создать централизованную бухгалтерию

Создание централизованной бухгалтерии происходит в несколько этапов:

  1. Выбор правовой формы новой структуры.
  2. Регистрация организации.
  3. Определение функционала финансового органа и его организационной структуры.
  4. Составление образца типового договора на оказание бухгалтерских услуг.
  5. Составление штатного расписания и подбор персонала.
  6. Оформление прейскуранта услуг.

Правовая форма централизованной бухгалтерии

Единство бухгалтерского учета может быть достигнуто путем выделения структурного подразделения, специализирующегося на учете (бухгалтерском, налоговом, управленческом) и планировании или через создание отдельного юридического лица. В последнем случае ответственность за полноту учета возлагается на директора ЦБ. При варианте с выделением бухгалтерии в отдельное подразделение надо будет вносить в Устав изменения, добавлять в него дополнительный вид деятельности – оказание бухгалтерских услуг.

Организационная структура централизованной бухгалтерии

При разработке оптимальной организационной структуры единого органа необходимо предусмотреть:

  1. Управление по подготовке отчетной документации (руководящий состав).
  2. Планово-аналитический или экономический отдел.
  3. Группа главных специалистов.
  4. Расчетчики для начисления и учета расчетов с наемными работниками.
  5. Учетчики.
  6. Хозяйственное подразделение.
Читайте также:  Кадастровая карта пензенской области официальный сайт

Типовой договор оказания услуг

Форма договора может быть разработана для оказания услуг на безвозмездной или возмездной основах. В документе надо прописать:

  • функции ЦБ;
  • права и обязанности сторон соглашения;
  • меры ответственности за конкретные виды нарушений;
  • указание лиц с правом подписи бухгалтерской документации;
  • сроки предоставления в бухгалтерию первичных документов и их обработки;
  • правила документооборота;
  • особенности организации хранения документов и порядок работы с архивом.

Штатное расписание и персонал

В соответствии с разработанной организационной структурой бухгалтерской службы составляется ее штатное расписание. На вакантные должности подбираются высококвалифицированные специалисты общего направления деятельности и узкой специализации. Выбор работников надо организовывать на конкурсных условиях с возможностью перевода (полного или частичного) персонала дочерних структур в ЦБ. Численность штата рассчитывается с учетом предполагаемых трудозатрат в каждом сегменте учета.

Централизация бухгалтерского учета – оптимальное решение для бюджетных организаций и крупных частных предприятий. Создание такого органа позволяет высвободить дополнительные денежные ресурсы и снизить налоговые риски.

Централизованная бухгалтерия

Централизованный учет

Централизация бухгалтерского учета бюджетных учреждений — довольно актуальный вопрос, ответ на который требует детального анализа финансового положения госучреждений.

Если объем финансирования достаточный, а также имеются существенные поступления от предпринимательской деятельности, то наличие штатного бухгалтера экономически оправдано. Если в госучреждении дефицит бюджета, то в целях экономии целесообразнее передать бухучет сторонней организации, то есть централизованной бухгалтерии.

В отличие от коммерческих структур, централизованный бухгалтерский учет организует учредитель или орган исполнительной власти муниципального образования. Решением учредителя выделяется особое структурное подразделение или самостоятельное учреждение, которое наделяется соответствующими правами и полномочиями.

Например, в муниципальном образовании создано МКУ «Централизованная бухгалтерия по обслуживанию образовательных учреждений района», которое осуществляет бухгалтерское сопровождение всех школ, детских садов и учреждений дополнительного образования детей в районном центре.

Правовые особенности

Рассмотрим отличительные особенности бухгалтерского учета в бюджетных организациях в виде таблицы:

Для структурного подразделения основным нормативным документом будет являться распоряжение органа власти о его создании.

Для самостоятельной организации основной документ — Устав, а также распоряжение учредителя о создании МУ.

Независимо от правового статуса централизованной бухгалтерии, взаимоотношения с госучреждениями должны быть оформлены официально. В данном случае необходимо составить договор на бухобслуживание, в котором следует подробно описать права и обязанности сторон.

Обязательное условие, которое должно быть прописано в договоре на бухобслуживание.

Централизованная бухгалтерия учреждений: Подробный обзор процесса

Доступно два варианта:

  1. Право первой подписи сохраняется за руководителем БУ.
  2. Передается по доверенности руководителю централизованной бухгалтерии.

При заключении договора на бухобслуживание представители сторон должны обозначить порядок приема-передачи первичной документации, учетных регистров и отчетности. По факту передачи должен быть составлен акт.

Как организовать бухгалтерский учет

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях несет руководитель. Передача полномочий сторонней организации не снимает ответственности с директора БУ.

Для каждой обслуживаемой организации должна быть разработана и утверждена самостоятельная учетная политика. Разрабатывает документ сотрудник централизованной бухгалтерии, а утверждает руководитель госучреждения.

Объединение учета по нескольким обслуживаемым госучреждениям недопустимо. То есть ЦБ обязана вести раздельный бухгалтерский учет по каждой организации. Объединять регистры и отчетность также недопустимо. Для решения данного вопроса используются автоматизированные программы для ведения бухучета.

При передаче полномочий по бухучету сторонней организации учреждение сохраняет свои права как руководителя.

То есть руководитель БУ самостоятельно:

  • решает кадровые вопросы и вопросы, связанные с размером оплаты труда (прием, увольнение, стимулирование, взыскание, утверждение штатного расписания);
  • планирует и управляет расходами учреждения (составляет план финансово-хозяйственной деятельности, план закупок, план-график закупок);
  • заключает или расторгает договоры поставки или закупки товаров, работ и услуг (для обеспечения выполнения муниципального задания);
  • принимает решения по вопросам, относящимся к финансово-хозяйственной деятельности.

Централизованная бухгалтерия

Централизованная бухгалтерия может иметь в обслуживаемых предприятиях минимальное количество своих работников ( учетно-контрольные группы) для приема и проверки первичной учетной документации и обеспечения руководства предприятия уже упоминавшейся учетной информацией. Создание централизованных бухгалтерий в большей степени отвечает требованиям достоверности и оперативности бухгалтерского учета, усиления его контрольных функций, максимальной механизации и автоматизации учетно-вы-числительных работ.

Централизация бухгалтерского (бюджетного) учета в муниципальном образовании

В настоящее время организовано большое количество централизованных бухгалтерий для обслуживания небольших предприятий и организаций, в том числе и промышленных предприятий.

Централизованные бухгалтерии являются прогрессивной формой организации бухгалтерского учета в народном хозяйстве. Они призваны обеспечить дальнейшее совершенствование бухгалтерского учета на предприятиях и в хозяйственных организациях на основе централизации учетных работ, применения современной вычислительной техники, внедрения прогрессивных форм и методов учета, усиление контроля, а также удешевление учетных работ.

Централизованные бухгалтерии организуются по решению министерств, ведомств, областных, краевых, окружных, городских и районных исполнительных комитетов Советов депутатов трудящихся для централизованного ведения бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности подведомственных, как правило, однородных предприятий и хозяйственных организаций, имеющих небольшой объем учетных работ. При этом существующие самостоятельные бухгалтерии на указанных предприятиях и в организациях упраздняются.

Централизованные бухгалтерии возглавляются главными бухгалтерами.

Централизованные бухгалтерии, созданные как самостоятельные единицы при вышестоящих хозяйственных организациях, имеют бухгалтерские балансы, расчетные счета в банке, сметы расходов на содержание и печати. Главные бухгалтеры таких централизованных бухгалтерий пользуются правами первой подписи на банковских и кассовых документах, относящихся к исполнению смет по содержанию централизованных бухгалтерий.

Централизованная бухгалтерия, обслуживающая организации, составляет бухгалтерскую отчетность, в которой отражается состав имущества этих организаций и источники его формирования.

Централизованные бухгалтерии осуществляют свою деятельность в соответствии с Типовым положением о централизованных бухгалтериях предприятий и хозяйственных предприятий ( утверждено Министерством финансов СССР 25 марта 1971 г. № 56), в котором определена структура централизованных бухгалтерий, обязанности и права главных бухгалтеров централизованных бухгалтерий и руководителей учетно-контрольных групп ( контролеров), взаимоотношения централизованных бухгалтерий с обслу-живаемыми предприятиями.

Централизованная бухгалтерия, так же как и бухгалтерия предприятия, состоит из частей ( отделов или секторов) и учетно-контрольных групп ( контролеров) на обслуживаемых предприятиях, где они осуществляют сбор учетно-отчетной документации и предварительный контроль.

Читайте также:  Концентрация алкоголя в промилле

Централизованная бухгалтерия, обслуживающая предприятия ( учреждения), составляет бухгалтерскую отчетность, в которой отражаются состав имущества этих предприятий ( учреждении) и источники его формирования.

Централизованная бухгалтерия — высшая форма централизации учета, при которой бухгалтерский учет деятельности нескольких однородных предприятий сосредоточивается в одном централизованном учетном органе. При этом, как правило, применяется механизация учета.

Централизованная бухгалтерия — высшая форма централизации учета, при которой бухгалтерский учет деятельности нескольких однородных предприятий сосредоточивается в одном централизованном учетном органе. При этом, как правило, применяется механизация учета.

Централизованные бухгалтерии организуются для централизованного ведения учета однородных и имеющих небольшой объем учетных работ организаций и предприятий. При этом самостоятельные бухгалтерии в этих организациях и на предприятиях упраздняются. В целях осуществления предварительного контроля первичной документации непосредственно на местах из состава работников централизованной бухгалтерии выделяются учетно-контрольные группы ( или отдельные контролеры) с местонахождением в низовых организациях и на предприятиях. Учетно-контрольные группы или контролеры находятся в штате централизованной бухгалтерии и подчиняются главным бухгалтерам этих бухгалтерий. В необходимых случаях учетно-контрольные группы или контролеры могут быть назначены для обслуживания двух или нескольких организаций и предприятий.

Централизованные бухгалтерии возглавляются главными бухгалтерами, которые назначаются и увольняются вышестоящими органами. Главные бухгалтеры в административном отношении подчиняются руководителю данной организации, а в части ведения бухгалтерского учета они подведомственны вышестоящему органу.

Централизованные бухгалтерии создаются для однородных предприятий, имеющих небольшой объем учетных работ. Различаются в основном два вида централизованных бухгалтерий. Первый из них получил наибольшее распространение в отраслях, обслуживающих население, где много мелких предприятий, в бюджетных организациях. Так, в торговле централизованные бухгалтерии в основном создаются при торгах, трестах общественного питания.

Централизованные бухгалтерии возглавляет главный бухгалтер, который осуществляет общее руководство работой всего бухгалтерского аппарата и может руководить одним из отделов бухгалтерии, например балансовым или финансово-расчетным. В своей деятельности главный бухгалтер руководствуется Положением о главных ( старших) бухгалтерах. Так, он обеспечивает на каждом предприятии, обслуживаемом централизованной бухгалтерией, рациональную организацию документооборота, достоверность учетных данных, контроль за сохранностью социалистической собственности, правильным расходованием денежных средств и материальных ценностей. Совместно с другими службами предприятий по данным бухгалтерского учета и отчетности он осуществляет экономический анализ хозяйственно-финансовой деятельности с целью выявления внутрихозяйственных резервов и др. По существу главные бухгалтеры централизованных бухгалтерий по отношению к каждому обслуживаемому предприятию являются главными бухгалтерами этих предприятий.

Страницы: 1 2 3 4

Централизованная бухгалтерия: спасение или наказание?

Руководителям государственных, или как их еще величают муниципальных, учреждений могут самостоятельно выбирать способ ведения бухгалтерского учета. Среди таких видов: самостоятельное ведение бухгалтерии, образовав специальное подразделение или третий вариант — отдать бухгалтерию в руки специалистов на внутренний или внешний аутсорсинг. Для того, чтобы выбрать правильный способ ведения дел следует разобраться с особенностями каждого вида.

Цель — повышение эффективности и работоспособности учреждения

В 2010 году был кардинально изменен формат финансового обеспечения всех бюджетных учреждений. Финансирование в большей степени стало зависеть от объема услуг, которые предоставляет то или иное учреждение и какие государственные задания оно выполняет.

Централизация бухгалтерского учета бюджетных учреждений — для чего это?

Минфин РФ подчеркнул, что учреждение имеет право заключив договор передать функции ведения дел централизованной бухгалтерии.

Закон "О бухгалтерском учете" гласит, что каждый руководитель государственного и муниципального образовательного учреждения должен иметь в штате должностное лицо (в большинстве случаев им выступает главный бухгалтер), которое будет нести ответственность за ведение бухгалтерии. В регионах РФ создаются специальные задания по оказанию услуг по бухучету в учреждениях (муниципальных и государственных). В числе заданий:

  1. финансовое планирование;
  2. ведение бюджетного учета;
  3. материально-техническое обслуживание.

Некоторые субъекты РФ славятся тем, что там уже действуют стандарты качества предоставления услуг бухгалтерского обслуживания учреждениям образовательного характера, учреждениям здравоохранения и культуры.

На сегодняшний день отношения учреждений, которые предоставляют услуги бухгалтерского характера и непосредственно учреждений, которым услуги оказываются, весьма двойственные. Организация бухучета лежит на учреждении медицинского, образовательного или другого учреждения, соответственно централизованная бухгалтерия должна предоставлять отчеты о своей деятельности и о проделанной работе. Однако, централизованная бухгалтерия довольно часто позиционирует себя как вышестоящий орган.

Есть предположения, что уже в недалеком будущем выполнять такие работы смогут и коммерческие организации. Это станет благоприятным моментом, ведь у централизованной бухгалтерии появятся конкуренты.

Формы и сущность централизации учета

Как правило, централизованная бухгалтерия — единое подразделение или даже организация, которая создана для выполнения задач по ведению бухгалтерского учета. Задача — организация полноценного бухгалтерского учета деятельности учреждений и/или филиалов учреждения. Централизованный бухучет может быть в трех формах:

  1. инсорсинг (учет ведется "на месте", внутри органа местного самоуправления, специальным подразделением);
  2. аутсорсинг (ведение учета налогового и бухгалтерского возложено на компанию, которая наделена полномочиями на ведение централизованной бухгалтерии);
  3. создание юридического лица органами местного самоуправления, на которое будет возложена функция ведения централизованной бухгалтерии.

Выбор формы ведения бухучета

Если какое-либо государственное (или муниципальное) учреждение ведет обширную внебюджетную деятельность, то самым лучшим вариантом будет возложить ведение бухучета на собственную бухгалтерию. Если же наоборот, внебюджетной деятельности не много, то лучше привлечь для аутсорсинга централизованную бухгалтерию.

Централизованная бухгалтерия имеет ряд плюсов:

  1. отсутствие необходимости принимать в штат, заниматься поиском бухгалтеров;
  2. учреждение не тратит никакие средства на оплату расходов на содержание собственной бухгалтерии;
  3. руководитель не несет какой-либо ответственности за несоблюдение правил о повышении квалификации бухгалтеров;
  4. в случае проведения проверок органами контроля ответственность за нарушения несет не только руководитель учреждения, но и сотрудники централизованной бухгалтерии.

Однако, стоит сказать и о минусах сотрудничества с централизованной бухгалтерией:

  1. довольно часто централизованная бухгалтерия ограничивает руководителей муниципальных (государственных) учреждений распоряжаться финансами;
  2. решение различных финансовых вопросов не всегда принимается руководителем в автономном режиме (централизованная бухгалтерия может распределять средства между разными организациями по своей выработанной стратегии);
  3. централизованные бухгалтерии могут не одобрить некоторые проекты и инициативы по модернизации учреждения, и в таком случае не будут предоставлены денежные средства на реализацию такого проекта.
Ссылка на основную публикацию
Adblock detector